Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения
Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки и семье и (или) ребенку от 0 до 16 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
1. Основания межведомственного взаимодействия.
1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, координации вопросов, связанных с соблюдением условий их воспитания, обучения и содержания, организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия.
1.2. Настоящий Регламент разработан на основании:
- Федерального Закона от 24.06.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
- Семейного кодекса Российской Федерации;
- Федерального Закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
- Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I;
- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических и психотропных веществах";
- Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании";
- Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 г.;
- Закона города Москвы от 07.04.1999 г. N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве";
- Закона города Москвы от 13.04.2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
- Закона города Москвы от 14.04.2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве";
- Закона города Москвы от 28.09.2005 года N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
- Закона города Москвы от 26.12.2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" (с изменениями и дополнениями);
- Закона города Москвы от 28.02.2007 N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве".
- Закона города Москвы от 07.10.2009 N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве".
- Закона города Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения".
- Закона города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
2. Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
- оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
- проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;
- реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.
3. Основные понятия:
- выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке,
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц города Москвы;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания в городе Москве;
- дети, нуждающиеся в помощи государства - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
4. Субъекты взаимодействия.
4.1. Московская городская межведомственная, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).
4.2. Органы местного самоуправления, в части реализации переданных государственных полномочий.
4.3. Учреждения здравоохранения:
4.3.1. Женские консультации.
4.3.2. Центры планирования семьи и репродукции.
4.3.3. Родильные дома, городские клинические больницы, имеющие стационарные подразделения родовспоможения.
4.3.4. Дома ребёнка.
4.3.5. Детские городские поликлиники.
4.3.6. Городские поликлиники.
4.3.7. Детские больницы.
4.3.8. Лечебно-профилактические учреждения, имеющие в составе травматологические пункты.
4.3.9. Наркологические диспансеры.
4.3.10. Наркологические больницы.
4.3.11. Психоневрологические диспансеры.
4.4. Образовательные учреждения:
4.4.1. Дошкольные.
4.4.2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
4.4.3. Учреждения среднего профессионального образования.
4.4.4 Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.4.5. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
4.4.6. Учреждения дополнительного образования.
4.4.7 Центры психолого-медико-социального сопровождения.
4.5. Органы внутренних дел по городу Москве:
4.5.1. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД).
4.5.2. Участковые уполномоченные милиции.
4.5.3. Криминальная милиция.
4.5.4. Патрульно-постовая служба.
4.6. Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве.
4.7. Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность:
4.7.1. Управы районов.
4.7.2. Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ).
4.7.3. Общественные пункты охраны порядка.
4.7.4. Негосударственные организации.
4.7.5. Старшие по подъездам и др.
4.8. Учреждения Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы:
4.8.1. Центры социальной помощи семье и детям.
4.8.2. Межрайонные центры "Дети улиц".
4.8.3. ГУВУ "Социальный приют для детей и подростков".
4.8.4. ГОУ Детский дом N 19 "Центр патронатного воспитания".
4.8.5. ГУ Специализированный дои ребёнка N 22.
4.8.6. Московская служба психологической помощи населению.
4.9. Учреждения Департамента социальной защиты населения города Москвы:
4.9.1. Комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСО), центры социального обслуживания (ЦСО) (далее по тексту - центры социального обслуживания всех типов).
4.9.2. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦ).
4.9.3. Социальные приюты для детей и подростков.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.11. Отделы ЗАГС города Москвы.
4.12. ГУ центры занятости населения административных округов города Москвы (ГУ ЦЗН АО города Москвы).
5. Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие (объекты взаимодействия).
5.1. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);
- отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;
- смерть одного из родителей;
- уход отца/матери из семьи, развод родителей;
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;
- возвращение родителей из мест лишения свободы;
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
5.2. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка - алкоголизм, наркомания и т.п.);
- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
- вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
- наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
- копиями свидетельств о смерти;
- копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
- актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
- документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
5.4. Дети, нуждающиеся в помощи государства.
Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 5.1-5.3, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних по мотивированному постановлению руководителя муниципалитета о признании ребенка, нуждающимся в помощи государства.
5.5. Организация учёта целевых групп:
- учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и организацию работы с ними ведут комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как самостоятельно, так и через учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежеквартально организуют обмен информацией и сверку данного вида учёта.
- учёт семей и детей, находящиеся в социально-опасном положении, а также детей, нуждающихся в помощи государства и организацию работы с ними ведут совместно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства ежемесячно осуществляют сверку учетов. Расходование сведений в данном виде учета не допускается.
- учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут специалисты в сфере опеки и попечительства.
Примечание: Информация о несовершеннолетних по данному виду учета направляется в соответствующие районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 7 дней после постановки на учет для анализа ситуации семейного неблагополучия и координации деятельности с неблагополучными семьями.
6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия.
6.1. Сбор и систематизация информации, сведений из источников информации указанных в пункте 7 настоящего раздела.
6.2. Выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп указанных в пунктах 5.1-5.4 настоящего раздела.
6.3. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью.
6.4. В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) передача сведений о семье, несовершеннолетнем в муниципалитет (районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистам в сфере опеки, попечительства и патронажа).
6.5. Организация индивидуальной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и социального патроната над семьей, профилактическая работа до предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
6.6. Анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации, планирования деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
7. Источники и способы получения информации:
- обращения граждан;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних;
- информации должностных лиц;
- результаты проведения рейдов;
- результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- средства массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.