Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава N 3. Градостроительная политика и перспективы развития Нижнего Новгорода
1. Стрелка - главный проект города
Ключевым событием международного уровня является решение ФИФА о проведении в Нижнем Новгороде матчей Чемпионата мира по футболу-2018. Городские и областные власти многое сделали, чтобы Нижний Новгород был выбран для проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это и честь, и огромная ответственность.
Наш город нуждался в перспективном грандиозном проекте, который позволил бы осуществить качественной рывок в развитии спорта, инфраструктуры, привлечении инвестиций, который кардинально меняет облик города и резко повышает его имиджевые позиции в России и в мире. Мы такой проект получили. Мы прекрасно понимаем, что предстоит трудная работа - это большой аванс нашему городу. Но проект того стоит. По прогнозам, потенциальными зрителями финальных матчей чемпионата станут более миллиарда человек.
Уже в 2012 году было выделено более 250 миллионов рублей из федерального бюджета на начало проектирования объектов. Стадион будет рассчитан на 45 тысяч зрителей, общая стоимость проекта составит 8-10 млрд. рублей.
Проектирование стадиона на Стрелке будет завершено в начале 2014 года, проектное задание предусматривает изменение транспортной схемы в районе Стрелки, благоустройство набережной, создание парка. Полностью сдать объект в эксплуатацию для проведения тестовых матчей планируется в 2017 году.
Район Стрелки станет новой, динамично развивающейся территорией. На него мы возлагаем особые надежды, потому что это не просто место проведения спортивных соревнований, а новый досуговый общественный центр на территории города, где будут проводиться крупномасштабные праздники и фестивали, куда будет удобно добраться на метро, на общественном транспорте, на личном автомобиле.
В этой части ситуация уникальная. Главное для нас - это серьезная трансформация "медвежьего угла", сохранявшегося до сих пор в центре города. Строительство стадиона - это повод для того, чтобы в районе Стрелки появились станция метро, гостиницы, бизнес-центры, был разбит новый парк. Мы получим "с нуля" отстроенный суперсовременный, динамичный район города на месте старой промышленной площадки.
Жители города положительно относятся к строительству стадиона, к инфраструктурным изменениям, строительству станции метро. Транспортная схема перед началом строительства будет тщательно проработана, для того чтобы горожане не испытывали больших неудобств. С обеих сторон Канавинского моста будут построены транспортные развязки, которые позволят полностью использовать возможности шестиполосного моста, проектные решения уже есть.
Нижний Новгород выделяется среди поволжских городов уникальными ландшафтами, украшенными православными храмами и Кремлем. Стадион должен стать архитектурным шедевром, достойным города.
Проведение масштабных спортивных соревнований, уровня Чемпионата мира, дает опыт управления мощными серьезными проектами. Без этого у крупных городов нет будущего. Движение вперед идет по нескольким направлениям. Безусловно, важно развитие промышленности, дающее новые рабочие места. Но должны быть достойные и знаковые объекты на территории города, которыми гордился бы каждый нижегородец.
Город получит новый деловой центр именно в заречной части города, чего мы так давно добивались, а также огромное количество рабочих мест на время стройки и по ее окончании на обслуживании сложных технических и инженерных сооружений. Бизнес получит возможность строить на новых территориях, где согласованы две основные функции - гостиничная и общественно-деловая.
2. Развитие транспортной инфраструктуры
В 2012 году успешно завершен самый масштабный и самый важный проект - метро пришло в нагорную часть города. 4 ноября в День народного единства была открыта новая станция "Горьковская", которая получила высокую оценку нижегородцев. Количество пассажиров метрополитена сразу выросло троекратно.
Мы считаем это первой большой победой в решении транспортных проблем города, началом больших перемен. Открыв оборотный тупик, мы сможем приступить в 2014 году к строительству новой ветки метро, которая соединит станции "Московская" и "Волга". Она свяжет подземным транспортом новый стадион, жителей микрорайона Мещерское озеро с нагорной частью, Ленинским, Автозаводским, Московским и Сормовским районами города.
Одновременно с новой линией метро в транспортной инфраструктуре города произошли преобразования, каких еще не видел город: построена эстакада на Московское шоссе, подходы к метромосту, реконструированы площадь Лядова и улица Горького.
Территория обновленной площади Лядова увеличилась в результате реконструкции практически на 20 тысяч квадратных метров, в районе площади появились новые дорожные подходы к метромосту, выход на улицу Белинского. Но это далеко не все. В 2013 году завершится строительство подземных пешеходных переходов и окончательно будет проведено благоустройство территории. В результате площадь Лядова должна обрести свое лицо и стать крупнейшей транспортной развязкой Нижнего Новгорода.
В сжатые сроки проведена серьезная реконструкция улицы Горького. В обновленном виде она открылась одновременно с пуском станции "Горьковская". На проезжей части улицы добавлены дополнительные полосы, в том числе для общественного транспорта, появится сквер. Сейчас идет активная работа по пересмотру схемы движения транспорта. Задача - разработать схему, удобную для жителей города.
Одно из существенных замечаний ФИФА в наш адрес - недостаток гостиниц и общественный транспорт. В результате чрезмерного уплотнения застройки по центральным районам города в часы пик проехать практически невозможно.
Для того чтобы что-то изменить, требуются даже не сотни миллионов, а миллиарды рублей, потому что ситуацию способны переломить только такие масштабные дорогостоящие проекты, как строительство метро, строительство новых транспортных развязок, строительство новых дорог, и мы понимаем, что в центре города снос каждого дома обходится в копеечку.
Сегодня сетка улиц центральной части города, которая была сформирована 100 лет назад, практически не может быть изменена: ни ул. Ильинская, ни ул. Минина, ни ул. Варварская и т.д., к сожалению, не могут быть расширены. Примером кардинального решения проблемы является реконструкция площади Лядова. Мы понимаем, что это огромные деньги, и это решит отчасти проблему верхней части города. Но только отчасти. Полностью эту проблему может решить только строительство метро, развитие сети парковок и общественного транспорта.
