Приказ Министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017
"Об организации проведения государственной аккредитации образовательных учреждений"
11 февраля 2011 г.
Приказом Министерства образования Нижегородской области от 5 августа 2011 г. N 2254 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" (далее - Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций) приказываю:
См. текст пункта 1
Утвердить прилагаемые критерии показателей деятельности образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Утвердить прилагаемые критерии показателей деятельности общеобразовательных учреждений.
Утвердить прилагаемые критерии показателей деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
См. текст пункта 5
См. текст пункта 6
Утвердить прилагаемые критерии показателей деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8. Утратил силу
См. текст пункта 8
9. Утвердить состав межведомственной комиссии по государственной аккредитации образовательных учреждений Нижегородской области.
10. Утратил силу
См. текст пункта 10
11. Утратил силу
См. текст пункта 11
12. Утратил силу
См. текст пункта 12
13. Признать утратившим силу приказ министерства образования Нижегородской области от 19.03.2010 N 243 "Об организации проведения государственной аккредитации образовательных учреждений".
14. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
С.В. Наумов |
Включен в Реестр Нормативных
актов исполнительной власти
Нижегородской области
21 сентября 2010 г.
N в Реестре 020090-316-1017
Критерии
показателей деятельности дошкольных образовательных учреждений
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
Пункт 1 приказа, утвердивший настоящие Критерии, утратил силу
См. текст Критериев
Приказом Министерства образования Нижегородской области от 11 февраля 2011 г. N 254 настоящие Критерии изложены в новой редакции
Критерии
показателей деятельности образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
11 февраля 2011 г.
Показатели |
Баллы |
1. Результативность образовательной деятельности |
|
1.1. Сохранение контингента обучающихся |
|
1.2. Результаты освоения обучающимися основных общеобразовательных программ |
|
1.3. Результативность воспитательной деятельности |
|
1.3.1. Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. |
|
1.3.2. Мониторинг воспитательного процесса |
|
1.3.3. Дополнительное образование детей |
|
2. Содержание образовательной деятельности |
|
2.1. Соответствие образовательных программ заявленному статусу образовательного учреждения |
|
2.2. Начальное общее образование_1 |
|
2.2.1. Соблюдение федерального компонента регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области |
|
2.2.2. Соблюдение установленного максимального объема учебной нагрузки для обучающихся |
|
2.2.3. Учебно-методическое обеспечение реализуемых общеобразовательных программ |
|
2.3. Содержание воспитательной деятельности |
|
3. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса |
|
3.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса |
|
3.2. Состояние нормативной правовой базы |
|
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса |
|
4. Коррекционно-развивающая работа_2 |
|
4.1. Создание условий для коррекционной работы |
|
4.2. Уровень реализации коррекционных курсов |
|
4.3. Уровень коррекционной работы в рамках образовательной деятельности |
|
4.4. Уровень профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками |
|
4.5. Уровень психолого-педагогической реабилитации |
|
Сумма баллов |
|
Показатель 2.2.1 рассматривается до утверждения федеральных государственных образовательных стандартов в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
При проведении экспертизы образовательной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I - VII вида вводятся показатели раздела "4. Коррекционно-развивающая работа".
Примечания:
- средний балл экспертной оценки по разделу "4. Коррекционно-развивающая работа" должен составлять не менее 50% от максимального количества баллов;
- при экспертизе указанных в таблице показателей деятельности образовательного учреждения общая сумма оценок по всем показателям должна составлять не менее 50% от максимального количества баллов;
- при государственной аккредитации прогимназии сумма оценок от максимального количества баллов должна составлять не менее 80%.
Показатели деятельности образовательного учреждения
1. Результативность образовательной деятельности
1.1. Сохранение контингента обучающихся
При проведении экспертизы следует:
- провести анализ движения обучающихся за 3 последних учебных года;
- определить тенденции движения обучающихся и причины их отчисления.
Экспертизе подлежат:
- статистические отчеты;
- справки, подтверждающие продолжение обучения отчисленных обучающихся;
- заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
Шкала оценки:
балл "0" - количество отчисленных стабильно высокое и (или) имеет устойчивую тенденцию к росту; средний % отчисления из 1 - 4 классов составляет более 8% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в образовательные учреждения в пределах муниципального района, городского округа;
балл "0,5" - количество отчисленных стабильно высокое; средний % отчисления из 1 - 4 классов составляет 6 - 8% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в образовательные учреждения в пределах муниципального района, городского округа;
балл "1" - контингент обучающихся достаточно стабилен; средний % отчисления составляет 4 - 6% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в пределах Нижегородской области;
балл "1,5" - стабильное сохранение контингента обучающихся; средний % отчисления составляет не более 3 % от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в другие субъекты Российской Федерации;
балл "2" - стабильное сохранение контингента обучающихся, средний % отчисления составляет 1 - 2%; факт продолжения обучения отчисленных по уважительным причинам полностью подтверждается.
1.2. Результаты освоения обучающимися основных образовательных программ
Результаты итоговых аттестаций выпускников за 3 предыдущих года представляются в информационной карте образовательного учреждения. Результаты итоговой аттестации за текущий учебный год представляются по её окончании.
Шкала оценки:
балл "0" - положительные результаты итоговой аттестации менее половины выпускников; в прогимназиях - положительные результаты итоговой аттестации менее 90% выпускников, обучающихся по общеобразовательным программам, обеспечивающим дополнительную подготовку по отдельным предметам гуманитарного направления;
балл "1" - положительные результаты итоговой аттестации половины выпускников; в прогимназиях - положительные результаты итоговой аттестации 90% выпускников, обучающихся по общеобразовательным программам, обеспечивающим дополнительную подготовку по отдельным предметам гуманитарного направления;
балл "2" - положительные результаты итоговой аттестации более половины выпускников; в прогимназиях - положительные результаты итоговой аттестации более 90% выпускников, обучающихся по общеобразовательным программам, обеспечивающим дополнительную подготовку по отдельным предметам гуманитарного направления.
1.3. Результативность воспитательной деятельности
1.3.1. Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах
Под результативностью участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. понимается наличие участников (призеров) смотров, конкурсов, соревнований различного уровня (районного, городского, областного) за 3 последних учебных года.
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие участников конкурсов, соревнований, смотров;
балл "0,5" - наличие участников конкурсов, соревнований, смотров на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1" - наличие призеров конкурсов, соревнований, смотров на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1,5" - наличие призеров конкурсов, соревнований, смотров на уровне Нижегородской области;
балл "2" - наличие победителей конкурсов, соревнований, смотров на уровне Нижегородской области.
1.3.2. Мониторинг воспитательного процесса
Под мониторингом воспитательного процесса понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации о результативности организации воспитательного процесса, которая ориентирована на информационное обеспечение управления воспитательным процессом и является основой прогноза развития воспитания в образовательном учреждении за 3 последних учебных года.
