Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Информация
комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества (далее также - комитет) "О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области"
(утв. постановлением Законодательного Собрания области от 31 января 2013 г. N 779-V)
1. Краткая характеристика предмета регулирования Закона области, основания проведения мониторинга, источники, объем и содержание полученной информации
Предмет регулирования Закона Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" (далее также - Закон области) устанавливает формы государственной поддержки органами государственной власти Нижегородской области некоммерческих организаций, а также определяет формы взаимодействия органов государственной власти Нижегородской области и некоммерческих организаций.
Действие Закона области распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации, созданные в предусмотренных федеральным законодательством формах и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области. Исключение составляют государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, а также общественные объединения, являющиеся политическими партиями.
Цель осуществления мониторинга правоприменения Закона области - оценка практики реализации, анализ порядка ведения двух реестров (Реестра некоммерческих организаций и государственного Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки), выработка предложений по совершенствованию действующего порядка работы с социально ориентированными некоммерческими организациями.
Проведение мониторинга правоприменения Закона области осуществлялось в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 28 июня 2012 года N 547-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на II полугодие 2012 года".
В качестве профильного комитета Законодательного Собрания, ответственного за проведение мониторинга, выступал комитет Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества.
Мониторинг проводился в порядке, установленном Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694.
Комитетом разработан и утвержден график мероприятий, проводимых в рамках мониторинга правоприменения Закона области:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок проведения мероприятия |
1. |
Определение целей и задач мониторинга Закона Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" |
комитет |
июнь |
2. |
Подготовка предложений по перечню основных участников мониторинга, по определению предмета, основных критериев и методов мониторинга |
комитет |
июнь |
3. |
Направление запроса в информационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания о предоставлении информации о практике применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций |
информационно-аналитическое управление |
запрос направлен 25.07.2012 N 246/10-1012 срок 27.08.2012 ответ на запрос получен 27.08.2012 |
4. |
Направление запроса в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания о предоставлении экспертного заключения на Закон Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" |
государственно-правовое управление |
запрос направлен 25.07.2012 N 245/10-10/12 заключение получено 19.10.2012 N 868/14-01/12 |
5. |
Формирование рабочей группы по проведению мониторинга Закона области (в составе представителей аппарата и членов комитета, комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам, государственно - правового управления аппарата Законодательного Собрания, Главного управления Минюста России по Нижегородской области, Общественной палаты Нижегородской области, Правительства Нижегородской области |
комитет |
направлены запросы: 1) Минюст России по Нижегородской области 18.07.2012 N 10-05-15-1297, ответ получен 6.08.2012; 2) ГПУ 18.07.2012 N 240/10-10/12, ответ получен 1.08.2012; 3) Правительство области 18.07.2012 N 10-05-14-1298, ответ получен 31.07.2012 и 9.08.2012 Распоряжение от 15.08.2012 N 112р |
6. |
Проведение научной экспертизы Закона Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" научно-консультативным советом при Законодательном Собрании |
Научно-консультативный совет |
Запрос членам НКС для предоставления предложений и замечаний направлен 20.08.2012 N НКС-50 Срок 17.09.2012 Заключение Лаврентьева А.Р. от 14.09.2012 Заключение Баранова В.М. от 4.10.2012 Рассмотрено на заседании НКС 11.10.2012 |
7. |
Проведение расширенного совещания на тему "Взаимодействие социально ориентированных некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Нижегородской области" |
комитет |
расширенное совещание проведено 30 октября 2012 года, 10.00 (Кремль, корпус 2, зал заседаний (зал официальных мероприятий N 136). Подготовлена резолюция |
8. |
Направление запроса министру Правительства Нижегородской области - полномочному представителю Губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области А.И. Цапину о предоставлении информации о реализации Закона Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" |
комитет |
запрос направлен 21.11.2012 N 1-10/1723 информация получена 12.12.2012 N 408-01-03-3437/12 |
9. |
Подготовка и проведение заседаний рабочей группы |
комитет |
10.12.2012; 17.12.2012 |
10. |
Обобщение и анализ результатов мониторинга Закона области в целях определения эффективности его действия и подготовка предложений по изменению законодательства |
рабочая группа |
декабрь |
11. |
Подготовка сводной информации по итогам мониторинга Закона области и обсуждение ее на заседании комитета |
комитет |
20.12.2012 |
Мероприятия, запланированные к реализации, выполнены полностью в сроки, установленные графиком.