Каждый подземный паркинг дороже, чем ФОК. И сегодня городские власти вынуждены выбирать, что нужно больше горожанам: ФОКи или паркинги. Пока мы считаем, что для всех ФОКи нужнее.
Транспортная инфраструктура состоит не только из крупных развязок и мостов, но и из вспомогательных объектов, которые создают удобства и пешеходам, и автомобилистам. Мы приняли решение строить надземные пешеходные переходы, потому что эти относительно недорогие объекты во многом снимают проблему автомобильных пробок.
В этой связи я бы отметил открытие сразу двух надземных пешеходных переходов в Советском районе. На Окском съезде после реконструкции начал работать путепровод, соединяющий автостанцию на площади Лядова и Малую Ямскую улицу. Весной специалисты признали его аварийным, и за два месяца была проведена реконструкция.
Еще один надземный пешеходный переход открылся на проспекте Гагарина в районе остановки "Университет". Это крытое сооружение, оснащенное подъемниками для маломобильных групп населения. В ближайшие годы на проспекте Гагарина появятся три аналогичных объекта. Проект одного из них уже готов - еще один надземный переход должен появиться на остановке "Улица Сурикова".
Три-четыре таких путепровода позволят проехать по проспекту Гагарина в два раза быстрее.
Кроме проспекта Гагарина, новые пешеходные переходы планируется построить и в других точках города со сложной дорожной обстановкой. На данный момент разработаны проекты строительства трех переходов: подземного на площади Лядова, надземных на улице Родионова в районе остановки "Маяк" и на Казанском шоссе возле остановки "Филиал технического университета".
В феврале 2012 года стартовал красивый проект развития альтернативного транспорта - канатная дорога Нижний Новгород - Бор. Прокатиться над Волгой в летние месяцы было настолько популярным среди нижегородцев развлечением, что канатная дорога значительно превысила расчетные показатели и перевезла 2 миллиона пассажиров. Положено начало активному развитию борского транспортного направления.
На международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2013 в марте министерство инвестиционной политики представило проект строительства в Нижнем Новгороде канатных дорог вдоль мостов через Оку и заключило соглашение с инвестором.
В 2013 году в областном центре начнется строительство знаковых инфраструктурных объектов. В Канавинском районе выделен земельный участок под строительство моста через Волгу на трассе Нижний Новгород - Киров. Новый мост существенно облегчит транспортную ситуацию в Московском и Канавинском районах. Необходимый земельный участок мы заранее зарезервировали, а сейчас дан старт реализации этого важнейшего для города проекта, общий объем инвестиций из областного бюджета составит 10 млрд рублей.
На реализацию масштабного проекта по строительству станции "Горьковская" и новых транспортных развязок ушло много сил и средств, в том числе и из городского бюджета. Поэтому в 2013 году мы направим максимальные усилия на приведение в порядок дорожной инфраструктуры и развитие общественного транспорта. За пять лет, которые остались до Чемпионата мира по футболу, город должен сделать существенный шаг вперед в организации транспорта. У пассажира не должно быть проблем с тем, чтобы доехать до любого автовокзала и аэропорта, а также в любую точку Нижнего Новгорода.
Для оптимизации движения транспорта разработаны меры по разгрузке магистралей в Нижнем Новгороде, которые включают вынос городских автостанций на окраину Нижнего Новгорода. Концепция предполагает создание "перехватывающих площадок" для пригородных автобусов, откуда пассажиры будут пересаживаться на городской транспорт.
Вместо Канавинской автостанции планируется построить две - в Сормове (на Балахну и Чкаловск) и на улице Акимова в районе Волжского моста (на север области). Автостанция "Сенная" переместится в Верхние Печеры, а в Щербинках предусмотрено строительство международного автовокзала.
Нижегородский аэропорт с каждым годом увеличивает объемы перевозок, привлекает к сотрудничеству крупнейшие авиакомпании. С их приходом количество маршрутов из нижегородского аэропорта выросло почти в два раза.
Кроме того, идут переговоры с крупнейшими российскими авиакомпаниями по открытию новых внутренних рейсов. Задача по увеличению внутренних авиамаршрутов поставлена Президентом РФ в разряд транспортных приоритетов. Рынок авиаперевозок растет. Радует, что нижегородцы стали значительно чаще пользоваться нашим аэропортом, который заметно повысил свою конкурентоспособность. Это видно по показателям деятельности: если в 2011 году аэропорт Чемпионата мира в 2018 году в нашем городе даст мощный толчок качественно новому развитию транспортной инфраструктуры. Работы предстоят в городе грандиозные - это строительство обслужил 461 тысячу пассажиров, то в 2012 - более 700 тысяч.#
Проведение футбольных матчей новых эстакад, виадуков, автодорог, транспортных развязок, железнодорожных путей, современных парковок, расширение существующих автомагистралей к аэропорту, строительство багажного терминала, нового здания аэропорта, новой взлетной полосы, обновление всей инфраструктуры аэропорта.#
3. Инвестиционные проекты
Примером удачного и конструктивного взаимодействия областных и городских властей является работа инвестиционного совета при губернаторе. За отчетный период мной принято участие в 15-ти заседаниях инвестиционного совета, на которых рассмотрено 1393 инвестиционных проекта, в том числе 374 проекта инвесторы намерены реализовать на территории города, по 251 из них принято положительное решение о возможности их реализации. Свою основную задачу я вижу в защите и продвижении интересов Нижнего Новгорода.
Ярким примером оживления инвестиционной активности может служить всплеск интереса к строительству гостиниц в Нижнем Новгороде. В закрытом городе Горьком гостиницы можно было по пальцам пересчитать, и современному, динамично развивающемуся Нижнему Новгороду их уже недостаточно, нужно строить новые. Через несколько лет в Нижнем Новгороде появятся новые современные отели всех категорий и на любой кошелек.
До 2020 года в Нижнем Новгороде построят около 30 отелей разного уровня комфорта в нагорной и в заречной частях города. В ближайшие пять лет запланировано строительство 15-ти отелей с общим количеством номеров около 3-х тысяч.
