В целях эффективного удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранения на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта, в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 57 Устава городского округа город Дзержинск, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года согласно приложению.
2. Информационно-аналитическому управлению (И.Ю. Соловьев) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа И.В. Тихомирова.
Мэр города |
В.Ф. Сопин |
Концепция
развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года
(утв. постановлением администрации города Дзержинска
от 23 мая 2012 г. N 2083)
1. Цель Концепции
Целью городской политики в сфере пассажирских перевозок является гарантированное и эффективное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранение на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта. Как показывает опыт ряда городов России, ликвидация муниципального пассажирского транспорта приводит к ухудшению общей ситуации с транспортным обслуживанием населения, резкому повышению тарифов, сокращению маршрутной сети и другим отрицательным последствиям. Муниципальный транспорт должен присутствовать на рынке пассажирских перевозок в объемах, обеспечивающих "гражданскую" безопасность.
Деятельность администрации города в сфере пассажирского транспорта регламентируется:
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
- приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами";
- приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте";
- нормативными актами органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск, регулирующих отношения в данной сфере.
2. Анализ состояния муниципального пассажирского транспорта
2.1. Характеристика пассажирского транспорта г. Дзержинска
Маршрутная сеть пассажирского транспорта города Дзержинска определена реестром муниципальных маршрутов, который насчитывает 3 трамвайных маршрута; 6 троллейбусных маршрутов; 24 автобусных, из которых 5 обслуживаются в социальном режиме, 16 в режиме маршрутного такси, 3 маршрута в социальном и в режиме маршрутного такси.
Общая протяженность трамвайных маршрутов составляет 74,8 км; троллейбусных 77,7 км, автобусных 512,6 км. Услуги по перевозке пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах оказывает 1 муниципальное предприятие, 7 обществ с ограниченной ответственностью и 3 индивидуальных предпринимателя.
В 2011 году пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах было перевезено 57560,2 тыс. человек, в т.ч. трамваем 11449,4 тыс. чел. (19,9%), троллейбусом 23429,0 тыс. чел. (40,7%), автобусом 22681,8 тыс. чел. (39,4%), из них 4225,4 тыс. чел. (7,3%) муниципальным автотранспортом и 18456,4 тыс. чел. (32,1%) частным.
Пассажиропоток ГЭТ на 66,9% состоит из льготных категории граждан, на муниципальном автотранспорте данный показатель составляет 62,6%.
2.2. Городской электротранспорт
Перевозки городским электротранспортом (трамвай, троллейбус) осуществляет МУП "Экспресс", которое на правах хозяйственного ведения имеет 38 трамваев и 76 троллейбусов. Производственно-техническая база МУП "Экспресс" состоит из трамвайного депо, проектная мощность 100 ед., занимаемая площадь 7,17 га и троллейбусного депо, проектная мощность 100 ед., занимаемая площадь 4,3 га.
Предприятие обслуживает 3 муниципальных трамвайных маршрута, 5 муниципальных и 1 специальный троллейбусный маршрут. Ежедневный выпуск на линию составляет 27 трамваев и 54 троллейбуса. Коэффициент использования трамвайного парка 64%; троллейбусного - 76,9%. Средний возраст трамвайного парка 17 лет, троллейбусного - 12 лет.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 31 трамвай и 36 троллейбусов. При таком возрасте и износе эксплуатация транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание.
Протяженность трамвайных путей составляет 59 км, из которых 20,5 км имеют 100% износ. Длина контактной сети трамвая составляет 59 км, степень износа 31,4 км составляет 100%.
2/3 рельсовых стыков находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеют повышенное электрическое сопротивление, что ведет к потерям электроэнергии в цепи обратного тока, отрицательно влияет на интенсивность стекания тока в землю и способствует разрушению подземных коммуникаций. Протяженность контактной троллейбусной сети составляет 71 км, из которых 43,7 км имеют степень износа 100%.