В соответствии с указанным графиком мероприятий, а также для обеспечения мониторинга правоприменения комитет сформировал рабочую группу. Распоряжением Председателя Законодательного Собрания от 15 августа 2012 года N 112р образована рабочая группа под руководством Малухина Дмитрия Александровича, председателя комитета, в состав которой вошли депутаты Законодательного Собрания - члены комитета, сотрудники аппарата комитета, представители государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания, Правительства Нижегородской области, представители Общественной палаты Нижегородской области, в том числе:
Щетинина Ольга Владимировна - заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества, руководитель регионального исполнительного комитета Нижегородского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заместитель руководителя рабочей группы
Балашова Алла Леонидовна - директор по развитию Нижегородской ассоциации неправительственных некоммерческих организаций "Служение", директор Нижегородской региональной общественной организации "Служение-НЭКСТ"
Верба Евгения Карловна - заместитель председателя комиссии по вопросам социальной политики и социальной защиты населения Общественной палаты Нижегородской области
Егоров Владислав Иванович - заместитель Председателя Законодательного Собрания, руководитель фракции "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Законодательном Собрании Нижегородской области
Жильцов Андрей Владимирович - председатель комиссии по вопросам гражданского общества Общественной палаты Нижегородской области
Красильникова Наталья Александровна - руководитель аппарата комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества
Лапина Елена Валерьевна - консультант комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества
Обухова Ирина Сергеевна - главный специалист - эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области
Полянская Наталья Анатольевна - консультант комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества
Сучкова Ирина Михайловна - начальник отдела взаимодействия с некоммерческими организациями управления общественной политики министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области
Тихомиров Вячеслав Вячеславович - консультант отдела государственного, муниципального и административного законодательства государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области
Шкатова Светлана Владимировна - начальник отдела по обеспечению законопроектной работы Правительства Нижегородской области правового управления государственно-правового департамента Нижегородской области
В рамках мониторинга правоприменения Закона области состоялись два заседания рабочей группы - 10 декабря 2012 года и 17 декабря 2012 года. При осуществлении мониторинга правоприменения рабочая группа использовала:
информацию информационно-аналитического управления аппарата Законодательного Собрания от 27 августа 2012 года о практике применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
информацию комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества о практике применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
заключения научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области от 14 сентября 2012 года и от 4 октября 2012 года;
заключение государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области от 19 октября 2012 года N 868/14-01/12;
информацию государственно-правового департамента Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12;
информацию государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области от 18 декабря 2012 года N 1068/14-01/12.
Кроме того, использовалась информация по итогам расширенного совещания от 30 октября 2012 года по изучению правоприменительной практики в сфере реализации Закона области с участием депутатов Законодательного Собрания, руководителей аппаратов комитетов Законодательного Собрания, Правительства Нижегородской области, представителей прокуратуры Нижегородской области, Главного управления Минюста России по Нижегородской области, Общественной палаты Нижегородской области, некоммерческих организаций Нижегородской области и иных заинтересованных органов.
Таким образом, участники рабочей группы наметили следующие блоки вопросов для дальнейшего анализа:
1) наличие нормативных правовых актов, принятых с целью реализации норм Закона области;
2) проблемы, связанные с применением нормативного правового акта области;
3) опыт субъектов в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
4) оценка эффективности действия нормативных правовых актов;
5) формы взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций;
6) предложения по совершенствованию Закона области.
14 декабря 2012 года за N 532/10-10/12 в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания направлен запрос по результатам детального изучения части 3 статьи 7 Закона области, предусматривающей перечень документов для включения социально ориентированной некоммерческой организации в Реестр некоммерческих организаций, необходимых к представлению в Комиссию по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, и рассмотрению вопросов о целесообразности оказания (далее также - Комиссия).
В целях упрощения ежегодной процедуры включения в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, и рассмотрению вопросов о целесообразности оказания социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой поддержки" (далее также - Реестр некоммерческих организаций) комитет просил разъяснить, позволяет ли законодательство области представлять необходимый пакет документов в Комиссию в форме электронных документов. Информация представлена в комитет 18 декабря 2012 года за N 1059/14-01/12.
2. Основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, на федеральном уровне, и наличие нормативных правовых актов, принятых с целью реализации норм Закона области
Правовую основу анализируемого Закона области составляют:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской федерации;
Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Федеральный закон от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (данный Федеральный закон подготовлен в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, касающихся введения института социально ориентированных некоммерческих организаций, и направлен на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность).
Указанный законодательный акт закрепляет ряд механизмов, регулирующих создание и правовые основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Во-первых, данный федеральный закон определяет, что такое социально ориентированные некоммерческие организации. Во-вторых, показывает, какие виды помощи социально ориентированные некоммерческие организации могут получить. Это касается и финансовой поддержки, и имущественной, и консультационной, и поддержки в части подготовки специалистов).
Согласно вышеуказанному Федеральному закону организация обладает статусом "социально ориентированная некоммерческая организация" в соответствии со своей деятельностью, а не в результате внесения в реестры. Последние нужны для хранения информации о социально ориентированных некоммерческих организаций, которые получили от государства ту или иную поддержку.
В целях реализации данных нормативных актов Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации принят ряд документов, обеспечивающих практическую реализацию механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны государства, в их числе:
постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года N 276 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации" (в части наделения данного Министерства полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также по определению порядка ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, и ведению такого реестра);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (вместе с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций);
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" (вместе с Порядком ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и хранения представленных ими документов);
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 сентября 2011 года N 465 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (вместе с порядком конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, порядком конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета);
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 527 "О проведении конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета";
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 528 "О проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и другие.
В вышеприведенных нормативных документах закреплены основания отнесения некоммерческих организаций к социально ориентированным организациям, формы оказания государственной и муниципальной поддержки некоммерческих организаций, механизмы предоставления государственной поддержки некоммерческих организаций, наиболее подробно урегулирован порядок участия социально ориентированных некоммерческих организаций в конкурсах на предоставление субсидий.
В Нижегородской области государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области", регулирующим сферу государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В целях обеспечения реализации положений Закона области Правительством Нижегородской области (далее также - Правительство области) приняты необходимые нормативные правовые акты, в том числе:
постановления Правительства Нижегородской области:
от 20 октября 2009 года N 740 "О государственных грантах Нижегородской области, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ)";
от 21 января 2010 года N 20 "О финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области";
от 9 июня 2010 года N 345 "О финансовой поддержке религиозных организаций в Нижегородской области";
от 18 марта 2011 года N 188 "О Реестре некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации";
от 12 октября 2011 года N 824 "Об утверждении областной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы";
распоряжения Правительства Нижегородской области:
от 16 апреля 2007 года N 455-р "О создании совета при Губернаторе Нижегородской области по вопросам некоммерческих организаций";
от 20 октября 2009 года N 2607-р "О комиссии по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, и рассмотрению вопросов о целесообразности оказания социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой поддержки".
3. О проблемах, связанных с применением Закона области
3.1. О соответствии Закона области Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Нижегородской области
Согласно экспертному заключению государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания от 19 октября 2012 года предмет регулирования Закона области соответствует полномочиям Нижегородской области как субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 73 Конституции Российской Федерации, подпунктом 91 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 31.1, 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 31 Устава Нижегородской области.
3.2. О подзаконных нормативных правовых актах и об иных правовых актах, направленных на реализацию Закона области, в отношении которого проведен мониторинг правоприменения
С целью реализации Закона области приняты все необходимые подзаконные акты.
Принятые подзаконные нормативные акты Нижегородской области перечислены в пункте 2 настоящей информации.
3.3. О наличии норм, имеющих неоднозначное понимание со стороны правоприменителей, выявленных в результате мониторинга на основании обращений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, судебной практики или данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения
В результате мониторинга правоприменения Закона области норм, имеющих неоднозначное понимание, в том числе со стороны субъектов правоприменительной практики - министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, и иных заинтересованных органов, не выявлено.
3.4. О проблемах, связанных с применением Закона области, выявленных по показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694
В процессе мониторинга правоприменения Закона области участниками рабочей группы проблемы, согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694, не выявлены.
