Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска
от 6 апреля 2012 г. N 1339)
30 мая, 4 сентября, 3 октября, 22 ноября, 26 декабря 2012 г.
I. Текущее состояние системы общего образования
Возможности реализации потенциала городского научно-образовательного комплекса закладываются в системе общего образования.
В городе общее количество муниципальных общеобразовательных учреждений - 41 учреждение, в том числе вечерняя (общеобразовательная) школа, 2 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ("Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида", "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида"). В них обучается 21 115 учеников, работает 1 210 учителей. 100% учреждений имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности, 100% учреждений имеют государственную аккредитацию.
Потребности населения на получение образования повышенного уровня удовлетворяются за счёт функционирования образовательных учреждений с повышенным содержанием образования (3 общеобразовательных учреждения с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей) с общей численностью 1 820 человек. Сеть таких учреждений продолжает развиваться.
На третьей ступени общего образования успешно реализуется концепция профильного обучения, направленная на получение старшеклассниками специализированной подготовки. Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, на обеспечение преемственности между старшей ступенью школы и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В текущем учебном году профильное обучение реализуется в 21 образовательном учреждении, в них функционируют 51 профильный класс по 4 профилям (естественно-математический - 48,6%, социально-экономический - 34,2%, информационно-технологический - 10,9%, гуманитарный - 6,3%) с общей численностью обучающихся 1 281 человек.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует сеть специального образования, представленная в двух формах: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида (1 ОУ, 16 классов, 133 обучающихся); специальные (коррекционные) классы VII вида (9 ОУ, 66 классов, 748 обучающихся) и специальные (коррекционные) классы VIII вида (1 образовательное учреждение, 9 классов, 45 обучающихся) в общеобразовательных (массовых) школах.
Из общего количества школ 2 образовательных учреждения, имеющих вид "Основная общеобразовательная школа", расположены в сельской местности (или 5% от общего количества школ).
Кроме того, реализации государственной политики в области обеспечения качества образования и образовательной услуги способствуют 2 центра: "Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения", "Центр психолого-медико-социального сопровождения".
На пути внедрения инновационных преобразований в учреждения образования города актуальным является решение следующих приоритетных проблем:
- обеспечение качества муниципальной услуги в соответствии с требованием федеральных государственных образовательных стандартов (оптимизация сети учреждений образования, обеспечение вариативности программ, форм обучения, способствующих личностному развитию детей школьного возраста, осуществление работы по постоянному совершенствованию материальной базы в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса);
- внедрение в образовательный процесс современных моделей образования и образовательных технологий (в том числе и информационно-коммуникационных);
- создание в учреждениях общего образования безопасных и комфортных условий в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
С 2011 года в общеобразовательных учреждениях города началось внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что свидетельствует о переходе на новое содержание образования.
Новое содержание образования потребовало:
- 100% замены учебной литературы для обучающихся и методической литературы для учителей;
- массовую профессиональную переподготовку кадров, способных внедрять новое содержание и технологии образования;
- информатизацию образовательного процесса.
Современные образовательные технологии ориентируют на личностное развитие ребенка, развивают самостоятельность в добыче знаний как основу для достижения высоких показателей в обучении и формирования успешного взрослого человека.
Информатизация образовательного процесса, интенсивное развитие современной экономики требуют от выпускника школы мобильности в получении, осмыслении и применении знаний. Поэтому образовательный процесс нуждается в активном внедрении современных образовательных технологий.
Практически все учреждения образования города активно используют новые образовательные технологии в образовательном процессе. При этом существует необходимость повышения профессиональной компетентности кадров, развития материально-технической базы для обеспечения технологичности образовательного процесса.
Органами местного самоуправления города производится обеспечение школ современным оборудованием, техническими средствами обучения.
