См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2011 г. N Ф07-1291/2011 по делу N А56-20235/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Клириковой Т.В.,
судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Аксеновой И.В., от Федерального государственного унитарного предприятия "Ленинградский механический завод имени Карла Либктехта" Козловой В.А. (доверенность от 29.06.2010 N 003), от Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Ереминой А.В. (доверенность от 01.01.2011 N 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Ленинградский механический завод имени Карла Либктехта" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2010 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-20235/2010,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский механический завод имени Карла Либктехта" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Аксеновой И.В. от 07.04.2010 о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее - УФССП по СПб), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФ), Северо-Западное территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам (далее - Комитет), общество с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад" (далее - ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад"), общество с ограниченной ответственностью "Технический центр "Геркон" (далее - ООО "ТЦ "Геркон") и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением суда от 18.08.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010, Предприятию в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, судебный пристав-исполнитель и представитель УФССП по СПб просили оставить судебные акты без изменения.
Инспекция, УПФ, Комитет, ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад", ООО "ТЦ "Геркон" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства N 6701/6/02С, возбужденного в отношении Предприятия, судебным приставом-исполнителем наложены аресты на имущество должника.
Судебный пристав-исполнитель 08.12.2008, 02.09.2008, 07.05.2009, 21.05.2009 вынес постановления об участии специалиста в исполнительном производстве, согласно которым оценка арестованного имущества для определения его рыночной стоимости поручена специализированным организациям - ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад" и ООО "ТЦ "Геркон", с которыми УФССП по СПб заключены государственные контракты на выполнение государственного заказа по оценке арестованного имущества.
Результаты оценки имущества должника оформлены специалистами-оценщиками в виде отчетов об оценке рыночной стоимости арестованного имущества, которые приняты судебным приставом-исполнителем постановлениями от 25.11.2008, 05.12.2008, 27.02.2009, 07.05.2009, 19.05.2009 и от 04.06.2009.
Постановлением от 07.04.2010 судебным приставом-исполнителем с Предприятия взыскано 670 500 руб. расходов по совершению исполнительных действий - по оценке арестованного имущества, принадлежащего должнику, произведенной ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад" и ООО "ТЦ "Геркон" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 27.04.2010).
Полагая постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 части 2 статьи 85 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Частями 1 и 3 статьи 61 Закона N 229-ФЗ установлено, что в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
Согласно части 1 статьи 116 Закона N 229-ФЗ расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Частью 2 этой же статьи Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что к расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные, в том числе на вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов; совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу частей 1 и 3 статьи 117 Закона N 229-ФЗ расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника. Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.
Из материалов дела видно, что 08.12.2008, 02.09.2008, 07.05.2009 и 21.05.2009 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об участии специалиста в исполнительном производстве, в соответствии с которыми оценка арестованного имущества для определения его рыночной стоимости поручена специалистам-оценщикам ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад" и ООО "ТЦ Геркон" на основании дополнительных соглашений от 25.08.2008, от 20.11.2008, от 09.02.2009 N 2, от 23.04.2009 N 14, от 21.05.2009 N 27 и N 28 к Государственным контрактам на выполнение государственного заказа по оценке арестованного имущества от 01.08.2008 N 11, от 01.08.2008 N 12, от 01.08.2008 N 13, от 21.02.2008 N 12, от 02.07.2007 N 13, от 16.01.2009 N 1, заключенным между УФССП по СПб и ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад", а также дополнительного соглашения от 24.11.2008 к Государственному контракту на выполнение государственного заказа на оказание услуг по оценке арестованного имущества от 01.08.2008 N 6, заключенному между УФССП по СПб и ООО "ТЦ Геркон". Согласно названным постановлениям, вознаграждение за выполненную работу, на которое имеет право специалист, отнесено к расходам по совершению исполнительных действий.
По результатам произведенной оценки специалистами-оценщиками составлены соответствующие отчеты, а именно: отчеты ООО "Юридическое агентство "Алтара" Северо-Запад" от 17.11.2008 N 102/171/0-НА, от 20.11.2008 N 437/171/0-НИ - приняты судебным приставом-исполнителем постановлением от 25.11.2008, общая стоимость оценки 40 000 руб.; от 28.11.2008 N 104/171/0-НА - принят судебным приставом-исполнителем постановлением от 05.12.2008, стоимость оценки 20 000 руб.; от 13.05.2009 N 151/230/4-НБ - принят судебным приставом-исполнителем постановлением от 19.05.2009, стоимость оценки 22 500 руб.; от 20.02.2009 N 062/090/2-НБ, от 20.02.2009 N 063/090/2-НБ - приняты судебным приставом-исполнителем постановлением от 27.02.2009, общая стоимость оценки 45 000 руб.; от 21.11.2008 N 436/250/8НИ, от 21.11.2008 N 438/121/1НИ - приняты судебным приставом-исполнителем постановлением от 07.05.2009, общая стоимость оценки 480 000 руб.; от 22.05.2009 N 163/210/5НШ, от 22.05.2009 N 164/210/5НШ - приняты судебным приставом-исполнителем постановлением от 04.06.2010, общая стоимость оценки 40 000 руб.; отчеты ООО "ТЦ "Геркон" от 31.12.2008 N 34186, 34187, 34108, 34188 - приняты судебным приставом постановлением от 07.05.2009, общая стоимость оценки 23 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что судебным приставом-исполнителем документально подтверждены расходы, затраченные на проведение оценки арестованного имущества Предприятия, в сумме 670 500 рублей.
Однако из материалов дела следует, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010, оставленным без изменения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа от 15.12.2010, по делу N А56-30027/2009 признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Аксеновой И.В., оформленных постановлением от 07.05.2009 N 6701/6/02С, выразившиеся в принятии оценки стоимости имущества должника. Из мотивировочной части судебных актов видно, что суды пришли к выводу о нарушении судебным приставом-исполнителем требований пункта 3 части 4 статьи 85 Закона N 229-ФЗ, а также о нарушении прав и законных интересов Предприятия.
Судом первой инстанции не дано оценки законности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании расходов по оценке имущества, утвержденной постановлением от 07.05.2009 N 6701/6/02С. Суд апелляционной инстанции посчитал, что признание незаконными действий судебного пристава-исполнителя не отменяет обязанности должника оплачивать расходы организаций-оценщиков.
Однако из смысла статьи 117 Закона N 229-ФЗ следует, что возмещению за счет должника подлежат только расходы по совершению законных исполнительных действий.
Судам в данном случае надлежало выяснить законность совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, за совершение которых взыскиваются с Предприятия расходы. В частности, суду надлежало выяснить, повлекли ли признанные незаконными действия судебного пристава-исполнителя дополнительные расходы по проведению повторной оценки имущества.
Поскольку судами этот вопрос не исследовался и оценки ему не давалось, то судебные акты в указанной части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку законности и обоснованности оспариваемому постановлению судебного пристава-исполнителя в части расходов по оценке имущества, утвержденной постановлением от 07.05.2009 N 6701/6/02С.
В остальной части решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Необоснованным является довод кассационной жалобы о том, что расходы по оценке имущества фактически не понесены службой судебных приставов, поскольку законность и обоснованность сумм, подлежащих перечислению по государственным контрактам за произведенную оценку за счет должника, установлена судом.
Кассационная инстанция также отклоняет довод жалобы о нарушении апелляционным судом части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившимся в принятии от судебного пристава-исполнителя дополнительных доказательств без обоснования невозможности представить их в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А56-20235/2010 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу от 07.04.2010 в части расходов по оценке имущества, утвержденной постановлением от 07.05.2009 N 6701/6/02С.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.