3.5. О других проблемах
В ходе мониторинга правоприменения Закона области и на основании предоставленной информации государственно-правовым департаментом Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12 проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением Закона области, в том числе и с применением Реестра некоммерческих организаций и государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, не выявлено.
4. Опыт субъектов в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Проведенный анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что законы о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций приняты и действуют в 39 субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что наиболее развитую нормативную базу в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций имеют Республика Карелия, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский края, Архангельская, Иркутская, Новосибирская, Омская, Тверская, Ярославской области, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа.
Так, например, в Амурской области принят Закон от 12 октября 2007 года N 404-ОЗ "Об основах взаимодействия органов государственной власти Амурской области с некоммерческими организациями".
В Архангельской области действует Закон от 27 апреля 2011 года N 281-21-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Архангельской области и некоммерческих организаций".
Кроме того, участниками рабочей группы проведен обзор действующего законодательства субъектов Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, г. Москвы и других субъектов, а именно изучены в том числе:
Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями";
Закон Иркутской области от 8 июня 2011 года N 37-ОЗ "Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций";
Закон Оренбургской области от 19 ноября 2001 года N 368/344-II-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с негосударственными некоммерческими организациями";
Закон Ростовской области от 11 ноября 2010 года N 492-ЗС "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области".
В ходе ознакомления с практикой применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций наиболее интересным, с точки зрения изучения правоприменительной практики, участниками рабочей группы отмечен опыт Оренбургской области в части формирования и размещения целевых социальных программ и социальных заказов. В связи с этим 13 декабря 2012 года за N 530/10-10/12 комитетом был подготовлен и направлен запрос в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания с целью проведения анализа положений Закона Оренбургской области от 19 ноября 2001 года N 368/344-II-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с негосударственными некоммерческими организациями" (далее также - Закон Оренбургской области) в части формирования и размещения целевых социальных программ и социальных заказов и рассмотрения возможности использования опыта Оренбургской области в законодательстве области.
Результат рассмотрения запроса в части формирования и размещения целевых социальных программ и социальных заказов представлен в комитет 18 декабря 2012 года.
Необходимо учитывать, что в Нижегородской области насчитывается более 4 600 некоммерческих организаций, что составляет 1/10 некоммерческих организаций Приволжского федерального округа. Нижегородская область входит в пятерку регионов Приволжского федерального округа с наибольшим числом зарегистрированных организаций и делит лидирующие позиции с республиками Башкортостан и Татарстан, Пермским краем и Самарской областью (данные областной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы).
5. Оценка эффективности действия Закона области
Говоря об эффективности действия Закона области, важно:
1) оценить порядок формирования, ведения и проблемы, связанные с ведением Реестра некоммерческих организаций и государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки;
2) проанализировать результаты реализации форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
3) провести анализ оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в форме предоставления государственных грантов Нижегородской области.
5.1. О порядке формирования, ведения и проблемах, связанных с ведением Реестра некоммерческих организаций и государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки
Условия и порядок включения социально ориентированной некоммерческой организации в Реестр некоммерческих организаций определены в Положении о порядке формирования Реестра некоммерческих организаций (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18 марта 2011 года N 188 "О Реестре некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированных некоммерческих мероприятий".
В соответствии с Законом области формирование и ведение Реестра некоммерческих организаций осуществляет министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.
Необходимо отметить, что в целях организации и обеспечения взаимодействия Правительства области с негосударственными некоммерческими организациями, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, религиозными и национально-культурными объединениями, иными структурами гражданского общества в структуре Правительства области осуществляет работу министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.
Вместе с тем с 2011 года министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Формирование Реестра некоммерческих организаций осуществляется один раз в год до начала очередного финансового года.
Ведение государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки осуществляется постоянно по мере предоставления видов поддержки, предусмотренных Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года N 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области".
В 2012 году количество социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в Реестр некоммерческих организаций, увеличилось более чем на 20% по сравнению со средним показателем за 2009 - 2011 годы.
Кроме того, в соответствии с Соглашением от 20 декабря 2011 года N С-1058-АК/Д19 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Нижегородской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реализацию областной целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы" одним из условий расходования субсидии из федерального бюджета является ведение уполномоченным органом в установленном порядке реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей финансовой поддержки.
