Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму министерства образования
Нижегородской области
от 3 августа 2012 г.
N 316-01-52-2440_12
Информация
прокуратуры Нижегородской области об итогах проверок исполнения органами и учреждениями системы профилактики законов, направленных на профилактику групповой и повторной преступности несовершеннолетних
Органами системы профилактики допускаются нарушения законодательства, направленного на предупреждение повторной и групповой преступности несовершеннолетних.
Отсутствует должное взаимодействие в организации этой работы, как между подразделениями органов внутренних дел, так и с другими органами системы профилактики.
Недостаточной является координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поскольку исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является приоритетным направлением надзора, городскими и районными прокурорами регулярно проводятся проверки этой тематики и принимаются меры реагирования.
в 2010 году - 92 проверки;
в 2011 году - 197, в т.ч. в учреждениях образования - 73;
в 1 квартале 2012 года - 58, в т.ч. в учреждениях образования - 30.
По результатам последней проверки с целью устранения нарушений при исполнении законодательства о предупреждении повторной и групповой преступности горрайпрокурорами внесено 2 протеста, а также 46 представлений, в основном начальникам органов внутренних дел.
Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних регулируются ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее ФЗ - N 120), а также региональными законами и нормативно-правовыми актами.
15.05.2012 распоряжением Губернатора Нижегородской области N 975-р утвержден комплекс дополнительных мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних, принятый по инициативе прокуратуры области в целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрения эффективных методов организации профилактической работы и обеспечения социально-правовой защиты детей.
В комплекс мер вошли проекты: "Социальный патруль", "Родительский патруль", "Институт наставничества".
В июне 2012 года Законодательным Собранием принят, инициированный прокуратурой области, закон "О профилактике правонарушений в Нижегородской области", также содержащий нормы, касающиеся профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних на территории области проводятся в рамках реализации различных программ, принятых на региональном и муниципальном уровнях.
Принятие областных и муниципальных целевых программ позволило в последние годы, в т.ч. по итогам 6 месяцев 2012 года, стабильно снижать в области уровень криминальной активности несовершеннолетних.
На протяжении ряда лет на территории области действует областная целевая программа, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области", последний период действия 2011 - 2013 годы.
Задачами Программы, в том числе, являются ранняя профилактика безнадзорности, асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних; повышение качества и эффективности взаимодействия субъектов системы профилактики.
Органами государственной власти и органами местного самоуправления области проводится работа по ресоциализации подростков, отбывших наказание в воспитательных колониях, и подростков, вступивших в конфликт с законом.
Строится эта работа на основе областных целевых программ, в рамках которых реализуются мероприятия, направленные на профилактику повторной преступности несовершеннолетних, в т.ч. Программ: "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" и "Точка возврата".
Программа "Точка возврата" направлена непосредственно на профилактику повторных правонарушений среди несовершеннолетних и является логическим продолжением областной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области".
Программа рассчитана на 2010 - 2012 годы на несовершеннолетних, стоящих на учете в органах внутренних дел и КДН и направлена на повышение эффективности системы профилактики, в том числе, развитие межведомственного сопровождения, ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, повышение профессиональной компетентности специалистов,
Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" принята и реализуется во всех городах и районах области.
Программой "Профилактика безнадзорности Тоншаевского района на 2011 - 2013 годы" предусмотрено развитие института наставничества, который фактически действует на территории района с 2008 года.
На территории г. Н.Новгорода: во всех районах, кроме Ленинского, реализуются "Комплексы мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В Ленинском районе действует "План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011 - 2013 годы - "Вместе ради детей!".
Все Комплексы содержат мероприятия направленные на профилактику повторной и групповой преступности несовершеннолетних.
Вместе с тем, в ряде районов Программы "Профилактика безнадзорности" не содержат отдельных мероприятий, направленных на профилактику повторной и групповой преступности, не во всех районах принятые программы действенны и существенно влияют на снижение преступности несовершеннолетних. Большинство пунктов, указанных в качестве мероприятий, являются функциональными обязанностями органов и учреждений системы профилактики, что подтверждается и указанием в программах на финансирование мероприятий за счет средств исполнителя.
Даже в тех районах, где наблюдается рост преступности, в том числе групповой и повторной, Программы целевых мероприятий направленных на их профилактику, не содержат.
