Решение Нижегородского областного суда
от 11 октября 2012 г. N 3-98/12
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2013 г. N 9-АПГ12-14 настоящее решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н. Ю.М. и апелляционное представлений прокуратуры Нижегородской области - без удовлетворения
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.
при секретаре судебного заседания Коган С.С.,
с участием заявителя Н. Ю.М., представителя Правительства Нижегородской области Чернобровкиной Е.А., помощника прокурора Нижегородской области Яковлевой А.Б., начальника отдела управления прокуратуры Нижегородской области Ушаковой О.А., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Пшеницына С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. Ю.М. о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" и изложении пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной Н. Ю.М. редакции, установила:
Н. Ю.М. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", изложения пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной Н. Ю.М. редакции.
С учетом уточнения заявленных требований, просил:
1. Признать недействующими пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", а также пункты 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" как не соответствующие федеральному законодательству и умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Пункты 1.1, 2.1, 3.1 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" Положения о едином социальном проездном билете изложить в следующей редакции:
"1.1. Настоящее Положение действует на территории Нижегородской области.
3.1. Единый социальный проездной билет является именным и действует на всей территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения в течение одного календарного месяца.
3.1.1. Единый социальный проездной билет продается предприятиями транспорта, а также в пунктах продажи проездных билетов гражданам Российской Федерации, указанным в приложении 1 к настоящему постановлению и находящимся на территории Нижегородской области на законных основаниях, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы, а при отсутствии в нем фотографии - еще и документа, удостоверяющего личность.
3.1.2. При продаже единого социального проездного билета в него вписывается фамилия, имя, отчество владельца. При продаже единого социального проездного билета лицу, сопровождающему инвалида, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или ребенка-инвалида, в него вписывается фамилия, имя, отчество инвалида или ребенка-инвалида. При этом на данном едином социальном проездном билете производится отметка "Для сопровождающего лица".
3.1.3. Представителю лица, указанного в приложении 1 к настоящему постановлению, единый социальный проездной билет продается при наличии документа (нотариально заверенной копии, доверенности), подтверждающего его полномочия.
В пункте 2.1. на оборотной стороне после слов "Билет действителен" и вместо слов "* в г. Н.Новгороде * в ------ районе" дополнить словами: "на территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения.".
В заявлении Н. Ю.М. указал, что является ветераном боевых действий. Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ему было предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." взамен указанной льготы была установлена денежная компенсация в размере 200 рублей, но при этом законодатель не ущемил его прав, так как имел возможность выбрать либо денежную компенсацию, либо натуральное право, о чем и указано в статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Однако Правительство Нижегородской области своим постановлением от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" нарушило его право, так как ввело проездной билет, действующий только на территории того населенного пункта, в котором правообладатель проживает. Постановлением от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" Правительство Нижегородской области установило цену на него - 200 рублей. Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" стоимость проездного билета установлена 300 рублей, при том, что федеральная выплата осталась прежней. Кроме того, количество поездок на общественном транспорте ограничено тридцатью девятью. Эти ограничения являются прямым нарушением конституционных прав ветеранов боевых действий, проживающих в Нижегородской области.
Указал в уточненном заявлении, что пункты 1.2.1, 1.2.5 оспариваемого постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" ограничивают количество поездок (39) за календарный месяц. В месяцах апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь по 22 - 23 рабочих дня, то есть необходимо совершить 44 - 46 поездок, а если с пересадками - еще больше. Кроме того, кроме работы он посещает театры, кинотеатры и другие места культурного проведения досуга, ездит в гости к родственникам, однополчанам, друзьям.
Пункты 1.2.2, 1.2.3 и 1.2.4 постановления Правительства Нижегородской области лишают ветеранов боевых действий, проживающих в другом регионе, права на приобретение единого социального проездного билета. Если он переедет в другой регион или страну, то есть сменит место регистрации, а проживать по временной регистрации будет в Нижегородской области, то не сможет приобретать единый социальный проездной билет.