Основные показатели деятельности горэлектротранспорта за 2010 год и 2011 год (без учета поступления средств по исполнительным листам)
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
||||
трамвай |
троллейбус |
Итого по ГЭТ |
трамвай |
троллейбус |
Итого по ГЭТ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Пробег |
тыс. км |
1740 |
3290 |
5030 |
1748 |
3221 |
4969 |
2. Перевезено пассажиров |
тыс. чел. |
11384 |
23656 |
35040 |
11449 |
23429 |
34878 |
3. Расходы |
тыс. руб. |
121775 |
184861 |
306636 |
203745 |
211708 |
409185 |
4. Доходы |
тыс. руб. |
63354 |
134047 |
197401 |
70640 |
146848 |
217398 |
5. Субсидии ОБ (расчетная потребность) ГБ (расчетная потребность субсидий) |
тыс. руб. |
|
|
12137 (31233) 12898 (100993) |
|
|
43728 (52687) 24898 (91905) |
6. Финансовый результат |
тыс. руб. |
|
|
- 84200 |
|
|
- 123161 |
2.3. Перевозки муниципальным автобусным транспортом
Перевозки муниципальным автобусным транспортом осуществляет МУП "Экспресс", который на праве хозяйственного ведения имеет 53 автобуса, в т.ч. по маркам:
- ЛиАЗ - 13 ед.
- ПАЗ - 37 ед.
- ГАЗель - 2 ед.
- МАЗ - 2 ед.
Производственно-техническая база муниципального автотранспорта размещена на территории трамвайного депо.
Ежедневный выпуск на линию составляет 42 ед. Коэффициент использования парка 72,8%. Средний возраст автобусного парка 5 лет.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 13 автобусов марки ПАЗ.
Предприятие обслуживает 5 городских (в т.ч. 3 в социальном режиме) маршрутов общей протяженностью 68 км, 9 пригородных (в т.ч. 9 в социальном режиме) маршрутов общей протяженностью 282,4 км, 4 междугородных маршрута общей протяженностью 775,4 км.
Основные показатели деятельности муниципального пассажирского автотранспорта за 2010 год и 2011 год
Наименование |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
1. Пробег |
тыс. км |
2992 |
3115 |
2. Перевезено пассажиров |
тыс. чел. |
4672,4 |
4301 |
3. Расходы |
тыс. руб. |
97090 |
105699 |
4. Доходы |
тыс. руб. |
56797 |
61239 |
5. Субсидии ОБ (расчетная потребность субсидий) ГБ |
тыс. руб. |
37118 (40293) - |
37671 (43369) 1091 |
6. Финансовый результат |
тыс. руб. |
- 3175 |
- 5698 |
2.4. Общие выводы
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий функционирования муниципального пассажирского транспорта общего пользования города Дзержинска показывает, что наиболее актуальными направлениями деятельности по обеспечению его устойчивой работы являются:
- обновление муниципального парка пассажирского транспорта общего пользования;
- приведение в надлежащее состояние инфраструктуры ГЭТ;
- реализация адекватной политики по вопросу компенсации выпадающих доходов от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан и работы по регулируемым тарифам;
- повышение эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса;
- развитие маршрутной сети, обслуживаемой муниципальным автотранспортом;
- совершенствование системы диспетчерского управления пассажирским транспортом.
3. Мероприятия по развитию муниципального пассажирского транспорта
3.1. Для сокращения расходной части предприятия необходима замена выработавшего свой ресурс подвижного состава и приведение в надлежащее техническое состояние путевого хозяйства, контактной трамвайной и троллейбусной сети.
Обновление трамвайного и троллейбусного парка предлагается осуществлять по лизинговой схеме.