Шкала оценки:
балл "0" - результативность воспитательного процесса не отслеживается;
балл "0,5" - результативность воспитательного процесса отслеживается эпизодически;
балл "1" - становление системы мониторинга воспитательного процесса, соответствие предметов мониторинга целям и задачам воспитания обучающихся;
балл "1,5" - наличие системы мониторинга воспитательного процесса, использование результатов в реализации программ воспитательной деятельности;
балл "2" - мониторинг воспитательного процесса осуществляется полно и качественно, данные мониторинга служат основой для реализации имеющихся программ воспитания и разработки новых программ.
1.3.3. Дополнительное образование детей
При проведении экспертизы рассматриваются:
- организация внеучебной деятельности обучающихся на основе дополнительных образовательных программ;
- процент охвата обучающихся, занимающихся в кружках и секциях на бюджетной и внебюджетной основах в течение трех последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0,5" - охват обучающихся дополнительными образовательными программами составляет менее 30%;
балл "1" - охват обучающихся дополнительными образовательными программами составляет 30% - 40%;
балл" 1,5" - охват обучающихся дополнительными образовательными программами составляет 40% - 60%;
балл "2" - охват обучающихся дополнительными образовательными программами составляет более 60%.
2. Содержание образовательной деятельности
2.1. Соответствие образовательных программ заявленному статусу образовательного учреждения
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие преемственности общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
балл "1" - частичное обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторении, пропедевтике; разработка единых курсов изучения отдельных дисциплин;
балл "2" - полное обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторении, пропедевтике; наличие единых курсов изучения отдельных дисциплин.
2.2. Начальное общее образование
2.2.1. Соблюдение федерального компонента регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области_3
2.2.2. Соблюдение установленного максимального объема учебной нагрузки для обучающихся
Шкала оценки:
балл "0" - не соблюдается;
балл "1" - есть отдельные нарушения;
балл "2" - соблюдается полностью.
Показатель 2.2.1 рассматривается до утверждения федеральных государственных образовательных стандартов в установленном Правительством Российской Федерации порядке
2.2.3. Учебно-методическое обеспечение реализуемых общеобразовательных программ
При проведении экспертизы рассматриваются:
- программы по предметам учебного плана и учебники, вошедшие в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- демонстрационное оборудование для проведения обязательных практических работ по предметам естественнонаучного цикла;
- использование информационных технологий в образовательном процессе (для прогимназий);
- библиотечный фонд.
Шкала оценки:
балл "0" - учебно-методический комплекс (далее - УМК) не сформирован, учебные планы обеспечены менее чем на 50%, менее 50% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "0,5" - УМК практически не сформирован, учебные планы обеспечены современными УМК и учебными пособиями на 50%, часть учебных пособий морально устарела, 50% и более библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1" - УМК сформирован не полностью, т.е. учебные планы обеспечены не менее чем на 80%, часть учебных пособий морально устарела, не менее 80% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1,5" - учебные планы обеспечены УМК на 90%, педагоги используют современные учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации; не менее 90% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "2" - учебные планы обеспечены на 100%, все используемые в учебном процессе материалы отвечают современным требованиям, 100% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств.
2.3. Содержание воспитательной деятельности
Под содержанием воспитательной деятельности понимается организационно-правовое обеспечение воспитательной деятельности (наличие в образовательном учреждении локальных актов, определяющих принципы воспитательной деятельности); планирование воспитательной деятельности (программы воспитания, дополнительные общеобразовательные программы, планы работ, направленные на социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие); полнота реализации планов и программ.
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие документального обеспечения воспитательной деятельности; дополнительные общеобразовательные программы не реализуются;
балл "0,5" - локальные акты имеются не в полном объеме; воспитательная деятельность в образовательном учреждении организуется на основе плана работы, воспитательная деятельность ведется на основе учебно-тематического планирования;
балл "1" - локальные акты полностью обеспечивают взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов и структурных элементов воспитательной деятельности в образовательном учреждении; план воспитательной деятельности отражает три направления развития личности; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет менее чем 50%;
балл "1,5" - локальные акты не соответствуют действующим требованиям к составлению нормативно-организационных документов, воспитательная деятельность организуется на основе программно-целевого подхода; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет более чем 50%;
балл "2" - локальные акты полностью соответствуют действующим требованиям к составлению нормативно-организационных документов, воспитательная деятельность моделируется и реализуется как воспитательная система; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет 100%.
3. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса
3.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
При проведении экспертизы рассматриваются:
- штатное расписание;
- план-график направления педагогических и руководящих работников на курсы повышения квалификации и его выполнение;
- итоги аттестации педагогических и руководящих работников;
- образовательный ценз педагогических и руководящих работников (наличие специального образования, соответствие квалификации по диплому требованиям, предъявляемым к занимаемой должности).
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации образовательного учреждения является ведение образовательной деятельности;
балл "0,5" - неполная укомплектованность образовательного учреждения педагогами (имеются вакансии, в результате которых учебный план реализуется не в полном объёме); неполное соответствие образовательному цензу; не менее 50% педагогических работников аттестованы; не менее 30% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации (свыше 100 часов);
балл "1" - неполная укомплектованность образовательного учреждения педагогическими работниками (имеются вакансии, но учебный план реализуется за счёт увеличения нагрузки педагогов); неполное соответствие образовательному цензу; не менее 70% педагогических работников аттестованы; не менее 40% педагогических работников имеют высшую и I категории (для прогимназии - 50%); не менее 50% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для образовательного учреждения повышенного статуса - 60%);
балл "1,5" - полная укомплектованность образовательного учреждения педагогическими работниками; их соответствие образовательному цензу; не менее 80% педагогических работников аттестованы; не менее 50% педагогических работников имеют высшую и I категории (для прогимназии - 60%); не менее 60% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для прогимназии - 70%);
балл "2" - полная укомплектованность образовательного учреждения педагогическими работниками; их соответствие образовательному цензу; не менее 90% педагогических работников аттестованы; не менее 60% педагогических работников имеют высшую и I категории (для прогимназии - 70%); 80% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для прогимназии - 90%).
3.2. Состояние нормативной правовой базы
При проведении экспертизы рассматриваются Устав образовательного учреждения и локальные акты (в части содержания образования, организации образовательного процесса, прав обучающихся).
Шкала оценки:
балл "0" - нормативная правовая база образовательного учреждения имеет нарушения федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, иных нормативных правовых актов;
балл "0,5" - нормативная правовая база образовательного учреждения имеет расхождения с требованиями федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, иных нормативных правовых актов; специфика деятельности образовательного учреждения не отражена;
балл "1" - нормативная правовая база образовательного учреждения имеет несоответствия с требованиями федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами; специфика деятельности образовательного учреждения отражена недостаточно полно и объективно;
балл "1,5" - нормативная правовая база образовательного учреждения соответствует требованиям федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, иных нормативных правовых актов; специфика деятельности образовательного учреждения отражена недостаточно полно и объективно;
балл "2" - нормативная правовая база образовательного учреждения соответствует требованиям федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, иных нормативных правовых актов, отражает специфику образовательного учреждения.
