В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации города Дзержинска от 30.06.2008 N 2397 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений, формирования и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ городского округа город Дзержинск", статьей 57 Устава городского округа город Дзержинск постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления городского округа город Дзержинск" на 2013 - 2015 годы.
2. Управлению внутренней политики до 05.07.2012 года разработать долгосрочную муниципальную целевую программу "Развитие территориального общественного самоуправления городского округа город Дзержинск" на 2013 - 2015 годы.
3. Назначить исполнителем-координатором долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления городского округа город Дзержинск" на 2013 - 2015 годы управление внутренней политики.
4. Информационно-аналитическому управлению (И.Ю. Соловьев) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города (городского округа) по внутренней политике Девицына Р.В.
Мэр города |
В.Ф. Сопин |
Концепция
долгосрочной муниципальной целевой программы
"Развитие территориального общественного самоуправления городского округа город Дзержинск" на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска
от 4 июля 2012 г. N 2768)
1. Обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы города Дзержинска
Муниципальная реформа, реализованная в Российской Федерации, законодательно определила территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) в качестве одной из важнейших форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Оправданность позиции законодателя подтверждается последующим многолетним успешным функционированием данного института муниципальной демократии в большинстве регионов. Значение этой формы гражданского участия, которое на сегодняшний день переросло в массовое социальное движение, подчеркивается на уровне Президента РФ: "В само благоустройство дворов и улиц необходимо активней вовлекать самих граждан через товарищества собственников жилья, через структуры местного территориального общественного управления и через так называемые социально ориентированные неправительственные организации" (Заседание Совета по развитию местного самоуправления 05.10.2010, г. Москва, Кремль); "В повестке 4-го съезда Всероссийского Совета местного самоуправления - ключевые проблемы, связанные с повышением эффективности муниципальной власти. Именно на этом уровне решаются самые чувствительные вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан. Прежде всего, обеспечение порядка в ЖКХ, благоустройство городов и сел, развитие социальной инфраструктуры. Наша общая задача - укрепить местное самоуправление, расширить его финансовую самостоятельность и ресурсные возможности. И, конечно, необходимо создать условия для прихода в муниципальные структуры власти квалифицированных специалистов и управленцев. Поддержать широкое гражданское участие в реализации муниципальных программ и проектов (Заседание 4-го съезда Всероссийского Совета по развитию местного самоуправления 10.06.2012, г. Москва, Кремль).
При этом деятельность ТОС надлежит рассматривать не обособленно, а в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого ТОС, которое, в свою очередь, и составляет систему местного самоуправления. Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения. ТОС принадлежит значительная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении.
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие ТОС требует правового, экономического, информационного и методического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В настоящее время в Дзержинске активно идет процесс формирования ТОС, наиболее активные жители территорий объединяются в инициативные группы, проводят учредительные конференции жителей с целью создания ТОС. Работа по организации ТОС в городе Дзержинске была начата весной 2011 года, активно - с сентября 2011 года. В настоящее время 27 инициативных групп по созданию ТОС подготовили и провели 27 учредительных конференций граждан по созданию ТОС. Задача органов местного самоуправления - поддержать такую инициативу граждан, оказать всю необходимую организационную, методическую, информационную, финансовую поддержку. На данный момент существует соответствующая нормативно-правовая база: ст.ст. 26, 27, 37, 44 Устава городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы от 26.12.2005 N 34, Положение о территориальном общественном самоуправлении, утвержденное постановлением Городской Думы города Дзержинска от 31.08.2011 N 148 (с изменениями от 31 января 2012 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду решение Городской Думы города Дзержинска от 31 августа 2011 г. N 148
Управлением внутренней политики Администрации города осуществляются организационные мероприятия по информационному и методическому обеспечению процессов формирования и развития ТОС, координация деятельности структурных подразделений Администрации города по работе с органами ТОС: анализируется опыт других муниципальных образований, создаются и распространяются методические рекомендации и другие информационные материалы по созданию и деятельности ТОС, проводятся регулярные семинары с активистами ТОС, совместно с активистами ТОС организуются культурно-массовые мероприятия на территории городского округа, на сайте Администрации города создан раздел, посвященный вопросам формирования и развития ТОС, где регулярно освещается деятельность уже созданных ТОСов.
Вместе с тем, формирование и дальнейшее развитие системы ТОС в городе Дзержинске сдерживается следующими факторами:
- низкий уровень активности гражданского общества в решении проблем развития территорий;
- недостаточная информированность населения о работе ТОС;
- неразвитость механизмов взаимодействия между органами местного самоуправления и органами ТОС;
- недостаточное методическое обеспечение формирования ТОС;
- отсутствие финансирования ТОС.