В последние годы усилено внимание со стороны федеральной, региональной и муниципальной власти к условиям содержания учреждений образования, о чем свидетельствует ужесточение требований, предъявляемых в ходе приемки к новому учебному году, работе в осенне-зимний период. Для обеспечения эффективной эксплуатации общеобразовательных учреждений выполнялся ремонт текущего характера. В целях нормального функционирования зданий по объектам образования производится техническое обслуживание в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание зданий включает работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации объекта, а также по обеспечению пожарных и санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
За последние три года капитальный ремонт отдельных элементов (кровля и фасад здания, инженерные сети, восстановление ограждений по периметру территорий) был проведен в 15 общеобразовательных учреждениях города.
Следует отметить, что за последние годы требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса существенно возросли. Школа сегодняшнего дня должна иметь оснащение для эффективного обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В отдельных общеобразовательных учреждениях города на основании результатов обследования зданий, в которых они расположены, и состояния инженерных сетей выявлена необходимость проведения мероприятий капитального характера (замена оконных блоков и зенитных фонарей, ремонт систем отопления и водоснабжения).
II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 году
Направления проекта модернизации общего образования города следующие:
- с 2009 года введена новая система оплаты труда педагогических работников, ориентированная на результат. Новая система оплаты труда обеспечивает повышение профессионального уровня работников общеобразовательных учреждений, позволяет усилить стимулирующую роль оплаты труда в оценке результативности деятельности педагогов за счет установления персональных повышающих коэффициентов, выплат стимулирующего характера по результатам деятельности;
- общеобразовательные учреждения переведены на нормативное подушевое финансирование, что способствовало улучшению их материально-технического оснащения и обеспечению образовательного процесса современным учебным оборудованием: учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, компьютерной техникой, а также расширению возможности приобретения и использования электронных образовательных ресурсов, созданию в общеобразовательных учреждениях локальных сетей с подключением сети Интернет;
- введена новая система аттестации руководящих и педагогических кадров. Аттестация педагогических работников направлена на стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; на повышение эффективности и качества педагогического труда; на обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
- проведена оптимизация штатов общеобразовательных учреждений;
- введены новые финансово-экономические механизмы.
На модернизацию общего образования Нижегородской области из федерального бюджета в 2011 году выделена субвенция в объеме 22 109,2 тыс. рублей. Софинансирование из областного бюджета составило 5 178,5 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета направлены на:
1. Приобретение оборудования - 18 330,91 тысяч рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 18 330,91 тысяч рублей, в том числе:
1.1. Приобретение учебно-производственного оборудования для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений потребовало затрат федерального бюджета в объеме 6 546,91 тысяч рублей.
1.2. Компьютерное оборудование для организации образовательного процесса приобретено за счет средств федерального бюджета на сумму 11 784 тысяч рублей.
2. Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений - 8 956,79 тысяч рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 778,29 тысяч рублей, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местные бюджеты) муниципальных бюджетов - 5 178,5 тысяч рублей.
По данным мониторинга, проведенного Управлением образования Администрации города, в результате укрепления ИКТ инфраструктуры общеобразовательных учреждений необходимо отметить следующую динамику структурных и содержательных изменений:
Наименование показателя / период |
2010 |
2011 |
Количество обучающихся на один компьютер (чел) |
13 |
11 |
Образовательные учреждения, имеющие внутришкольное сетевое пространство (%) |
100 |
100 |
Образовательные учреждения, внедрившие технологии автоматизированного управления (%) |
100 |
100 |
Доля учреждений, использующих электронные образовательные ресурсы в учебном процессе (%) |
100 |
100 |
Образовательные учреждения имеющие веб-сайты в сети Интернет (%) |
100 |
100 |
Наличие возможности работы с электронными ресурсами в школьной библиотеке (%) |
100 |
100 |
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии в образовательном процессе (%) |
0,0 |
10,0 |
Механизм реализации комплексных мер модернизации системы общего образования города осуществляется за счет средств, предусмотренных в рамках Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 145-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области за счет субвенций на исполнение полномочий в области общего образования" в виде субвенций на общее образование - приобретение учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования.