Гостиничный бизнес привлекателен для вложения денег. В Нижнем Новгороде появились сетевые гостиницы европейского уровня, их наполняемость уступает в России только московским отелям. Большой популярностью они пользуются для проведения конференций, семинаров и деловых переговоров, все необходимое для этого в таких отелях есть.
Сейчас, во время подготовки к Чемпионату мира по футболу гостиничный бизнес у нас в приоритете, поэтому мы будем всячески способствовать приходу инвестиций в это направление. Бизнес-туризм очень важен для города. Каждое мероприятие дает доход отелю, городу и перспективы привлечения инвестиций. Как правило, конференции и семинары проходят в гостиницах 3 "звезды". В предоставлении услуг в этом сегменте Нижний Новгород может и должен стать конкурентоспособным. Этому помогает скоростное железнодорожное сообщение с Москвой и наличие международного аэропорта.
В Нижний Новгород часто приезжают международные делегации, послы, бизнесмены высокого ранга, поэтому и пятизвездочный отель, строящийся в центре города, будет востребован.
Новые гостиницы должны появиться в Автозаводском районе, в районе Московского вокзала, на Стрелке, на Сенной площади и, конечно, в историческом центре города.
Развитая гостиничная сеть расширяет возможности Нижнего Новгорода в привлечении инвестиций и повышении статуса города как крупного экономического центра в России.
Значимым для градостроительного развития Нижнего Новгорода также является строительство нового комплекса зданий Арбитражного суда Нижегородской области. Мы максимально поддерживаем данный проект, потому что он принесет городу большие федеральные инвестиции и новые рабочие места. При этом архитектурный ансамбль комплекса станет украшением центральной части города. Решением инвестсовета под реализацию данного проекта выделен земельный участок площадью около 10 тысяч кв. метров в районе площади Лядова. Предполагаемый объем инвестиций из федерального бюджета - 2 млрд. рублей.
Большие надежды в плане развития города мы возлагаем на реконструкцию международного аэропорта в течение 4 лет. По решению инвестсовета ОАО "МАНН" было выделено шесть земельных участков под создание необходимых функциональных зон: пассажирских и грузовых терминалов, железнодорожной станции, командно-диспетчерской вышки, отеля, торгового центра. Общий объем инвестиций составит около 30 млрд. рублей. Одной из основных сложностей при реализации проекта будет освобождение территории от прав третьих лиц и расселение частного сектора. В непосредственной близости от аэропорта жилья быть не должно. Уверен, что жители этого района с удовольствием поменяют его на более спокойное место.
Готов проект реконструкции "ворот города" - Московского вокзала. На первом этапе "РЖД" планирует вложить 1,3 млрд. рублей в реконструкцию вокзала в Нижнем Новгороде и 3,5 млрд. рублей - на втором этапе.
В свою очередь, городские власти должны позаботиться о строительстве парковок на привокзальной площади и Московском шоссе. Запланировано создать 1200 парковочных мест. На Московском шоссе будет построен многоуровневый паркинг. Подземный паркинг появится на пл. Революции. Над вокзалом также будет паркинг, из которого через систему лифтов можно будет добраться до любой платформы.
Прилегающие к вокзалу улицы в результате реконструкции тоже изменятся. В планах расширение улицы Литвинова.
Через несколько лет Московский вокзал станет современным и по-европейски комфортным, что очень важно для привлечения инвестиций, развития бизнеса и туризма.
В реализации градостроительной политики нам нужно просто научиться понимать интересы города, поддерживать инициативы, полезные всему городу, потому что следом появятся новые поступления в городской бюджет, новые рабочие места, новые социальные проекты.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Новые центры деловой активности
Люди должны не только комфортно жить, но и работать в современных условиях. Мы сознательно ограничили строительство административных зданий в центральной части города. Крупные бизнес-центры должны располагаться на территориях, где будет нормальная транспортная развязка. Центр города - для гостиниц, музеев, жилья и других объектов, которые не создают дополнительных транспортных нагрузок.
Деловые кварталы для новых видов бизнеса - одна из важных составляющих развития города. Центров деловой активности планируется несколько: в Канавине (улица Марата, Стрелка), на Сенной площади, в других районах города.
Сенная площадь в центре Нижнего Новгорода нуждается в комплексной реконструкции. Господствующий здесь мелкий бизнес необходим, но достопримечательностью города шиномонтажные мастерские и палатки с шаурмой быть не могут. И если торговый киоск мешает строительству дорожной развязки, то городские власти будут решать эту задачу в интересах большинства горожан. Сюда пришла канатная дорога, но ее окружают полуразвалившиеся гаражи. Такого быть не должно.
В 2013 году начнется первый этап реконструкции. Проект предусматривает создание квартала с деловой функцией, строительство транспортных развязок, подобных площади Лядова.
Концепция переноса всех городских автостанций на окраины города предусматривает перемещение автостанции с Сенной площади на Казанское шоссе. А современный автовокзал междугородних перевозок предполагается разместить в Ольгино. Это будет способствовать снижению транспортной нагрузки на городские магистрали. Вместе с областным правительством разрабатывается программа развития пассажирского автотранспорта. При этом должно максимально учитываться мнение горожан, ради которых и проводится эта работа.
Наша задача на 2013 год - начать расселение жителей из ветхих деревянных жилых домов (в некоторых из них, например, в районе площади Сенной, до сих пор печное отопление и нет водопровода). На месте снесенных домов будут построены современные высотные административные и деловые здания, жилые кварталы, три детских сада, школа. Проект планировки предусматривает полное обеспечение объектов парковочными местами. Сюда придет метро, будет построена дорога-дублер улицы Родионова. Новый район гармонично впишется в архитектурный облик города.
6. Новый формат мегаполиса
Земля - базовый ресурс развития нашего города. Ее правильное использование на благо нижегородцев - смысл градостроительной политики.
В этой связи нами была проведена масштабная ревизия потенциально свободных территорий, были зарезервированы участки для строительства социальных и инфраструктурных объектов, обеспечены площадки под строительство муниципального жилья по программе переселения жителей ветхого фонда, строительство детских садов по программе развития сети дошкольных учреждений, закреплен неприкосновенный статус зеленых зон, определены территории промышленных кластеров и инвестиционных объектов.