Вид транспорта |
Количество (ед.) |
Источник финансирования |
Стоимость 1 ед. (т. р.) |
2013 год (первоначальный взнос и лизинговые платежи) (тыс. руб.) |
2014 год (т. р.) |
2015 год (т. р.) |
2016 год (т. р.) |
2017 год (т. р.) |
Итого |
трамвай |
25 |
ГБ |
14000,0 |
112000 |
94500 |
94500 |
94500 |
94500 |
490000 |
троллейбус |
21 |
ГБ |
5500,0 |
36960 |
31185 |
31185 |
31185 |
31185 |
161700 |
Итого: |
148960 |
125685 |
125685 |
125685 |
125685 |
651700 |
Справочно:
- удорожание по лизинговой схеме 40% от общей стоимости (трамвай - 490000,0 тыс. руб.; троллейбус - 161700,0 тыс. руб.);
- аванс 10% от общей стоимости (трамвай - 49000,0 тыс. руб., троллейбус - 16170,0 тыс. руб.);
- количество месяцев - 56; оплата равными долями: трамвай 7875,0 тыс. руб. в месяц, троллейбус - 2598-75 в месяц).
В рамках ведомственной целевой программы "Модернизация муниципального пассажирского автотранспорта города Дзержинска на 2012 - 2014 годы" на условиях софинансирования федеральным бюджетом планируется приобретение автобусов.
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Итого |
Количество автобусов (ед.) |
10 |
10 |
10 |
30 |
Сумма средств ГБ (тыс. руб.) |
18300,0 |
19581,0 |
20853,8 |
58734,8 |
Обновление подвижного состава позволит снизить затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт приобретенного подвижного состава на 6471,1 тыс. руб. в расчете на год, увеличить коэффициент использования парка до 85%, что позволит стабилизировать обслуживание маршрутов и привлечь дополнительный пассажиропоток.
Капитальный ремонт инфраструктуры ГЭТ
Наименование объекта |
Количество (км) |
Источник финансирования |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||||||
км |
ст-ть 1 км (т. р.) |
сметная ст-ть (т. р.) |
км |
ст-ть 1 км (т. р.) |
сметная ст-ть (т. р.) |
км |
ст-ть 1 км (т. р.) |
сметная ст-ть (т. р.) |
км |
ст-ть 1 км (т. р.) |
сметная ст-ть (т. р.) |
км |
ст-ть 1 км (т. р.) |
сметная ст-ть (т. р.) |
|||
Трамвайный путь |
20,5 |
ГБ |
4,1 |
16000 |
65600 |
4,1 |
17280 |
70848 |
4,1 |
18662,4 |
76515,84 |
4,1 |
20155,4 |
82637,14 |
4,1 |
21767,83 |
89248,11 |
Контактная сеть трамвая |
31,4 |
ГБ МУП Экспресс |
6,3 |
1000 |
6300 |
6,3 |
1080 |
6804 |
6,3 |
1166 |
7345,8 |
6,3 |
1259,3 |
7933,6 |
6,2 |
1360 |
8432 |
Контактная сеть троллейбуса |
43,7 |
ГБ МУП Экспресс |
8,7 |
1440 |
12528 |
8,7 |
1555,2 |
13530,2 |
8,7 |
1679,6 |
14612,5 |
8,8 |
1814,0 |
15963,2 |
8,8 |
1959,0 |
17239,2 |
Итого |
|
|
|
|
84428 |
|
|
91182,0 |
|
|
98474,14 |
|
|
106533,94 |
|
|
114919,31 |
Планируется выполнение капитального ремонта 20,5 км трамвайных путей на маршруте N 5 от остановки "Калининское кольцо" до остановки "ФКП завод им. Я.М. Свердлова"; 31,4 км контактной сети трамвая с износом провода более 25% от первоначального сечения и 43,7 км контактной сети троллейбуса с износом провода более 12% от первоначального сечения.
Приведение в надлежащее состояние инфраструктуры ГЭТ позволит сократить затраты на содержание на 4,0 млн. руб. в год, простои и сходы подвижного состава с маршрутов, повысить комфортность и безопасность поездок, повысить привлекательность и конкурентоспособность горэлектротранспорта.
3.2. Предоставление льготного проезда на транспорте по проездным билетам осуществляется согласно:
- постановлению Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" (с изменениями и дополнениями);
- Закону Нижегородской области от 30.12.2005 г. N 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий в целях реализации их права на образование".
