Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению администрации города
от 29 марта 2012 г. N 1258
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных и аварийных ситуациях города Нижнего Новгорода
1. Основные определения и термины
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, проживающему населению.
Аварийная ситуация (АС) - ситуация, которая может привести к возникновению аварии.
Аналитический центр кризисных ситуаций оперативно-распределительного управления Губернатора Нижегородской области (АЦКС) - орган управления, который осуществляет прием и анализ информации при угрозе или возникновении крупных аварийных и чрезвычайных ситуаций от дежурно-диспетчерских служб, входящих в единую систему оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области (ЕСОДУ) и координирует их действие.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурно-диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской службой, дежурно-диспетчерский орган объекта (организации), входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) действует на основании постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями) и объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Каждый уровень включает:
координирующие органы;
органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
органы повседневного управления;
силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Единая дежурно-диспетчерская служба города Нижнего Новгорода (ЕДДС города) - орган повседневного управления подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий ДДС города.
Инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, включая:
технологический отказ - вынужденные отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведение к нарушению процесса производства и (или) передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшие на технологический процесс производства и (или) передачи энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой энергии.
Нарушения в работе городского хозяйства - любые аварийные, внеплановые отключения или перебои в работе городского хозяйства с превышением временных и количественных показателей на 50% и более, в т.ч. перебои в работе городского транспорта, включая коммерческие маршруты, срывы в выполнении регламентов уборки улиц, дорог, вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и др.
Технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты.
Центр управления в кризисных ситуациях Нижегородской области (ЦУКС НО) - орган повседневного управления Главного управления МЧС России по Нижегородской области, предназначенный для поддержания в постоянной готовности подразделений оперативного реагирования Нижегородской области, ЕДДС органов местного самоуправления, ДДС организаций и учреждений области и для приема информации о возникших аварийных и чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории области.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
2. Общие положения
2.1. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) города является подсистемой муниципального звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе возникновения или возникновении АС и ЧС иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.2. ОСОДУ предназначена для повышения оперативности реагирования, координации действий ДДС муниципального и объектового уровня различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации АС и ЧС, и иных нарушений в работе городского хозяйства.
Управляющим центром в ОСОДУ города является ЕДДС города, которая является вышестоящим органом повседневного управления для всех ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и АС, иных нарушениях в работе городского хозяйства, а также по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных и аварийных ситуациях, при устранении иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.3. Координирующим органом ОСОДУ является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Нижнего Новгорода (далее - КЧС и ОПБ города). Постоянно действующим органом управления ОСОДУ является МКУ "Управление ГОЧС г. Н. Новгорода".
2.4. В своей повседневной деятельности ДДС, входящие в ОСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Нижегородской области, правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода и решениями КЧС и ОПБ Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
3. Структура ОСОДУ. Основные задачи, права и ответственность входящих в неё ДДС
3.1. В состав ОСОДУ города организационно входят:
ЕДДС города;
ДДС организаций и учреждений;
дежурные службы потенциально опасных объектов, расположенных на территории города Нижнего Новгорода.
Состав ДДС и организаций, входящих в ОСОДУ в аварийных и чрезвычайных ситуациях города Нижнего Новгорода представлен в приложении N 1 к настоящему Положению.
3.2. ОСОДУ города решает следующие основные задачи:
прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС (АС) соответствующего уровня, а также обо всех нарушениях в работе городского хозяйства, влияющих на нормальное жизнеобеспечение населения;
организация и поддержание информационного взаимодействия между ДДС, анализ, обобщение и распространение имеющейся у них информации о ЧС и АС и иных нарушениях режима работы городского хозяйства;
обеспечение своевременного представления органами управления города Нижнего Новгорода и достоверной информации о ЧС и АС, нарушениях режима работы городского хозяйства, о сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС и АС и других нарушений в работе городского хозяйства;
принятие экстренных оперативных мер по реагированию и ликвидации ЧС и АС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба или незначительных нарушений в работе городского хозяйства в крупные аварийные ситуации в соответствии с перечнем служб и организаций, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных и аварийных ситуаций (приложение N 11);
оповещение ДДС, входящих в ОСОДУ, сил и средств ОСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) должностных лиц администрации города Нижнего Новгорода и должностных лиц взаимодействующих органов управления в целях оперативного реагирования по устранению ЧС (АС) и иных нарушений в работе городского хозяйства;
обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов ЧС (АС), нарушений в работе городского хозяйства и состава ДДС, необходимых для экстренного реагирования на ЧС (АС), устранения иных нарушений в работе городского хозяйства, распространение в ОСОДУ полученной информации до заинтересованных лиц;
принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС (АС) в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по их ликвидации для вышестоящих органов управления;
доведение установленным порядком оперативных задач, контроль за их исполнением до взаимодействующих органов управления при ликвидации ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства, до руководителей аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных бригад, участвующих в ликвидации происшествий;
организация взаимодействия между привлекаемыми ДДС и находящимися в их подчинении силами и средствами;
обобщение информации по городу Нижнему Новгороду о ЧС (АС) и других нарушениях в работе городского хозяйства, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
информирование об обстановке и принятых мерах ДДС, входящих в ОСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС (АС), а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления.