Принятие решений в сфере градостроительства основывается на принципах публичности, бесконфликтности, законодательной безупречности, экологической безопасности и эстетической ценности, сохранения исторического наследия, создания комфортной среды проживания людей, эффективного обеспечения жизнедеятельности города.
Начнем с тех моментов, которые были изначально продекларированы. Во-первых, мы покончили с порочной практикой точечной застройки. Сегодня мы принимаем решения на основании проекта планировки, где минимальной единицей планирования является городской квартал.
Мы покончили с пристроями для социальных объектов, со сдачей микрорайонов без должной инфраструктуры. Сегодня требования однозначны: в каждом жилом микрорайоне должно быть спроектировано то количество отдельно стоящих объектов социальной инфраструктуры, которое необходимо жителям.
Мы понимаем, что в городе нельзя строить какими-то кусочками. Город нужно строить крупными территориями, потому что у нас свыше миллиона жителей - мы двадцатые в Европе по численности населения. И нельзя мелкими мазками разукрашивать город. Он должен развиваться крупными цивилизованными районами, и только тогда у города появится стратегия развития.
Прошу обратить внимание: сегодня "кривых" схем распределения земельных участков в городе нет. Я не слышал за эти два года в адрес администрации города ни одной претензии по поводу того, что решение по земельному участку было принято непублично, в обход действующего законодательства. Есть совершенно четкая установка федерального Правительства и соответствующее постановление о том, что любой земельный участок для жилищного строительства должен быть реализован на открытом публичном аукционе. Эта процедура позволяет избежать каких-либо спекуляций.
Я считаю нашей абсолютной совместной заслугой то, что за эти два года на территории Нижнего Новгорода не появилось ни одной новой конфликтной стройки.
Есть старые выполненные проекты, по которым до сих пор идут судебные тяжбы. Один из ярких примеров - это улицы Ковалихинская и Семашко. Мы понимаем, что работа администрации, в том числе в юридической плоскости, к сожалению, пока не увенчалась успехом, и это очень печально.
С другой стороны, верховенство закона обязательно для исполнения. Но мы сумели не допустить развития негативной ситуации на улицах Ковалихинской и Фрунзе, где застройщик занял трезвую гражданскую позицию.
Проведена большая работа по правовой защите парков и зеленых насаждений. Сегодня ни одной стройки, ни одной попытки даже начать стройку, не посоветовавшись с жителями города, в зеленых зонах не было. И это тоже наша принципиальная позиция.
Напомню о достаточно бурной дискуссии вокруг строительства театра оперы и балета в садике им. А.С. Пушкина. Наличие хорошего современного театра оперы и балета - это не только радость для горожан. Это туристические потоки, престиж города. Мы также понимаем, что статус Сахаровского фестиваля, который входит в список ЮНЕСКО, не соответствует условиям, в которых он проходит. Это серьезная боль для нас, и ситуацию нужно менять. Я обязательно назначу общественные слушания, как только будет готов проект театра. Он будет представлен жителям города, и после этого мы все вместе примем решение.
Я считаю, что именно от работы администрации зависит, есть в городе проблема обманутых дольщиков или нет. Если администрация пускает эти процессы на самотек, она в итоге получает спекуляции на рынке жилья, недобросовестных застройщиков и, самое главное, обманутых на многие сотни миллионов рублей горожан. За последние два года ни одной такой ситуации допущено не было.
Под нашим жестким контролем ни одна стройка в городе не остановилась. Однако есть проблемное "наследство" недобросовестных застройщиков. Муниципалитет совместно с правительством Нижегородской области за два года сократил число проблемных домов с 30 до 21. В 2012 году введены в эксплуатацию проблемные многоквартирные дома в границах улиц Мичурина - Июльских дней в Ленинском районе, по проспекту Октября в Автозаводском районе, по улице братьев Игнатовых в Советском районе, в курортном поселке Зеленый город; 1-ая очередь дома в границах улиц Родионова - Деловая в Нижегородском районе; дом в границах улиц Героя Васильева, Лесной, Детской, Бурденко в Автозаводском районе; жилые дома NN 2, 3 в квартале улиц Новой, Ильинской, Маслякова в Нижегородском районе. Готовятся к вводу в эксплуатацию еще пять заселенных домов (на улицах Электровозной, Тимирязева, Сусловой, Светлоярской, в переулке Гаражном), жителям которых для завершения строительства были предоставлены субсидии из городского и областного бюджетов. 300 семей смогут юридически оформить свое жилье в собственность.
В целом проблема настолько серьезная, что в этом году окончательно мы ее не решим, но обязательно продолжим работать. За каждым таким домом - живые люди, семьи, которые вложили деньги, зачастую лишились своего прежнего жилья, переехали в новую квартиру, но по вине недобросовестных застройщиков получили тяжелейшую жизненную проблему. Конечно, власть в стороне от решения таких проблем оставаться не может и не будет.
Если сравнивать ежегодную статистику, можно отметить, что раньше целыми кварталами выгорали дома в центре города. Я хочу сказать, что разъяснительная работа с застройщиками, в первую очередь с недобросовестными застройщиками, была проведена. Нам говорят, что мы строго относимся к бизнесу - но если бизнес "с душком", как к нему еще относиться власти? Нас потом горожане спросят: как допустили, куда смотрели?
Нами совершенно четко объявлено: если хоть по одному факту будет установлена вина, то нечего делать таким горе-предпринимателям на городской земле. Позиция жесткая, но правильная. Я считаю, что в этой части мы ситуацию в городе значительно улучшили.
Большим достижением для города стала передача областному центру от Министерства обороны РФ земель бывших военных городков. Мы первый в России город, который получил от Министерства в муниципальную собственность имущественный комплекс семи военных городков. Переговоры с Минобороны при поддержке губернатора велись полтора года и завершились положительным для нас решением. Уверен, что большинство территорий бывших военных городков привлекательны для жилищного строительства. В свою очередь, Министерству обороны передан земельный участок в Сормовском районе для строительства современной военной базы с жилищной и социальной инфраструктурой. Будет строиться жилье для семей военнослужащих. Всего запланировано возведение нескольких многоэтажных домов на 1800 квартир, социальные объекты.