В ходе мониторинга правоприменения Закона области и на основании предоставленной информации государственно-правовым департаментом Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12 проблем при ведении данных реестров не выявлено.
5.2. О результатах реализации форм государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций
5.2.1. Финансовая поддержка
Ключевым фактором поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является прямая финансовая поддержка.
Согласно Закону области финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций оказывается организациям, включенным в Реестр некоммерческих организаций.
Организации, успешно прошедшие процедуру конкурсного отбора и включенные в Реестр некоммерческих организаций, могут претендовать на получение финансовой поддержки в виде субсидии из средств областного бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в социальной сфере, по их заявкам в порядке, установленном Положением о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на оказание государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2010 года N 20.
В 2010 году в Реестре некоммерческих организаций количество социально ориентированных некоммерческих организаций составило 159, из них профинансированы 32 на сумму 7 690 000 рублей;
в 2011 году - 131, из них профинансированы 39 на сумму 6 791 650 рублей.
Ежегодно законом об областном бюджете предусматриваются средства на предоставление субсидий на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.
Получатели субсидий (ветеранские, военно-патриотические организации - 8, молодежные - 7, инвалидные - 5, женские и детские - 5, спортивные - 1, экологические - 1, медицинские, социально-реабилитационные объединения - 1, творческие союзы, организации культуры, национально-культурные автономии - 6, профсоюзы - 1 и иные НКО - 2) в течение 2011 года реализовали мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства - 8;
повышение качества жизни людей пожилого возраста - 1;
социальная адаптация инвалидов и их семей - 6;
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии - 5;
развитие межнационального сотрудничества - 7;
профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни - 1;
охрана окружающей среды - 1;
оказание правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе - 2;
деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству, развитие инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций - 2;
патриотическое воспитание граждан - 7;
мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам - 3.
В 2012 году количество социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестре некоммерческих организаций составило 172. Министерством внутренней, региональной и муниципальной политики Нижегородской области рассмотрено 131 заявка, общая сумма запрашиваемых средств составила 93 708 524,87 рублей. По итогам заседания комиссии были одобрены проекты 82 социально ориентированных некоммерческих организаций на общую сумму 27 915 650 рублей по следующим направлениям:
1. Содействие благотворительности и добровольчеству, развитие инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций.
Общий размер финансовой поддержки - 850 000 рублей.
Количество поддержанных проектов - 4.
2. Развитие межнационального сотрудничества, просвещение широких групп населения в целях поддержания стабильности в регионе. Обеспечение межконфессионального согласия.
Общий размер финансовой поддержки - 2 999 000 рублей.
Количество поддержанных проектов - 11.
3. Развитие механизмов оказания правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе.
Общий размер финансовой поддержки - 1 864 151 рубль.
Количество поддержанных проектов - 3.
4. Профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни.
Общий размер финансовой поддержки - 636 660 рублей.
Количество поддержанных проектов - 6.
5. Профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства.
В 2012 году из средств областного бюджета, предусмотренных на оказание финансовой поддержки программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций по направлению "профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства", субсидии на общую сумму свыше 2 млн. рублей получили 7 организаций.
6. Повышение качества жизни людей пожилого возраста.
Общий размер финансовой поддержки - 435 500 рублей.
Количество поддержанных проектов - 4.
Данная работа осуществляется различными общественными объединениями, в том числе районными организациями инвалидов, советами ветеранов, молодежными объединениями и др.
7. Социальная адаптация инвалидов и их семей.
Общий размер финансовой поддержки - 1 170 899 рублей.
В данном направлении представлено более 10 проектов, применяющих традиционные, но не менее эффективные технологии социальной адаптации: культурно-досуговую работу, спортивные мероприятия.
8. Развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии.
Общий размер финансовой поддержки - 5 226 690 рублей.
Количество поддержанных проектов - 16.
9. Социальная поддержка и защита граждан.
Сумма финансовой поддержки - 40 000 рублей.
Количество поддержанных проектов - 1.
10. Поддержка гражданских инициатив в сфере культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности.