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
При проведении экспертизы рассматривается:
- наличие в образовательном учреждении необходимых помещений для осуществления образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания,
- динамика пополнения материально-технической базы за 5 последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации общеобразовательных учреждений является наличие действующей лицензии на образовательную деятельность;
балл "0,5" - образовательное учреждение частично располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; улучшения материально-технической базы не произошло;
балл "1" - образовательное учреждение в основном располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло незначительное улучшение материально-технической базы;
балл "1,5" - образовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло заметное улучшение материально-технической базы;
балл "2" - образовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживании#; произошло существенное улучшение материально-технической базы.
4. Коррекционно-развивающая работа
Данный показатель оценивается при государственной аккредитации специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I - VII вида.
4.1. Создание условий для коррекционной работы
Шкала оценки:
балл "0" - наполняемость коррекционно-развивающей среды не соответствует виду образовательного учреждения, отсутствует специализированное оборудование; не обеспечивается преемственность в организации среды для дошкольного и младшего школьного возраста через систему общедидактических принципов и нормативных требований к развивающей среде, задачам коррекционной работы;
балл "1" - наполняемость коррекционно-развивающей среды в основном соответствует виду образовательного учреждения, имеется достаточный перечень специализированного оборудования; преемственность в организации среды для дошкольного и младшего школьного возраста через систему общедидактических принципов и нормативных требований к развивающей среде, задачам коррекционной работы обеспечивается частично;
балл "2" - наполняемость коррекционно-развивающей среды полностью соответствует виду образовательного учреждения, имеется оптимальный перечень специализированного оборудования; преемственность в организации среды для дошкольного и младшего школьного возраста через систему общедидактических принципов и нормативных требований к развивающей среде, задачам коррекционной работы обеспечивается в полном объеме.
4.2. Уровень реализации коррекционных курсов
Шкала оценки:
балл "0" - инвариантная часть учебного плана и календарно-тематического планирования не выполняется; программно-методическое обеспечение коррекционных курсов отсутствует; планирование не соответствует современной нормативной базе, не учитывает требований коррекционной педагогики и специальной психологии к методам организации воспитательной и коррекционно-образовательной работы; коррекционные программы реализуются без учета результатов психолого-медико-педагогической комиссии;
балл "1" - инвариантная часть учебного плана и календарно-тематического планирования выполняется с отдельными нарушениями; введение компонента образовательного учреждения недостаточно обоснованно и целесообразно; наличие тематического планирования по коррекционным курсам; планирование в основном соответствует современной нормативной базе, учитывает требования коррекционной педагогики и специальной психологии к методам организации воспитательной и коррекционно-образовательной работы; коррекционные программы реализуются без учета результатов психолого-медико-педагогической комиссии;
балл "2" - инвариантная часть учебного плана и календарно-тематического планирования выполняется полностью; введение компонента образовательного учреждения обоснованно и целесообразно; программно-методическое обеспечение коррекционных курсов полное; наличие авторских сертифицированных программ; планирование соответствует современной нормативной базе в полной мере, оптимально учитывает требования коррекционной педагогики и специальной психологии к методам организации воспитательной и коррекционно-образовательной работы; коррекционные программы реализуются с учетом результатов психолого-медико-педагогической комиссии.
4.3. Уровень коррекционной работы в рамках образовательной деятельности
При проведении экспертизы по материалам психолога и педагога оцениваются:
- умение обучающихся организовывать свою учебную деятельность;
- темп работы с привычным источником информации;
- самостоятельность в решении учебных задач;
- эффективность образовательного процесса.
Шкала оценки:
балл "0" - низкий уровень сформированности учебных навыков (менее 50%);
балл "1" - средний уровень сформированности учебных навыков (50% - 75%);
балл "2" - высокий уровень сформированности учебных навыков (более 75%).
4.4. Уровень профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками
При проведении экспертизы рассматриваются:
- списки обучающихся по группам здоровья, физкультурным группам;
- анализ лечебно-профилактической работы с динамикой;
- план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения), составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида образовательного учреждения;
- план физкультурно-оздоровительных мероприятий в ходе проводимой в образовательном учреждении работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации).
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие системы работы по проведению профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками, динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития отсутствует, имеются случаи ухудшения состояния здоровья;
балл "1" - становление системы работы по проведению профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками, динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития стабильная, без ухудшения состояния здоровья (более 50% выпускников);
балл "2" - наличие системы работы по проведению профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками, динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития наблюдается у более 75% выпускников.
4.5. Уровень психолого-педагогической реабилитации
При проведении экспертизы рассматриваются:
- планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, медицинскими работниками, воспитателями и социальным педагогом;
- диагностические карты и карты индивидуального развития с динамикой в ходе проводимой психолого-педагогической работы (методики, анализ, выводы, рекомендации, прогнозы);
- мониторинг психолого-педагогической работы (система сбора, обработки, хранения и распространения информации о результативности организации психолого-педагогического процесса, которая ориентирована на информационное обеспечение организации учебного и коррекционно-развивающего процесса и является основой прогноза развития учащихся).
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие документального обеспечения психолого-педагогической работы, системы преемственности и взаимодействия между специалистами образовательного учреждения; уровень достижений по психолого-педагогической реабилитации менее 50%;
балл "1" - средний уровень достижений по психолого-педагогической реабилитации (50% - 75%);
балл "2" - высокий уровень достижений по психолого-педагогической реабилитации (более 75%).
Приказом Министерства образования Нижегородской области от 11 февраля 2011 г. N 254 настоящие Критерии изложены в новой редакции
Критерии
показателей деятельности общеобразовательных учреждений
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
11 февраля 2011 г.
Показатели |
баллы |
1. Результативность образовательной деятельности |
|
1.1. Сохранение контингента обучающихся |
|
1.2. Результаты освоения обучающимися основных общеобразовательных программ |
|
1.3. Результаты выступления обучающихся в олимпиадах |
|
1.4. Результативность воспитательной деятельности |
|
1.4.1. Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. |
|
1.4.2. Дополнительное образование детей |
|
1.4.3. Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся |
|
1.4.4. Мониторинг воспитательного процесса |
|
1.5. Результативность участия в приоритетном национальном проекте "Образование" |
|
1.5.1. Результативность участия общеобразовательных учреждений в конкурсе общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
|
1.5.2. Результативность участия педагогов в конкурсе лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" |
|
2. Содержание образовательной деятельности |
|
2.1. Учебный план общеобразовательного учреждения_1 |
|
2.1.1. Соблюдение федерального компонента регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области |
|
2.1.2. Соответствие образовательных программ заявленному статусу общеобразовательных учреждений |
|
2.1.3. Соблюдение установленного максимального объема учебной нагрузки для обучающихся |
|
2.2. Учебно-методическое обеспечение |
|
2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий |
|
2.4. Содержание воспитательной деятельности |
|
2.5. Инновационная образовательная деятельность |
|
3. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса |
|
3.1. Кадровое обеспечение |
|
3.2. Состояние нормативной правовой базы |
|
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса |
|
Сумма баллов |
|
1 Показатель 2.1.1 рассматривается до утверждения федеральных государственных образовательных стандартов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Примечания:
- при экспертизе указанных в таблице показателей деятельности общеобразовательных учреждений предлагается следующая система оценки: 0; 0,5; 1; 1,5; 2 балла. Показатели 1.2., 2.1.1. - 2.1.4. оцениваются по 3-балльной шкале (0, 1, 2 балла);
- при сумме баллов, составляющей не менее 50% от максимального количества по всем направлениям экспертизы, общеобразовательное учреждение считается аккредитованным. При государственной аккредитации лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов сумма баллов от максимального количества должна составлять не менее 80%; при условии выполнения требований "Примерного положения о государственных, муниципальных средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях Нижегородской области", утвержденного приказом департамента образования и науки Нижегородской области от 04.07.2001 N 285;
- в начальных общеобразовательных школах не оцениваются показатели "1.3. Результаты выступления обучающихся в олимпиадах" и при отсутствии бюджетного финансирования - показатель "1.4.4. Охват обучающихся дополнительным образованием детей";
- в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях не оцениваются показатели "1.3. Результаты выступления обучающихся в олимпиадах", "2.5. Инновационная образовательная деятельность" и при отсутствии бюджетного финансирования - "1.4.4. Охват обучающихся дополнительным образованием детей".