Пункт 1.2.6 постановления Правительства Нижегородской области ограничивает действие единого социального проездного билета только на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, и в автобусах пригородных маршрутов на территории Нижегородской области, а на автомобильный транспорт общего пользования междугородного сообщения в сельской местности не распространяется.
Пункты 2.1 и 2.2 устанавливают стоимость единого социального проездного билета, превышающую компенсирующие выплаты.
При рассмотрении дела в суде Н. Ю.М. требования жалобы поддержал. Указал, что оспариваемые им в части постановления Правительства Нижегородской области противоречат федеральному законодательству и нарушают его права. Пояснил, что вопрос о том, с какого времени необходимо признать недействующими оспариваемые пункты постановлений Правительства Нижегородской области, он оставляет на усмотрение суда.
Представитель Правительства Нижегородской области Рыбарчук О.В. в судебном заседании 04 октября 2012 года с заявлением Н. Ю.М. не согласилась, представила письменный отзыв с информацией об объемах расходов на предоставление мер социальной поддержки граждан Нижегородской области в 2011 - 2013 годах. Обратила внимание суда на то, что за период с 1 января 2005 года расходы бюджета Нижегородской области по обеспечению льготного проезда общественным транспортом отдельных категорий граждан существенно увеличились. Так, по категориям граждан, указанным в Законе Нижегородское области от 29 ноября 2004 года N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", объем расходов областного бюджета на предоставление единого социального проездной билета в 2005 году составил 750669,9 тысяч рублей, в 2012 году - 2485061,1 тысяч рублей; по категории граждан, указанной в Законе Нижегородской области от 24 ноября 2004 года N 131-3 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", указанный объем расходов областного бюджета в 2005 году составил 7918 тысяч рублей, в 2012 году - 7984,1 тысяч рублей; по категориям граждан, указанным в Законе Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 149-3 "О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан", данный объем расходов в 2005 году составил 288133,9 тысяч рублей, в 2012 году - 377658,7 тысяч рублей; по категории граждан, указанной в Законе Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 146-3 "О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", данный объем расходов в 2005 году составил 408,7 тысяч рублей, в 2012 году - 2474,7 тысяч рублей. При этом, численность ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла, лиц признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, участников ликвидации последствий аварии на ПО "Завод "Красное Сормово", получателей денежной выплаты на приобретение единого социального проездного билета, сократилась.
Также указала, что дефицит бюджета Нижегородской области на 2012 год составляет 16384511,3 тысяч рублей.
При рассмотрении дела в суде 11 октября 2012 года представитель Правительства Нижегородской области Чернобровкина Е.А. с требованиями заявления Н. Ю.М. также не согласилась. Указала, что до 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий имели право на льготы в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 13 пункта 1 статьи 16). Статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение о предоставлении льготы в виде бесплатного проезда признано утратившим силу с 1 января 2005 года. Вместе с тем, Федеральным законом N 122-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" введена статья 23.1, в соответствии с которой ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1699 рублей. Размер данной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, ранее предоставляемые ветеранам боевых действий натуральные льготы в виде бесплатного проезда в общественном транспорте компенсируются в денежном выражении из федерального бюджета, поскольку указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Также представитель Правительства Нижегородской области Чернобровкина Е.А. указала в судебном заседании, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, к которым относится и предоставление льготного проезда, в силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" могут быть установлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исходя из возможностей бюджета субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда городским пассажирским транспортом общего пользования отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Кроме того, указала, что ссылка заявителя на статью 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ является несостоятельной, поскольку право на приобретение заявителем единого социального проездного билета для льготного проезда по территории Нижегородской области предоставлено с 2005 года в качестве дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Нижегородской области, а не взамен ранее установленного права на бесплатный проезд в общественном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Пояснила, что расчет количества 39 талонов к единому социальному проездному билету производился департаментом транспорта Нижегородской области на основании обследования пассажиропотока по льготным категориям граждан.
