Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.08.2010 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А42-4106/2010,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлении о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области в городе Мончегорске (далее - Отдел) от 02.06.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 09.07.2010 произведена замена ответчика на надлежащего - Управление Федеральной миграционной службы по Мурманской области (далее - Управление).
Решением суда от 16.08.2010, оставленным без изменении постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010, заявленные Администрацией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
Администрация, Управление и Отдел о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления на основании распоряжения от 25.05.2010 проведена проверка соблюдения Администрацией миграционного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено, что Администрация предоставила в аренду нежилое помещение по адресу: пгт. Ревда, ул. Победы, дом 33, индивидуальному предпринимателю Антоновой Анне Григорьевне, которая привлекла к трудовой деятельности гражданку Украины Мишину И.А., не имеющую разрешение на работу.
По данному факту вынесено определение от 28.05.2010 о возбуждении в отношении Администрации дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования, по результатам которого составлен протокол от 02.06.2010 о совершении Администрацией нарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесено постановление от 02.06.2010 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ей наказания в виде 470 000 рублей штрафа.
Согласно части 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее торговыми объектами (торговыми комплексами).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Администрация муниципального образования городское поселение Ревда является органом местного самоуправления, действующим на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). В соответствии со статьей 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Статьей 51 Закона N 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Согласно статье 32 Устава городского поселения Ревда Ловозерского района, администрация городского поселения - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского поселения Ревда, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения федеральными законами и законами Мурманской области.
В силу положений статьи 34 Устава Администрация распоряжается муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в Совет депутатов городского поселения об отчуждении объектов муниципальной собственности (пункт 2 части 2 Устава).
Согласно свидетельству о регистрации права от 28.04.2009, за Администрацией на праве собственности закреплен объект недвижимости - "помещение, назначение: нежилое, общая площадь 175,1 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане IV, адрес объекта: Мурманская область, Ловозерский район, пгт. Ревда, ул. Победы, дом 33".
Из материалов дела видно, что 29.03.2010 между Администрацией (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Антоновой А.Г. (арендатор) заключен договор аренды N 202 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Ревда, ул. Победы, дом 33, площадью 175,1 кв.м. (номер помещения в поэтажном плане IV), этаж 1, для содержания магазина и парикмахерской сроком до 01.07.2015.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за предоставление торгового помещения предпринимателю Антоновой А.Г., которая привлекла к трудовой деятельности в качестве продавца-консультанта магазина "Новой одежды из Европы", расположенного по адресу: пгт. Ревда, ул. Победы, дом 33, гражданку Украины Мишину И.А., не имеющую разрешения на работу.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях Администрации события и состава вмененного ей административного правонарушения. При этом суды обоснованно указали на то, что Администрацию в данном случае нельзя отнести к юридическим лицами, предоставляющим торговые места в торговом комплексе. Также судами правомерно установлено, что в распоряжении администрации находится не торговый объект, а недвижимое имущество, сданное в аренду.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что Администрация в данном случае не является субъектом вмененного ей правонарушения.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции указал также на нарушение административным органом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которое выразилось в составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении в один день; довод Управления об отсутствии ходатайства заявителя об отложении процессуальных действий отклонен судом апелляционной инстанции на том основании, что материалы дела не содержат сведений о разъяснении прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при составлении 02.06.2010 протокола об административном правонарушении присутствовал законный представитель - Глава Администрации Мамедов А.К.о., которому были разъяснены все права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено административное производство, что подтверждается подписью Мамедова А.К.о. в соответствующем разделе протокола (л.д. 20-21). Дело об административном правонарушении рассмотрено в тот же день с его участием, поскольку ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступило.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно не расценил составление протокола и вынесение постановления в один день как существенное процессуальное нарушение.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение суда Арбитражного суда Мурманской области от 16.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А42-4106/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.