Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Захарова А.В. (доверенность от 11.01.2011 N 03-40/05), от федерального государственного учреждения "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" Ибрагимовой Е.С. (доверенность от 02.09.2010 N 03-28-412),
рассмотрев 01.02.2011 в открытом судебном заседании (после перерыва в судебном заседании 25.01.2011) кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А56-6008/2009 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - ГБУ "Волго-Балт", Учреждение) 37 201 руб. 27 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты авансового платежа по транспортному налогу за II и III кварталы 2008 года.
Решением суда от 07.06.2010 в удовлетворении заявления отказано.
При рассмотрении дела апелляционным судом произведена замена заявителя в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) в связи с реорганизацией.
Постановлением апелляционного суда от 20.09.2010 решение от 07.06.2010 отменено, заявленные Инспекцией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГБУ "Волго-Балт" просит постановление от 20.09.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. Ответчик считает, что у Инспекции отсутствовали основания для доначисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за II и III кварталы 2008 года, поскольку Учреждение обращалось в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате этого налога и решения Управления об отказе в предоставлении такой отсрочки признаны недействительными в судебном порядке. Следовательно, как считает налогоплательщик, в силу пункта 8 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы пеней, начисленные с даты, установленной для уплаты налога, до дня вступления в силу решения об отсрочке уплаты налога, подлежат включению в сумму задолженности, относительно уплаты которой предоставлена отсрочка; позднее даты вступления в силу такого решения пени не начисляются.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 25.01.2011 суд кассационной инстанции объявил перерыв до 13 час. 45 мин. 01.02.2011.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Представители Общества и Инспекции в судебных заседаниях 25.01.2011 и 01.02.2011 поддержали свои правовые позиции. После перерыва Инспекция представила детальный расчет пеней за II и III кварталы 2008 года.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает жалобу Учреждения подлежащей частичному удовлетворению в связи со следующим.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ГБУ "Волго-Балт" 23.10.2008 представило в Инспекцию расчеты авансовых платежей по транспортному налогу за II и III кварталы 2008 года, согласно которым уплате в бюджет подлежит 1 599 046 руб. этого налога за II квартал и 1 598 771 руб. - за III квартал. Поскольку налогоплательщик не уплатил указанные суммы аванса в установленный срок (до 31.07.2008 и 31.10.2008 соответственно), Инспекция направила ему требование от 04.12.2008 N 1868 об уплате 37 201 руб. 27 коп. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты авансового платежа, в срок до 26.12.2008.
Данную сумму пеней Учреждение в установленный срок не уплатило.
Поскольку ГБУ "Волго-Балт" является бюджетным учреждением и не имеет рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов в банках, его финансирование осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации через бюджетный счет, взыскание налоговой задолженности с которого в соответствии с частью 2 статьи 45 НК РФ может производиться только в судебном порядке, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения спора суд установил, что 14.10.2008 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате транспортного налога за II квартал 2008 года. Управление решением от 05.11.2008 N 17-10/29148 отказало в предоставлении отсрочки.
ГБУ "Волго-Балт" 26.11.2008 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате транспортного налога за III квартал 2008 года. Решением от 30.12.2008 N 17-10/34964 в предоставлении отсрочки отказано.
Суд первой инстанции отказал во взыскании пеней. При этом суд исходил из того, что вступившим в законную силу судебными актами арбитражного суда по делам N А56-14624/2009 и А56-20309/2009, имеющими преюдициальное значение для рассматриваемого спора, установлено, что у Управления отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в предоставлении отсрочки по уплате транспортного налога за II и III кварталы 2008 года; решения налогового органа от 05.11.2008 N 17-10/29148 и от 30.12.2008 N 17-10/34964 признаны недействительными. Суд пришел к выводу, что отказ налогового органа в предоставлении отсрочки уплаты налога, признанный неправомерным в судебном порядке, свидетельствует о ненадлежащей реализации налоговым органом предоставленных ему законом полномочий и не может повлечь для налогоплательщика наступления отрицательных последствий в виде начисления пеней.
Апелляционный суд признал позицию суда первой инстанции ошибочной и удовлетворил требования Инспекции. Суд установил, что в рамках дел N А56-14624/2009 и А56-20309/2009 Учреждение отказалось от заявленных требований в части возложения на Управление обязанности принять соответствующие решения о предоставлении отсрочки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за II и III кварталы 2008, в связи с чем правой акт, изменяющий срок уплаты налога, отсутствует.
Вместе с тем апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 64 НК РФ при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, в пределах суммы недофинансирования из бюджета или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Согласно статье 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Факт признания судом недействительным решения об отказе в предоставлении отсрочки является основанием для принятия налоговым органом решения о предоставлении отсрочки по уплате налога.
Согласно положениям пункта 6 статьи 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 названного Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. В связи с тем, что отсрочка уплаты налога была предоставлена Учреждению по причине задержки финансирования из бюджета, в силу абзаца 2 пункта 4 статьи 64 НК РФ на сумму задолженности также не начисляются проценты.
Поскольку вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда отказ Управления в предоставлении ГБУ "Волго-Балт" отсрочки по уплате транспортного налога за II и III кварталы 2008 года признан незаконным, то в соответствии с пунктом 8 статьи 64 НК РФ период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения Управлением решений об отказе в предоставлении отсрочки - 05.11.2008 за II квартал 2008 года и 30.12.2008 за III квартал того же года. Непринятие Управлением впоследствии отдельных решений о предоставлении отсрочки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за II и III кварталы 2008 года свидетельствует о неустранении налоговым органом, вопреки требованиям состоявшихся судебных актов, допущенных нарушений.
Согласно расчету пеней, представленному Инспекцией суду кассационной инстанции, 37 201 руб. 27 коп. пеней начислены ответчику за ноябрь 2008 года за просрочку уплаты авансового платежа по транспортному налогу за оба спорных квартала 2008 года. При этом на задолженность за II квартал в сумме 1 599 046 руб. начислено 18 602 руб. 23 коп. пеней, а на задолженность за III квартал в размере 1 598 771 руб. - 18 599 руб. 35 коп. пеней. Спор по расчету пеней у сторон отсутствует.
При таких обстоятельствах следует признать неправомерным начисление Инспекцией Учреждению 18 602 руб. 23 коп. пеней за ноябрь 2008 года за просрочку уплаты авансового платежа по транспортному налогу за II квартал 2008 года.
У апелляционного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления налогового органа в этой части.
Постановление от 20.09.2010 в этой части подлежит отмене с оставлением в силе решения от 07.06.2010 об отказе в удовлетворении заявления о взыскании данной суммы пеней.
В части выводов о законности начисления и взыскания Инспекцией 18 599 руб. 35 коп. пеней на задолженность за III квартал 2008 года постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, поскольку заявление о предоставлении отсрочки уплаты авансового платежа по транспортному налогу за данный период ГБУ "Волго-Балт" было подано только 28.11.2008 и не могло быть рассмотрено до конца ноября 2008 года (период начисления пеней).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А56-6008/2009 отменить в части взыскания с федерального государственного учреждения "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" 18 602 руб. 23 коп. пеней за II квартал 2008 года.
Оставить в силе в этой части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2010, принятое по этому делу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу в пользу федерального государственного учреждения "Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.