ЕДДС города является управляющим центром в ОСОДУ города по вопросам предупреждения и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
3.3. ЕДДС города как управляющий центр в рамках ОСОДУ города решает следующие задачи:
прием сообщений о происшествиях, аварийных и чрезвычайных ситуаций, их анализ, обработка и передача в ДДС города для обеспечения реагирования;
представление в органы управления муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области, в КЧС и ОПБ города и в вышестоящие органы управления РСЧС сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил и средств муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области, контроль их исполнения;
получение обобщенных данных об обстановке и действиях сил и средств, распоряжений и указаний на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС);
обобщение и представление итоговой информации за сутки в администрацию города о произошедших ЧС (АС) и других нарушениях в работе городского хозяйства, ходе работ по их ликвидации, а также информации о выпуске подвижного состава на линии городского авто-, электротранспорта и метрополитена, о выходе автотранспорта по вывозу мусора;
ежемесячно представляет в КЧС и ОПБ города анализ работы по вопросам взаимодействия служб муниципального звена ТП РСЧС.
3.4. ДДС города, входящие в ОСОДУ, решают следующие задачи:
прием сообщений о происшествиях, ЧС (АС), нарушениях в работе городского хозяйства, их анализ и представление в ЕДДС города тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации в ЕДДС города;
обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности, а также в ЕДДС города итоговых докладов.
Предоставление сведений осуществляется в соответствии с перечнем информации, представляемой ДДС города в ЕДДС города при возникновении чрезвычайной или аварийной ситуации (приложение N 2).
3.5. ДДС города несут ответственность за оперативность, своевременность и полноту представленной в ЕДДС города информации, принимаемых экстренных мер по ликвидации аварийных, чрезвычайных ситуаций, а также по другим нарушениям в городском хозяйстве.
ДДС города должны ежемесячно предоставлять в ЕДДС города график дежурства должностных лиц в выходные и праздничные дни по форме согласно приложению N 3.
Руководители организаций и ДДС, входящих в состав этих организаций, виновные в сокрытии, несвоевременном представлении либо представлении заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных и аварийных ситуаций и в несвоевременном принятии мер, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и нормативными документами города Нижнего Новгорода.
3.6. Информация об угрозе возникновения или о возникновении АС (ЧС) передается в ЕДДС города в течение 10 минут с момента ее поступления в соответствующую ДДС согласно схемам взаимодействия (приложение N 4, приложение N 5, приложение N 6, приложение N 7, приложение N 8, приложение N 9, приложение N 10).
3.7. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ОСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
4. Порядок функционирования ОСОДУ
4.1. ЕДДС города и ДДС, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной (аварийной) ситуации.
4.2. В режиме повседневной деятельности (нормальное, плановое функционирование систем жизнеобеспечения города) ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС города обобщенную статистическую информацию о ЧС (АС), других нарушениях в работе городского хозяйства и предпосылках к ним ежесуточно к 7.00 (мск) за прошедшие сутки, уточненную информацию по силам и средствам постоянной готовности.
ЕДДС города ведет, уточняет, обновляет единую информационно-справочную базу по основным рискам аварийных и чрезвычайных ситуаций, по силам и средствам постоянной готовности служб города, статистический учет по аварийным и чрезвычайным ситуациям.
ЕДДС города имеет право востребовать от ДДС города информацию, касающуюся защиты населения и территорий от чрезвычайных (аварийных) ситуаций техногенного и природного характера.
4.3. При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в ЕДДС города.
4.4. При угрозе или возникновении ЧС (АС) соответствующие органы управления муниципального звена ТП РСЧС и их ДДС решением председателя КЧС и ОПБ города переводятся в режим повышенной готовности (наличие реальной угрозы возникновения ЧС или АС) либо в режим ЧС (АС). В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия с ЕДДС города, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4.5. В режиме ЧС (АС) информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города. Для этого в ЕДДС города от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация через ЕДДС города доводится до всех заинтересованных ДДС (в части, их касающейся).
4.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС города, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС города информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС (АС).
4.7. ЕДДС города в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право:
осуществлять контроль хода выполнения восстановительных работ и соблюдением сроков их завершения, в том числе на объектах жизнеобеспечения города в соответствие с перечнем ДДС и организаций, привлекаемых для ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (приложение N 11);
требовать (в случае необходимости) выезда на место аварийной, чрезвычайной ситуации первых руководителей районов, предприятий и организаций;
получать в установленном порядке информацию и запрашивать необходимые документы, материалы, справки и другие сведения по произошедшим аварийным и чрезвычайным ситуациям.
4.8. При ЧС муниципального и более высокого уровней и крупных аварийных ситуациях немедленно оповещается и приводится в готовность КЧС и ОПБ города, которая берет на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС (АС). При этом дополнительно разворачивается оперативный штаб ликвидации ЧС (АС), который обеспечивает сбор, обработку и представление в КЧС и ОПБ города собранной информации, а также под ее руководством - подготовку вариантов возможных решений и оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городских и объектовых служб.
5. Обеспечение работы ОСОДУ
5.1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЕДДС города и взаимодействующими ДДС, утверждаемыми соответствующими руководителями и согласованные председателем КЧС и ОПБ города.
5.2. Для информационного обеспечения работы ОСОДУ создаются базы данных по инфраструктуре города, основным рискам аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по силам и средствам постоянной готовности, материальному и финансовому резерву на предупреждение и ликвидацию ЧС (АС).
Для оперативного принятия решений по ликвидации ЧС (АС), для работы оперативной группы КЧС и ОПБ, данные базы данных передаются в ЕДДС города на безвозмездной основе и без права передачи третьим лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.