Учитывая уникальность ландшафта Нижнего Новгорода, наличие двух великих рек мы намерены осуществить кардинальные преобразования в планировке Нижнего Новгорода. Мы начали строительство новых набережных, для того чтобы открыть нижегородцам выход на Волгу и Оку. Наша задача - развернуть город к реке, построить на речных берегах новые жилые микрорайоны, новые набережные, новые центры досуга. Проблемы прогулочных зон на берегах рек в Нижнем Новгороде очень актуальны. Нижегородцы с гордостью говорят, что мы живем на слиянии Оки и Волги, а, по сути, отрезаны от рек промзонами и пустырями. По-настоящему ощутить себя жителями берегов Оки и Волги без красивых и благоустроенных набережных невозможно. Это наше естественное богатство, которое долгие годы нам было недоступно.
За последние 20 - 30 лет в городе не было построено ни одного нового берегоукрепительного сооружения. Хочу отметить, что мы впервые после долгого перерыва начали работы по берегоукреплению и благоустройству Волжской набережной в Канавинском районе. В результате переговоров с Федеральным агентством водных ресурсов, берегоукрепление Волжской набережной вошло в план финансирования целевой федеральной программы. Также свою лепту внесло областное правительство.
Без федеральных средств такие проекты мы не освоим никогда, и этот удачный опыт взаимодействия с федеральными структурами мы будем развивать. Финансирование уже получено, и строительные работы идут полным ходом. В итоге мы получим новую красавицу-набережную, которая будет примыкать непосредственно к стадиону для проведения матчей ЧМ-2018 и к новому парку на Стрелке. Это станет одним из лучших мест отдыха в Нижнем Новгороде.
Вскоре прогулочные зоны появятся на левом берегу Оки. На Автозаводе будет строиться новая набережная, где будет возведен жилой микрорайон "Юг". Также ведется разработка проектной документации строительства набережной от Канавинского до Мызинского моста в Ленинском районе, где рядом пройдет дорога-дублер проспекта Ленина. Это открывает огромные перспективы жилищного строительства в этом районе. Я считаю, что вдоль берегов реки должны жить люди и любоваться этой красотой.
Публичный доклад о наиболее значимых градостроительных проектах до 2025 года мною был представлен общественности на бизнес-форуме "Будущее города. Новый формат мегаполиса. Нижний Новгород 2012". Трансформация крупных территорий, перепрофилирование рабочих мест на высококвалифицированные и высокооплачиваемые, развитие сферы туризма, - вот главные задачи городской власти.
7. Жилищное строительство и социальная инфраструктура
В масштабах большого города хорошее жилье должно быть не только в центре Нижнего Новгорода. Исторический центр мал и богат памятниками архитектуры, которые нужно сохранить для следующих поколений. Многие годы Нижегородский район был лидером по количеству возводимого жилья. И все видят, к чему это привело: отсутствие возможностей расширения дорог, пробки, нехватка мест в детских садах. Поэтому принято решение активно развивать строительство в других районах города.
Одним из приоритетов градостроительной политики является удвоение в течение пяти лет объемов жилья по сравнению с 2010 годом. Эта задача абсолютно выполнима.
Главное направление - строительство крупных жилых микрорайонов на территории города, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой.
Только комплексный подход к строительству может отвечать современным требованиям жизни: возвращаясь с работы, человек не должен тратить много времени на то, чтобы забрать ребенка из садика, рядом должны быть объекты досуга и отдыха, где можно сделать покупки и провести свободное время, места занятия спортом. В ближайшие годы в Нижнем Новгороде будут возведены пять подобных жилых комплексов в разных районах города.
Один из микрорайонов строится в Бурнаковской низине. Земля, которая раньше была заброшенной, на самом деле место уникальное: недалеко от центра города, в пятистах метрах течет Волга, есть целая система озер, которые могут стать настоящим украшением микрорайона.
Здесь начато возведение 13 жилых домов, в которые переедут около 4 тысяч семей, в том числе полицейские, работники бюджетной сферы. Жилье продается по доступной цене, с отделкой "под ключ". Несколько домов предусмотрены под волновое переселение жителей из ветхого фонда. Рядом с новыми домами находятся микрорайоны Бурнаковский, Гордеевский. То есть новый микрорайон - логическое продолжение жилого комплекса, который исторически сложился на этой территории. В микрорайоне будет торговый центр, ФОК, детские сады, школа. И этот принцип планирования обязателен для всех новых микрорайонов.
Новый подход к строительству по достоинству оценят и автозаводцы. На живописном берегу Оки на Малоэтажной улице появится район, рассчитанный на 1 млн кв. метров жилья, в котором будет все необходимое, только школ запроектировано шесть. Здесь тоже будут детские сады и торговые центры, магазины шаговой доступности и спортивные площадки, ФОК - вся полноценная городская инфраструктура. По Оке в ближайшем будущем начнут курсировать речные трамвайчики до центра города.
Комфортное жилье будет продаваться по доступной для среднего класса цене. Дома малой этажности имеют благоустроенную территорию с детскими площадками, газонами, парковочными местами. Инженерная инфраструктура построена с нуля: новые котельные, коммуникации, дороги - жители избавлены от проблем старых микрорайонов. Квартиры с отделкой оборудованы современными бытовыми приборами, АГВ, приборами учета. На территории новых микрорайонов будут не только трехэтажные, как на Малоэтажной улице, дома, но и высотки - предпочтения у нижегородцев разные. Но малонаселенные дома нравятся жильцам своей уютной атмосферой. А строятся они очень быстрыми темпами, экономны в обслуживании, энергоэффективны.
