Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению администрации г. Сарова
от 15 августа 2012 г. N 3176
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных и аварийных ситуациях города Сарова
Основные определения и термины
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения (в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
Аварийная ситуация (АС) - ситуация, которая может привести к возникновению аварии.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, проживающему населению.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения (в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-З "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление районной службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - орган повседневного управления городской подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее по тексту - дежурно-диспетчерских) служб города.
I. Общие положения
1. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) города Сарова является подсистемой городского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения Единой дежурно-диспетчерской службы города Сарова (далее - ЕДДС), дежурных и диспетчерских органов управления служб (далее - дежурно-диспетчерских служб (ДДС)), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. ОСОДУ города Сарова создается с целью повышения оперативности реагирования и функционирования ДДС муниципального и объектового уровня различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации ЧС на основе:
- организации и поддержания информационного взаимодействия между городскими ДДС, анализа, обобщения и распространения в ОСОДУ имеющейся информации;
- своевременного представления Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Сарова (далее - КЧС и ОПБ) полной и достоверной информации о ЧС, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС;
- принятия экстренных мер по ликвидации ЧС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба.
3. Координирующим органом ОСОДУ является КЧС и ОПБ города Сарова. Постоянно действующим органом управления ОСОДУ является муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Саров" (далее - УГОЧС г. Саров). Органом повседневного управления ОСОДУ города Сарова является ЕДДС города.
4. В своей деятельности ДДС, входящие в ОСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Нижегородской области, Постановлениями администрации города Сарова и решениями КЧС и ОПБ Нижегородской области и города Сарова, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
II. Структура ОСОДУ, основные задачи, права и ответственность входящих в нее дежурно-диспетчерских служб
1. В состав ОСОДУ города Сарова входят следующие дежурные и дежурно-диспетчерские службы:
- ЕДДС г. Сарова;
- ДДС организаций и служб города;
- Дежурные службы потенциально-опасных объектов, расположенных на территории города Сарова (в соответствии с перечнем, утвержденным решением КЧС и ОПБ г. Сарова от 01 марта 2011 г).
Полный перечень дежурных и дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ города Сарова, указан в Приложении 3.
2. ОСОДУ города Сарова решает следующие основные задачи:
- прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС и АС муниципального или объектового уровня;
- оповещение служб, входящих в ОСОДУ, сил и средств ОСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) должностных лиц городской администрации, КЧС и ОПБ, УГОЧС г. Саров и населения города;
- обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов ЧС и перечня дежурно-диспетчерских служб, необходимых для экстренного реагирования на ЧС, распространение в ОСОДУ полученной информации;
- принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС или АС (в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами);
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС (АС) и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по ее ликвидации для вышестоящих органов управления;
- доведение задач до задействованных на ликвидацию ЧС (АС) сил и средств установленным порядком и контроль их исполнения;
- организация взаимодействия между привлекаемыми дежурно-диспетчерскими службами и находящимися в их подчинении силами и средствами;
- обобщение информации по городу о происшествиях, ЧС и АС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
- информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС, а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления.
3. Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС РФ по Нижегородской области" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области") и аналитический центр кризисных ситуаций Нижегородской области (оперативно-распорядительное управление Губернатора Нижегородской области) (далее - АЦКС Нижегородской области) являются управляющими центрами в единой системе оперативно-диспетчерского управления (далее - ЕСОДУ) Нижегородской области. ЕДДС города Сарова является управляющим центром в ОСОДУ города Сарова.
4. ЕДДС города в рамках ОСОДУ решает следующие задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ, обработка и передача в городские ДДС для обеспечения реагирования;
- представление в органы управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области и вышестоящие органы управления РСЧС сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС) в соответствии с действующими критериями информации о катастрофах, чрезвычайных ситуациях и авариях;
- доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил и средств городского звена ТП РСЧС, контроль их исполнения;
- получение обобщенных данных об обстановке и действиях сил и средств, распоряжений и указаний на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС);
- обобщение информации о произошедших ЧС (АС) в городе и ходе работ по их ликвидации;
- контроль выполнения мероприятий по ликвидации ЧС (АС) и предоставление итоговых докладов за сутки согласно регламентам взаимодействия (Приложение 4).
5. ДДС, входящие в ОСОДУ, решают следующие задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в ЕДДС города тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
- доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации по подчиненности в ЕДДС города;
- получение в части, их касающейся, от ОСОДУ города обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств и рекомендаций по обеспечению их взаимодействия при ликвидации ЧС (АС), а также распоряжений и указаний от вышестоящих органов;
- обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности и в ЕДДС города итоговых докладов.
6. ДДС, входящие в ОСОДУ, наряду с вышестоящими городскими и областными органами управления несут ответственность за оперативность и эффективность принимаемых экстренных мер по ликвидации ЧС (АС).
7. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ОСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
III. Порядок функционирования ОСОДУ
1. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ОСОДУ города обобщенную статистическую информацию о ЧС (АС) и предпосылкам к ним за прошедшие сутки в соответствии с действующими критериями информации о ЧС (АС).
При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в ОСОДУ города.
3. При угрозе или возникновении ЧС (АС) соответствующие органы управления городского звена ТП РСЧС и их ДДС решением соответствующего руководителя или председателя КЧС и ОПБ переводятся в режим повышенной готовности либо в режим ЧС (АС). В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия в ОСОДУ, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4. В режиме ЧС (АС) информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города. Для этого в ЕДДС города от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС города (в части, касающейся) до всех заинтересованных ДДС.
5. Все сообщения, передаваемые в ЕДДС города, должны быть формализованы. Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений используются средства связи, оповещения и автоматизации. При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализированных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случаях поступления сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (АС) от населения формализованные сообщения формируются дежурной сменой ДДС, принимающей сообщение.
6. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся ЕДДС города до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС (АС).
IV. Обеспечение работы ОСОДУ
1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЕДДС города и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно председателем КЧС и ОПБ города и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления (по подчиненности).
2. Для информационного и программно-технического обеспечения функционирования ОСОДУ создается автоматизированная система (АС). АС ОСОДУ включает в свой состав комплексы средств автоматизации (КСА) города а также КСА взаимодействия с ДДС, входящими в ОСОДУ.
АС ОСОДУ обеспечивает автоматизированный доступ ДДС к имеющимся базам (банкам) данных (с учетом разграничения доступа к информации), необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.