Так, отсутствуют они в программе Первомайского района на 2011 - 2012 годы, несмотря на то, что на момент разработки и принятия программы в 2010 году число групповых преступлений составляло 50% от общего числа преступлений, совершенных подростками (7 из 14), а из них больше половины были совершены в группах с взрослыми (5).
В Чкаловском районе с 2009 отмечается стабильный рост преступности несовершеннолетних (с 13 до 70), за 6 месяцев 2012 года по сравнению с АППГ число преступлений возросло с 17 до 27.
Групповые преступления, совершенные подростками в 2011 году возросли с 4 до 66, из них в группе, состоящей только из несовершеннолетних, совершено 22 преступления, в группе с взрослыми - 44.
С 3 до 61 - выросло число повторных преступлений, 8 подростков из 24, совершивших преступления, или 1/3 - ранее судимы.
За 6 месяцев 2012 число групповых преступлений возросло с 15 до 26, совершили их 4 подростка.
При этом анализ программ "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятых на 2007 - 2010, а также на 2011 - 2013 годы, свидетельствует о том, что они являются малоэффективными и принимались без учета состояния преступности.
Более того, финансирование ныне действующей программы из районного бюджета было сокращено в 8 раз по сравнению с предыдущей программой (с 2483,6 тыс. до 356,5 тыс.).
Несмотря на то, что Программа содержит мероприятия, направленные на профилактику повторной и групповой преступности, часть из них формальны, поскольку являются функциональной обязанностью органов и учреждений системы профилактики (создание банка вакантных рабочих мест для трудоустройства подростков, состоящих на учете в ПДН, организация отдыха, оздоровления, занятости несовершеннолетних и т.д.).
Решение вопросов трудоустройства несовершеннолетних, создание для них рабочих мест, является функциональной обязанностью Управления занятости населения (органа системы профилактики), поэтому этот пункт необоснованно включен в качестве мероприятия в программу профилактики. Аналогичные замечания имеются к Программам Семеновского, Сеченовского и других районов.
В Богородском районе с 2009 по 2011 годы преступность несовершеннолетних выросла (с 33 до 59): число групповых преступлений - с 19 до 25, повторных - с 3 до 12.
Однако и в этом районе эффективной признать действующую программу профилактики нельзя.
Пунктом 2.2 раздела 2 Программы в качестве мероприятия запланировано проведение ежеквартальных сверок несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и КДН, с целью составления объективной ситуации по правонарушениям, несмотря на то, что это является обязанностью органов системы профилактики - ПДН, УИИ и КДН.
Вместе с тем установлено, что в полном объеме сведениями о данной категории несовершеннолетних не владеют ни КДН, ни отдельные подразделения полиции.
Имеются замечания к программам и в других районах области.
Анализ повторной и групповой преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что в течение последних 5 лет регулярно регистрировалось снижение областных показателей, характеризующих повторную и групповую преступность несовершеннолетних, за исключением 2011 года, когда число преступлений, совершенных подростками в группе, возросло на 9,8%, а повторных преступлений на 6,9%.
По итогам 2011 года число преступлений, совершенных в группе и состоящих только из несовершеннолетних, а также при участии взрослых, возросло на 9,8% (с 672 до 738).
Число повторных преступлений, совершенных только подростками, также возросло, по сравнению с 2010 годом, на 6,9% (с 493 до 527), что не может не тревожить.
В 2011 году значительный рост групповых преступлений отмечался в 10 районах области, а особенно в 4 районах:
- Богородском - 56,3% (с 16 до 25),
- Арзамасском на 666,7% (с 3 до 27),
- Сергачском - 200% (с 6 до 18),
- Чкаловском - 725% (с 8 до 66).
Рост повторных преступлений в 2011 году допущен в 25 районах, а особо высокие показатели в 5 районах:
- Нижегородском на 666,7% (с 3 до 23),
- Богородском на 150% (с 8 до 20),
- Арзамасском на 1400% (с 1 до 15),
- Сокольском на 1100% (с 1 до 12),
- Чкаловском на 454,5% (с 11до 61),
Некоторое улучшение криминальной ситуации среди несовершеннолетних отмечается по итогам 6 месяцев 2012 года. На территории области наблюдается в целом снижение показателей подростковой преступности практически по всем позициям:
- число повторных преступлений сократилось на 6,9% (с 248 до 231);
- количество подростков, ранее судимых и вновь совершивших преступления, уменьшилось на 2,6% (со 117 до 114).