Другой автозаводский микрорайон "Юг" на берегу Оки рассчитан на 8 тысяч жителей. Здесь будут два новых детских сада, ФОК, торговый центр и даже собственные пляжи и причалы - вся инфраструктура полностью. Здесь будут и квартиры суперэкономкласса - небольшие студии 18-25 кв. метров для молодых семей, молодых специалистов.
В Приокском районе возводятся два новых жилых комплекса - "Гагаринские высоты" на территории сельхозакадемии и "Цветы" на месте бывшего совхоза.
"Гагаринские высоты" - новый жилой комплекс в Нижнем Новгороде, расположенный в Приокском районе по адресу пр. Гагарина, 97. Жилой комплекс "Гагаринские высоты" состоит из 7 жилых домов различной высотности (от 5-ти до 25-ти этажей) с собственной инфраструктурой - детским садом, школой, автостоянками, детскими площадками, благоустроенной зоной отдыха.
Микрорайон "Цветы" в Приокском районе - также один из крупнейших проектов комплексной застройки в Нижнем Новгороде: 4 500 квартир общей площадью более 300 000 кв. метров, где будет проживать более 11 000 жителей.
Второе направление - ликвидация ветхого фонда. Программа волнового переселения была одобрена губернатором Шанцевым В.П. Областное правительство примет участие в софинансировании этой программы. Участки, освобожденные в результате волнового переселения, будут выставлены на аукцион.
Программу волнового расселения мы уже запустили. В июне 2012 года сдан первый дом на улице Римского-Корсакова. 169 семей из Сормовского и Московского районов сменили ветхое жилье на благоустроенные квартиры. Два дома в микрорайоне "Цветы" на 168 квартир каждый также вводятся в эксплуатацию. В них 300 квартир получат жители аварийных домов верхней части города - Нижегородского и Советского районов. Нижегородский район, небольшой по площади, является абсолютным лидером по количеству ветхого и аварийного фонда, и долгие годы этой проблемой власти практически не занимались. Сейчас развитию центра Нижнего Новгорода мы уделяем особое внимание.
В текущем году будет начат проект по строительству шести муниципальных жилых комплексов, в каждом из которых от одного до трех домов: 3 дома по улице Маршала Казакова, два дома в Бурнаковской низине, по одному дому - в микрорайонах "Верхние Печеры" и "Кузнечиха", в границах улиц Деловая - Родионова, и по улице Зайцева. В ближайшей перспективе намечено строительство еще 9 муниципальных жилых домов. Весной администрация города приступит к строительству третьего дома по Цветочной улице. В планах муниципалитета - дальнейшее освоение данной территории. Кроме того, заключено 15 контрактов под развитие застроенных территорий, по результатам которых инвесторами будут расселены порядка 180 домов.
Мы начали строить и вводить дома в эксплуатацию. Мы сделали программу - пилотный проект стоимостью 3 млрд. рублей, который полностью согласован с областным правительством, получил одобрение губернатора. В 2013 году уже не сотни миллионов рублей, а миллиарды потекут в ветхий фонд. Мы развернем эту программу как никогда.
Сейчас важно синхронизировать все процессы: построили новый дом, переселили туда людей из ветхого фонда, расчистили площадку и выставили ее на аукцион. Этот механизм необходимо отладить так, чтобы он работал, как часы. Было много времени потрачено на подбор земельных участков. Был полностью проанализирован весь ветхий фонд города Нижнего Новгорода. Я надеюсь, что 2013 год будет переломным в смысле реальных дел.
Снижение цен на жилье - важнейшая социальная задача, над решением которой городская власть работает постоянно. Главный инструмент, который позволит существенно изменить ситуацию - увеличение объемов строительства. Только так можно бороться с ростом цен.
Активное использование ипотеки расширяет возможности граждан, и в то же время увеличивает спрос быстрее, чем растет предложение. Это не вина строителей, это вина власти. Долгие годы Нижний Новгород не отличался наличием цивилизованного рынка жилья. В итоге всего несколько компаний в городе способны строить крупные объекты жилой застройки.
Сегодня мы уходим от точечной застройки и требуем от строителей возведения жилья целыми микрорайонами. Просто требовать ускоренного роста объемов ввода жилья со стороны власти - это неправильно, поэтому городские власти находят все возможные меры поддержки инвесторов.
Нужно не только требовать и контролировать, но и помогать. Одна из новых форм такой поддержки - компенсация процентных ставок. С 2012 года мы компенсируем 3/4 процентной ставки инвесторам, которые занимаются расселением ветхого фонда. Они выполняют важнейшие социальные задачи и вправе рассчитывать на нашу поддержку. Строители сначала восприняли это с недоверием. Сейчас уже несколько компаний подали заявки, и мы планируем увеличить объем финансирования программы.
Наша задача - выйти на первое место в округе по вводу жилья. Думаю, это реально. Мы должны подойти к цифре в миллион квадратных метров в год. Будет много жилья - у нас исчезнет ветхий фонд, и к нам с большим удовольствием поедут предприниматели строить новые заводы, открывать свой бизнес, что в конечном итоге приведет к повышению уровня жизни нижегородцев.
В 2012 году наступил переломный момент в дошкольной образовательной сфере, которая больше не деградирует, а, напротив, находится на подъеме. Впервые за прошедшие десятилетия открыты 6 новых детсадов, из них 3 - построены с нуля. На тысячу мест уже сократилась очередь в детские сады.
Новые детские сады строятся по самым современным типовым проектам: специализированный спортивный зал с детскими тренажерами, музыкальный зал с обязательным белым роялем и оборудованием для проведения детских дискотек; пищеблок, оснащенный современным кухонным оборудованием, для приготовления вкусной и полезной пищи; уютные игровые и спальни с регулируемыми теплыми полами; прогулочные площадки отдельно со спортивным и игровым оборудованием.
За два года городская власть определила около 30 земельных участков для строительства детских садов во всех районах Нижнего Новгорода. Ни один новый микрорайон в городе не будет строиться без детских садов.
В 2013 году запланировано открытие еще 7 дошкольных учреждений, проектная документация уже готова. Если такие темпы будут сохраняться, то в ближайшие годы проблема очередей в детские сады будет решена.
