Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2010 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-3080/2010,
установил:
Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение филиала - отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по городу Череповцу, Череповецкому, Кадуйскому районам Вологодской области федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") от 22.01.2010 N 344 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости";
- обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществить кадастровый учет земельных участков площадью 33 192 кв.м, 36 215 кв.м, 157 448 кв.м и 40 549 кв.м, образованных в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов площадью 267 404 кв.м с кадастровым номером 35:22:0301007:71, расположенного в деревне Городище Домозеровского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Комитетом требований.
Податель жалобы указывает следующее: отказ в кадастровом учете вновь образованных земельных участков и аннулирование сведений о земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301007:71 приведет к необходимости осуществить процедуру перевода новых земельных участков в категорию земель населенных пунктов для включения их в состав границ населенного пункта - деревни Городище Домозеровского сельсовета Череповецкого района Вологодской области; по смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в совокупности со статьями 11.2, 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:22:0301007:71, государственная собственность на который не разграничена, не является препятствием для распоряжения им, а следовательно, не препятствует разделу этого участка и учету участков, образованных в результате раздела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Череповецкого муниципального района Вологодской области от 24.04.2008 N 360 (в редакции постановления от 22.05.2008 N 444) Комитет решением от 22.07.2008 N 783 утвердил проект N 342/2008 границ земельного участка площадью 267 404 кв.м, расположенного в деревне Городище Домозеровского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, для выставления на торги для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Решением от 15.08.2008 N 857 Комитет сформировал из земель запаса названный земельный участок для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Названный участок, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 25.12.2008 N 4747, ему присвоен кадастровый номер 35:22:0301007:71.
Постановлением от 15.06.2009 N 913 правительство Вологодской области включило данный земельный участок с местоположением в северо-западной части кадастрового квартала 35:22:0301007 в границы населенного пункта - деревни Городище Домозеровского сельского совета Череповецкого района Вологодской области, установив вид разрешенного использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства". Постановлением главы Домозеровского сельского поселения от 18.06.2009 N 135 названному участку присвоен адрес: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровский сельский совет, деревня Городище.
Решением Комитета от 10.12.2009 N 935 утверждена схема N 558/2009 расположения земельных участков, которой предусмотрено формирование четырех самостоятельных земельных участков площадью 33 192 кв.м, 36 215 кв.м, 157 448 кв.м и 40 549 кв.м в результате раздела земельного участка площадью 267 404 кв.м.
Комитет обратился в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области, правопреемником которого является Управление Росреестра, с заявлением от 18.12.2009 о постановке вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, представив межевой план.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" в лице филиала - отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по городу Череповцу, Череповецкому, Кадуйскому районам Вологодской области в результате проверки документов, представленных для государственной регистрации, установило, что по форме и содержанию названные документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301007:71 имеют статус временных.
Решением названного отдела - филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 22.01.2010 N 344 в осуществлении кадастрового учета земельных участков площадью 33 192 кв.м, 36 215 кв.м, 157 448 кв.м и 40 549 кв.м отказано на основании пункта 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что решение от 22.01.2010 N 344 противоречит требованиям части 10 статьи 3 Вводного закона, пункта 1 статьи 11.3, статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствует Комитету распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 35:22:0301007:71.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 того же Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по общему правилу на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 того же закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, после государственной регистрации права собственности на них, если Вводным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 1 статьи 25 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Согласно пункту 9 статьи 4 того же Закона такие сведения до утраты ими в установленном этим же Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30.10.2009 N 3522/202/09-13875 сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301007:71 внесены в государственный кадастр недвижимости 25.12.2008, при этом сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что на момент обращения Комитета с заявлением о кадастровом учете земельных участков, образованных из названного участка, сведения о нем, внесенные в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на момент обращения Комитета с заявлением и принятия оспариваемого решения) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Рассматриваемый случай к таким исключениям не относится.
Поскольку Комитет не представил в материалы дела доказательств того, что на момент обращения с заявлением о кадастровом учете земельных участков сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301007:71 утратили статус временных, суды пришли к правильному выводу о том, что у ФГУ "Земельная кадастровая палата" отсутствовали правовые основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о вновь образованных земельных участках.
Суды правильно указали, что для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе земельного участка, находящегося в государственной собственности и поставленного на кадастровый учет без регистрации прав, Комитет, в полномочия которого в силу пункта 10 статьи 3 Вводного закона входит распоряжение таким земельным участком, мог обратиться в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета названного временного земельного участка до истечения двухлетнего периода со дня постановки этого участка на кадастровый учет, а затем - с заявлением об учете вновь образованных на его месте земельных участков.
Кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявления Комитета, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 по делу N А13-3080/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.