При этом, рост повторной преступности в 1 полугодие 2012 года отмечен в 27 районах области: Автозаводском, Канавинском, Ленинском, Московском, Советском, Сормовском, Богородском, Борском, Выксунском, Кулебакском, Павловском, Арзамасском, Володарском, Лукояновском, Лысковском, Навашинском, Семеновском, Тонкинском, Шарангском, Б.Болдинском, Первомайском, Княгининском, Бутурлинском, Б.Мурашкинском, Ковернинский, Починковском, Шатковском районах.
Особенно высокий уровень повторной преступности несовершеннолетних:
- Автозаводском (+250,0%, (с 6 до 21);
- Ленинский (+900% с 1 до 10);
- Советский (+100% с 0 до 5);
- Сормовский (+233,3% с 3 до 10);
- Борский (+100% с 8 до 16);
- Павловский (+433,3 с 3 до 16).
На момент проверки из 298 подростков, совершивших преступления в 2012 году, на момент совершения преступлений 25 (7,0%) человек состояли на учете в полиции:
- в Московском, Балахнинском, Городецком и Шахунском районах - каждый третий,
- в ЗАТО г. Саров, Богородском, Володарском, Большеболдинском, Починковском, Тонкинском, Шарангском и Шатковском районах - каждый второй, имели криминальный опыт.
- в Советском, Арзамасском, Лукояновском, Первомайском, Большемурашкинском, Ковернинском и Пильнинском районах все преступления совершены подростками, ранее совершавшими преступления.
Из 68 подростков, совершивших преступления повторно,
- 49 человек - уже отбыли наказание,
- 9 человек - совершили преступления в период испытательного срока,
- 8 человек - ранее совершившие преступления, но освобожденные от уголовной ответственности,
- 2 человека - ранее совершали общественно-опасное деяние до наступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Вышеприведенные цифры могут свидетельствовать о недостаточной профилактической работе с несовершеннолетними вышеназванной категории.
Это, отчасти, объясняется сокращением штатной численности инспекторов ПДН на 46% или 165 (с 370 до 205 человек), в том числе школьных - на 78% или 84 (со 108 до 24), произведенном в рамках реформирования системы органов внутренних дел.
Такая ситуация ведет к ослаблению индивидуальной профилактической работы; росту проблем в неблагополучных семьях; увеличению уровня подростковой преступности.
При этом, в других равнозначных Нижегородской области субъектах подразделения по делам несовершеннолетних, по сравнению с нашим субъектом, претерпели незначительные сокращения.
Так, в Пермском, Красноярском, Ставропольском краях с равным нашей области детским население (550 тыс.), количество инспекторов ПДН составляет, соответственно, 381, сокращение произошло на - 72, 425 (-94), 290 (-6) человек.
В целях активизации выявления и пресечения повторных преступлений со стороны несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания не связанным с лишением свободы, а также вернувшихся из ВК, проведения с данной категорией подростков и их семьями мероприятий, направленных на индивидуальное социально-правовое, социально-психологическое сопровождение и переориентацию, в период с 16 по 18 февраля 2012 в области сотрудниками ПДН организовано проведение оперативно-профилактической операции "Условник".
Участниками операции проверены по месту жительства и учебы 1767 несовершеннолетних, в том числе 220 условно осужденных подростков и 625 - совершивших общественно-опасные деяния.
Выявлено 180 подростков, совершивших различные правонарушения, из них 36 нарушили" комендантский час".
При общем снижении в 1 полугодие 2012 года групповой преступности, ее рост отмечен в 16 районах города и области: (Автозаводском, Ленинском, Советском, Балахнинском, Борском, Чкаловском, Павловском, Володарском, Лысковском, Уренском, Княгининском, Навашинском, Бутурлинском, Б.Мурашкинском, Тоншаевском, Шатковском).
Особенно высокий он: в Ленинском + 150% (с 4 до 10), Борском + 328,6% (с 7 до 30), Чкаловском + 73,3% (с 15 до 26), Володарском + 133,3 (с 3 до 7), Б.Мурашкинском + 300% (с 1 до 4).