Допрошенные по ходатайству прокурора, участвующего в деле, свидетели П.Я.С. и Е.Н.В. пояснили, что относятся к категориям граждан, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета. Введение 39 проездных талонов нарушают их права, ограничивают возможность льготного проезда на транспорте, в том числе к местам отдыха, в учреждения здравоохранения.
В заключении прокурор Ушакова О.А. просила суд признать недействующими пункты 1.2.1, 1.2.5 (в части талонов) постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области". В остальной части требований заявления Н. Ю.М. просила суд отказать. Указала, что предоставление субъектом Российской Федерации - Нижегородской областью бесплатного проезда отдельным категориям граждан является не дополнительной мерой социальной поддержки, а обязанностью, так как Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ возложил, в том числе на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Дополнительные меры поддержки должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Действующее федеральное законодательство не допускает ухудшения условий предоставления мер социальной поддержки, поэтому лимитирование количества поездок существенно ограничило права граждан. При расчете количества бесплатных поездок не было принято во внимание то обстоятельство, что действовавшим до 01 января 2005 года федеральным законодательством льготным категориям граждан предоставлялся различный уровень льгот по бесплатному проезду. Расчет по обследованию пассажиропотока в разрезе льготных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Правительством Нижегородской области не представлен. Законность пунктов 1.2.1, 1.2.5 (в части талонов) постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" Правительством Нижегородской области не доказана.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления Н. Ю.М., заслушав явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетелей и заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении заявлений граждан в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса суд должен проверить, противоречит или нет оспариваемое заявителем положение федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
Оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" вносит изменения, в том числе в постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" и постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета". Заявитель Н. Ю.М. является ветераном боевых действий, в подтверждение чего им вместе с заявлением представлена копия удостоверения серии БК N 0211450 (л.д. 4). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области затрагивают права заявителя Н. Ю.М., заявление подлежит рассмотрению областным судом в порядке статьи 251 ГПК РФ.
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" было официально опубликовано в печатном издании "Правовая среда", N 90 (1501) от 17 августа 2012 года (приложение к газете "Нижегородские новости", N 147 (5000) за 17 августа 2012 года) и вступило в законную силу с 01 сентября 2012 года, о чем указано в пункте 5 Постановления.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" было официально опубликовано в печатном издании "Правовая среда", N 73 (956) от 13 сентября 2008 года (приложение к газете "Нижегородские новости", N 172 (4064) за 13 сентября 2008 года) и вступило в законную силу по истечении десяти дней со дня опубликования (статья 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области").
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" было официально опубликовано в печатном издании газете "Нижегородские новости", N 13 (3185) за 26 января 2005 года и вступило в законную силу со дня официального опубликования (статья 23 Закона Нижегородской области от 09 апреля 2001 года N 176-З "О Правительстве Нижегородской области"). Согласно пункту 1 Постановления (с учетом его изменения) единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы при проезде на транспорте в городском и внутрирайонном сообщении, был установлен на территории Нижегородской области с 01 февраля 2005 года.
Как указано выше, постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" вносит изменения, в том числе, в постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" и постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета".
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" принято, как указано в преамбуле, в целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров. Данным постановлением, в том числе установлен на территории Нижегородской области с 1 марта 2005 года единый порядок предоставления льготного проезда гражданам, утверждено Положение о едином социальном проездном билете. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" устанавливается стоимость единого социального проездного билета.
Таким образом, оспариваемые в части постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", а также постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" регулируют правоотношения, связанные с социальной защитой населения.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 12 и подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подпункт 12 пункта 2); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2).
По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 данной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 5).
В соответствии со статьей 26.3.1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании положений статьи 17 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство реализует основные направления единой государственной социальной политики в отношении пожилых граждан и инвалидов, ветеранов и участников боевых действий, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и других социально незащищенных категорий населения (пункт 20); организует социальную поддержку и социальное обслуживание отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством и законодательством области, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам (пункт 21); осуществляет в сфере охраны здоровья граждан, социальной защиты, труда, образования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации (пункт 49).
Исходя из изложенного суд, приходит к выводу о том, что оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области приняты Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий.