Средства на модернизацию системы общего образования города поступили из федерального и областного бюджетов на счета, открытые в Федеральном казначействе.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов - ключевой механизм модернизации образования, но только при условии его комплексного введения, поэтому в городе проведена большая работа по внедрению новой системы оплаты труда педагогических работников, общеобразовательная школа переведена на механизм нормативно-подушевого финансирования. В условиях бюджетной реформы оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами в городе осуществляется как переход от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Муниципальное задание обеспечивает взаимосвязь показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.
В 2011 году осуществлен переход на федеральные государственные стандарты начального общего образования в 1-х классах общеобразовательных учреждений города: 88 классов, 2130 обучающихся (10,1%). Все учебные кабинеты первых классов (88 кабинетов) оборудованы в соответствии с перечнем объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников: минимальный уровень оборудования имеют 10 кабинетов (11,4%); уровень оборудования, необходимый для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - в 74 кабинетах (84,1%); максимальный (желательный) уровень оборудования кабинета - в 4 кабинетах (4,5%).
Прошли повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 88 учителей начальных классов и все руководители общеобразовательных учреждений.
В 4 общеобразовательных учреждениях города (10%) организовано дистанционное обучение обучающихся, которое осуществляется по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план школы.
В период осенних каникул (ноябрь 2011 года) под руководством Российской Академии образования прошли обучение по вопросу применения дистанционных технологий в образовательной деятельности педагогические работники 6 образовательных учреждений (школы NN 1, 2, 3, 22, 40, 71).
Управлением образования был разработан проект Положения об организации дистанционного обучения и о применении дистанционных технологий в школе и направлен во все подведомственные образовательные учреждения. В 7 общеобразовательных учреждениях (школы NN 2, 6, 7, 22, 27, 40, 70) разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие организацию дистанционного обучения в школе. В 9 общеобразовательных учреждениях (школы NN 2, 7, 22, 23, 27, 40, 68, 70, 71) назначены ответственные за организацию дистанционного обучения в школе - заместители директоров по учебно-воспитательной работе.
19 учителей-предметников и руководящих работников прошли курсовую подготовку по вопросу организации дистанционного обучения в школе в ГОУ ДПО НИРО в объеме 72 учебных часа в 2010 году и НОУ ВПО "Университет Российской академии образования" в объеме 36 учебных часов в 2011 году.
Дистанционное обучение используется в рамках организации индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья) по всем предметам учебного плана, факультативных занятий, а также при проведении индивидуальных консультаций при подготовке к олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ, в работе с одаренными детьми по отдельным учебным предметам школьного компонента, дополнительного образования:
ОУ |
Наименование программы, предмета |
Форма занятий |
Количество обучающихся |
СОШ N 2 |
Предмет школьного компонента "Экология" (программа общеобразовательных учреждений, 9 кл., "Биосфера и человечество") |
Осуществление текущего контроля в ходе изучения учебного предмета |
50 человек |
СОШ N 7 |
По всем предметам учебного плана при организации индивидуального обучения на дому |
Текущий контроль |
1 человек |
СОШ N 22 |
"Школьный университет" |
Дополнительное образование по выбранным курсам, подготовка к олимпиадам, ЕГЭ |
75 человек |
СОШ N 40 |
Участие в Национальной образовательной программе "Интеллектуально-творческий потенциал России", проект "Познание и творчество" |
Групповые занятия по математике, географии, физике, обществознанию, информатике |
70 человек |
Итого |
196 человек |
Эффективность использования бюджетных средств отражается в социально-значимых результатах деятельности образовательной системы (Приложение N 2 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году). В целях контроля результативности деятельности образовательных учреждений, ежеквартально проводится многофакторный мониторинг оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам качества, который является составной частью системы оценки качества муниципальных услуг, определенной постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 30 июня 2009 года N 2493 "О Порядке оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от получателей муниципальных услуг".
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 26 декабря 2012 г. N 5706 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления
III. Описание реализации проекта по модернизации системы общего образования в 2012 году
Администрацией города Дзержинска в 2012 году будет сохранен достигнутый в сентябре, октябре, ноябре 2011 года уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений города путем увеличения объема средств, направляемых на оплату труда работников общеобразовательных учреждений (Приложение N 3 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году).
