Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Нижегородской области
от 23 мая 2014 г. N 202-а
Информация
об итогах проведения областного конкурса "Учитель года Нижегородской области - 2014"
В соответствии с планом работы министерства образования Нижегородской области на 2014 год и приказом министерства образования Нижегородской области от 27.02.2014 N 466 "Об утверждении порядка проведения областного конкурса "Учитель года Нижегородской области - 2014" в апреле - мае 2014 года состоялся областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2014" (далее - конкурс).
Учредителями и организаторами конкурса стали министерство образования Нижегородской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО), Нижегородская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Конкурс проводился в рамках реализации государственной программы "Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года", и был направлен на повышение качества образования, развитие инновационного потенциала системы образования Нижегородской области; на утверждение приоритетов образования в обществе; на поддержку новых технологий организации образовательного процесса; на совершенствование уровня профессионализма учителя, способного оценивать, выбирать и воплощать наилучшие варианты организации инновационного образовательного процесса в школе; на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания и технологий общего образования.
Информационно-аналитические материалы по итогам проведения конкурса включают в себя следующие разделы:
1. Общие данные об участниках конкурса
2. Содержательный аспект конкурса
3. Выводы и предложения.
1. Общие данные об участниках конкурса
В оргкомитет конкурса для участия были представлены материалы 27 учителей общеобразовательных организаций из 18 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (Балахнинский муниципальный район - 1 человек, Бутурлинский муниципальный район - 1 человек, Богородский муниципальный район - 1 человек, Большемурашкинский муниципальный район - 1 человек, Вачский муниципальный район - 1 человек, Ветлужский муниципальный район - 1 человек, городской округ г. Выкса - 1 человек, Кстовский муниципальный район - 1 человек, Лысковский муниципальный район - 1 человек, Павловский муниципальный район - 2 человека, Перевозский муниципальный район - 1 человек, Починковский муниципальный район - 1 человек, Сергачский муниципальный район - 1 человек, Тоншаевский муниципальный район - 1 человек, Уренский муниципальный район - 1 человек, Чкаловский муниципальный район - 1 человек, г. Дзержинск - 1 человек, городской округ г. Шахунья - 1 человек) и из 3 районов городского округа г. Н. Новгорода (Ленинский район - 1 человек, Нижегородский район - 2 человека, Сормовский район - 2 человека).
В их числе:
- учителей истории и обществознания - 2,
- учителей начальных классов - 6,
- учителей иностранного языка - 3,
- учителей русского языка и литературы - 2,
- учителей биологии - 3,
- учителей информатики - 4,
- учителей физики - 2,
- учителей химии - 1,
- учителей математики - 3,
- учителей музыки и ОРКСЭ - 1.
В составе конкурсантов:
- учителей - победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области в рамках реализации ПНПО 2006 - 2013 годов - 5 человек;
- учителей, являющихся победителями муниципальных этапов конкурса, - 22 человека.
2. Содержательный аспект конкурса
В соответствии с Порядком проведения конкурса он проводился в три этапа: первый (муниципальный), второй (региональный заочный) этапы и финал.
Организаторами конкурса, научными консультантами - специалистами ГБОУ ДПО НИРО и муниципальными методическими службами были созданы оптимальные условия для адресной помощи и поддержки конкурсантов в подготовке конкурсных мероприятий.
Критериальную базу оценки конкурсных заданий второго (регионального заочного) этапа и финала конкурса составили следующие типы критериев:
- общие критерии (оценка социальной значимости и профессиональной востребованности материалов конкурсантов с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития образования): актуальность, новизна, системность, эффективность и транслируемость;
- специальные критерии (оценка профессиональной педагогической компетентности конкурсанта, содержательности и степени обоснованности представляемых материалов): полнота, степень проработанности, степень согласованности структурных частей конкурсного материала;
- конкретные практические критерии (оценка степени соответствия материалов конкурсантов реальной образовательной ситуации, уровня технологической оснащенности профессиональной деятельности участников конкурса): результативность, реалистичность, инструментальность.
