Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
рассмотрев 21.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дмитриевский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2010 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 (судьи Федосеева О.А., Журавлев А.В., Козлова С.В.) по делу N А05-6706/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Дмитриевский леспромхоз" (далее - ОАО "Дмитриевский леспромхоз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее - Агентство) о возврате из областного бюджета 8 559 322 руб. 50 коп. арендной платы, перечисленной за период с 12.06.2007 по 22.10.2008 по договору аренды участков лесного фонда от 24.03.1995 N 4 (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 06.09.2010 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.11.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Дмитриевский леспромхоз", ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что судами необоснованно определены в качестве правовых оснований для определения цены (размера оплаты) за использование лесных ресурсов в размере большем, чем установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310), протоколы согласования размера арендной платы и порядка её внесения на 2007 и на 2008 годы к договору аренды участка лесного фонда от 24.03.1995; действовавшие в спорный период нормативные правовые акты не предоставляли лесхозам полномочий по установлению договорной цены за использование лесных ресурсов; протоколы не содержат договорного условия о цене, а только отражают применение сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (ставок), установленных уполномоченными на то государственными органами.
По мнению подателя жалобы, суды применили к отношениям сторон утративший силу правовой акт; единственным нормативным правовым актом, устанавливающим цену за использование лесных ресурсов на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 14.02.2011 был объявлен перерыв до 10 час. 21.02.2001.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между Устьянским лесхозом Архангельского управления лесами (правопредшественник Агентства) и ОАО "Дмитриевский лесхоз" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда от 24.03.1995 N 4 сроком на 20 лет по 31.12 2014 (пункт 7 договора), согласно которому арендатор принимает участки лесного фонда для заготовки древесины по рубкам главного пользования и промежуточного пользования.
В соответствии с пунктом 5.3 договора размер арендной платы устанавливается ежегодно с оформлением протокола, который подписывается сторонами.
Согласно протоколу согласования размера арендной платы и порядка её внесения на 2007 год, подписанному сторонами 25.12.2006, размер арендной платы на 2007 год установлен в сумме 14 012 130 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 8 242 376 руб. подлежит внесению в федеральный бюджет, в части, превышающей минимальные ставки - 5 769 754 руб., подлежит внесению в бюджет субъекта федерации; арендная плата на 2007 год, исчисленная по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 с коэффициентом на 2007 год 1,8.
Между сторонами 28.12.2007 подписан протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2008 год, в соответствии с которым размер арендной платы на 2008 год установлен в сумме 16 115 112 руб., в том числе арендная плата в части минимальных ставок - 9 477 000 руб. подлежит внесению в федеральный бюджет, в части, превышающей минимальные ставки - 6 638 112 руб., подлежит внесению в бюджет субъекта. Годовой размер арендной платы на 2008 год определен исходя из сложившегося на 01.01.2007 общего уровня арендной платы - 49,9 руб./кб.м, в том числе минимальный размер - 29,35 руб./кб.м, с коэффициентом индексации по уровням бюджетов 1,15.
В период с 12.06.2007 по 22.10.2008 истец вносил арендную плату, исходя из порядка и размера, установленного указанными протоколами.
В порядке приведения договора аренды участков лесного фонда от 24.05.1995 N 4 в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации стороны заключили договор аренды лесного участка от 22.10.2008 N 469 сроком по 23.03.2015 (пункт 7.1 договора).
ОАО "Дмитровский леспромхоз" полагая, что с 12.06.2007 и до момента перезаключения договора от 22.10.2008 N 469 оно не обязано было производить арендную плату, в части, превышающей минимальные ставки, перечислявшуюся в областной бюджет, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в иске.
Суды установили, что ОАО "Дмитриевский леспромхоз", заключив договор от 24.03.1995 N 4, оплачивало арендную плату в соответствии с его условиями, к Агентству с требованиями об уменьшении размера арендной платы до заключения нового договора аренды лесного участка от 22.10.2008 N 469 не обращалось.
Суды применили статью 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, статьи 307, 309, 422, 424 и 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды пришли к выводам о том, что, истцом надлежащим образом исполнены обязательства по договору аренды от 24.03.1995 N 4, размер внесенной ОАО "Дмитриевский леспромхоз" арендной платы в 2007 и 2008 годах согласован сторонами, отсутствует излишне уплаченная ОАО "Дмитриевский леспромхоз" арендная плата в областной бюджет за период с 12.06.2007 по 22.10.2008.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Договор аренды от 24.03.1995 N 4 участков лесного фонда заключен в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации от 1993 года, условия договора соответствуют положениям действующего законодательства.
Законом N 201-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи. Частью 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 принято в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 2 Закона N 201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 4 Закона N 201-ФЗ Министерством природных ресурсов Российской Федерации приказом от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу приведенных норм положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договора аренды участков лесного фонда от 24.03.1995 N 4, условия которого в спорный период не были изменены в предусмотренном законом и договором порядке.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о том, что в спорный период до переоформления договора аренды участков лесного фонда арендная плата подлежала уплате в ранее согласованном сторонами размере, указанном в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2007 и 2008 годы, основаны на правильном толковании норм права.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 по делу N А05-6706/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дмитриевский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.