Из заявления Н. Ю.М. усматривается, что им оспариваются, в том числе пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
Согласно пункту 1.2.1 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 1.3 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "1.3. Единый социальный проездной билет является основанием для предоставления льготного проезда в количестве 39 поездок по территории Нижегородской области в течение одного календарного месяца с применением "талонной системы", при наличии документа, удостоверяющего права на льготы, и учета количества льготных пассажиров.".
В ранее действовавшей редакции пункт 1.3 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "1.3. Единый социальный проездной билет является основанием для предоставления льготного проезда при наличии документа, удостоверяющего права на льготы, и учета количества льготных пассажиров.".
Согласно пункту 1.2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" Положение о едином социальном проездном билете, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено добавить пунктом 1.3.1 следующего содержания: "1.3.1. Право на приобретение единого социального проездного билета имеют граждане, перечень категорий которых определен в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Нижегородской области, в том числе имеющие регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при наличии регистрации по месту жительства на территории области.".
Согласно пункту 1.2.3 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 1.4 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "1.4. Единый социальный проездной билет является именным документом и выдается за плату гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина либо его нотариально заверенной копии, и документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству.
Приобретение единого социального проездного билета фиксируется в реестре лиц, приобретших единый социальный проездной билет, путем проставления личной подписи гражданином, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета либо его представителем с надлежащим образом оформленными полномочиями.".
В ранее действовавшей редакции пункт 1.4 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "1.4. Единый социальный проездной билет является именным документом и выдается за плату гражданам, при предъявлении документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству.".
Согласно пункту 1.2.4 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 3.1 абзац первый Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "3.1. Единый социальный проездной билет выдается гражданам, указанным в пункте 1.3.1 настоящего Положения, предприятиями транспорта в пунктах продажи проездных билетов по месту жительства либо по месту пребывания данных граждан.".
В ранее действовавшей редакции пункт 3.1 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "3.1 Единый социальный проездной билет выдается гражданам, зарегистрированным в установленном порядке на территории Нижегородской области, предприятиями транспорта в пунктах продажи проездных билетов по месту жительства либо по месту пребывания данных граждан.
Единый социальный проездной билет выдается лицу, сопровождающему инвалида, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или ребенка-инвалида, с указанием в нем фамилии, имени, отчества инвалида или ребенка-инвалида. При этом на данном едином социальном проездном билете производится отметка "Для сопровождающего лица".
Согласно пункту 1.2.5 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 3.1.2 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "3.1.1. Единый социальный проездной билет и прилагаемые к нему талоны в количестве, указанном в пункте 1.3 настоящего Положения, действуют в течение календарного месяца, указанного в едином социальном проездном билете. Гражданин имеет право на период действия единого социального проездного билета приобрести только один единый социальный проездной билет.".
В ранее действовавшей редакции пункт 3.1.1 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "3.1.1 Единый социальный проездной билет действует в течение указанного в нем месяца. Гражданин имеет право на период действия единого социального проездного билета приобрести только один единый социальный проездной билет".
Согласно пункту 1.2.6 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 3.1.2 Положения о едином социальном проездном билете постановлено изложить в следующей редакции: "3.1.2. Единый социальный проездной билет действителен на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, и в автобусах пригородных маршрутов на территории Нижегородской области.
При проезде в транспорте по требованию контролирующих лиц граждане обязаны предъявлять документ, удостоверяющий право на льготы. Если в указанном документе отсутствует фотография - дополнительно документ, удостоверяющий личность гражданина.".
В ранее действующей редакции пункт 3.1.2 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "3.1.2. Единый социальный проездной билет действителен:
- для жителей города Нижнего Новгорода - на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, в любом городе Нижегородской области;
- для жителей других городов и районов Нижегородской области - на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, в любом городе Нижегородской области и в автобусах пригородных маршрутов в пределах границ муниципального образования по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Для жителей городов и районов Нижегородской области, граничащих с областным центром, единый социальный проездной билет действителен в автобусах пригородных маршрутов, соединяющих данное муниципальное образование с областным центром, на протяжении всего маршрута, включая территорию города Нижнего Новгорода.
При проезде в транспорте по требованию контролирующих лиц граждане обязаны предъявлять документ, удостоверяющий право на льготы. Если в указанном документе отсутствует фотография - дополнительно документ, удостоверяющий личность гражданина.".
Пунктом 2.1 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" внесено изменение в постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", а именно пункт 1 постановлено изложить в следующей редакции: "1. Установить с 1 сентября 2012 года стоимость единого социального проездного билета в размере 300 рублей.".
В ранее действовавшей редакции пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" был изложен следующим образом: "1. Установить с 1 сентября 2008 года стоимость единого социального проездного билета в размере 200 рублей.".
Пунктом 2.2 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" постановлено исключить из постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" пункт 4.
Пунктом 4 ранее действующей редакции постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 было предусмотрено: "Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике В.А. Иванова.".
Н. Ю.М. также оспаривает пункты 1 и 2 самого постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета".
Пунктом 1 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" постановлено установить с 1 сентября 2012 года стоимость единого социального проездного билета в размере 300 рублей.
Пунктом 2 данного постановления Правительства Нижегородской области постановлено в пункте 1.4 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3, слова " - 100 рублей" исключить.
Оспаривая приведенные выше положения постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", Н. Ю.М. ссылается на то, что до внесения изменений в данные постановления объем предоставляемых льгот был больше, размер предоставляемых социальных гарантий не должен быть уменьшен. При этом, заявитель полагает, что оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области противоречат положениям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к следующим выводам.
Постановлением Правительства Нижегородской области 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" определен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение 1), в котором указаны категории граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Нижегородской области, и категории граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти, к которым относятся и ветераны боевых действий.
До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) для определенных категорий граждан, в том числе и ветеранов боевых действий, было предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также иными Федеральными законами (Закон РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.).
С 01 января 2005 года после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ нормы федерального законодательства не предусматривают права пользования бесплатным проездом для определенных категорий граждан, в том числе и ветеранов боевых действий (статья 16 Закона).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данным Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Согласно статье 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Такую выплату, как указал сам заявитель, он получает.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральный законодатель не сделал субъектам Российской Федерации каких-либо предписаний о необходимости установления тех или иных видов льгот либо о размерах денежных компенсаций; никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, в том числе бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, либо о видах и размерах денежных компенсаций не содержит и Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Меры социальной поддержки в виде предоставления льготного проезда, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, перечисленных в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", в том числе и для ветеранов боевых действий, к которым относится заявитель, являются дополнительными мерами социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка, размера и условий реализации установленных оспариваемыми в части постановлениями Правительства Нижегородской области мер социальной поддержки относится к полномочиям Правительства Нижегородской области и зависит от финансовых возможностей бюджета Нижегородской области. Таким образом, устанавливая такую меру социальной поддержки, Правительство Нижегородской области реализовало закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительную меру социальной поддержки в виде льготного проезда для отдельных категорий граждан.
Данный вывод также соответствует положениям статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
На основании статьи 26.3.1 приведенного выше Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Статьей 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" также предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, устанавливая за счет средств бюджета Нижегородской области дополнительную меру социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе и для ветеранов боевых действий, орган государственной власти Нижегородской области - Правительство Нижегородской области было вправе устанавливать порядок и условия предоставления такой меры социальной поддержки, а, следовательно, и вносить изменения и дополнения в установленный порядок, что и имело место при принятии оспариваемых пунктов постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета".
При этом суд исходит из того, что федеральным законодательством либо законодательством Нижегородской области, имеющим в отношении оспариваемых в части постановлений Правительства Нижегородской области большую юридическую силу, не установлено каких-либо норм, определяющих такой порядок, которым бы противоречили оспариваемые заявителем пункты постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета". Действующее федеральное законодательство не содержит норм, возлагающих на субъект Российской Федерации обязанность устанавливать в качестве меры социальной защиты бесплатный проезд отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, либо устанавливать неограниченное количество поездок по единому социальному проездному билету, либо осуществлять реализацию единого социального проездного билета независимо от места жительства или места пребывания гражданина, либо выдавать проездной билет без представления документа, удостоверяющего личность гражданина, либо устанавливать определенную стоимость единого социального проездного билета. Собственное правовое регулирование данных вопросов и было осуществлено Правительством Нижегородской области.