Совместно с губернатором Нижегородской области мы наметили, что в каждом районе Нижнего Новгорода должно быть построено по два физкультурно-оздоровительных комплекса. Уже действует ФОК в Ленинском районе, в 2012 году открыты ФОКи в Канавинском и Автозаводском районах. В планах 2013 года - ФОКи в Приокском и Московском районах.
Большие спортивные залы построены при школах N 30 и N 186. Они станут внутрирайонными центрами спортивной жизни, будут работать не только на школу, но и на жителей всего микрорайона. Этот проект будет развиваться. Выделен земельный участок для строительства подобного зала при школе N 122.
Социальный эффект от появления спортивных объектов огромный. Задача, которую ставят и решают городские власти, - каждый горожанин, если у него есть желание, должен иметь возможность заниматься любым видом спорта.
В излюбленном месте отдыха нижегородцев - на Щелковском хуторе - планируется построить муниципальный физкультурно-оздоровительный центр для занятий зимними и летними видами спорта. Строительство будет вестись в два этапа на земельном участке площадью более 11 тыс. кв. метров, общий объем инвестиций составит 200 млн. рублей.
8. Новые производства и рабочие места
Вновь готов повторить утверждение экономистов: "Создайте рабочие места - и бюджет позаботиться о себе сам". Утверждение это более чем актуально для муниципалитета, бюджет которого формируется за счет налоговых поступлений, а подоходный налог - просто "наше всё". Каждый, кто создает в городе хотя бы одно рабочее место, достоин похвалы и уважения. Негативный европейский опыт должен нас многому научить: благополучная Европа здорово обожглась на выводе производств в Китай, Индию в поисках дешевой рабочей силы. И что в итоге? В Европе остались либо банкиры, либо официанты. А когда грянул кризис, то выяснилось, что людям работать просто негде. Нам таких ошибок ни в коем случае совершать нельзя. У нас уже стоял автозавод, другие крупные производства, что привело к безработице, резкому снижению уровня жизни населения, социальному неблагополучию. Поэтому еще раз хотел бы подчеркнуть, что самое важное направление развития для Нижнего Новгорода - это развитие промышленного потенциала и создание новых рабочих мест. И Нижний Новгород показывает отличные результаты в решении этих стратегических задач.
Итак, в 2012 году в Нижнем Новгороде открыты несколько крупных промышленных производств. В июле 2012 года состоялся пуск новой линии по выпуску кровельного материала на заводе "Ондулин". Эта компания сломала стереотип о том, что иностранцам тяжело вести бизнес в России. Пуск второй линии завода "Ондулин" - пример того, что инвесторам комфортно работать в Нижнем Новгороде. Отметим, что городские власти помогли компании "Ондулин" в получении земельного участка и согласовании проектной документации. Общий объем инвестиций в проект составил 2 миллиарда рублей, создано 250 рабочих мест, 100 из них - на новом производстве. Мы особенно приветствуем создание новых производств и рабочих мест именно в Автозаводском районе, где традиционно больше всего квалифицированных рабочих кадров и есть площадки под размещение предприятий. В результате строительства второй очереди завод компании "Ондулин" в Нижнем Новгороде стал крупнейшим кровельным производством в Европе.
Автомобилестроение - одна из основных специализаций Нижнего Новгорода, развитию которой городские власти уделяют особое внимание. Для экономики города очень важно, что лидеры мирового автомобилестроения принимают решения работать с нижегородскими компаниями, создавать новые предприятия с высококвалифицированными рабочими местами. Открытие завода FIAT полностью вписывается в стратегию развития Нижнего Новгорода. С открытием нового производственного комплекса по переоборудованию коммерческих автомобилей на базе FIAT Ducato и IVECO Daily Нижний Новгород стал первым городом в России, где будут переоборудовать итальянские автомобили. Мощности нового предприятия позволят выпускать ежемесячно до 400 автомобилей пятнадцати модификаций. Новое производство организовано на базе ООО "СТ Нижегородец". Благодаря этому на предприятии создано дополнительно 180 рабочих мест.
И наконец, запуск производства полного цикла автомобилей Skoda Yeti можно назвать главным событием в экономической жизни Нижнего Новгорода. Проект реализован в рамках партнерства "Группы ГАЗ" и компании Volkswagen Group Rus. Сумма инвестиций в проект составляет 300 миллионов евро. Открытие нового производства принесет новые налоги в городскую казну, поможет в решении инфраструктурных задач, обеспечит 3,5 тысячи новых рабочих мест и стабильный доход для многих семей.
Выпуск Skoda Yeti - это только первый шаг сотрудничества автоконцернов: в 2011 году было подписано соглашение между "Группой ГАЗ" и Volkswagen Group Rus на восемь лет, которое предусматривает контрактную сборку в Нижнем Новгороде автомобилей: Skoda Yeti, VOLKSWAGEN Jetta и Skoda Octavia. Планируется, что общий объем производства составит 110 тысяч автомобилей в год.
Нижний Новгород возвращает себе славу города с мировым именем в области автомобилестроения. Грандиозные планы по созданию автомобильного кластера теперь становятся абсолютно реальными. Я назвал только самые крупные проекты 2012 года.
Открытие новых автомобильных производств в Нижнем Новгороде в сотрудничестве с концернами "Фольксваген" и "Фиат" укрепляет нашу позицию и решение Губернатора, которое мы должны исполнять, - автомобильному кластеру быть на территории Нижнего Новгорода. Сегодня сделан проект планировки территории, идет серьезный анализ сетей, которые необходимы для реализации площадки. Нам нужны рабочие места в отраслях, в которых мы считаем себя наиболее компетентными. Как раз автомобильная промышленность - одна из наших ключевых компетенций, и с этим нельзя спорить.