Показатели деятельности общеобразовательного учреждения
1. Результативность образовательной деятельности
1.1. Сохранение контингента обучающихся
При проведении экспертизы следует: провести анализ движения обучающихся за 3 последних учебных года (по ступеням), определить тенденции движения обучающихся и причины их отчисления.
Экспертизе подлежат:
- статистические отчеты;
- справки, подтверждающие продолжение обучения отчисленных обучающихся;
- заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
Шкала оценки:
балл "0" - количество отчисленных стабильно высокое и (или) имеет устойчивую тенденцию к росту; средний % отчисления из 1 - 11 классов составляет более 8% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в общеобразовательные учреждения в пределах муниципального района, городского округа; наличие отчисленных без продолжения общего образования; наличие отчисленных из 5 - 9 классов в общеобразовательные учреждения, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы;
балл "0,5" - количество отчисленных стабильно высокое; средний % отчисленных из 1 - 11 классов составляет 6 - 8% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в общеобразовательные учреждения в пределах муниципального района, городского округа; наличие отчисленных без продолжения общего образования; наличие отчисленных из 5 - 9 классов в общеобразовательные учреждения, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы;
балл "1" - контингент обучающихся достаточно стабилен; средний % отчисления составляет 4 - 6% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в общеобразовательные учреждения в пределах Нижегородской области; единичные случаи отчисления без продолжения общего образования; единичные случаи отчисления из 5 - 9 классов в общеобразовательные учреждения, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы;
балл "1,5" - стабильное сохранение контингента обучающихся; средний % отчисления составляет не более 3% от общего количества обучающихся; отсутствуют подтверждения о продолжении обучения обучающихся, отчисленных в общеобразовательные учреждения других субъектов Российской Федерации; случаи отчисления обучающихся без получения общего образования отсутствуют; случаи отчисления из 5 - 9 классов в общеобразовательные учреждения, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, отсутствуют;
балл "2" - стабильное сохранение контингента обучающихся (1 - 2%); факт продолжения обучения отчисленных по уважительным причинам полностью подтверждается соответствующими документами; случаи отчисления обучающихся без получения общего образования отсутствуют; случаи отчисления из 5 - 9 классов в общеобразовательные учреждения, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, отсутствуют.
1.2. Результаты освоения обучающимися основных общеобразовательных программ
Определяется на основе результатов итоговых аттестаций выпускников I, II, III ступеней обучения за 3 последних учебных года и результатов государственной итоговой аттестации текущего учебного года (или тестирования).
Результаты итоговых аттестаций выпускников за три предыдущих года представляются в информационной карте общеобразовательного учреждения. Результаты итоговой аттестации за текущий учебный год представляются по ее окончании.
1.2.1. Уровень подготовки обучающихся
Шкала оценки:
балл "0" - положительные результаты итоговой аттестации менее половины выпускников; в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях - положительные результаты итоговой аттестации менее 90% выпускников;
балл "1" - положительные результаты итоговой аттестации половины выпускников; в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях - положительные результаты итоговой аттестации 90% выпускников;
балл "2" - положительные результаты итоговой аттестации более половины выпускников; в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях - положительные результаты итоговой аттестации более 90% выпускников.
1.3. Результаты выступления обучающихся в олимпиадах
Под результатами выступления обучающихся в олимпиадах понимается количество участников (призеров) Всероссийской олимпиады школьников различного уровня (муниципального, регионального, федерального) за 3 последних учебных года. Результаты выступления в олимпиадах подтверждаются документально: дипломы, приказы.
Шкала оценки:
для общеобразовательных школ:
балл "0" - отсутствие участников олимпиад на уровне муниципального района, городского округа;
балл "0,5" - эпизодическое участие в олимпиадах на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1" - постоянное участие в олимпиадах на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1,5" - наличие призеров олимпиад на уровне муниципального района, городского округа;
балл "2" - наличие участников олимпиад на областном, всероссийском уровнях.
для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов:
балл "0" - отсутствие участников олимпиад на любом уровне;
балл "0,5" - наличие участников олимпиад на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1" - наличие призеров олимпиад на уровне муниципального района, городского округа;
балл "1,5" - наличие участников олимпиад на областном, всероссийском уровнях;
балл "2" - наличие призеров олимпиад на областном, всероссийском уровнях.
1.4. Результативность воспитательной деятельности
1.4.1. Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах
Под результативностью участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. понимается наличие участников (призеров) смотров, конкурсов, соревнований различного уровня (районного/городского, областного, российского, международного) за 3 последних учебных года.
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие участников конкурсов, соревнований, смотров на уровне муниципального района/ городского округа;
балл "0,5" - наличие участников и (или) победителей конкурсов, соревнований, смотров на уровне муниципального района/городского округа;
балл "1" - наличие участников конкурсов, соревнований, смотров на областном уровне;
балл "1,5" - наличие призеров конкурсов, соревнований, смотров на областном уровне;
балл "2" - наличие участников и (или) призеров конкурсов, соревнований, смотров на российском и международном уровнях.
1.4.2. Дополнительное образование детей
При проведении экспертизы рассматриваются:
- организация внеучебной деятельности обучающихся на основе дополнительных общеобразовательных программ;
- процент охвата обучающихся, занимающихся в кружках и секциях на бюджетной и внебюджетной основах в течение 3 последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0,5" - охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами составляет менее 40%;
балл "1" - охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами составляет 40% - 50%;
балл" 1,5" - охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами составляет 50% - 70%;
балл "2" - охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами составляет более 70%.
1.4.3. Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся
Под результативностью профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся понимается количество преступлений, правонарушений и динамика проявления асоциального поведения обучающихся (преступления, правонарушения, учет в комиссии по делам несовершеннолетних подтверждаются справками органов внутренних дел за каждый год из 3 последних учебных лет), наличие организационно-правовой документации по профилактике асоциального поведения обучающихся (положения, должностные инструкции, планы работ, программы).