В соответствии с принципом разделения властей, предусмотренным статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации, право признать утратившим силу полностью или в части нормативный акт, принятый государственным органом, издавшим этот нормативный акт, является полномочием данного государственного органа. Правительство Нижегородской области указанным выше правом воспользовалась, поэтому пункт 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", согласно которому из постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" исключен пункт 4, принят в пределах полномочий Правительства Нижегородской области и также не противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя Н. Ю.М. о том, что оспариваемые пункты постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" должны быть признаны недействующим, так как противоречат федеральному законодательству, основано на ошибочном толковании закона.
В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно положениям статьи 153 указанного Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, а именно: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Преамбула Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указывает на необходимость сохранения и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области сами по себе не регулируют вопросы замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Положения статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ возлагают на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность, в том числе не допускать уменьшения размеров установленных в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме ниже тех уровней, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан в денежной форме по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как указано выше, федеральным законодателем вместо ранее установленных социальных выплат, гарантий и компенсаций предусмотрена ежемесячная денежная выплата. Предоставление Нижегородской областью как субъектом Российской Федерации льготного проезда отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам боевых действий, является дополнительной социальной гарантией.
Кроме того, согласно представленной представителем Правительства Нижегородской области Информации об объемах расходов на предоставление мер социальной поддержки граждан Нижегородской области за счет средств областного и федерального бюджетов и средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2011 - 2013 годах и Информации о динамике расходов на предоставление ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не был уменьшен.
Анализ представленной информации позволяет сделать следующие выводы.
Кассовый расход на предоставление мер социальной поддержки граждан Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области за 2011 год составил 11076110,8 руб., уточненный бюджет на 2012 год составил 12020008,2 руб., план по расходу на 2013 год составляет 13680520,4 руб. В том числе, финансирование мероприятий по исполнению Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 года N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" составило в 2011 году - 5430426,4 руб., в 2012 году составит 5843456,2 руб., плановый прогноз на 2013 год - 6605562,4 руб.
Финансирование мероприятий по исполнению Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 149-З "О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан" (предусмотрена компенсация отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета) на 2013 год запланировано также в большем размере (409166,9 руб.) по сравнению с 2012 годом (377658,7 руб.).
Анализ динамики расходов на предоставление ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета (полномочия Нижегородской области), с учетом увеличения числа ветеранов труда, ветеранов труда Нижегородской области и пенсионеров и сокращения численности получателей выплаты по другим категориям, позволяет суду прийти к выводу о том, что размер ежемесячной денежной выплаты с 2005 года по 2012 год (уточненный план на 27.09.2012 года) возрастает: ветераны труда и военной службы, ветераны труда Нижегородской области с 190 руб. в 2005 году до 458 руб. в 2012 году; труженики тыла с 175 руб. в 2005 году до 458 руб. в 2012 году; лица, пострадавшие от политических репрессий - с 220 руб. в 2005 году до 367 руб. в 2012 году и т.д.
Соответственно, увеличились расходы областного бюджета на предоставление ежемесячных денежных выплат: по категориям ветераны труда и военной службы, ветераны труда Нижегородской области, труженики тыла с 750669,9 тыс. руб. в 2005 году до 2485061,6 тыс. руб. в 2012 года (уточненный план на 27.09.2012 года).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что совокупный объем финансирования из бюджета Нижегородской области расходов на предоставление мер социальной поддержки граждан Нижегородской области, в том числе льготное транспортное обслуживание на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте внутриобластного пользования, увеличился.
