См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2011 г. N Ф07-12954/10 по делу N А05-7016/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Грачевой И.Л.,
судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.08.2010 по делу N А05-7016/2010 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Ярцев Александр Сергеевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества), выразившегося в непредоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 8620 кв.м с кадастровым номером 29:22:070501:7, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: город Архангельск, Дачная улица, дом 56, корпус 1, строение 2.
Решением от 30.08.2010 суд признал бездействие Управления Росимущества незаконным, обязал подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка и направить его Ярцеву А.С. в течение десяти дней после вынесения решения.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 30.08.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: в силу пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение об Управлении Росимущества), Управление Росимущества осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности по поручению Росимущества; ввиду отсутствия такого поручения у Управления Росимущества отсутствовали основания для заключения с предпринимателем договора купли-продажи данного земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в по правилам статьи 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Ярцев А.С. является собственником здания закрытой стоянки площадью 3547,6 кв.м с кадастровым номером 29:22:070501:0003:019943/00, расположенного по адресу: город Архангельск, Дачная улица, дом 56, корпус 1, строение 2, приобретенного у индивидуального предпринимателя Зыкова Андрея Леонидовича по договору купли-продажи от 01.07.2009 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2009 серии 29-АК N 385804).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 8620 кв.м с кадастровым номером 29:22:070501:7, относящемся к землям населенных пунктов и находящемся в собственности Российской Федерации. Местоположение названного земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего следующий почтовый адрес: город Архангельск, Дачная улица, дом 56, корпус 1, строение 2.
По договору от 20.04.2006 N 169/1 Управление Росимущества предоставило данный земельный участок Зыкову А.Л. в аренду до 06.10.2053 для эксплуатации здания закрытой стоянки.
Зыков А.Л. и Ярцев А.С. 10.09.2009 заключили соглашение о переходе к заявителю прав и обязанностей арендатора земельного участка по договору аренды от 20.04.2006 N 169/1.
Ярцев А.С. 09.12.2009 обратился в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив необходимые для выкупа документы. Письмом от 11.12.2009 предприниматель направил в Управление Росимущества дополнительный пакет документов.
Росимущество возвратило заявку предпринимателя с комплектом представленных документов, указав в письме от 17.05.2010 N ПП-10/12741 на необходимость дополнительно представить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве заявителя на объект недвижимости; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, содержащий сведения о расположенном на нем здании, строении, сооружении, иной документ, подтверждающий отсутствие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам; документ, позволяющий идентифицировать объект недвижимости, принадлежащий Ярцеву А.С. и расположенный на спорном участке.
Управление Росимущества в письме от 27.05.2010 N 4840 сообщило заявителю о необходимости устранить недостатки, имеющиеся в представленных материалах по приватизации и указанные в письме Росимущества от 17.05.2010 N ПП-10/12741.
Во исполнение данных указаний предприниматель письмом от 15.06.2010 направил Управлению Росимущества справку об отсутствии на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
Поскольку Управление Росимущества в нарушение установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядка не приняло решения о предоставлении земельного участка предпринимателю в собственность, не подготовило и не направило в его адрес проект договора купли-продажи испрашиваемого участка с предложением заключить такой договор, Ярцев А.С. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества незаконно бездействует и нарушает его права и законные интересы.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований предпринимателя, признал оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и обязал его подготовить и направить Ярцеву А.С. проект договора купли-продажи спорного земельного участка в течение десяти дней после вынесения решения по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что выводы суда соответствуют позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 09.02.2010 N 13258/09.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что предприниматель как собственник объекта недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названным объектом с целью эксплуатации здания закрытой стоянки, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Управление Росимущества в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению предпринимателя и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов предпринимателя, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельного участка, занятого объектом недвижимости.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суд обоснованно признал несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества данное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации предпринимателем, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка.
Поскольку суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.08.2010 по делу N А05-7016/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.