Количество подростков, совершивших преступления в группе, снизилось на 17% (с 353 до 293).
178 (АППГ - 199, - 10,6%) групповых преступлений совершено подростками в группе с участием взрослых лиц; 109 - в группе, состоящей только из несовершеннолетних (АППГ-145, -24,8%).
По состоянию на 01.04.2012 на учете в ПДН состояло 417 (АППГ-529) групп, в состав которых входило 907 (АППГ - 1232) несовершеннолетних.
Таким образом, численность подростковых группировок антиобщественной направленности снизилась на 26,4%.
Однако, из 149 подростков, совершивших преступления в группе, только 6 (4,0%) состояли на учете в полиции.
Это свидетельствует о том, что подростковые группировки криминальной направленности до раскрытия преступлений остаются неизвестны, поэтому работа по их разобщению не проводится.
В период с 15 по 17 марта 2012 на территории области проведена оперативно-профилактическая операция "Лидер", направленная на предупреждение групповых преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, выявление подростковых группировок с антиобщественной направленностью, их разобщение и переориентацию, а также выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.
По результатам проведенной операции вновь выявлено и взято на профилактический учет в ПДН 28 групп с антиобщественной направленностью и 66 несовершеннолетних, входящих в их состав. Кроме того, к административной ответственности участниками операции привлечено 206 родителей (законных представителей).
Основными причинами совершения несовершеннолетними повторных и групповых преступлений и условиями, им способствующими, по-прежнему остаются:
- низкий материальный уровень семей,
- отсутствие контроля со стороны родителей,
- нежелание подростков встать на путь исправления,
- игнорирование проводимой с ними профилактической работы,
- отсутствие или недостаточное взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики,
- несвоевременное выявление таких подростков и постановка их на профилактический учет в ПДН,
- недостаточная индивидуально-профилактическая работа со стороны соответствующих органов.
Анализ повторной и групповой преступности несовершеннолетних показал, что наибольшую криминальную активность проявляют подростки, ранее осужденные к условной мере наказания, к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы, совершившие преступления в период условного осуждения, состоящие на учете в УИИ и ПДН ОВД.
Групповые преступления совершают подростки, ранее знакомые между собой по месту жительства, учебы или случайно, оказавшиеся вместе при определенных обстоятельствах. Взрослые, с которыми были совершены преступления, это, как правило, лица, достигшие 18 - 20 лет, реже старше.
Данные подростки, как правило, отличаются девиантным поведением, педагогической запущенностью, склонностью к бродяжничеству, проживают, в основном, в малообеспеченных семьях.
По состоянию на 1 января 2012 года на учете в КДН состояли:
- 14 несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний;
- 225 подростков осужденных условно;
- 22 человека - вернувшихся из спец. школ и спец. ПТУ;
- 659 подростков - освобожденных от уголовной ответственности в связи с не достижением возраста уголовной ответственности.
Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе групповой и повторной, обеспечение их прав, практически во всех районах области неоднократно являлись предметом обсуждения на совещаниях различных уровней, в том числе на расширенных или оперативных совещаниях при главах местного самоуправления или администраций городов и районов.
В таких городах и районах, как: г. Арзамас, Борский, Б.Болдинский, Б.Мурашкинский, Варнавинский, Вачский, Воротынский, Вознесенский, Городецкий, Гагинский, Княгининский, Кулебакский, Лысковский, Починковский, Семеновский, Тонкинский, Шатковский, Шарангский, Шахунский, а также во всех районах г. Н.Новгорода состояние преступности обсуждается ежеквартально.
При этом, в Гагинском районе, несмотря на то, что групповая преступность несовершеннолетних стабильно растет с 2009 года и выросла в 2011 году в три раза (с 3 до 9), а повторная преступность возросла в 2 раза (с 2 до 4) вопросы профилактики групповой и повторной преступности несовершеннолетних за три года нигде не обсуждались, а при обсуждении в 1 квартале 2012 года на совещании при главе было решено лишь "усилить межведомственное взаимодействие".
В Володарском районе, согласно представленных администрацией сведений, в 2010 - 2011 году вопросы преступности несовершеннолетних, в том числе повторной и групповой, обсуждались неоднократно, но поскольку протоколы не велись и документально это ничем не подтверждено, данное утверждение вызывает сомнение.