Шкала оценки:
балл "0" - увеличение количества преступлений и правонарушений, совершенных обучающимися; увеличение количества обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
балл "0,5" - наличие преступлений и правонарушений, совершенных обучающимися; наличие обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
балл "1" - преступления, совершенные обучающимися, отсутствуют; правонарушения носят единичный характер; наличие обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
балл "1,5" - отсутствие преступлений и правонарушений; количество обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, носит единичный характер;
балл "2" - отсутствие преступлений и правонарушений обучающихся; отсутствие обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
1.4.4. Мониторинг воспитательного процесса
Под мониторингом воспитательного процесса понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации о результативности организации воспитательного процесса, которая ориентирована на информационное обеспечение управления воспитательным процессом и является основой прогноза развития воспитания в образовательном учреждении за 3 последних учебных года.
Шкала оценки:
балл "0" - результативность воспитательного процесса не отслеживается;
балл "0,5" - результативность воспитательного процесса отслеживается эпизодически;
балл "1" - становление системы мониторинга воспитательного процесса, соответствие предметов мониторинга целям и задачам воспитания обучающихся;
балл "1,5" - наличие системы мониторинга воспитательного процесса, использование результатов в реализации программ воспитательной деятельности;
балл "2" - мониторинг воспитательного процесса осуществляется полно и качественно, данные мониторинга служат основой для реализации имеющихся программ воспитания и разработки новых программ.
1.5. Результативность участия в приоритетном национальном проекте "Образование"
1.5.1. Результативность участия в конкурсе общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Шкала оценки:
балл "0" - общеобразовательное учреждение не участвует в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "0,5" - эпизодическое участие общеобразовательного учреждения в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "1" - общеобразовательное учреждение неоднократно являлось участником конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "1,5" - общеобразовательное учреждение является обладателем гранта Губернатора по результатам участия в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "2" - общеобразовательное учреждение является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы за период реализации приоритетного национального проекта "Образование".
1.5.2. Результативность участия педагогов в конкурсе лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование"
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие участников конкурса лучших учителей за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "0,5" - педагоги эпизодически участвуют в конкурсе лучших учителей за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "1" - педагоги ежегодно участвуют в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "1,5" - педагоги являются обладателями гранта Губернатора по результатам участия в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений за период реализации приоритетного национального проекта "Образование";
балл "2" - педагоги являются победителями конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений за период реализации приоритетного национального проекта "Образование".
2. Содержание образовательной деятельности
2.1. Учебный план общеобразовательного учреждения_2
2.1.1. Соблюдение федерального компонента регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области
2.1.2. Соответствие образовательных программ заявленному статусу общеобразовательного учреждения
2.1.3. Соблюдение установленного максимального объема учебной нагрузки для обучающихся
Шкала оценки:
балл "0" - не соблюдается;
балл "1" - есть отдельные нарушения;
балл "2" - соблюдается полностью.
2 Показатель 2.1.1 рассматривается до утверждения федеральных государственных образовательных стандартов в установленном Правительством Российской Федерации порядке
2.2. Учебно-методическое обеспечение
При проведении экспертизы рассматриваются:
- образовательные программы и учебники, вошедшие в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, авторские программы, имеющие экспертные заключения научно-методического экспертного совета НИРО или сертификаты экспертного совета министерства образования Нижегородской области;
- оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием;
- библиотечный фонд.
Шкала оценки:
балл "0" - учебно-методический комплекс (далее - УМК) не сформирован, учебные планы обеспечены менее чем на 50%, практические работы в системе не выполняются из-за отсутствия учебного оборудования, не менее 50% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "0,5" - УМК практически не сформирован, учебные планы обеспечены на 50%, большая часть практических работ не выполняется, часть учебных пособий морально устарела, более 50% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1" - УМК сформирован частично, учебные планы обеспечены не менее чем на 80%, из-за отсутствия учебного оборудования только половина практических работ выполняется, часть учебных пособий морально устарела, не менее 80% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1,5" - учебные планы обеспечены УМК на 90%, включая учебное оборудование, необходимое для проведения практических работ в соответствии с образовательной программой, педагоги используют современные учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации, не менее 90% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "2" - реализуемые в образовательном учреждении учебные планы обеспечены на 100%, все используемые в учебном процессе материалы отвечают современным требованиям, 100% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств.
2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствует возможность использования информационно-коммуникационных технологий (далее-ИКТ): нет вычислительной техники, нет выхода в Интернет;
балл "0,5" - возможности использования ИКТ ограничены (недостаточное количество компьютеров, отсутствует выход в Интернет), ИКТ используются в учебном процессе эпизодически, отдельные педагоги прошли курсовую подготовку в области ИКТ;
балл "1" - в общеобразовательном учреждении есть компьютерная база (достаточное количество вычислительной техники, минимальный набор периферийного оборудования), отсутствует локальная сеть, выход в Интернет с одного компьютера, ИКТ внедряются в учебную деятельность по отдельным предметам учебного плана, формируется банк данных электронных образовательных ресурсов, создан официальный сайт общеобразовательного учреждения, не менее 25% педагогов прошли курсовую подготовку в области ИКТ;
балл "1,5" - большинство компьютеров объединены в локальную сеть, имеют выход в сеть Интернет, организован постоянный доступ к средствам ИКТ обучающихся и учителей, ИКТ активно используются в учебной деятельности, внеклассной работе, в процессе управления образовательным учреждением, создаются автоматизированные рабочие места учителей и административных работников, обучающиеся и учителя участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах, Интернет-конференциях, телекоммуникационных проектах, сформирован банк данных цифровых образовательных ресурсов, создан и постоянно обновляется официальный сайт общеобразовательного учреждения, не менее 50% педагогов прошли курсовую подготовку в области ИКТ;
балл "2" - в учреждении все компьютеры объединены в единую локальную сеть, создана информационно-коммуникационная среда, позволяющая в полном объеме реализовать процессы информатизации и интернетизации, ИКТ используются во всех областях образовательной и управленческой деятельности, систематизированы цифровые образовательные ресурсы, организована форма дистанционного обучения, проводится анализ деятельности в области ИКТ, обобщается и распространяется опыт использования ИКТ, интерактивный сайт общеобразовательного учреждения наполнен образовательными ресурсами для участников образовательного процесса, не менее 80% педагогов прошли курсовую подготовку в области ИКТ.
2.4. Содержание воспитательной деятельности
Под содержанием воспитательной деятельности понимается организационно-правовое обеспечение воспитательной деятельности (наличие в образовательном учреждении локальных актов, определяющих принципы воспитательной деятельности с обучающимися); планирование воспитательной деятельности (программы воспитания, дополнительные общеобразовательные программы, планы работ, направленные на социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие); полнота реализации планов и программ.
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствие документального обеспечения воспитательной деятельности; дополнительные общеобразовательные программы не реализуются;
балл "0,5" - локальные акты имеются не в полном объеме; воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении организуется на основе плана работы, воспитательная работа ведется на основе учебно-тематического планирования;
балл "1" - локальные акты полностью обеспечивают взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов и структурных элементов воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении; план воспитательной деятельности отражает три направления развития личности; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет менее чем 50%;
балл "1,5" - локальные акты не соответствуют действующим требованиям к составлению нормативно-организационных документов, воспитательная деятельность организуется на основе программно-целевого подхода; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет более чем 50%;
балл "2" - локальные акты полностью соответствуют действующим требованиям к составлению нормативно-организационных документов, воспитательная деятельность моделируется и реализуется как воспитательная система; обеспеченность дополнительными общеобразовательными программами составляет 100%.
