Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Колесниковой С.Г.,
судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс" Поповой О.Н. (доверенность от 21.06.2010), от федерального государственного унитарного предприятия "Карьер Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" внешнего управляющего Садриева В.С. (определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2010 по делу N А26-5939/2009) и Лебедева С.Л. (доверенность от 10.02.2011 N 10),
рассмотрев 21.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Карьер Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2010 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 (судьи Есипова О.И., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А26-3826/2010,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Карьер Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Предприятие, ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) от 25.11.2009 N 310 "О прекращении права пользования недрами, предоставленного ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" по лицензии ПТЗ 01213 ТЭ".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Росдоринвест" (далее - ООО "Росдоринвест") и общество с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс" (далее - ООО "Карелприродресурс").
Решением суда первой инстанции от 22.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.10.2010, в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Карелприродресурс" и Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд просят оставить вынесенные по настоящему делу решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Карелприродресурс" просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем она рассмотрена в их отсутствие.
Кассационной инстанцией в порядке процессуального правопреемства, в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с реорганизацией в форме преобразования произведена замена Министерства природных ресурсов Республики Карелия на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - Комитет).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" была выдана лицензия на право пользования недрами ПТЗ 01213 ТЭ от 22.12.2004 сроком действия до 30.12.2014 на добычу строительного камня на Северо-Западном участке месторождения габбро-диоритов "Ранта-Мяки" с целью производства щебня.
В ходе контрольного мероприятия Министерством установлено и отражено в акте проверки от 12.02.2009 N 12-02-2009, что фактические объемы добычи минерального сырья значительно ниже минимального согласованного уровня (не менее 300 тыс. куб. м. в год), указанного в подпункте 7.2 пункта 7 условий пользования недрами (далее - Условия), являющихся неотъемлемой частью лицензии. Кроме того, заявителем в нарушение пункта 5 Условий пользования недрами не представлен отчет 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых".
Уведомлением о нарушении вышеназванных Условий по лицензии ПТЗ 01213 ТЭ от 21.07.2009 N ЛШ/06-7799 Министерство предложило Предприятию устранить выявленные нарушения (внести изменения в подпункт 7.2 пункта 7 Условий пользованиями недрами) и представить документально подтвержденные сведения об их устранении.
В связи с неустранением заявителем в трехмесячный срок нарушений Условий лицензии, Министерство издало приказ от 25.11.2009 N 310 о досрочном прекращении ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" права пользования недрами на Северо-Западном участке месторождения габбро-диоритов "Ранта-Мяки".
Предприятие не согласилось с приказом Министерства и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктом 11 названных Условий предусмотрено досрочное прекращение права пользования недрами при невыполнении Предприятием подпункта 4.2 пункта 4 (непредставление документов об открытии кредитной линии) и подпункта 7.2 пункта 7 (несоблюдение минимального согласованного уровня добычи сырья - не менее 300 тыс. куб. м. в год).
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена статьей 21 Закона о недрах, а также пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования). Согласно названным нормам решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что уровень добычи щебня ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" в период с 2007-2009 годов составлял ежегодно менее 300 тыс. куб.м (2007 год - 231,2 тыс. куб.м; 2008 год. - 218,4 тыс. куб.м; за 6 месяцев 2009 года - 1,9 тыс. куб. м.). Действий по устранению выявленных нарушений и снижению минимального уровня добычи минерального сырья заявителем не предпринято.
Доказательств невозможности соблюдения Предприятием требований, предъявляемых к его деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе Предприятию в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого приказа Министерство от 25.11.2009 N 310 "О прекращении права пользования недрами, предоставленного ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" по лицензии ПТЗ 01213 ТЭ".
Довод подателя жалобы о нарушении Министерством процедуры досрочного прекращения права пользования недрами подлежит отклонению как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом апелляционной инстанции, факт получения заявителем уведомления о нарушении условий пользования недрами подтверждается представленными в дело доказательствами: сопроводительным письмом от 03.08.2009 о направлении копии уведомления (исходящий от 03.08.2009 N ГГ-06/8182; ответом начальника ФГУП "Карьер Ранта-Мяки при Спецстрое России" от 14.08.2009 за N 67/478 (на исходящий от 03.08.2009 N ГГ-06/8182); приложением Предприятием к направленному в арбитражный суд заявлению имеющейся копии уведомления от 21.07.2009. Основания для переоценки данного вывода суда у кассационной инстанции отсутствуют.
Суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют. Доводы подателя кассационной жалобы по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А26-3826/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Карьер Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.