В данном сегменте общественно полезной деятельности было поддержано 5 проектов на общую сумму 4 142 750 рублей.
11. Патриотическое воспитание граждан.
Один из самых крупных блоков. Учитывая череду юбилейных дат важных исторических событий, в 2012 году поддержаны 14 проектов на общую сумму 7 641 800 рублей.
12. Мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам.
Сумма финансовой поддержки - 700 000 рублей:
Вместе с тем предоставление субсидий религиозным организациям осуществляется на реставрацию, содержание и охрану зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры Нижегородской области.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета религиозным организациям установлен Положением о порядке предоставления из областного бюджета субсидии религиозным организациям, утвержденным постановлением Правительством Нижегородской области от 9 июня 2010 года N 345 "О финансовой поддержке религиозных организаций в Нижегородской области".
В 2011 году на данные цели было выделено более 4 млн. рублей:
религиозной организации "Еврейская община Нижегородской синагоги" на ремонтные работы Нижегородской синагоги;
Нижегородской Епархии РПЦ МП на ремонт памятника культурного наследия - фасада церкви во имя Святого Пророка Божия Илии (г. Нижний Новгород), молельного зала церкви Святых Апостолов Петра и Павла (г. Нижний Новгород);
приходу старообрядческого Храма во имя Успения Пресвятыя на выполнение ремонтных работ в помещении храма;
духовному управлению мусульман Нижегородской области на проведение работ по реставрации Нижегородской Соборной мечети.
В 2012 году были одобрены следующие заявки:
реставрационные работы здания Нижегородской Соборной мечети, которая в 2015 году отметит 100-летний юбилей (1 млн. рублей);
ремонтно-строительные работы кафедрального собора во имя Святого благоверного князя Александра Невского и церкви в честь Святого благоверного князя Александра Невского (г. Нижний Новгород) (3 млн. рублей).
В 2012 году количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку, увеличилось по сравнению с 2010-2011 годами в 2,5 раза.
Следует отметить, что соотношение количества организаций, включенных в Реестр некоммерческих организаций, и количества организаций, получивших финансовую поддержку, в 2012 году имеет наивысший показатель и составляет 48%, тогда как в 2010 году эта цифра составляла только 20%, в 2011 году - 30%.
Необходимо заметить, что конкурсы субсидий являются действенным инструментом социального партнерства органов государственной власти с общественными организациями региона. Практика показала, что социально ориентированные некоммерческие организации воплощают в жизнь социально значимые проекты, вовлекая в их реализацию широкие слои населения. Необходимо заметить, что большинство проектов, получивших субсидии, являются долгосрочными.
5.2.2. Имущественная поддержка
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.
Так, на основании информации государственно-правового департамента Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12 с общественными организациями, которые ведут активную работу и реализуют социально значимые проекты, заключены договоры аренды и предоставлены права безвозмездного пользования муниципальными помещениями.
По состоянию на 2012 год в Нижнем Новгороде действующие договоры аренды с общественными организациями заключены по 47 помещениям, общая площадь которых составляет 4 365 кв. метров. Право безвозмездного пользования помещениями общей площадью 8 732 кв. метра предоставлено 78 организациям.
Также действуют три договора аренды, заключенные с общественными организациями и объединениями по использованию нежилых помещений государственной собственности Нижегородской области, к величине арендной платы применен корректирующий коэффициент 0,1.
Важным блоком реализации Закона области является информационная и консультационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Основные цели данной формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:
обеспечение действия единых стандартов во всех муниципальных образованиях Нижегородской области;
обеспечение взаимодействия организаций, образующих структуру третьего сектора, и органов власти в реализации единой социальной политики в регионе;
методическое содействие действующим и вновь созданным некоммерческим организациям в целях повышения информированности о современных тенденциях в нормативном регулировании деятельности некоммерческих организаций на уровне Российской Федерации и Нижегородской области, приобщение к современным методам работы в некоммерческой сфере с учетом приоритетных задач, нашедших отражение в поручениях и послании Президента Российской Федерации.
С учетом данных целей министерством внутренней региональной и муниципальной политики в Нижегородской области совместно с иными органами власти, Общественной палатой Российской Федерации и Нижегородской области на регулярной основе проводятся методические и обучающие семинары для руководителей и сотрудников некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих.