2.5. Инновационная образовательная деятельность
Под инновационной образовательной деятельностью понимается наличие документального обеспечения инновационной образовательной деятельности (локальные акты, должностные инструкции), прогнозирование и планирование инновационной образовательной деятельности (программы, планы работы), полнота реализации планов и программ инновационной образовательной деятельности за 3 последних учебных года.
Шкала оценки:
балл "0" - инновационная образовательная деятельность не осуществляется;
балл "0,5" - инновационная образовательная деятельность находится в процессе становления на уровне муниципального района (городского округа) или ведется на уровне общеобразовательного учреждения;
балл "1" - общеобразовательное учреждение участвует в эксперименте или осуществляет инновационную деятельность в рамках районного (городского) проекта, инновационная деятельность носит комплексный и системный характер, результаты ее диагностируются;
балл "1,5" - общеобразовательное учреждение является экспериментальной площадкой министерства образования Нижегородской области, государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", Приволжского Федерального округа и высших учебных заведений, инновационная деятельность носит комплексный и системный характер, результаты ее диагностируются;
балл "2" - общеобразовательное учреждение является федеральной экспериментальной площадкой, инновационная деятельность носит комплексный и системный характер, отмечается положительная динамика результатов инновационной образовательной деятельности.
3. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса
3.1. Кадровое обеспечение
При проведении экспертизы рассматриваются:
- штатное расписание;
- итоги аттестации педагогических и руководящих работников;
- образовательный ценз педагогических работников (наличие специального образования, соответствие квалификации по диплому требованиям, предъявляемым к занимаемой должности).
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации образовательного учреждения является ведение образовательной деятельности;
балл "0,5" - неполная укомплектованность общеобразовательного учреждения педагогами (имеются вакансии, в результате которых учебный план реализуется не в полном объёме); неполное соответствие образовательному цензу; не менее 50% педагогических работников аттестованы; не менее 30% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации (свыше 100 часов);
балл "1" - неполная укомплектованность общеобразовательного учреждения педагогами (имеются вакансии, но учебный план реализуется за счёт увеличения нагрузки педагогических работников); неполное соответствие образовательному цензу;
не менее 70% педагогических работников аттестованы, (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - не менее 80%);
не менее 50% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - не менее 30% педагогов имеют высшую категорию);
не менее 50% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 60%);
балл "1,5" - полная укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогами; их соответствие образовательному цензу;
не менее 80% педагогических работников аттестованы (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - не менее 90%);
не менее 60% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 40% педагогов имеют высшую категорию);
не менее 60% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 70%);
балл "2" - полная укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогами; их соответствие образовательному цензу;
не менее 90% педагогических работников аттестованы (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - не менее 100%);
не менее 70% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 50% педагогов имеют высшую категорию);
80% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов (для лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 90%).
3.2. Состояние нормативной правовой базы
При проведении экспертизы рассматривается сформированность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, отражение особенностей образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Шкала оценки:
балл "0" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована частично;
балл "1" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована, но не в полной мере отражает особенности образовательного процесса в учреждении;
балл "2" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована и полностью отражает особенности образовательного процесса в учреждении.
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
При проведении экспертизы рассматривается:
- наличие в общеобразовательном учреждении необходимых помещений для осуществления образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания,
- динамика пополнения материально-технической базы за 5 последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации общеобразовательных учреждений является наличие действующей лицензии на образовательную деятельность;
балл "0,5" - общеобразовательное учреждение частично располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; улучшения материально-технической базы не произошло;
балл "1" - общеобразовательное учреждение в основном располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло незначительное улучшение материально-технической базы;
балл "1,5" - общеобразовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло заметное улучшение материально-технической базы;
балл "2" - общеобразовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживании#; произошло существенное улучшение материально-технической базы.
Приказом Министерства образования Нижегородской области от 11 февраля 2011 г. N 254 настоящие Критерии изложены в новой редакции
Критерии
показателей деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья*; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
11 февраля 2011 г.
Показатели |
баллы |
Результативность образовательной деятельности |
|
1. Сохранение контингента обучающихся, воспитанников |
|
2. Результаты освоения обучающимися основных общеобразовательных программ |
|
3. Результаты коррекционно-развивающей работы: |
|
4. Результаты трудовой подготовки |
|
5. Результаты профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками |
|
6. Содержание образовательной деятельности |
|
6.1. Учебный план: |
|
6.1.1. Соблюдение федерального компонента базисного учебного плана |
|
6.1.2. Соблюдение установленной максимальной учебной нагрузки для обучающихся |
|
6.1.3. Соответствие образовательных программ заявленному статусу образовательного учреждения |
|
6.2. Учебно-методическое обеспечение |
|
6.3. Состояние воспитательной деятельности |
|
7. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса |
|
7.1. Кадровое обеспечение |
|
7.2. Состояние нормативной правовой базы |
|
7.3.Материально-техническое оснащение образовательного процесса |
|
Сумма баллов |
|
* для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I - VII вида
Примечание:
- дополнительные баллы выставляются при наличии инновационной образовательной деятельности;
- при сумме баллов, составляющей не менее 50% от максимального количества по всем направлениям экспертизы, образовательное учреждение считается аккредитованным.
Показатели деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
1. Сохранение контингента обучающихся, воспитанников
При проведении экспертизы следует: провести анализ движения обучающихся, воспитанников за 3 последних учебных года (по ступеням), определить тенденции движения обучающихся, воспитанников и причины их отчисления.
Экспертизе подлежат:
- статистические отчеты;
- справки, подтверждающие продолжение обучения отчисленных обучающихся, воспитанников;
- заявления родителей (законных представителей) обучающихся.
Шкала оценки:
балл "0" - значительное отчисление обучающихся, воспитанников по неуважительным причинам;
балл "1" - отдельные случаи отчисление обучающихся, воспитанников по неуважительным причинам;
балл "2" - стабильное сохранение контингента обучающихся, случаи отчисления по неуважительным причинам отсутствуют.
2. Результаты освоения обучающимися основных общеобразовательных программ
Определяется на основе результатов итоговых аттестаций выпускников за 3 последних учебных года и результатов итоговой аттестации текущего учебного года.
Результаты итоговых аттестаций выпускников за 3 предыдущих года представляются в информационной карте образовательного учреждения. Результаты итоговой аттестации за текущий учебный год представляются по ее окончании.
Шкала оценки:
балл "0" - положительные результаты итоговой аттестации менее половины выпускников;
балл "1" - положительные результаты итоговой аттестации половины выпускников;
балл "2" - положительные результаты итоговой аттестации более половины выпускников.