В ряде районов вопросы состояния преступности выносились на обсуждение Земских Собраний (в Выксунском, Вачском, Пильнинском, Сокольском, Спасском и Тонкинском районах); заседаний КДН; в единичных случаях - межведомственных комиссий по противодействию преступности.
Изучение судебной практики назначения уголовного наказания несовершеннолетним за повторные преступления, свидетельствует о том, что судами, не во всех случаях совершения подростками преступлений этой категории, в том числе и в группе, назначается наказание связанное с реальным лишением свободы.
Так, несовершеннолетний Алешин А.В. 1995 г.р., имея непогашенную судимость по приговору Кулебаксого городского суда от 03.06.2010 за совершения нескольких преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 158 УК РФ, в период отбывания им условного осуждения вновь совершил аналогичное преступление.
Приговором суда от 22.07.2010 ему вновь назначено наказание в виде лишения свободы условно, а наказание по приговору от 03.06.2010 определено исполнять самостоятельно.
Вместе с тем, Алешин А.В., не сделав для себя должных выводов и не желая встать на путь исправления, вновь совершил повторное преступление в период отбывания двух наказаний в виде лишения свободы условно по выше указанным приговорам суда.
В результате чего, несовершеннолетний Алешин А.В. в третий раз был осужден Кулебакским городским судом 12.10.2011 по ч. 2 ст. 158 УК РФ к лишению свободы условно, а наказания по приговорам суда от 03.06.2010 и от 22.07.2010 определено исполнять самостоятельно. Аналогичные примеры имеют место и в других районах области.
Проверкой состояния законности в деятельности следственных органов на досудебной стадии производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних установлено, что мера пресечения в отношении подростков, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, избиралась законно и обоснованно.
Арест в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетних избирается только в исключительных случаях. Как правило, обо всех несовершеннолетних, совершивших преступления, избрании им меры пресечения, следователями направляется информация сотрудникам ПДН.
Вместе с тем, выявлены случаи несвоевременного направления следователями подобной информации о несовершеннолетних в ПДН ОВД. Постановления о прекращении уголовного дела либо отказе в его возбуждении в КДН и ПДН направляются с нарушением установленного срока либо не направляются вовсе.
Так, информация СО ОМВД по Володарскому району о привлечении 01.12.2010 несовершеннолетнего Макарова А.А. в качестве обвиняемого поступила в ПДН лишь 13.12.2010. Аналогичное нарушение сроков допущено и в отношении несовершеннолетней Смаковой Ю.А. в связи с привлечением ее 21.03.2011 в качестве обвиняемой. Сообщение в ПДН поступило только 06.04.2011.
Обязанности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними возложены на наиболее опытных и квалифицированных сотрудников уголовного розыска и ПДН.
Органами предварительного расследования выясняются условия и причины, способствовавшие совершению преступлений, исследуются обстоятельства и мотивы совершения преступлений, выполняются требования уголовно-процессуального закона о выяснении обязательных обстоятельств по делу.
Согласно закону, установив обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление.
Проверка показала, что представления вносятся следователями практически по всем уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Однако, они, в основном, носят формальный характер, т.к. фактически содержат лишь информацию о преступлении без анализа причин и условий его совершения.
Контроль за своевременным рассмотрением представлений в ряде следственных отделах отсутствует. Ответы на представления поступают следователям с нарушением месячного срока, или остаются без ответа, а поступившие - формальны.
Необходимо отметить, что основная нагрузка в решении вопросов предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, в том числе групповых и повторных, в системе органов и учреждений профилактики, приходится на ОВД, а именно на ПДН.
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику повторной и групповой преступности несовершеннолетних, являются приоритетными направлениями их деятельности.
Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете, проводится ПДН во взаимодействии с другими службами ОВД и органами и учреждениями системы профилактики.
Однако, данное взаимодействие нельзя признать достаточным, обмен информацией не оперативен, нередко профилактическая работа проводится формально, что является одними из причин совершения подростками повторных преступлений.
26.12.2011 в Богородской городской прокуратуре состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам профилактики преступности несовершеннолетних.
В соответствии с постановлением совещания отделу полиции в 1 квартале 2012 года необходимо было провести сверку всех находящихся на учете в ПДН несовершеннолетних, в том числе полноту мер принимаемых в связи с совершением подростками правонарушений.
