Решение Нижегородского областного суда
от 23 июля 2012 г. N 7-465/2012
Судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе директора ООО "*********" В.А.Н. на постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "********", установил:
Постановлением судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года юридическое лицо ООО "********" привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток площадки по погрузке шпал, расположенной на территории 7 подъездного пути восточнее железнодорожной станции ****** в п.****** ************** района ************* области.
Директор ООО "*********" В.А.Н. подал жалобу, в которой просит изменить постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года, в части в части назначенного наказания в виде приостановления деятельности.
Жалоба директора ООО "********" В.А.Н. рассматривается с участием представителя ООО "*********" - Д.Д.О., которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.
Проверив материалы дела, обсудив жалобы директора ООО "*******" В.А.Н., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, рассматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Согласно ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 03.04.2012 г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.Дзержинске, в Володарском районе возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "********" по факту осуществления производственной деятельности по отгрузке шпал, пропитанных антисептиком.
В ходе административного расследования установлено, что на территории 7 подъездного пути восточнее железнодорожной станции ****** в п.******* *********** района *********** области ООО "*******" осуществляется деятельность по погрузке шпал пропитанных антисептиками "*****" и "******" в железнодорожные вагоны. С северной и южной стороны от данной площадки по погрузке шпал на расстоянии менее 200 метров имеется жилая застройка в виде индивидуальных жилых домов.
Разрешающих документов на осуществление деятельности по погрузке шпал пропитанных антисептиком на территории 7 подъездного железнодорожного пути в п. ******* ************ района ООО "******" в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора не представлено, что является нарушением п.п.3.2.1; 3.2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Проект организации санитарно-защитной зоны площадки по отгрузке шпал в железнодорожные вагоны на территории железнодорожной станции ******* - 7 подъездной путь и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ООО "*********" не представлены, что является нарушением п.п.3.3.3, 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; п.п.2.1; ЗД СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.3 ст.20 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу обоснованием принятого размера санитарно-защитной зоны для площадки; отгрузке шпал в железнодорожные вагоны на территории железнодорожной станции ******** - 7 подъездной путь и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно допустимых выбросов атмосферу ООО "********" не представлены, что является нарушением п.п.4.1.1; 4.2.1:4.2.3; 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; п.3 ст.20 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ.
Производственный контроль качества атмосферного воздуха на территории жилой застройки (в зоне влияния площадки по погрузке шпал оборудованной на территории 7 подъездного железнодорожного пути в п.********* *********** района) ООО "********" не проводится, что является нарушением п.4.1.1; 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Согласно требованиям п.7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для мест хранения и перегрузки деревянных шпал, пропитанных антисептиками (класс II) размер санитарно-защитной зоны должен составлять не менее 500 м.
Согласно заключению эксперта от 02.05.2012 г. N *** площадка по погрузке шпал в железнодорожные вагоны на 7 подъездном железнодорожном пути восточнее железнодорожной станции ******* в *********** районе оборудована на расстоянии менее 200 м от территории жилой застройки.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся вещей и документов от 26.04.2012 г. N ********** шпалы, перегружаемые с помощью автокрана в железнодорожные вагоны, пропитаны антисептиком.
По результатам проверки, 14.05.2012 года ведущим специалистом-экспертом Терриориального отдела Управления Роспотребнадзора в г.Дзержинске, в Володарском районе составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "********" по ст.6.3 КоАП РФ - за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического населения и защиты прав потребителей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, : устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья:, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Проверка законности и обоснованности постановления суда показала, что вывод судьи Володарского районного суда о нарушении ООО "********" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения ООО "*******" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждаются в том числе и доказательствами представленными в дело: протоколом об административном правонарушении N************ от 14.05.2012 г. (л.д. 4 - 6), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.04.2012 г. (л.д. 9 - 10), определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 03.04.2012 г. (л.д.15), Уставом ООО "*********" (л.д.16 - 20), технической спецификацией (л.д.21), паспортом качества (л.д. 22), санитарно-эпидемиологическое заключением (л.д. 23), экспертным заключением (л.д. 24 - 25), Договором N********* от 07.11.2011 г. на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования (л.д. 26 - 28), договором N********* от 07.11.2011 г. на транспортно-экспедиционное обслуживание (л.д. 29 - 30), определением от 25.04.2012 г. о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы и санитарно-химического исследования атмосферного воздуха населенных мест (л.д. 31 - 32), экспертным заключением от 02.05.2012 г. N*** (л.д. 34 - 38), протоколом от 26.04.2012 г. осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там документов (л.д. 39), договором N*** от 14.06.2012 г. (л.д. 52 - 53), договором N*** поставки нефтепродуктов от 17.10.2011 г. (л.д. 54 - 62), объяснениями представителя ООО "*********", полученными в судебном заседании.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из представленных в дело документов ООО "*******" имело возможность для соблюдения требований санитарных правил, но им не были приняты все необходимые для этого меры; иного из материалов дела не следует. Документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, помешавших исполнению требований санитарного законодательства, не представлено.
При таких обстоятельствах, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ - административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Из данной нормы следует, что административное приостановлении деятельности является крайней мерой и применяется в исключительных случаях.
Обстоятельства, установленные судьей Володарского районного суда Нижегородской области свидетельствуют о нарушении ООО "********" санитарного законодательства, поскольку согласно экспертному заключению, выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Однако, при рассмотрении жалобы директора ООО "********" В.А.Н. суду, пересматривающему дело, были представлены доказательства, подтверждающие устранение выявленных при проверке нарушений, путем заключения договора с ООО "**************" в рамках которого исполнитель обязуется в срок до 1 сентября 2012 года разработать проекты санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов на площадке погрузки на месте общего пользования ст.**********. Специалисты ООО "************" изучили химический состав пропитывающей жидкости, который использует ООО "***********" для пропитки шпал "****", принадлежащую к 4 классу опасности, и заключили договор о формировании санитарно-защитной зоны из расчета 50 метров до ближайших жилых застроек и ближайшей зоны отдыха (п.1.2 Договора).
Кроме того, для исполнения договора с ООО "**********" для предоставлении сведений от организаций, выполняющих инструментальные исследования ООО "*******" заключило договор о проведении работ (оказания услуг) N****** от 09.07.2012 года с филиалом ФБУЗ "**********" в рамках которого исполнитель проводит производственный контроль атмосферного воздуха на территории жилой застройки.
В соответствии с положениями п.23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 (ред.от 10.06.2010 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы на постановление ООО "*******" устранило нарушения, установленные в ходе проверки, тем самым назначенное наказание в виде приостановления деятельности достигло своей цели, суд, рассматривающий жалобу, находит возможным изменить постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 03.07.2012 года, в части наказания, заменив наказание в виде приостановление деятельности на административный штраф в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 и ст.30.7 КоАП РФ, суд, решил:
Постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 года, которым ООО "*******" привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток площадки по погрузке шпал, расположенной на территории 7 подъездного пути восточнее железнодорожной станции ****** в п.******* ********** района ************ области - изменить, заменив административное наказание в виде приостановления деятельности на административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч ) рублей.
Копию настоящего решения выслать в адрес ООО "*******", Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г.Дзержинске, в Володарском районе в течение 3-х дней со дня вынесения данного решения.
Судья областного суда |
В.В. Самарцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 23 июля 2012 г. N 7-465/2012
Текст решения официально опубликован не был