Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Формула" Бубнова А.А. (доверенность от 11.03.2010), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Корсаковой И.В. (доверенность от 05.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2010 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-3773/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Формула" (далее - ООО "Формула") обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление Роснедвижимости), выразившиеся во внесении в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и в государственный кадастр недвижимости следующих сведений о предоставленном ООО "Формула" в аренду земельном участке площадью 6641 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200024:003, расположенном по адресу: Тверская область, город Тверь, улица 2-ая Лукина, дом 9: наименование вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии - 7", удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (далее - УКДС) 12 272,21 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 81 499 746,61 руб.;
- обязать Управление Роснедвижимости внести в государственный кадастр недвижимости следующие сведения об указанном земельном участке: наименование вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок - 9", УКДС 3087,49 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 20 502 786, 09 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета требований, привлечен Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет).
В ходе рассмотрения дела Управление Роснедвижимости на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра) в порядке правопреемства в связи с реорганизацией.
Решением от 28.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает следующее: с учетом распоряжения Комитета от 06.07.2009 N 1394 о предоставлении ООО "Формула" в аренду спорного земельного участка под административное здание данный участок правомерно отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 "Типовой перечень видов разрешенного использования" к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень); поэтому Управление Роснедвижимости правомерно применило УКДС, соответствующий 7-й группе видов разрешенного использования земельного участка при расчете его кадастровой стоимости; суды не исследовали цели деятельности ООО "Формула", указанные в его уставе, а также вопрос о соответствии фактического использования земельного участка этим целям и цели предоставления земельного участка в аренду, влияющие на оспариваемые сведения о земельном участке; с 15.09.2010 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости наделено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, в связи с этим исполнение судебных актов для Управления Росреестра затруднительно.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Формула", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управлении Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Формула" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы города Твери от 15.01.1999 N 50 администрация города Твери (арендодатель) предоставила обществу с ограниченной ответственностью "Тверской сувенир" (далее - ООО "Тверской сувенир") по договору от 13.12.2000 в аренду до 31.12.2010 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200024:0003, расположенный по адресу: город Тверь, улица 2-я Лукина, дом 9, под производственное строение и очистные сооружения.
ООО "Формула" по договору купли-продажи от 04.02.2005 приобрело у ООО "Тверской сувенир" объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: город Тверь, улица 2-я Лукина, дом 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2005 серии 69-АА N 621786).
По договору от 06.04.2005 ООО "Тверской сувенир" передало ООО "Формула" права и обязанности арендатора по договору аренды от 13.12.2000. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 25.04.2005.
В последующем, заявитель, получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.04.2007 N 69-96, зарегистрировал в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на административное здание площадью 386,3 кв.м, инвентарный номер 008541, расположенное по тому же адресу (свидетельство о государственной регистрации права от 18.07.2007 серии 69 АБ N 117274).
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па утверждены материалы актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области. Согласно результатам актуализации спорный земельный участок отнесен по виду разрешенного использования к 9-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", УКДС 3087,49 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 20 502 786,09 руб.
Комитет обратился в Управление Роснедвижимости с заявлением от 16.07.2009 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, представив распоряжение от 06.07.2009 N 1394 о предоставлении ООО "Формула" в аренду на 11 месяцев земельного участка площадью 6641 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200024:0003 под административное здание.
На основании указанного заявления Управление Роснедвижимости, составив 02.12.2009 протокол выявления технической ошибки N 339 и акт определения кадастровой стоимости, приняло решение от 07.08.2009 N 6900/301/09-76810 о внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) следующих изменений: значение УКДС 3087,49 руб. земельного участка заменить на значение 12 272,21 руб. за 1 кв.м, ранее указанную кадастровую стоимость 20 504 201,09 руб. заменить на 81 499 746,61 руб. в связи с отнесением спорного земельного участка к 7-й группе разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, земельные участки для размещения религиозных объектов".
Претендуя на выкуп данного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по стоимости, которая определяется и рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, Общество получило заверенную Управлением Роснедвижимости кадастровую выписку от 11.08.2009 N 02-69/09-2-175519 о названном земельном участке, в которой указаны следующие сведения: разрешенное использование - для обслуживания административного здания, УКДС - 12272,21 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 81 499 746,61 руб.
ООО "Формула" обратилось с настоящим заявлением в суд, считая, что действия Управления Роснедвижимости по внесению в ГКН изменений, касающихся определения вида разрешенного использования и кадастровой стоимости арендованного им участка, незаконны и нарушают его права, в том числе исключительное право на приобретение спорного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и (или) действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение и (или) действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений и (или) действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действиями (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемых действий незаконными. Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что Управление Роснедвижимости при определении кадастровой стоимости предоставленного ООО "Формула" в аренду земельного участка неправильно установило УКДС в размере 12 272,21 руб. за кв.м и кадастровую стоимость в размере 81 499 746,61 руб. в связи с неправомерным отнесением этого участка по виду функционального использования к 7-й группе Типового перечня "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила) на территории Тверской области в 2007-2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области. Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па.
В результате проведенной кадастровой оценки спорный земельный участок, учтенный под номером 23247, по виду разрешенного использования отнесен к 9-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; УКДС установлен в размере 3087,49 руб. за кв.м, кадастровая стоимость - 20 502 786,09 руб.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Тверской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости, осуществляются, если иное не установлено этим Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона о кадастре).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета, предусмотрен статьей 22 Закона о кадастре, пунктом 9 части 1 которой установлено, что с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 названного Закона сведений).
Суды, исследовав имеющиеся в деле документы (договор аренды от 13.12.2000, договор о передаче прав и обязанностей от 06.04.2005, устав ООО "Формула", утвержденный общим собранием участников 01.12.1999 с учетом последующих изменений, согласно которому общество осуществляет, в числе прочих, торгово-закупочную, коммерческо-посредническую, производственную деятельность, а также оптовую, розничную, комиссионную торговлю, оказывает транспортные и иные услуги), установили, что земельный участок предназначался под производственные и очистные сооружения, находится в производственном квартале.
Поскольку спорный земельный участок был предоставлен ООО "Тверской сувенир" под производственные строения и очистные сооружения, то суды обоснованно признали, что принятие Комитетом распоряжения от 06.07.2009 N 1394 о предоставлении этого участка в аренду ООО "Формула" для размещения на нем административного здания, не свидетельствует об изменении вида его разрешенного использования в порядке, установленном нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не обусловлено осуществлением заявителем деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
При таком положении внесение в ГКН изменений в сведения о спорном земельном участке на основании такого распоряжения противоречит приведенным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку значения УКДС и кадастровой стоимости данного участка неправомерно установлены Управлением Роснедвижимости исходя из его принадлежности по виду функционального использования к 7-й группе Типового перечня.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А66-3773/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.