5.2.3. Информационная поддержка
На основании информации государственно-правового департамента Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12 информационная поддержка осуществляется в виде рассылки пресс-релизов некоммерческих организаций в региональные средства массовой информации, публикации на страницах "Вестника НКО", издаваемого министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, информации об истории некоммерческих организаций, о проводимых ими мероприятиях, памятных и юбилейных датах некоммерческих организаций.
В 2012 году разработаны и изданы методические рекомендации об основах взаимодействия институтов гражданского общества в Нижегородской области, о практических аспектах проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, на сайте Правительства Нижегородской области в подразделе управления общественной политики министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области размещены пост-релизы мероприятий, даны разъяснения по проектной деятельности, включающие критерии оценки социально значимых программ (проектов) некоммерческих организаций.
5.2.4. Консультационная поддержка
Ежеквартально министерство внутренней региональной политики Нижегородской области совместно с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области проводят межрайонные семинары в виде "дискуссионных площадок" с участием руководителей некоммерческих организаций, глав местного самоуправления, что подтверждается информацией, предоставленной государственно-правовым департаментом Нижегородской области от 12 декабря 2012 года N 408-01-03-3437/12.
Основная цель подобных мероприятий - своевременное информирование о нововведениях в законодательстве о социально ориентированных некоммерческих организациях, эффективных методах и путях взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления, об основах проектной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
5.2.5. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций
Сегодня одним из приоритетов социально-экономического развития России является развитие институтов гражданского общества, к которым относятся и общественные организации. В связи с этим Министерство экономического развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, выступило заказчиком краткосрочной программы повышения квалификации "Вопросы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций".
Программа разработана для представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных и муниципальных служащих.
По программе повышения квалификации, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Высшей школой экономики, прошли обучение свыше 100 работников социально ориентированных некоммерческих организаций и 42 государственных и муниципальных служащих.
5.3. Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям государственных грантов Нижегородской области
В соответствии со статьей 9 Закона области на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций Правительство Нижегородской области предоставляет государственные гранты Нижегородской области, выделение которых производится на конкурсной основе.
Согласно части 5 статьи 9 и части 6 статьи 8 Закона области для организации и проведения конкурса на соискание государственных грантов Правительством области создана конкурсная комиссия, персональный состав которой утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2009 года N 2953-р "О конкурсной комиссии для организации и проведения конкурса на соискание государственных грантов Нижегородской области, предоставляемых на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций".
Положение о конкурсной комиссии, порядок ее деятельности, а также порядок проведения конкурса на право получения государственных грантов утверждены постановлением Правительства области от 20 октября 2009 года N 740 "О государственных грантах Нижегородской области, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ)".
В 2011 году впервые проведен конкурс на право получения государственного гранта Нижегородской области на тему "Мининское наследие".
В конкурсе приняла участие 21 некоммерческая организация. Победителями признаны 7 некоммерческих организаций, получившие гранты в размере от 500 000 рублей до 1 215 650 рублей. Общий фонд конкурса составил 4 515 650 рублей.
В 2012 году государственный грантовый конкурс носил название "Герои нашего Отечества". В конкурсе приняли участие 35 организаций, 9 из которых получили гранты в размере 430 000 рублей на общую сумму 3 867 800 рублей.
В рамках данного конкурса были поддержаны проекты, целями которых являются сохранение исторической памяти Нижегородской области, патриотическое воспитание граждан, чествование юбилейных и памятных дат, связанных со становлением российской государственности, важнейшими вехами в истории Нижегородской области, в том числе:
Нижегородское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" - проект "С любовью, верой и отвагой";
Нижегородское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" - Всероссийская художественная выставка "Единение. 2012 год";
Нижегородский региональный общественный благотворительный фонд "Земля Нижегородская" - проект "Рождественская сторона" - родина Нижегородского ополчения;
Ассоциация учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Приволжского федерального округа - региональный интерактивный фестиваль Интернет-конкурсов "Корни истории уходят в будущее";
Нижегородский региональный общественный фонд "Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая" - проект "Истоки истины";
автономная некоммерческая просветительская организация "Территория завтра" - проект "Наследники Мининского ополчения-2";
областная общественная организация по развитию и пропаганде морского дела "Нижегородский Морской Клуб" - проект "Россия - морская держава",
Нижегородская областная организация Общероссийской общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана" - патриотический художественный спектакль "Время выбрало нас";
некоммерческое партнерство "Ассоциация Выпускников Президентской Программы Нижегородской области "Новое поколение" - проект "Герои войны - молодежи".