3. Результаты коррекционно-развивающей работы
Шкала оценки:
балл "0" - динамика достижений по предметам коррекционных курсов и психолого-педагогической реабилитации составляет менее 50% положительных результатов;
балл "1" - динамика достижений по предметам коррекционных курсов и психолого-педагогической реабилитации составляет не менее 50% положительных результатов;
балл "2" - динамика достижений по предметам коррекционных курсов и психолого-педагогической реабилитации составляет более 75% положительных результатов;
4. Результаты трудовой и начальной профессиональной подготовки
Шкала оценки:
балл "0" - динамика достижений менее 50% выпускников положительных результатов итоговых аттестаций;
балл "1" - динамика достижений не менее чем половины выпускников положительных результатов итоговых аттестаций;
балл "2" - динамика достижений более 75% выпускников положительных результатов итоговых аттестаций.
5. Результаты профилактических и лечебных мероприятий с обучающимися, воспитанниками
Шкала оценки:
балл "0" - динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития менее 50% выпускников стабильная, имеются ухудшения состояния здоровья;
балл "1" - динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития 50% выпускников стабильная, без ухудшения состояния здоровья;
балл "2" - динамика соответствующих показателей состояния здоровья и физического развития более 75% выпускников стабильная, без ухудшения состояния здоровья.
6. Содержание образовательной деятельности
6.1. Учебный план
6.1.1. Соблюдение федерального компонента базисного учебного плана
6.1.2. Соблюдение установленной максимальной учебной нагрузки для обучающихся
6.1.3. Соответствие учебных программ заявленному статусу образовательного учреждения
Шкала оценки:
балл "0" - не соблюдается;
балл "1" - есть отдельные нарушения;
балл "2" - соблюдается полностью.
6.2. Учебно-методическое обеспечение
Шкала оценки:
балл "0" - учебно-методический комплекс не сформирован, реализуемые программы обеспечены менее чем на 50%;
балл "1" - учебно-методический комплекс сформирован частично, реализуемые программы обеспечены не менее чем на 80%;
балл "2" - учебно-методический комплекс сформирован полностью, реализуемые программы обеспечены не менее чем на 100%.
6.3. Состояние воспитательной деятельности
Шкала оценки:
балл "0" - неудовлетворительное состояние или отсутствие воспитательной деятельности и дополнительного образования;
балл "1" - имеется соответствующая документация по организации воспитательной деятельности, проводятся воспитательные мероприятия, занятия кружков и секций;
балл "2" - наличие воспитательной системы и системы дополнительного образования.
7. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса
7.1. Кадровое обеспечение
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации образовательного учреждения является ведение образовательной деятельности;
балл "1" - неполная укомплектованность образовательного учреждения педагогами; неполное соответствие образовательному цензу; не менее 85 % педагогических работников аттестованы; не менее 60% педагогических работников имеют высшую и I категории; не менее 50% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов;
балл "2" - полная укомплектованность образовательного учреждения педагогами; их соответствие образовательному цензу; не менее 95% педагогических работников аттестованы; не менее 70% педагогических работников имеют высшую и I категории; не менее 80% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов.
7.2. Состояние нормативной правовой базы
При проведении экспертизы рассматриваются Устав образовательного учреждения и локальные акты (в части содержания образования, организации образовательного процесса, прав обучающихся).
Шкала оценки:
балл "0" - представленная нормативная правовая база содержит существенные нарушения действующего законодательства;
балл "1" - представленная нормативная правовая база содержит несоответствия действующему законодательству;
балл "2" - представленная нормативная правовая база полностью соответствует действующему законодательству.
7.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Оценка данного показателя производится с учетом результатов лицензирования образовательного учреждения, проверок Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Нижегородской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (выполнения данных при этом предписаний и устранения замечаний), рассматривается динамика изменений материально-технического состояния образовательного учреждения за 5 последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации образовательного учреждения является наличие действующей лицензии на образовательную деятельность;
балл "1" - лицензирование образовательной деятельности прошло с отдельными замечаниями; произошло незначительное улучшение материально-технической базы;
балл "2" - лицензирование образовательной деятельности прошло без замечаний; произошло существенное улучшение материально-технической базы.
Критерии
показателей деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
Пункт 5 приказа, утвердивший настоящие Критерии, утратил силу
См. текст Критериев
Критерии
показателей деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
Пункт 6 приказа, утвердивший настоящие Критерии, утратил силу
См. текст Критериев
Критерии
показателей деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
Показатели |
Критерии |
1. Содержание образовательной деятельности | |
1.1. Соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и общего образования. Нормативно-методическая оснащенность образовательного процесса |
Определяется соответствие содержания рабочих учебных планов и программ учебных предметов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и общего образования (государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии): - соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, перечню профессий начального профессионального образования; - наличие федеральных государственных образовательных стандартов по реализуемым основным образовательным программам начального профессионального образования (далее-образовательные программы); - наличие рабочих учебных планов по профессиям и их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, модели учебного плана по каждой заявленной на государственную аккредитацию профессию; - наличие рабочих учебных программ по всем предметам рабочего учебного плана, их обоснованность по содержанию, объему и последовательности изучения по каждой заявленной на государственную аккредитацию профессии; - наличие комплекта нормативной, учебно-методической документации по каждой профессии (примерный учебный план, примерные учебные программы, паспорт комплексного методического обеспечения, тесты). |
1.2. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса |
Определяется: - соответствие учебников, учебных пособий, учебно-методических разработок по профессиям и других материалов федеральным государственным образовательным стандартам с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся; - библиотечный фонд (наличие и количество учебников по всем предметам учебного плана, количество экземпляров библиотечного фонда на одного обучающегося и одного преподавателя); - наличие материалов научно-технической информации (новые технологии, открытия, изобретения и т.п.); - наличие и содержание паспортов комплексного методического обеспечения профессий, предметов теоретического и производственного обучения; - общее количество единиц действующей вычислительной техники, наличие компьютерных обучающих программ, использование компьютерных технологий в образовательном процессе; - наличие и достаточность действующих справочников, ГОСТов, СНиПов и т.д., необходимых для освоения образовательных программ. |
1.3. Методическая работа |
Определяется соответствие организации и осуществления методической работы требованиям действующего положения о методической работе Минобрнауки России; - наличие единого плана методической работы и основной методической проблемы, над которой работает педагогический коллектив; - наличие и работа методических (цикловых) комиссий по предметам и профессиям, периодичность их заседаний, рассматриваемые вопросы, актуальность принимаемых решений, эффективность их выполнения и контроля; - роль педагогического коллектива в совершенствовании методической работы, повышении педагогического и методического уровня педагогических кадров, организации совершенствования образовательного процесса; - наличие педагогического (методического) кабинета и эффективность его работы; - количество открытых уроков, проведенных за последние пять лет; - наличие годовых и перспективных планов работы учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских; - наличие службы научно-педагогической и научно-технической информации и её роль в реализации федеральных государственных образовательных стандартов; - количество методических разработок, учебно-методических, учебно-наглядных пособий, в том числе имеющих гриф министерства образования Нижегородской области, статей, монографий, подготовленных специалистами образовательного учреждения, в том числе одобренных педсоветом, методическими цикловыми комиссиями по предметам и профессиям, подлежащих распространению или опубликованных; - педагогические чтения и творческие отчеты по единой методической теме за последние пять лет; - наличие школы молодого педагога, мастера производственного обучения и её работа; - проведение конкурсов профессионального мастерства в образовательном учреждении за последние пять лет; - организация и проведение ученических конференций, семинаров, научно-технических чтений, диспутов, фестивалей, олимпиад по подготавливаемым профессиям, техническому творчеству, рационализации и изобретательству. |