Предполагается обеспечение образовательных учреждений города Дзержинска учебно-лабораторным оборудованием (23 612 357,45 руб.), учебно-производственным оборудованием (9 074 244,92 руб.), спортивным оборудованием (1 931 072,28 руб.), компьютерным оборудованием (18 431 469,86 руб.), оборудованием для организации медицинского обслуживания (26 230,00 руб.) и школьных столовых (154 750,00 руб.), повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей (483 000,00 руб.), модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (285 000,00 руб.), осуществление мер, направленных на энергосбережение в общеобразовательных учреждениях (12 659 145,21 руб.), а также пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений (10 892 230,28 руб.) (Приложение N 5 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году), кроме того, увеличение фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений для осуществления повышения среднемесячной заработной платы учителей с 01.09.2011 на 30% (Приложение N 2 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году).
В 2012 году будет осуществлен переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования во 2-х классах общеобразовательных учреждений. Предпринимаемые организационные меры (Приложение N 4 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования городского округа город Дзержинск Нижегородской области в 2012 году) позволят сделать образовательное пространство региона более прозрачным для населения области и понятным для образовательных учреждений.
Продолжит развиваться система дистанционного обучения обучающихся, в нее будут включены 6 общеобразовательных учреждений (15%).
Для выполнения требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и предупреждения аварийных ситуаций, связанных с содержанием образовательных зданий города, запланировано выполнение ряда мероприятий, которые обеспечат следующие результаты:
1. Замена оконных блоков создаст комфортные условия ведения учебного процесса по температурному режиму, экономию тепловой энергии, общую эстетику внутри и снаружи здания.
2. Реконструкция электроосвещения в МБОУ СОШ N 12 и МБОУ СОШ N 32 обеспечит экономию электроэнергии, устранению предписаний инспектирующих органов, приведение к современным требованиям ПТЭЭП и ПУЭ, а также нормам СанПиН искусственного освещения.
IV. Планируемые достижения в развитии системы общего образования в городе Дзержинске до 2020 года
Дальнейшее совершенствование системы образования города Дзержинска будет осуществляться в рамках:
- плана реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 - 2015 годов, утвержденного постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 12.10.2010 N 3502.
Мероприятия вышеуказанного плана направлены на обеспечение получения качественного и доступного образования, удовлетворяющего потребностям экономики, общества и каждого гражданина.
Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществляется посредством совершенствования образовательных технологий, модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения обучающихся, развития индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, использования различных форм получения образования.
Принцип доступности как один из важнейших принципов организации современного образования нельзя рассматривать в отрыве от принципа качества образования. В городе качество бюджетных образовательных услуг оценивается в соответствии с постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 30.06.2009 N 2493 "О Порядке оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от получателей муниципальных услуг".
Принцип качества образования составляет основу концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В период до 2020 года будет осуществлено поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: 5 классы - с 2015 года, 10 классы - с 2020 года.
В городе с целью поддержки педагогических кадров осуществлён переход на новую систему оплаты труда, разработаны механизмы аттестации педагогических кадров с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Большие изменения претерпевает и система повышения квалификации специалистов сферы образования: внедряются персонифицированные модели повышения квалификации и переподготовки, разрабатывается широкий спектр образовательных программ на модульной основе, проводится большая работа по обеспечению разнообразия форм освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования за счёт усиления государственной поддержки дистанционных форм обучения, формирования общедоступных сервисов самообразования, развития системы образовательного консультирования, включая сетевые сообщества педагогов города в сети Интернет. В городе реализуются возможности сетевой распределённости предоставления услуг по повышению квалификации в целях обеспечения накопительного характера послевузовского образования специалистов сферы образования.