Региональный (заочный) этап предполагал экспертизу размещенных на интернет-ресурсе материалов участника конкурса:
- методического портфолио, представляющего собой подборку методических материалов, отражающих опыт инновационной работы, демонстрирующих качество представления образовательной информации в сети Интернет и масштаб взаимодействия конкурсанта с учащимися, родителями и коллегами;
- учебного занятия в формате видеоматериала, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи в обучении предмету;
- воспитательного мероприятия в формате видеоматериала, отражающего особенности внеурочного взаимодействия учителя с детьми и родителями.
Анализ интернет-ресурсов показал, что наиболее востребованными платформами создания сайтов являются Google, uCoz, nsportal. Следует отметить довольно высокую содержательную насыщенность основной массы интернет-ресурсов конкурсантов, их тематическую организованность, которая в определенной степени задана самими шаблонами конструкторских платформ сайтов.
Вместе с тем часть представленных на сайтах методических материалов не отличается оригинальностью и новизной представленных разработок, а также не обладает достаточной технологичностью в описании, что не позволяет другим педагогам заимствовать и воспроизводить педагогический опыт конкурсантов. Не все интернет-ресурсы конкурсантов содержат тематические разделы, ориентированные на учеников, их родителей, социальных партнеров. Сайты обладают низким уровнем интерактивности, то есть носят исключительно информационный характер, что касается удобства навигации и эстетики интернет-ресурсов, то они находятся в непосредственной зависимости от того конструктора, в котором был сделан сайт или блог.
Экспертиза видеозаписей учебных занятий выявила достаточную глубину раскрытия конкурсантами тематического предметного содержания, однако метапредметный подход и междисциплинарные связи в подавляющем большинстве видеоуроков не получили своего отражения. Большинство конкурсантов на своих учебных занятиях активно используют информационные технологии, многие обращаются на уроках к интернет-ресурсам. На всех учебных занятиях педагогами организуется групповая работа учащихся, однако не всегда ее использование целесообразно и работает именно на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а не выступает неким средством "оживления" хода урока.
Не все конкурсанты смогли сформировать и удерживать на уроке высокий уровень мотивации, поддерживать высокую динамичность смены форм учебной деятельности.
Видеозаписи воспитательных мероприятий, представленных на конкурс, в основном ориентированы на освещение важных вопросов воспитания и социализации современных школьников: проблемы нравственного выбора подростков и юношества, социальной ответственности граждан за чистоту и сохранность природных объектов окружающей территории, профилактики наркозависимости, взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками в подростковой среде, правовой культуры общества, безопасности дорожного движения, культуры здорового образа жизни, российской культуры и сохранения объектов культурного наследия, толерантности и др. Большая часть воспитательных мероприятий представлена в формате классного часа, часть видеоматериалов содержит игровые формы организации воспитательной работы. Воспитательные мероприятия отличают информационная насыщенность и мировоззренческая направленность используемых материалов, выразительность, эмоциональность и доходчивость используемых средств и методических приемов.
Однако практически во всех представленных на конкурс воспитательных мероприятиях наблюдается низкий уровень сотрудничества учащихся, недостаточно представлено взаимодействие с семьей, окружающим социумом. Педагоги не используют приемы организации демонстрации обучающимися осознанности достигнутого результата, его социальной и индивидуально-личностной значимости, что существенно снижает социальную значимость и результативность мероприятий.
Финал конкурса проведен 7 мая 2014 года на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области".
Финал конкурса включал следующие мероприятия и конкурсные задания:
1. Мастер-класс "Учитель-профессионал" (регламент - 10 минут), являющийся конкурсным заданием, демонстрирующим авторские способы профессиональной педагогической деятельности, отражающие значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций. В конкурсе оценивались глубина и оригинальность содержания, социальная значимость, умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
Мастер-классы участников финала были ориентированы на работу с залом. Тематика мастер-классов в основном раскрывала особенности образовательных технологий и авторских методик, применяемых учителями - финалистами конкурса в своей педагогической деятельности.