Проверкой, проведенной прокуратурой в 2012 году, установлено, что в полной мере эти мероприятия реализованы не были, отдельные подразделения (УУП и ОДН) на момент проверки полными сведениями о подростках, состоящих на учете и совершивших преступления (правонарушения), не владели
Девять участковых не имели не только установочных данных несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, но и сведений о количестве лиц этой категории, что подтверждается контрольными карточками и паспортами на административный участок.
Сотрудники ПДН не в полной мере владели информацией о лицах, совершивших правонарушения. По результатам проверки по представлению прокурора 4 сотрудника ОДН по Богородскому району привлечены к дисциплинарной ответственности. В отношении 2 участковых указано, что в их действиях нарушений не имеется, но и остальные участковые к ответственности не привлечены.
Представление, внесенное 29.03.2012 года в адрес председателя КДН при администрации Богородского района об устранении выявленных нарушений, первоначально по существу рассмотрено не было.
В ответе председателя КДН вместо анализа причин нарушений, выявленных прокуратурой, и планируемых мерах по их устранению, содержалась развернутая информация о деятельности КДН. Кроме этого было указано, что "констатация нарушений и выводы прокуратуры субъективны в силу того, что комиссией ведется большая индивидуальная, профилактическая и методическая работа, как с несовершеннолетними их родителями, так и с субъектами профилактики".
Прокурором района было предложено главе администрации района вновь вернуться к рассмотрению представления. Из ответа главы следует, что замечания прокуратуры приняты к сведению.
Недостаточно внимания уделяется профилактической работе с несовершеннолетними участковыми уполномоченными Чкаловского района, поскольку все преступления несовершеннолетними совершались в группе подростков, не состоявших на учете в ПДН. Ситуацией на своем участке участковые не владеют.
Практически во всех проверенных горрайпрокурорами области подразделениях по делам несовершеннолетних имелся анализ состояния преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.
Вместе с тем, он, как правило, представляет собой только статистические данные по основным показателям преступности несовершеннолетних в сравнении с аналогичными периодами прошлого года.
При этом, причины роста или снижения тех или иных показателей преступности не раскрываются, а деятельность органов внутренних дел в этом направлении не анализируется.
Так, в ходе проверки установлено, что выборка преступлений работниками ПДН, уголовного розыска Чкаловского района не проводилась, списки не составлялись и не отрабатывались, имеющиеся рапорта работников уголовного розыска о проверках несовершеннолетних по месту жительства являются формальными, не отражают данных о проверенных лицах, результатах проверок. Также формальным является организация и проведение рейда "Лидер", поскольку имеющиеся рапорта не содержат информации, какие места концентрации несовершеннолетних, увеселительные заведения были проверены в ходе рейда.
Формальным является проведение в этом районе рейда "Лидер", поскольку имеющиеся рапорта не содержат информации, какие места концентрации несовершеннолетних, увеселительные заведения были проверены в ходе рейда.
Инспекторами ОДН отдела "Городецкий" в соответствии с планом проводятся профилактические мероприятия по разобщению групп и дискредитации их лидеров. В 2010, 2011, и 1 кв. 2012 года заведено соответственно 8, 7, 2 дела на группы антиобщественной направленности.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в 2011 году инспектором ОДН перед началом проведения профилактической работы не были истребованы характеристики с места жительства подростков, входящих в состав группы, сведения о родителях (законных представителях) несовершеннолетних, не проведено обследование жилищно-бытовых условий проживания.
Кроме того, не установлены цели группы, основа создания и ее деятельность (где, когда встречаются члены группы, чем занимаются, имеются ли жалобы и заявления на действия группы), не избран метод по разобщению или переориентации группы, не установлено место ее дислокации.
Инспектором ОДН было направлено лишь 2 сообщения в службы участковых и уголовного розыска о необходимости проведения мероприятий по разобщению и переориентации направленности группы.
Однако должностными лицами ОУУМ и ОУР работа в данном направлении не велась, в материалах дела отсутствовала информация о проведении профилактических мероприятий с данной группой подростков, в том числе и проверок по месту жительства.
Сотрудниками ПДН допускаются нарушения и при ведении УПД (учетно-профилактических дел) на подростков, состоящих на учете.