2. Результативность образовательной деятельности | |
2.1. Качество подготовки выпускников по основным образовательным программам начального профессионального образования |
Определяется соответствие качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования: - количество обучающихся, отчисленных за полный срок обучения; - количество выпускников, получивших диплом с отличием; - количество выпускников, которым присвоен повышенный уровень квалификации; - количество выпускников, которым присвоен пониженный уровень квалификации; - количество выпускников, получивших свидетельство об уровне квалификации; - количество обучающихся, получивших справку; - отзывы работодателей: - протоколы заседаний аттестационных комиссий. |
2.2. Востребованность и трудоустройство выпускников |
Определяется соответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров по профессиям количеству потребности регионального рынка труда: - количество выпускников, продолжающих обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (по профилю); - количество выпускников со свободным трудоустройством; - количество выпускников, трудоустроенных через службу занятости по профессии; - справка местной службы занятости о количестве стоящих на учете по безработице выпускников; - наличие договоров на подготовку срабочих# кадров (количество) с указанием уровня квалификации,# и гарантией трудоустройства. |
2.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения |
Определяется: - наличие учебно-планирующей документации по вопросам воспитания обучающихся; - наличие и реализация собственных программ по вопросам воспитания и дополнительного образования; - организация системы ученического самоуправления; - организация воспитательной работы с обучающимися, проживающими в общежитии; - организация труда и отдыха обучающихся в каникулярное время; - организация и эффективность работы по профилактике асоциального поведения обучающихся; - организация работы с родителями обучающихся; - решение социальных вопросов; - участие обучающихся в районных, областных смотрах-конкурсах, соревнованиях, играх. |
3. Качество ресурсного обеспечение образовательного процесса | |
3.1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности |
Определяется соответствие образовательной деятельности учреждения действующему законодательству Российской Федерации, контрольным нормативам, лицензии на право ведения образовательной деятельности: - наличие и срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности; - наличие Устава образовательного учреждения, локальных актов; - контингент обучающихся по каждой образовательной программе и наполняемость каждой учебной группы; - наличие акта готовности образовательного учреждения к началу учебного года (за четыре года). |
3.2. Кадровое обеспечение образовательной деятельности |
Определяется соответствие образования и педагогической квалификации педагогических работников содержанию реализуемых профессиональных образовательных программ и тарифно-квалификационным характеристикам по должностям: - общее количество педагогических работников (руководящих работников, преподавателей общеобразовательной и профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения по каждой профессии); - количество штатных педагогических работников (преподавателей общеобразовательной и профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения по каждой профессии); - количество педагогических работников-совместителей(внутренних и внешних)(преподавателей общеобразовательной и профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения по каждой профессии); - соответствие уровня и профиля образования педагогических работников преподаваемым предметам (преподавателей общеобразовательной и профессиональной подготовки, мастеров производственного обучения по каждой профессии); - количество мастеров производственного обучения, имеющих уровень квалификации по подготавливаемой профессии выше устанавливаемого выпускникам; - количество мастеров производственного обучения, прошедших стажировку и повысивших рабочий разряд за последние пять лет; - количество преподавателей, прошедших стажировку и курсовую подготовку (72 часа и более) по преподаваемым предметам за последние пять лет; - количество педагогических работников, имеющих квалификационные категории. |
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса |
Определяется соответствие оборудования и оснащения учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских, полигонов, учебных хозяйств требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с реализуемыми профессиональными образовательными программами. |
Состав
межведомственной комиссии по государственной аккредитации образовательных учреждений Нижегородской области
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области
от 9 сентября 2010 г. N 1017)
1. Наумов С.В. - министр образования Нижегородской области, председатель;
2. Родионова Е.Л. - заместитель министра Нижегородской области, заместитель председателя;
3. Никитина Т.П. - начальник отдела аккредитации государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых "Центр лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области", секретарь.
Члены межведомственной комиссии:
4. Анисимова Л.Д. - заместитель начальника отдела по работе со школами и дошкольными учреждениями управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Советского района города Нижнего Новгорода (по согласованию);
5. Апутина Е.И. - директор государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых "Центр лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области";
6. Бабанов Н.Ю. - заместитель министра Нижегородской области;
7. Бабушкина С.М. - начальник отдела начального профессионального образования министерства образования Нижегородской области;
8. Бармин Н.Ю. - ректор государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования";
9. Гуськов Н.В. - заместитель директора департамента культуры администрации г. Нижнего Новгорода (по согласованию);
10. Безденежных Т.Ю. - начальник отдела социально-правовой защиты детей министерства образования Нижегородской области;
11. Вахрушева Н.Н. - председатель Нижегородской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию);
12. Гашкова С.Н. - директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово (по согласованию);
13. Забегалова А.А. - заместитель министра культуры Нижегородской области (по согласованию);
14. Турилова Е.К.. - заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида N 20 Нижегородского района города Нижний Новгород;
15. Демин Н.А. - директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский строительный техникум", председатель совета директоров государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (по согласованию);
16. Захаров И.Л. - начальник сектора науки, высшего и среднего профессионального образования министерства образования Нижегородской области;
17. Ильин М.В. - начальник управления по правовой, кадровой и ревизионной работе министерства здравоохранения Нижегородской области (по согласованию);
18. Леонтьев В.А. - директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский технологический колледж";
19. Макарова Г.Л. - начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания министерства образования Нижегородской области;
20. Морозова Е.Д. - директор государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV вида";
21. Носова С.А. - начальник управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области;
22. Серагин Н.В. - начальник управления молодежной политики, социально-правовой защиты детей министерства образования Нижегородской области;
23. Сидоркина С.Л. - заместитель директора департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода (по согласованию);
24. Смирнов В.П. - директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижегородский медицинский базовый колледж" (по согласованию);
25. Шевелев С.Н. - директор департамента образования администрации города Арзамаса (по согласованию);
26. Шмелев В.Н. - начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области;
27. Шмонина Л.В. - начальник управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей министерства образования Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аккредитации подлежат дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательные учреждения; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительные образовательных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; образовательные учреждения дополнительного образования детей и начального профессионального образования. Установлено, что финансирование затрат на выполнение работ по осуществлению процедуры государственной аккредитации производится из средств аккредитуемых образовательных учреждений на основании договора возмездного оказания услуг.
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 9 сентября 2010 г. N 1017 "Об организации проведения государственной аккредитации образовательных учреждений"
Текст приказа опубликован в газете "Нижегородская правда", N 109 от 5 октября 2010 г., N 110 от 7 октября 2010 г.
Настоящий приказ включен в Реестр Нормативных актов исполнительной власти Нижегородской области
21 сентября 2010 г.
N в Реестре 020090-316-1017
Приказом Министерства образования Нижегородской области от 5 августа 2011 г. N 2254 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 11 февраля 2011 г. N 254