2. Творческий конкурс "Творческая презентация актуальной темы" (регламент - 10 минут) представлял собой творческую презентацию конкурсантом актуальной темы, связанной с объявлением в Российской Федерации 2014 года Годом культуры, в режиме интерактивного взаимодействия с аудиторией с применением информационно-коммуникационных технологий. В творческом конкурсе жюри оценивало: соответствие содержания выступления целевой установке конкурса и полнота раскрытия темы, оригинальность предложенного конкурсантом варианта раскрытия актуальной темы, использование интерактивных форм взаимодействия с аудиторией и ИКТ.
Учителям - финалистам удалось продемонстрировать творческий подход к раскрытию предложенной актуальной темы, показать различные возможности участия педагогической общественности в реализации программы проведения Г ода культуры в Российской Федерации.
Участников финала оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли представители министерства образования Нижегородской области, профессорско-преподавательского состава ГБОУ ДПО НИРО, государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет"; Нижегородской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, Законодательного собрания Нижегородской области, родительской общественности.
Сумма баллов и итоги конкурса по результатам двух заданий между участниками финала распределились следующим образом:
ФИО конкурсанта |
1-е конкурсное задание |
2-е конкурсное задание |
Сумма баллов |
Итоговое место |
Клюкина Т. В. |
26,78 |
28,67 |
55,44 |
1 |
Жуков Ф. А. |
25,22 |
26,67 |
51,89 |
2 |
Коннова С. Ю. |
20,89 |
24,67 |
45,56 |
3 |
Курьякова Е. Ю. |
22,44 |
22,56 |
45,00 |
4 |
Санаткина Г. П. |
17,67 |
20,67 |
38,33 |
5 |
Финалисты конкурса награждены почетными дипломами и денежными премиями:
- Дипломом 1-й степени (сертификатом на сумму 75 000 рублей);
- Дипломом 2-й степени (сертификатом на сумму 50 000 рублей);
- Дипломом 3-й степени (сертификатом на сумму 35 000 рублей);
- Дипломами лауреатов (памятные призы).
Информационными партнерами конкурса стали: телекомпании "Сети-НН", "Вести Приволжья", "Кремль", ННТВ, газеты "Биржа плюс карьера", "Школа", "Сюжет", "Нижегородский рабочий", "Нижегородские новости", "Нижегородская правда", "Учительская газета", журнал "Нижегородское образование", Нижегородское областное радио.
3. Выводы и предложения
3.1. Члены оргкомитета и жюри отметили положительные результаты конкурса:
- координация требований российского, областного и муниципальных этапов конкурсов,
- демонстрация широких возможностей интернет-ресурсов как наиболее перспективной формы презентации и диссеминации эффективного педагогического опыта;
- выступления финалистов в рамках творческой презентации актуальной темы продемонстрировали высокий уровень социальной ответственности и гражданскую позицию нижегородского учительства.
3.2. В целях повышения качества конкурсных материалов, оптимизации процедуры проведения конкурса предлагается учесть при разработке Порядка проведения конкурса в 2015 году следующие положения:
- необходимость четко формулировать категории участников конкурса;
- возможность учета в рамках формирования критериев оценки конкурсных заданий степень отражения требований ФГОС начального и основного общего образования;
- необходимость ограничения тем воспитательных мероприятий кругом наиболее значимых проблем воспитания и социализации и отражение данного положения в перечне критериев оценки данного мероприятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3.2. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования:
- упорядочить процедуру отбора представителей на региональный конкурс с учетом необходимости соблюдения преемственности участия в конкурсе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- внести в планы работы мероприятия по методическому сопровождению участников регионального конкурса.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Нижегородской области от 23 мая 2014 г. N 202-а "Об итогах проведения областного конкурса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.