Таким образом, проблем в ходе реализации положений Закона области, в части оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти Нижегородской области в вышеуказанных формах, не выявлено.
Кроме того, необходимо отметить, что доля граждан, охваченных программами социально ориентированных некоммерческих организаций, составила более 5% от общей численности населения Нижегородской области.
Наблюдается расширение географии реализации социально значимых проектов, участвующих в конкурсах.
Так, в 2012 году министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области были поддержаны проекты районных организаций, осуществляющих деятельность в сельских районах и городских округах области: г. Нижний Новгород, Ардатовский, Балахнинский, Богородский, Воротынский, Д. Константиновский, Кстовский, Павловский, Сосновский, Тонкинский, Тоншаевский, Чкаловский, Шарангский, Шатковский районы.
Для сравнения, территории реализации проектов:
в 2010 году - г. Нижний Новгород;
в 2011 году - г. Нижний Новгород, г. Дзержинск, Богородский, Тонкинский, Шарангский районы.
6. Развитие форм взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций
Усилена методическая работа. Ежеквартально проводятся семинары, совещания, консультации по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, внедряются интерактивные модули по приоритетным направлениям построения гражданского общества, разрабатываются рекомендации в сфере этноконфессиональной политики.
Следует отметить, что Закон области подготовлен в развитие требований Федерального закона "О некоммерческих организациях", дублирует содержание Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
По своей структуре Закон области отвечает современным стандартам технико-юридического оформления нормативных правовых актов регионального значения. Текст Закона области понятен, логичен, имеет необходимые бланкетные нормы, пояснения, уточнения. Примечательно, что в нормативном правовом акте четко формулируется предмет регулирования и сфера действия Закона, определяются основные понятия, используемые в тексте акта, а также принципы взаимодействия органов государственной власти Нижегородской области с социально ориентированными некоммерческими организациями.
Закон области в основном удовлетворяет сложившимся требованиям и позволяет осуществлять государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области.
При реализации Закона области проблем во взаимодействии и оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям не выявлено.
7. Предложения по внесению изменений в Закон области
Комитету Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества:
7.1. При разработке проекта закона области:
1) уточнить предмет регулирования Закона области;
2) уточнить компетенцию Правительства Нижегородской области по решению вопросов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, дополнив полномочиями "утверждения" разработанных и реализованных региональных и межмуниципальных программ государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) дополнить формы оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти Нижегородской области - формой методической помощи;
4) устранить неоднозначность понимания "целесообразности" оказания финансовой поддержки социально ориентированной некоммерческой организации Комиссией по включению некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций и рассмотрению вопросов об оказании некоммерческим организациям финансовой поддержки;
5) уточнить форму отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку, по итогам использования полученных денежных средств.
7.2. При подготовке проекта постановления Законодательного Собрания рекомендовать Правительству Нижегородской области рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства области в части представления социально ориентированной некоммерческой организацией в Комиссию по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации, и рассмотрению вопросов о целесообразности оказания социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой поддержки необходимого пакета документов на бумажном или электронном носителе.
7.3. Подготовить обращение в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для выработки механизма участия социально ориентированных некоммерческих организаций в процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо учесть данные предложения в разработанном в настоящее время проекте федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг".
7.4. Дополнительно проанализировать ежегодный доклад Правительства Иркутской области "Об эффективности мер областной государственной поддержки, направленной на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей областной государственной поддержки в 2011 году, и прогнозе их дальнейшего развития" с целью использования данного опыта в Нижегородской области.
7.5. Сформировать постоянно действующую рабочую группу, в состав которой войдут депутаты Законодательного Собрания, представители Правительства Нижегородской области, представители общественных организаций для проведения дополнительных консультаций и обсуждений реализации Закона области.
7.6. Дополнительно вернуться к обсуждению вопроса о выделении субсидии на аренду нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 779-V "О результатах мониторинга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.