Эти и другие сопутствующие проблемы, зачастую тесно взаимосвязанные, необходимо решать комплексно на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества органов местного самоуправления и органов ТОС.
Исходя из всего этого, в городе Дзержинске есть необходимость разработки и принятия настоящей программы как наиболее оптимального варианта решения вышеизложенных проблем.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка Программы представляется своевременной и необходимой. Программа позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития ТОС. Реализация программы будет направлена на создание условий для развития ТОС и повышения гражданской активности при непосредственном участии в этом процессе самих ТОСов.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Программно-целевой метод позволит обеспечить дальнейшее интенсивное развитие процессов самостоятельного управления населением территориями, конструктивный диалог между органами местного самоуправления и органами ТОС, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов местного значения. В противном случае, состояние территориального общественного самоуправления в городе рискует остаться на низком уровне развития. Без системного подхода в организации и комплексного информационного, финансового, организационного и других видов обеспечения, при существующем низком уровне информированности и активности населения прогнозное значение количества органов ТОС к 2015 году составляет не более 30, что позволит охватить лишь не более: 6% многоквартирных жилых домов, 40% индивидуальных жилых домов городского округа и 10% населения (в настоящее время в созданные 27 ТОС входят: 114 многоквартирных жилых дома, что составляет 6% от всех МЖД города; 876 индивидуальных жилых домов, что составляет 36% от всех индивидуальных жилых домов, 22 954 жителя, достигших 16-ти летнего возраста и имеющих право на осуществление ТОС, что составляет 9,2% от всех жителей города). В такой ситуации не приходится рассчитывать на массовое привлечение населения к участию в решении вопросов местного значения, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, развитие делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем. В конечном итоге, без программно-целевого подхода в формировании территориального общественного самоуправления не видится возможным создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения определенной территории и муниципалитета в целом.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.
Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит осуществлять целевое воздействие на имеющиеся проблемы в развитии ТОС в городе Дзержинске, комплексно подходя к их решению с использованием программно-целевого метода.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами развития системы ТОС города.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут повлечь за собой слабую координацию действий ТОС города, что, в свою очередь, может привести к неоправданному дублированию мероприятий и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Этот риск может быть преодолен путем создания эффективной системы координации усилий ТОС города. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с недостатками управления, в структуре управления Программой предусмотрено создание и деятельность координационного совета ТОС при Мэре города Дзержинска по содействию развитию ТОС в городе Дзержинске, привлечению населения к обсуждению решения вопросов в сфере социально-экономического развития города по планированию, координации и анализу реализации Программы. При поиске возможных вариантов развития ТОС риск использования неверно выбранных приоритетов может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, что снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать отрицательных последствий данного риска поможет организация социологических исследований состояния ТОС города и мониторинга хода реализации Программы.
Второй вариант - реализация Программы без финансирования по сравнению с заявленным.
При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без финансирования не представляется возможным достичь целей и решить задачи Программы. Целевые индикаторы и показатели непосредственных результатов не будут выполнены в прогнозируемом объеме.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программа реализуется в один этап: с 2013 по 2015 год.
6. Предложения по целям и задачи целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой Программы по годам
Цель Программы:
Целью Программы является формирование, развитие и совершенствование системы ТОС города Дзержинска как формы организации граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города Дзержинска с органами ТОС. Создание условий, необходимых для реализации населением города Дзержинска права на территориальное общественное самоуправление.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание системы взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС для реализации их уставной деятельности и социально значимых инициатив населения;
- обеспечение правовых, финансово-экономических и иных условий формирования и развития ТОС в городе;
- создание стимулов к участию ТОС в реализации уставной деятельности, стратегических направлений развития города Дзержинска;
- информационное и методическое обеспечение деятельности ТОС.
- вовлечение населения города Дзержинска в процессы формирования и развития ТОС для эффективного решения вопросов местного значения.