Суд учитывает, что нормы статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о недопустимости ухудшения условий предоставления ранее установленных льгот, предполагают комплексную оценку всего объема ранее предоставлявшихся льгот для отдельных их получателей. Мера социальной поддержки в виде предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан, к которым отнесены в том числе и ветераны боевых действий, является дополнительной мерой социальной поддержки, поэтому определение оснований, порядка, размера, формы и условий реализации установленных постановлениями Правительства Нижегородской области мер относится, как указано выше, к полномочиям Правительства Нижегородской области и зависит от финансовых возможностей бюджета Нижегородской области. В силу положений статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установление дополнительной меры социальной поддержки осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исходя из возможностей бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 1 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2011 года N 194-З "Об областном бюджете на 2012 год" бюджет Нижегородской области является дефицитным, размер дефицита составляет 16384511,3 тыс. рублей. Данное обстоятельство с учетом приведенных норм Бюджетного кодекса РФ и положений Федеральных законов является значимым и принимается судом во внимание.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что предоставление меры социальной поддержки в виде льготного проезда отдельных категорий граждан на городском пассажирском транспорте и пригородном автотранспорте имеет экономическое и правовое обоснование. Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" предусмотрено 150 поездок в год или 12,5 поездок в месяц на пенсионера. Это соответствует Федеральному закону от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины) предназначается и учитывается при осуществлении мер социальной защиты граждан Российской Федерации и формировании бюджетов. Оспариваемым в части постановлением Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" предусмотрено 39 поездок по территории Нижегородской области в течение одного календарного месяца.
В связи с изложенным, суд полагает, что оспариваемые заявителем Н. Ю.М. пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", а также пункты 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", устанавливающие порядок и условия приобретения отдельными категориями граждан единого социального проездного билета, а также использования проездного билета, не противоречат федеральному законодательству либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поэтому в удовлетворении заявления Н. Ю.М. в указанной части суд отказывает.
В заявлении Н. Ю.М. также просит изложить пункты 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной им редакции.
Обсудив данное требование, суд приходит к следующему. На основании статей 251 и 253 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, а суд вправе принять решение о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, либо отказать в удовлетворении жалобы. В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вмешательство суда в хозяйственную и нормотворческую деятельность Правительства Нижегородской области не допускается, возложить на Правительство Нижегородской области обязанность принять нормативный правовой акт в предлагаемой заявителем редакции либо самому суду изменить содержание нормативного правового акта, изложив его определенным образом, суд не вправе.
Поэтому в удовлетворении заявления Н. Ю.М. об изложении пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной им редакции также надлежит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа заявителю Н. Ю.М. в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления Н. Ю.М. о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года N 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года N 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" и изложении пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в следующей редакции:
"1.1. Настоящее Положение действует на территории Нижегородской области.
3.1. Единый социальный проездной билет является именным и действует на всей территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения в течение одного календарного месяца.
3.1.1. Единый социальный проездной билет продается предприятиями транспорта, а также в пунктах продажи проездных билетов гражданам Российской Федерации, указанным в приложении 1 к настоящему постановлению, и находящимся на территории Нижегородской области на законных основаниях, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы, а при отсутствии в нем фотографии - еще и документа, удостоверяющего личность.
3.1.2. При продаже единого социального проездного билета в него вписывается фамилия, имя, отчество владельца. При продаже единого социального проездного билета лицу, сопровождающему инвалида, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или ребенка-инвалида, в него вписывается фамилия, имя, отчество инвалида или ребенка-инвалида. При этом на данном едином социальном проездном билете производится отметка "Для сопровождающего лица".
3.1.3. Представителю лица, указанного в приложении 1 к настоящему постановлению, единый социальный проездной билет продается при наличии документа (нотариально заверенной копии, доверенности), подтверждающего его полномочия.
В пункте 2.1. на оборотной стороне после слов "Билет действителен" и вместо слов "* в г. Н.Новгороде * в ------ районе" дополнить словами: "на территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.А. Кручинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2012 г. N 3-98/12
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2013 г. N 9-АПГ12-14
настоящее решение Нижегородского областного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н. Ю.М. и апелляционное представлений прокуратуры Нижегородской области - без удовлетворения