Напомню об уникальном технопарке "ИТ-парк Анкудиновка", объем инвестиций в который составит миллиарды рублей. Этот проект будет работать не только на Нижегородскую область, но и на несколько близлежащих регионов. Строительство идет на участке площадью 270 тысяч квадратных метров и положит начало реализации планов городских властей по созданию нескольких деловых центров и снижению административной нагрузки на историческую часть Нижнего Новгорода. Сбербанк России является якорным резидентом технопарка "ИТ-парк Анкудиновка". Данный центр не имеет аналогов в России: возводится комплекс, состоящий из нескольких административных зданий с встроенными помещениями общей площадью 45 000 квадратных метров, строятся лабораторные корпуса. В здании центра будут располагаться не только оборудованные по самым современным требованиям рабочие места, но и социальные и спортивные объекты. В результате реализации этого проекта будет создано более 3000 новых рабочих мест для квалифицированных и образованных молодых специалистов.
Город также выделил участок земли на территории троллейбусного депо под строительство нового корпуса опытно-экспериментального производства высокотехнологичного вооружения ОАО ЦНИИ "Буревестник" с объемом инвестиций 800 млн. рублей. Мы сознательно пошли на такое решение. Организация новых производств у нас в приоритете, потому что это позволит создать новые рабочие места в Сормовском и Московском районах.
Также согласован проект строительства новых производственных цехов на территории машиностроительного завода. Это несколько тысяч новых рабочих мест, самое современное оборудование, высокоточное оружейное производство, вложение существенных средств в модернизацию производственных площадей и немалые налоговые поступления в городской бюджет.
9. Исторический и культурный облик города
Одним из самых больших достижений прошедшего года стало благоустройство знаковых мест Нижнего Новгорода. Масштабные проекты комплексного благоустройства Нижневолжской набережной, парка Победы, Рождественской улицы, площади перед Зачатьевской башней, улицы Горького вдохнули новую жизнь в эти исторические места, и никого из нижегородцев не оставили равнодушными к переменам. В Нижегородском государственном музее-заповеднике "Усадьба Рукавишниковых" открылась уникальная экспозиция "Особая кладовая"; увеличено за счет второго этажа экспозиционное пространство в Нижегородском государственном выставочном комплексе, и как результат - организация новых разнообразных художественных выставок.
В 2012 году проведен огромный комплекс работ, включающих дорожное строительство, ремонт фасадов, озеленение, ландшафтный дизайн и архитектурно-художественное оформление. В 2013 году планируется завершить начатые работы по реконструкции Чкаловской лестницы, укреплению склонов, благоустройству Александровского сада. Комплексное благоустройство теперь ожидает еще одну историческую улицу города - Ильинскую.
В рамках заявленной концепции выполнены работы первой очереди благоустройства Рождественской улицы - от Почтового съезда до Широкой улицы: уложено 7,5 тыс. квадратных метров брусчатки, старые люки смотровых колодцев заменены на "плавающие", установлено 27 опор освещения, выполнен капитальный ремонт дороги, отремонтированы фасады домов. На капитальный ремонт и комплексное благоустройство первой очереди улицы Рождественская из городского бюджета было потрачено 40 млн. рублей. Полный проект реконструкции "Рождественской стороны" включает в себя территорию от Благовещенской площади до Зачатьевской башни вместе с Кожевенной улицей.
Свой вклад внесла и Русская Православная Церковь: к 4 ноября Рождественскую улицу украсила церковь иконы Казанской Божьей Матери, также была освящена часовня в Кремле на месте уничтоженного храма, торжественно открыт памятник великим русским подвижникам христианской веры - преподобным Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому у храма в честь Святых Жен-мироносиц.
К сожалению, в городе есть территории, которые продолжают оставаться деградированными. Например, набережная Гребного канала, который должен быть местом досуга горожан, но не в нынешнем виде. Вдвойне обидно, когда на фоне уникального памятника православной архитектуры - Печерского монастыря - жгут костры и жарят шашлыки.
Конечно, эта территория будет меняться. Есть идея продолжения Нижневолжской набережной в сторону Гребного канала до парка Победы. Следующий проект - "Город мастеров" у подножья Печерского монастыря "Город мастеров" - это уникальное место, где умельцы, просто талантливые люди смогут демонстрировать изделия народных промыслов.
Подробнее о парке Победы: было стыдно смотреть на то, что мы называли парком Победы. Сейчас мы делаем все, чтобы оправдать это название. Территорию парка нужно приводить в порядок, и эта работа уже началась. Также было принято решение создать экспозицию боевой техники и построить музей воинской славы. Первые экспонаты в парке появились прошедшим летом. Часть из них связана непосредственно с нижегородской землей. Знаменитый танк Т-34, пушка ЗИС-3, которую выпускал в годы войны машиностроительный завод, красавица "Катюша" - все это оружие Победы. Нижегородцы внесли огромный вклад в победу, это предмет нашей общей гордости. Только пушек на машиностроительном заводе было выпущено 100 тысяч штук. Каждый третий танк в военные годы сошел с конвейера нижегородских заводов.
Хотелось, чтобы парк Победы стал не только мемориальным комплексом, но и местом отдыха горожан, чтобы люди приезжали сюда просто погулять с детьми. Экспозицию мы постараемся сделать одной из самых богатых в России. По военной технике она должна существенно расшириться в ближайшие годы. Нам предстоит организовать все так, чтобы здесь было удобно, комфортно, красиво, чтобы внешний облик и содержание парка Победы соответствовали тому смыслу, который заложен в самом его названии. В парке воссоздадим укрепительные сооружения, полевую кухню, есть планы собирать семейные архивы военных лет. Вообще место должно быть интересным. Откуда еще мы можем провожать ребят в армию? Откуда еще им начинать свой ратный путь, как не из парка Победы родного любимого города? Напомню и о новой экспозиции в Зачатьевской башне, посвященной тематике ополчения. А празднование Дня Победы уже который год в Нижнем Новгороде не обходится без военного парада на площади Минина и Пожарского. Нам есть чем гордиться.
Все это здоровые и отрадные точки роста для города, который хочет быть интересным, содержательным, комфортным, безопасным для горожан, привлекательным для инвесторов, туристов и гостей города.
<< Глава N 2. Международные контакты и представительская деятельность |
||
Содержание Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 марта 2013 г. N 31 "Об отчете главы города Нижнего Новгорода о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.