Задачи Программы предполагается осуществлять через реализацию программных мероприятий.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы
N п/п |
Наименование индикаторов целей и задач Программы |
Значение индикаторов |
|||||
Единицы измерения |
На момент разработки Программы (2012 год) |
2013 год |
2014 год |
По окончании реализации Программы (2015 год) |
Без программного вмешательства |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество ТОС, созданных на территории города Дзержинска |
шт. |
27 |
40 |
50 |
60 |
30 |
2 |
Количество мероприятий проведенных ТОС во взаимодействии с органами местного самоуправления города по созданию комфортной и безопасной среды проживания граждан на территории ТОС и решению проблем в сфере благоустройства |
шт. |
25 |
40 |
50 |
60 |
30 |
3 |
Количество договоров о социальном партнерстве, заключенных органами ТОС |
шт. |
0 |
120 |
150 |
180 |
0 |
4 |
Количество фестивалей, конкурсов, праздников дворов и других массовых мероприятий, проведенных в ТОСах |
шт. |
130 |
200 |
250 |
300 |
150 |
5 |
Доля участников городского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление года" от общего количества органов ТОС |
% |
0 |
70 |
85 |
95 |
0 |
6 |
Доля органов ТОС, имеющих собственные информационные ресурсы (сайты, газеты, стенгазеты, информационные листы), от общего количества органов ТОС города Дзержинска |
% |
0 |
90 |
95 |
100 |
0 |
7 |
Количество проведенных конференций, семинаров, круглых столов с активом ТОС |
шт. |
38 |
67 |
77 |
87 |
49 |
8 |
Количество выпущенных методических рекомендаций по формированию и деятельности ТОС |
шт. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
Количество статьей и видеосюжетов о деятельности ТОС в СМИ г. Дзержинска |
шт. |
18 |
21 |
24 |
27 |
18 |
10 |
Количество информационных буклетов о деятельности ТОС в г. Дзержинске |
шт. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы
В результате реализации Программы за счет средств городского бюджета планируется достичь следующих показателей:
- увеличить количество органов территориального общественного самоуправления до 60, охватив 19% жителей, достигших 16-летнего возраста и имеющих право на осуществление ТОС от всего населения городского округа;
- создать условия для реализации различных форм социального партнерства между органами ТОС и органами муниципальной власти в решении задач благоустройства, создании комфортной и безопасной среды проживания граждан, социальной защиты, формировании здорового образа жизни;
- увеличить степень информированности населения о возможностях ТОС в решении местных задач, реализации инициатив населения;
В конечном итоге, ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- развитие ТОС в городе Дзержинске;
- расширение возможностей участия населения через органы ТОС в решении социальных проблем города Дзержинска;
- укрепление доверия граждан к органам местного самоуправления города Дзержинска;
- повышение уровня информированности населения о деятельности ТОС, улучшение качества жизни населения города Дзержинска.
8. Предложения по исполнителям Программы
Исполнители Программы:
- Управление внутренней политики Администрации г. Дзержинска;
- Отдел молодёжной политики Администрации г. Дзержинска;
- Информационно-аналитическое управление Администрации г. Дзержинска;
- Отдел культуры Администрации г. Дзержинска;
- Отдел физкультуры и спорта Администрации г. Дзержинска;
- Комитет по управлению имуществом Администрации г. Дзержинска во взаимодействии и по согласованию с:
- органами ТОС города;
- территориальным органом Министерства социальной политики Нижегородской области (Управлением социальной защиты населения г. Дзержинска).
Исполнители программных мероприятий осуществляют следующие функции:
- планирование мероприятий (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию );
- обеспечение реализации программных мероприятий.
Организация исполнения мероприятий Программы осуществляется руководителями привлекаемых к выполнению Программы исполнителей в пределах их компетенции.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация г. Дзержинска.
Координацию деятельности и осуществление взаимодействия Администрации городского округа город Дзержинск и органов ТОС в решении вопросов социально-экономического развития города осуществляет координационный Совет ТОС при Мэре города Дзержинска.
9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Заказчиком Программы является Администрация г. Дзержинска.
Разработчиком Программы и исполнителем-координатором является Управление внутренней политики Администрации г. Дзержинска.
10. Предложения по направлениям финансирования Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств городского бюджета, выделенных в период с 2013 по 2015 годы.
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы из средств городского бюджета в 2013 - 2015 годах составляет 13 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 3 600,0 тыс. руб.,
2014 год - 4 500,0 тыс. руб.,
2015 год - 5 400,0 тыс. руб.,
Финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на соответствующий год. При формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей доходной части городского бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация города.
11. Общие принципы и механизмы реализации мероприятий Программы
Администрация г. Дзержинска путем принятия соответствующих нормативных правовых актов создает необходимые условия исполнителю для реализации Программы. Целевое использование выделяемых денежных средств контролируется департаментом финансов и налоговой политики Администрации города.
Исполнители Программы обеспечивают выполнение ее мероприятий, непосредственно несут ответственность за рациональное и целевое использование выделяемых бюджетных средств.
Начальник управления внутренней политики |
Н.В. Кассина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 4 июля 2012 г. N 2768 "О разработке долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления городского округа город Дзержинск" на 2013 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 6 июля 2012 г. N 26