В системе повышения квалификации широко используются возможности информационно-коммуникационных технологий: внедряется система вебинаров, электронный документооборот, проведение Интернет-конференций и семинаров. Проектно-сетевые формы взаимодействия педагогов и педагогических коллективов позволяют развивать инновационное движение педагогов города, которые реализуют такие проекты, как "Нижегородская школа - территория здоровья", "Синергия", "Виртуальная школа", "Образовательная корпорация", "Дневник.ру".
Ежегодно проводятся мероприятия по привлечению педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства различного уровня и направленностей (городском конкурсе профессионального мастерства "Профи"; региональном этапе конкурса педагогического мастерства "Учитель года России"; региональном этапе конкурса "Лучшие школы России"; конкурсе на получение денежного поощрения педагогов).
Для того чтобы обеспечить новое качество образования на основе инновационной деятельности, необходимо технологически выстроить процесс профессионального развития, обеспечивающий становление субъекта инновационной деятельности. Инновационная практика в городской системе образования доказала, что задача профессионального развития педагога не может решаться за счёт отдельных мероприятий или с помощью локальных действий. Требуется разработка комплексного проекта профессионального развития педагогов, адекватного современной социокультурной ситуации. Такой проект оформился в сетевой институт инновационного образования, предполагающий развитие системы корпоративного обучения педагогов.
Представляется, что стратегическим ресурсом решения данной задачи выступает сетевое профессиональное сообщество, которое станет новым, эффективным ресурсом повышения качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов и руководящих кадров системы образования.
Проблема соответствия уровня компетентности педагогических кадров современным требования зависит также и от системы определения этого уровня, речь идет о необходимости создания мобильной, оперативной, гибкой системы аттестации специалистов сферы образования.
В рамках модернизации системы общего образования на территории города в целях обеспечения получения качественного образования планируется расширение сети учреждений повышенного уровня образования за счет изменения вида 2-х общеобразовательных школ на школы с углубленным изучением отдельных предметов. Будет осуществлена реорганизация одного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов путем присоединения к нему общеобразовательной школы, что позволит обеспечить большему количеству детей доступ к получению образования повышенного уровня.
V. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения
Анализ кадрового состава общеобразовательных учреждений показывает, что качественные его характеристики в условиях модернизации российского образования по большинству параметров не претерпевают положительных изменений. Как и прежде наблюдается стабильная феминизация учительского корпуса (94,2% педагогов женщины), его старение (24% учителей пенсионного возраста). Оба эти показателя выше областных (89% и 17,6% соответственно). Преобладают педагоги пенсионного и предпенсионного возраста по таким предметам, как математика, физика, химия, биология, музыка, изобразительное искусство, технология.
Необходимо отметить, что по научным данным ситуация в образовательном учреждении может считаться стабильной, если доля работников в возрасте до 35 лет больше или равна доле пенсионеров. В настоящее время это соотношение выдерживается только в 14 общеобразовательных учреждениях из 41, что составляет 34,1%.
Для решения задач модернизации образования принимаются меры, направленные на привлечение в общеобразовательные учреждения молодых педагогов. С 2013 года город Дзержинск вновь будет участвовать в областной целевой программе "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006 - 2020 годы, утвержденную Законом Нижегородской области от 03.05.2006 N 38-З.
В 2011 году в городе подписано Соглашение о взаимодействии между Администрацией города Дзержинска и Дзержинской городской организацией Нижегородской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки РФ на 2011 - 2013 годы, зарегистрированное в Управлении по труду и занятости министерства социальной политики Нижегородской области от 24.06.2011 N 38. В 2012 году планируется установить стипендии Мэра молодым специалистам (стаж до 5 лет) в соответствии с Положением о стипендии Мэра молодым специалистам.
Ежегодно проводятся мероприятия по привлечению молодых педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства различного уровня и направленностей (городском конкурсе профессионального мастерства "Профи"; региональном этапе конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"; областном конкурсе профессионального мастерства старших вожатых "Вожатый года").
Начальник Управления образования |
С.В. Майоров |
Начальник Управления образования |
С.В. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.