Так, на учете в ПДН по Арзамасскому району по состоянию на 23.04.2012 состояло 7 несовершеннолетних вышеуказанной категории.
Однако, в УПД ПДН на некоторых несовершеннолетних отсутствовали необходимые документы, отражающие работу с подростками.
В нарушение Инструкции в ПДН по г. Арзамасу и Арзамасскому району не ведутся журналы учета профилактических мероприятий, в которых должны отражается деятельность ПДН по проведению рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также проведение индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в ПДН.
Примером необоснованного прекращения ПДН индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним в связи с исправлением, который впоследствии совершил преступление, может быть следующее.
Несовершеннолетний Ткаченко 25.02.10 освободился из Ардатовской ВК, где находился по приговору суда за совершение грабежа в течении 1,6 года. Отбыв наказание, Ткаченко прибыл в с. Чернуха, где проживают его родители, и приступил к учебе в 8 классе в местной школе.
26.02.2010 Ткаченко был поставлен на проф. учет в ОПДН ОВД по Арзамасскому району. Из колонии и по месту учебы характеризовался положительно, административных правонарушений не совершал, принимал активное участие в общественной жизни школы, увлекался спортом, Через два месяца по ходатайству школы Ткаченко был снят с учета в связи с исправлением.
Однако уже в мае 2010 года, через 3 месяца после освобождения, Ткаченко в группе с тремя другими подростками повторно совершил 2 кражи, был арестован и в настоящее время осужден к лишению свободы.
Все вышеуказанные факты свидетельствуют об отсутствии системного подхода в деятельности сотрудников ПДН к проведению профилактической работы со стоящими на учете подростками, а в некоторых случаях о формальном подходе к проведению такой работы.
В соответствии с ФЗ - N 120 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики.
В то же время, координирующую роль комиссий, как в целом, так и в профилактике повторной и групповой преступности, в ряде районов нельзя признать достаточной.
Практически все комиссии на своих заседаниях рассматривают вопросы профилактики преступности среди несовершеннолетних, в ряде из них обсуждался вопрос состояния повторной и групповой преступности.
В г. Арзамасе, Балахнинском, Б.Мурашкинском, Вадском, Городецком, Княгининском, Тоншаевском, Починковском районах принимались решения об усилении профилактической работы среди учащихся школ и профессиональных училищ; об активизации индивидуально-профилактической работы с подростками указанной категории, состоящими на учете.
Комиссиями во взаимодействии с другими органами системы профилактики осуществляется контроль за поведением подростков, состоящих на учете, принимаются меры к их трудоустройству. Подростки и родители приглашаются на заседания комиссии, посещаются на дому, с ними проводятся беседы, осуществляется взаимодействие с учебными заведениями, в которых обучаются подростки. Родители, не исполняющие обязанности по воспитанию, содержанию детей, привлекаются к административной ответственности.
Как правило, всеми комиссиями своевременно рассматриваются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении подростков, совершивших повторные и групповые преступления, но не достигших возраста уголовной ответственности, поступившие в КДН.
Большинство КДН располагает или осуществляет самостоятельный анализ групповой и повторной преступности несовершеннолетних, что учитывается при планировании работы.
При этом в КДН Чкаловского района анализ повторной и групповой преступности несовершеннолетних отсутствовал.
КДН Семеновского района не владела сведениями о подростках, совершивших групповые и повторные преступления. Контроль за поведением указанных подростков не осуществлялся. Мероприятия по профилактике групповых и повторных преступлений комиссией не планировались.
Ежегодно в службу занятости населения комиссиями по делам несовершеннолетних подаются списки подростков, состоящих на учете в КДН и ПДН, для возможного их трудоустройства.
В 2010 - 2011 годах подростки, совершившие повторные и групповые преступления, и нуждающиеся в социальной реабилитации, помещались в специализированные учреждения для несовершеннолетних, где им совместными усилиями органов системы профилактики оказывалась необходимая помощь. Причинами помещения подростков явилось, в том числе, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей законными представителями.
Работа с подростками, проживающими в СРЦН, осуществлялась при взаимодействии с органами опеки и попечительства, КДН, ПДН, отделами образования и здравоохранения.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования Нижегородской области от 3 августа 2012 г. N 316-01-52-2440_12 "О мероприятиях, направленных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.