Порядок расчета выпадающих доходов определен постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым по каждому льготному проездному билету подлежит компенсации только 33 поездки, при этом реальные поездки пассажиров по данным билетам не ограничиваются.
Существующая практика показывает, что сумма компенсационных выплат не соответствует потерям транспортных предприятий от обслуживания льготных категорий пассажиров.
Кроме того, необходимо выделение субсидий из городского бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в полном объеме, согласно действующим нормативно-правовым актам.
Решение вопроса полной компенсации выпадающих доходов позволит предприятию самостоятельно решать вопросы обновления подвижного состава, содержания инфраструктуры ГЭТ, развития материально-технической базы муниципального предприятия.
3.3. В целях повышения эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса предлагается внедрение электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на основе бесконтактных смарт-карт. СЭКОП обеспечивает получение оперативных данных о реальном пассажиропотоке на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, дает возможность реформировать маршрутную сеть в интересах населения, изменять маршруты и графики движения, объективно анализировать удельный вес различных групп населения в структуре пассажиропотоков. На этой основе будут уточняться параметры качества транспортного обслуживания населения. Использование СЭКОП позволит осуществлять объективный мониторинг транспортной подвижности льготных категорий граждан и обосновать в дальнейшем соответствующие решения по компенсации фактических, а не установленных нормативно-правовыми актами числа поездок.
3.4. В целях развития маршрутной сети, обслуживаемой муниципальным автотранспортом, предлагается организация новых маршрутов пассажирского транспорта, разработанных по итогам анализа поступающих обращений от населения, организаций и предприятий.
3.5. В настоящее время актуальными являются следующие направления совершенствования диспетчерского управления наземным пассажирским транспортом города Дзержинска:
- совершенствование технологического процесса диспетчерского управления транспортным процессом и взаимодействия с диспетчерским службами перевозчиков;
- увязка в единую корпоративную информационно-вычислительную сеть ЦДС с диспетчерскими службами перевозчиков;
- техническое развитие системы централизованного диспетчерского управления пассажирским транспортом общего пользования г. Дзержинска (программного обеспечения, оборудования). Расширение круга задач, решаемых системой диспетчерского управления, в части обеспечения безопасности транспортного процесса и качества пассажирских перевозок (видеонаблюдение в подвижном составе, тревожные кнопки для пассажиров, автоинформаторы, информационные услуги для пассажиров и пр.)
Оборудование подвижного состава всех перевозчиков, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, навигационными системами с выводом информации на ЦДС (данное требование будет предусмотрено условиями конкурсной документации), позволит организовать контроль за обслуживанием всей муниципальной маршрутной сети, соблюдением условий заключенных договоров, что положительно скажется на качестве предоставляемых транспортных услуг населению и безопасности дорожного движения.
В целях повышения безопасности пассажирских перевозок в салонах подвижного состава планируется установка видеорегистраторов, что позволит усилить контроль за соблюдением Правил перевозки пассажиров, работой кондукторов, выполнением правил дорожного движения и посадки-высадки пассажиров водительским составом, а также объективно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе оказания транспортных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Работа в обозначенных Концепцией направлениях позволит:
- сократить убытки предприятия;
- модернизировать муниципальный пассажирский парк и производственно-техническую базу;
- стабилизировать работу муниципального пассажирского транспорта;
- повысить эффективность использования муниципального имущества;
- создать условия для развития муниципальной маршрутной сети;
- повысить качество транспортных услуг, безопасность перевозки пассажиров и дорожного движения;
- снизить отрицательное влияние транспорта общего пользования на окружающую среду.
Начальник управления транспорта и связи |
В.М. Кудряшов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 23 мая 2012 г. N 2083 "Об утверждении Концепции развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года"
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 1 июня 2012 г. N 21
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 8 октября 2013 г. N 4077 настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 17 мая 2013 г. N 1771
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11 марта 2013 г. N 830
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления