Постановление Правительства Нижегородской области от 24 июня 2013 г. N 404
"О внесении изменений в областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года N 662"
Постановлением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2015 г. N 183 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года N 662.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Изменения,
которые вносятся в областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года N 662
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июня 2013 г. N 404)
1. Паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"1. Паспорт Программы
2. В тексте Программы:
2.1. Раздел 2.1 "Содержание проблемы" изложить в следующей редакции:
"2.1. Содержание проблемы
К настоящему времени на территории Нижегородской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, инфекционные болезни, ВИЧ-инфекция), а также ростом показателей смертности и инвалидизации населения от внешних причин, от последствий ДТП и сердечно-сосудистых заболеваний.
Эпидемическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной.
Территориальный показатель заболеваемости туберкулезом населения Нижегородской области (78,2 случая на 100 тысяч населения) в 2 раза выше по сравнению с уровнем 1991 года (35,0).
Одним из факторов распространения туберкулезной инфекции среди населения является пополнение резервуара туберкулезной инфекции за счет неэффективно пролеченных больных, у которых развиваются хронические формы туберкулеза. Эффективность лечения впервые выявленных больных туберкулезом недостаточна и составляет по критерию прекращения бактериовыделения 77% (контрольный уровень - 85%). Для повышения эффективности лечения больных необходимо обеспечение достаточным количеством и полным набором противотуберкулезных препаратов, а также создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам, в стационарах противотуберкулезных учреждений.
Негативную роль в развитие эпидемического процесса вносит распространение лекарственно-устойчивых форм возбудителя туберкулеза вследствие его приспособления к воздействию противотуберкулезных препаратов. Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза в 2009 году составила 18,1%, что в 1,8 раза выше, чем в среднем по России. Одним из условий эффективного лечения данной категории больных является возможно более раннее выявление возбудителя туберкулеза и определение его лекарственной чувствительности к противотуберкулезным препаратам. С этой целью необходима организация качественного бактериологического обследования больных туберкулезом. Процент бактериологического подтверждения диагноза туберкулеза органов дыхания недостаточен и составляет 50,8%.
Одной из причин эпидемического неблагополучия по туберкулезу является высокий уровень заболеваемости в очагах инфекции, который в Нижегородской области в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 20,5%: с 897,5 до 1081,1 случая на 100 тысяч контактных лиц, несмотря на проведение противоэпидемических мероприятий. Ежегодно регистрируются случаи заболевания туберкулезом среди лиц, контактирующих с больными закрытыми формами туберкулеза без бактериовыделения, что также свидетельствует о недостаточном качестве бактериологической диагностики туберкулеза.
Остается высоким уровень заболеваемости туберкулезом сотрудников противотуберкулезных учреждений - 128,8 на 100 тысяч, что в 2,1 раза выше заболеваемости постоянно проживающего населения. Для снижения заболеваемости работников противотуберкулезных учреждений необходимо улучшение материально-технической базы учреждений и внедрение в работу мер инфекционного контроля.
Проблема борьбы с инфекционными заболеваниями является одной из самых актуальных как в Российской Федерации в целом, так и на территории Нижегородской области. Ежегодно в Нижегородской области регистрировалось от восьмисот тысяч до полутора миллионов случаев инфекционных заболеваний.
48 территорий Нижегородской области являются эндемичными по клещевому энцефалиту, туляремии. На 17 территориях Нижегородской области имеются сибиреязвенные скотомогильники, являющиеся потенциально опасными для населения, что требует проведения ежегодной иммунизации декретированных групп населения от данных инфекций.
В Нижегородской области ухудшается эпизоотическая ситуация по бешенству. Ежегодно увеличивается количество случаев бешенства среди животных: 2008 год - 27 случаев, 2009 год - 167 случаев. В 2009 году возросло до 36 число районов Нижегородской области, в которых зарегистрированы случаи заболевания.
Наличие эпизоотии среди диких животных ведет к вовлечению в эпизоотический процесс домашних животных, доля которых в разные годы колеблется от 12 до 50 процентов.
В 2009 году зарегистрировано 2 случая заболевания гидрофобией среди людей.
Ежегодно увеличивается количество лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения (2007 год - 8000 человек, 2008 год - 9497 человек, 2009 год - 10618 человек), получивших укусы животными, в том числе 210 человек, получивших укусы дикими животными, требующих проведения лечебно-профилактических мероприятий, в том числе введение антирабической вакцины и антирабического иммуноглобулина.
На территории Нижегородской области ухудшается эпидемиологическая ситуация по клещевому энцефалиту. В 2009 году отмечен рост заболеваемости клещевым энцефалитом в 2,7 раза и болезнью Лайма в 2 раза. Расширился ареал распространения иксодовых клещей с 28 до 48 районов Нижегородской области. Что требует проведения профилактических мероприятий в части проведения иммунизации групп риска и оказания комплекса лечебно-профилактических мероприятий лицам, обратившимся за медицинской помощью по факту присасывания клещей.
При сохранении высокого уровня охвата детей профилактическими прививками (95%) продолжают иметь место случаи заболевания дифтерией (2008 год - 1 случай, 2009 год - 1 случай), что требует системного контроля за показателями прививочной работы, анализа показателей привитости, контроля за своевременностью планирования на прививки, используя программный комплекс управления иммунизацией по планированию и учету профилактических прививок.
На территории Нижегородской области ежегодно регистрируются эпидемические подъемы заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, энтеровирусными инфекциями, ротавирусной инфекцией, а также вспышечная заболеваемость.
В целях своевременного принятия адекватных управленческих решений для принятия мер по предупреждению распространения, локализации ситуации, готовности госпитальной базы для оказания лечебно-диагностических мероприятий заболевшим требуется проведение оперативного мониторинга ситуации, в том числе по оперативному учету инфекционной заболеваемости и обмену информацией. Используя автоматизированный программный комплекс учета инфекционной заболеваемости, возможно оперативно проводить комплекс профилактических мероприятий, в том числе иммунизацию населения по эпидемическим показаниям.
До 1996 года в Нижегородской области регистрировались единичные случаи ВИЧ-инфекции. Ситуация резко изменилась во второй половине 1996 года, когда начался эпидемический подъем этого заболевания среди лиц, практикующих внутривенное введение наркотиков. Таким образом, вирус иммунодефицита человека попал в среду наркопотребителей и ситуация практически вышла из-под контроля. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции/СПИДу в Нижегородской области отражает те же тенденции, которые имеют место в России. Расширилась география эпидемии за счет увеличения числа районов Нижегородской области, где регистрируются случаи ВИЧ-инфекции; во всех районах областного центра и Нижегородской области зарегистрирована ВИЧ-инфекция.
За весь период регистрации в Нижегородской области на 1 января 2010 года выявлено 7290 больных, из них 4901 мужчина, 2389 женщин. Заболеваемость - 25,3 на 100 тысяч населения, распространенность - 191,0. Таким образом, по сравнению с 2004 - 2006 годами, когда заболеваемость стабилизировалась на уровне 12,4 - 12,7 на 100000 населения, отмечается ухудшение эпидемической ситуации. Показатель заболеваемости начиная с 2007 года увеличивается ежегодно в 1,2 раза, в тоже время он почти в 1,5 раза ниже, чем по России, и в 1,9 раз ниже, чем в Приволжском федеральном округе.
80% ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди от 15 до 29 лет, то есть лица, находящиеся в трудоспособном и репродуктивном возрасте. Однако с 2006 года отмечается тенденция увеличения доли лиц в возрасте старше 36 лет (в 1996 году - 2,5%, в 2009 году - 17,0%).
Продолжается постепенное снижение числа инфицированных при внутривенном употреблении наркотических препаратов и рост доли инфицированных половым путем. Увеличивается доля инфицированных женщин. Соответственно возрастает число ВИЧ-инфицированных беременных. В 2000 году на 1000 обследованных беременных выявлено 0,05 случая, в 2009 - 0,6 (рост в 12 раз). Ежегодно увеличивается число родов у ВИЧ-позитивных женщин. Всего рождено 763 ребенка, из них 127 в 2009 году. Количество детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, по прогнозу на 2012 год составит 150 человек. С целью профилактики развития заболеваний у данного контингента детей необходимо исключить грудное вскармливание и осуществлять кормление детей с первых дней жизни только адаптированными молочными смесями. В целях своевременного принятия адекватных управленческих решений для принятия мер по предупреждению распространения, локализации ситуации по распространению ВИЧ-инфекции, а также для оказания лечебно-диагностических мероприятий ВИЧ-инфицированным беременным требуется проведение оперативного мониторинга ситуации, в том числе по оперативному учету инфекционной заболеваемости и обмену информации. Используя автоматизированный программный комплекс мониторинга состояния беременных, возможно оперативно проводить комплекс профилактических мероприятий, в том числе своевременно направлять беременных на оказание специализированной медицинской помощи, что позволит снизить риски перинатальных потерь.
Такое изменение структуры ВИЧ-инфицированных по путям заражения, полу, возрасту свидетельствует о неблагоприятном прогнозе эпидемии ВИЧ - возрастает угроза перехода эпидемии в генерализованную стадию и роста числа ВИЧ-инфицированных детей.
Таким образом, возникла новая и в высшей степени тревожная фаза эпидемического процесса, требующая не только активизации, но и значительного совершенствования всей системы профилактических и медицинских мероприятий.
В то же время система профилактики и оказания медицинской помощи недостаточна, чтобы противостоять эпидемии и улучшить качество жизни ВИЧ-инфицированных.
По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химических, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности сопряженных с угрозой террористических актов.
В ряду ЧС значительную часть составляют пострадавшие при ДТП. В 2008 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6027 ДТП, в которых 786 человек погибло и 7381 было ранено. В 2009 году в результате ДТП пострадало 7707 человек, из которых 767 погибло, в том числе 70 человек при оказании медицинской помощи.
Показатель смертности от ДТП в 2008 году в Нижегородской области составил 23,4 (по России - 16,8). Наиболее тяжелые травмы (сочетанные шокогенные или политравмы), которые сопровождаются высокими показателями смертности и инвалидизацией пострадавших, чаще всего возникают вследствие ДТП. Летальность при таких травмах составляет 39-85% (в среднем - 50%), а инвалидизация - 33% от числа выживших пострадавших. Несвоевременное оказание первой помощи и скорой медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, запоздалое оповещение и прибытие к месту ДТП спасателей и медицинских бригад, некачественное оказание помощи медицинскими работниками являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, показатель инвалидности в результате ДТП выше в 6 раз, а пострадавшие в результате ДТП нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Для спасения жизни пострадавших очень важен временной фактор. Один час задержки оказания первой помощи уносит жизнь до 30% тех, кто мог бы выжить после ДТП, через 6 часов после аварии погибают 90%.
Улучшение показателей медицинских последствий ЧС, в том числе и в результате ДТП, возможно только на основе создания и дальнейшего совершенствования единой системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим на основе максимального сокращения сроков прибытия медицинских формирований в зону ЧС, сокращения сроков доставки пострадавших в медицинские учреждения, в том числе специализированные, повышения качества оказания первой помощи.
В условиях массового поступления пострадавших в случае возникновения ЧС необходимо проведение комплексных мероприятий по координации действий сил и средств службы медицины катастроф, а также взаимодействия с другими ведомствами, задействованными в ликвидации ЧС, и привлечение специалистов отряда специализированной медицинской помощи постоянной готовности государственного казенного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф" (далее - ГКУЗ НО "НТЦМК") к работе в зоне ЧС. С целью оптимизации работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области необходимо приобретение штабного специализированного автотранспорта и создание телемедицинской системы оперативного реагирования, что позволит поднять систему управления медицинским обеспечением в ЧС на качественно новый уровень.
Для эффективного функционирования отряда необходимо оснащение полевого многопрофильного госпиталя современным медицинским оборудованием и медико-санитарным имуществом, а также передвижной лабораторией. Это позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи и сократит сроки ее оказания, что в большинстве случаев позволит спасти жизнь и здоровье пострадавших.
С целью улучшения оперативности прибытия медицинских формирований в зону ЧС (на места ДТП), сокращения сроков доставки в зону ЧС медицинского имущества резерва для работы специалистов необходимо совершенствование системы складирования, для чего требуется внедрение логистических программ и оснащение склада областного резерва медикаментов.
К ведущим причинам роста дорожно-транспортных травм со смертельным исходом относятся несовершенство организации неотложной медицинской помощи и отсутствие у населения навыков оказания первой помощи пострадавшим. Об этом свидетельствует структура смертельных исходов: в 2009 г. в 68% случаев смерть наступает на месте происшествия до прибытия медицинских формирований, в 32% - при оказании медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
С 2010 года в Нижегородской области начали функционировать травматологические центры трех уровней: 2 травмоцентра I уровня (региональных), 3 травмоцентра II уровня (межрайонных), 3 травмоцентра III уровня (районных) с закреплением зон ответственности по федеральной автодороге М-7 "Волга", проходящей по территории Нижегородской области, с таким расчетом, чтобы пострадавшие c тяжелыми травмами могли быть доставлены в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы.
С 14 января 2013 года в Нижегородской области функционируют 3 травмоцентра I уровня и 9 травмоцентров II уровня, что позволило расширить охват сетью травмоцентров I и II уровня территории Нижегородской области.
С целью обеспечения нормативных сроков оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, уменьшения времени транспортировки в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы (правило "золотого часа"), с учетом демографических факторов (большая протяженность и низкая плотность населения в отдельных районах Нижегородской области), загруженности трасс и распределения транспортных потоков в Нижегородской области в 2013 году планируется создание 3 травматологических центров второго уровня:
- на базе ГБУЗ НО "Балахнинская центральная районная больница" (далее - "Балахнинская ЦРБ") с зоной ответственности, включающей Балахнинский район (в пределах административной границы);
- на базе ГБУЗ НО "Выксунская центральная районная больница" (далее - "Выксунская ЦРБ") с зоной ответственности, включающей Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Навашинский районы (в пределах их административных границ);
- на базе ГБУЗ НО "Сергачская центральная районная больница" (далее - "Сергачская ЦРБ") с зоной ответственности, включающей Гагинский, Краснооктябрьский, Пильнинский, Сергачский, Сеченовский районы (в пределах их административных границ), что позволит охватить сетью травмоцентров I и II уровня все автодороги Нижегородской области с обеспечением нормативных сроков доставки пострадавших при ДТП в травмоцентры I и II уровней.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач приведет к снижению общей смертности и госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.
В целях профилактики грозных осложнений дорожно-транспортного травматизма необходимо повысить специальные знания и навыки оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах медицинских специалистов скорой медицинской помощи, а также обучить приемам оказания первой помощи всех участников дорожного движения.
Для этого необходимо дальнейшее оснащение имитационным и обучающим оборудованием учебного центра учебно-тренировочного отдела ГКУЗ НО "НТЦМК" с целью повышения эффективности подготовки специалистов скорой медицинской помощи, других служб экстренного реагирования, различных контингентов населения для оказания первой помощи и других видов медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач окажет значительное влияние на снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.".
2.2. Раздел 2.3 "Сроки и этапы реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2011 - 2013 годах.
Программа выполняется в один этап.
В рамках Программы предусматривается осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при социально значимых заболеваниях на протяжении всего срока реализации Программы.
Программа включает в себя подпрограммы "Туберкулез" (приложение 1), "Вакцинопрофилактика" (приложение 2), "Неотложные меры по предупреждению распространения в Нижегородской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (приложение 3), "Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины катастроф Нижегородской области"
(приложение 4).".
2.3. Таблицу 1 "Объемы и источники финансирования Программы" раздела 2.6 "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в следующей редакции:
"Таблица 1
Объемы и источники финансирования Программы
Наименование государственного заказчика |
Источник финансирования |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Всего за период реализации Программы |
||
министерство здравоохранения Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
58 240,0 |
98 726,8 |
799918,94 |
956885,74 |
Областной бюджет, в т.ч. |
58 240,0 |
66 430,5 |
299427,84 |
424098,34 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
58 240,0 |
66 430,5 |
299427,84 |
424098,34 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч. |
|
32 296,3 |
500491,1 |
532787,4 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
32 296,3 |
500491,1 |
532787,4 |
2.4. В разделе 2.7 "Индикаторы достижения цели Программы":
таблицу 2 "Индикаторы достижения цели Программы" изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Индикаторы достижения цели Программы
Наименование индикаторов достижения цели Программы |
Единицы измерения индикаторов достижения цели Программы |
Значения индикаторов достижения цели Программы |
||
На момент разработки Программы |
По окончании реализации Программы |
Без программного вмешательства (после срока реализации Программы) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Смертность от туберкулеза |
Случаи на 100 тысяч населения |
15,9 |
9,4 |
11,0 |
2. Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез |
% |
58,2 |
70,0 |
60,0 |
3. Процент бактериологического подтверждения деструктивных форм впервые выявленного туберкулеза |
% |
99,0 |
106,0 |
86,0 |
4. Поддержание на низких цифрах показателя заболеваемости природно-очаговыми заболеваниями среди профессиональных групп населения |
Число случаев природно-очаговых заболеваний на 1000 человек профессиональных групп |
0,4 |
0,16 |
1,2 |
5. Повышение эффективности выявления туберкулеза |
% охвата туберкулино-диагностикой# детского и подросткового населения |
96,0 |
99,9 |
10 |
6. Поддержание на высоком уровне охвата профилактическими прививками профессиональных групп населения |
% охвата профилактическими прививками профессиональных групп населения |
98% |
99,5% |
10% |
7. Обследование населения на ВИЧ-инфекцию |
количество человек |
165 616 |
88 000 |
95 000 |
8. Обследование больных ВИЧ-инфекцией для обоснования назначения антиретровирусной терапии и оценки эффективности лечения |
количество человек |
5840 |
800 |
1200 |
9. Лечение больных ВИЧ-инфекцией |
количество человек |
12 |
22 |
0 |
10. Повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших |
% готовности службы медицины катастроф |
70 |
85 |
70 |
11. Сокращение времени доставки резерва в зону ЧС |
Время доставки в часах |
6 |
4 |
6 |
12. Снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области |
показатель смертности при ДТП (число погибших на 100 тыс. населения) |
12,2 |
11,9 |
12.2 |
13. Снижение тяжести последствий ДТП |
коэффициент тяжести последствий ДТП |
9,7% |
9,6% |
9,7% |
14. Снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней |
% госпитальной летальности |
8,2% |
7,9% |
8,2% |
таблицу 3 "Промежуточные значения индикаторов цели Программы" изложить в следующей редакции:
"Таблица 3
Промежуточные значения индикаторов цели Программы
Наименование индикаторов цели Программы |
Единицы измерения индикаторов достижения цели Программы |
Значения индикаторов цели Программы |
||
1 год реализации Программы |
2 год реализации Программы |
3 год реализации Программы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Смертность от туберкулеза |
Случаи на 100 тысяч населения |
10,7 |
10,1 |
9,4 |
2. Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез |
% |
62,0 |
65,0 |
70,0 |
3. Процент бактериологического подтверждения деструктивных форм впервые выявленного туберкулеза |
% |
101,0 |
103,0 |
106,0 |
4. Поддержание на низких цифрах показателя заболеваемости природно- очаговыми заболеваниями среди профессиональных групп населения |
число случаев заболевания на 100 тысяч населения |
0,32 |
0,25 |
0,16 |
5. Поддержание на высоком уровне охвата профилактическими прививками профессиональных групп населения |
% охвата профилактическими прививками декретированных контингентов |
99% |
99,2% |
99,5% |
6. Обследование населения на ВИЧ-инфекцию |
количество человек |
165 616 |
88 000 |
95 000 |
7. Обследование больных ВИЧ-инфекцией для обоснования назначения антиретровирусной терапии и оценки эффективности лечения |
количество человек |
5 840 |
800 |
1200 |
8. Лечение больных ВИЧ-инфекцией |
количество человек |
0 |
16 |
22 |
9. Повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших |
% готовности службы медицины катастроф |
80 |
80 |
85 |
10. Сокращение времени доставки резерва в зону ЧС |
Время доставки в часах |
5 |
5 |
4 |
11. Снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области |
показатель смертности при ДТП (число погибших на 100 тыс. населения) |
- |
- |
11,9 |
12. Снижение тяжести последствий ДТП |
коэффициент тяжести последствий ДТП |
- |
- |
9,6% |
13. Снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней |
% госпитальной летальности |
- |
- |
7,9% |
3. Приложение "Система программных мероприятий" к Программе изложить в следующей редакции:
"Приложение
к областной целевой программе "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера
в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы
Система программных мероприятий
4. Приложение 4 к Программе изложить в следующей редакции:
"Приложение 4
к областной целевой программе
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера в Нижегородской области"
на 2011 - 2013 годы
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины катастроф Нижегородской области"
1. Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
"Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины катастроф Нижегородской области" |
||||
Основания для разработки Подпрограммы |
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"; - постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)"; - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2000 года N 380 "Об утверждении Положения о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2541-р |
||||
Государственный заказчик Подпрограммы |
министерство здравоохранения Нижегородской области |
||||
Основной разработчик Подпрограммы |
министерство здравоохранения Нижегородской области |
||||
Основная цель Подпрограммы |
снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области |
||||
Основные задачи Подпрограммы |
- создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий; - продолжение развертывания системы травмоцентров на федеральных и региональных автомобильных дорогах, проходящих по территории Нижегородской области, ремонт, оснащение их медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом; - подготовка квалифицированных медицинских работников для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП; - повышение уровня готовности службы медицины катастроф Нижегородской области к действиям при ЧС и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на основе улучшения материально-технической базы ГКУЗ НО "НТЦМК" и совершенствования профессиональной подготовки его сотрудников; - обучение населения приемам оказания первой помощи, а также повышение качества подготовки медицинских кадров и эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим в ДТП; - развитие материально-технической базы службы медицины катастроф Нижегородской области |
||||
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2011 - 2013 годы Подпрограмма реализуется в один этап |
||||
Исполнитель основных мероприятий Подпрограммы |
министерство здравоохранения Нижегородской области, государственные бюджетные и казенные учреждения здравоохранения Нижегородской области (по согласованию) |
||||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (тыс. руб.) | |||||
Наименование государственного заказчика |
Источник финансирования |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Всего за период реализации Подпрограммы |
||
министерство здравоохранения Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
12 785,63 |
|
496816,5 |
509602,13 |
Областной бюджет, в т.ч. |
12 785,63 |
|
209804,4 |
222590,03 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
12 785,63 |
|
209804,4 |
222590,03 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч |
|
|
287012,1 |
287012,1 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
287012,1 |
287012,1 |
|
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области |
||||
Индикаторы достижения цели Подпрограммы |
- повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших на 20%; - сокращение времени доставки резерва в зону ЧС с 6 до 3 часов; - снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области с 12,2 до 11,9 на 100 тыс. населения; - снижение тяжести последствий ДТП с 9,7 погибших на 100 пострадавших до 9,6 погибших на 100 пострадавших; - снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней с 8,2% до 7,9 %. |
2. Текст Подпрограммы
2.1. Содержание проблемы
По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности, сопряженных с угрозой террористических актов.
В ряду ЧС значительную часть составляют пострадавшие при ДТП. В 2008 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6027 ДТП, в которых 786 человек погибло и 7381 было ранено. В 2009 году в результате ДТП пострадало 7707 человек, из которых 767 погибло, в том числе 70 человек при оказании медицинской помощи.
Показатель смертности от ДТП в 2008 году в Нижегородской области составил 23,4 (по России - 16,8). Наиболее тяжелые травмы (сочетанные шокогенные или политравмы), которые сопровождаются высокими показателями смертности и инвалидизацией пострадавших, чаще всего возникают вследствие ДТП. Летальность при таких травмах составляет 39-85% (в среднем - 50%), а инвалидизация - 33% от числа выживших пострадавших. Несвоевременное оказание первой помощи и скорой медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, запоздалое оповещение и прибытие к месту ДТП спасателей и медицинских бригад, некачественное оказание помощи медицинскими работниками являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, показатель инвалидности в результате ДТП выше в 6 раз, а пострадавшие в результате ДТП нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Для спасения жизни пострадавших очень важен временной фактор. Один час задержки оказания первой помощи уносит жизнь до 30% тех, кто мог бы выжить после ДТП, через 6 часов после аварии погибают 90%.
Улучшение показателей медицинских последствий ЧС, в том числе и в результате ДТП, возможно только на основе создания и дальнейшего совершенствования единой системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим на основе максимального сокращения сроков прибытия медицинских формирований в зону ЧС, сокращения сроков доставки пострадавших в медицинские учреждения, в том числе специализированные, повышения качества оказания первой помощи.
С 2010 года в Нижегородской области начали функционировать травматологические центры трех уровней: 2 травмоцентра I уровня (региональных), 3 травмоцентра II уровня (межрайонных), 3 травмоцентра III уровня (районных) с закреплением зон ответственности по федеральной автодороге М-7 "Волга", проходящей по территории Нижегородской области, с таким расчетом, чтобы пострадавшие c тяжелыми травмами могли быть доставлены в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы.
С 14 января 2013 года в Нижегородской области функционируют 3 травмоцентра I уровня и 9 травмоцентров II уровня, что позволило расширить охват сетью травмоцентров I и II уровня территории Нижегородской области.
С целью обеспечения нормативных сроков оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, уменьшения времени транспортировки в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы (правило "золотого часа"), с учетом демографических факторов (большая протяженность и низкая плотность населения в отдельных районах Нижегородской области), загруженности трасс и распределения транспортных потоков в Нижегородской области в 2013 году планируется создание 3 травматологических центров второго уровня:
- на базе ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Балахнинский район (в пределах административной границы);
- на базе ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Навашинский районы (в пределах их административных границ);
- на базе ГБУЗ НО "Сергачская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Гагинский, Краснооктябрьский, Пильнинский, Сергачский, Сеченовский районы (в пределах их административных границ), что позволит охватить сетью травмоцентров I и II уровня все автодороги Нижегородской области с обеспечением нормативных сроков доставки пострадавших при ДТП в травмоцентры I и II уровней.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач приведет к снижению общей смертности и госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.
В условиях массового поступления пострадавших в случае возникновения ЧС необходимо проведение комплексных мероприятий по координации действий сил и средств службы медицины катастроф, а также взаимодействия с другими ведомствами, задействованными в ликвидации ЧС, и привлечение специалистов отряда специализированной медицинской помощи постоянной готовности ГКУЗ НО "НТЦМК" к работе в зоне ЧС. С целью оптимизации работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области необходимо приобретение штабного специализированного автотранспорта и создание телемедицинской системы оперативного реагирования, что позволит поднять систему управления медицинским обеспечением в ЧС на качественно новый уровень.
Для эффективного функционирования отряда необходимо оснащение полевого многопрофильного госпиталя современным медицинским оборудованием и медико-санитарным имуществом. Это позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи и сократит сроки ее оказания, что в большинстве случаев позволит спасти жизнь и здоровье пострадавших.
С целью улучшения оперативности прибытия медицинских формирований в зону ЧС (на места ДТП), сокращения сроков доставки в зону ЧС медицинского имущества резерва для работы специалистов необходимо совершенствование системы складирования, для чего требуется внедрение логистических программ и техническое оснащение склада областного резерва медикаментов.
К ведущим причинам роста дорожно-транспортных травм со смертельным исходом относятся несовершенство организации неотложной медицинской помощи и отсутствие у населения навыков оказания первой помощи пострадавшим. Об этом свидетельствует структура смертельных исходов: по данным проведенного исследования М.Н. Грибом в 2009 г. в 68% случаев смерть наступает на месте происшествия до прибытия медицинских формирований, в 32% - при оказании медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
В целях профилактики грозных осложнений дорожно-транспортного травматизма необходимо повысить специальные знания и навыки оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах медицинских специалистов скорой медицинской помощи, а также обучить приемам оказания первой помощи всех участников дорожного движения.
Для этого необходимо дальнейшее оснащение имитационным и обучающим оборудованием учебного центра учебно-тренировочного отдела ГКУЗ НО "НТЦМК" с целью повышения эффективности подготовки специалистов скорой медицинской помощи, других служб экстренного реагирования, различных контингентов населения для оказания первой помощи и других видов медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач окажет значительное влияние на снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.
2.2. Цель и задачи Подпрограммы
Цель: снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области.
Условиями достижения цели Подпрограммы является решение следующих задач:
- создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий;
- продолжение развертывания системы травмоцентров на федеральных и региональных автомобильных дорогах, проходящих по территории Нижегородской области, ремонт, оснащение их медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом;
- подготовка квалифицированных медицинских работников для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
- повышение уровня готовности службы медицины катастроф Нижегородской области к действиям при ЧС и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на основе улучшения материально-технической базы ГКУЗ НО "НТЦМК" и совершенствования профессиональной подготовки его сотрудников;
- обучение населения приемам оказания первой помощи, а также повышение качества подготовки медицинских кадров и эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим в ДТП;
- развитие материально-технической базы службы медицины катастроф Нижегородской области.
2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2011 - 2013 годах.
Подпрограмма выполняется в один этап.
2.4. Управление Подпрограммой и механизм ее реализации
Размещение заказов на поставку оборудования осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Финансирование работ по мероприятиям Подпрограммы осуществляется министерством финансов Нижегородской области на основе государственных контрактов, заключенных в установленном порядке. Финансовые средства доводятся до государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим при возникновении ЧС, в том числе пострадавшим в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области. Заказчиками по данным мероприятиям выступают государственные учреждения здравоохранения Нижегородской области, участвующие в оказании медицинской помощи пострадавшим при возникновении ЧС, в том числе пострадавшим в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области.
2.5. Система мероприятий Подпрограммы
Мероприятия, реализуемые в рамках Подпрограммы, приведены в приложении к настоящей Подпрограмме.
2.6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Объемы и источники финансирования Подпрограммы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования Подпрограммы, тыс. руб.
Наименование государственного заказчика |
Источник финансирования |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Всего за период реализации Подпрограммы |
||
министерство здравоохранения Нижегородской области |
Всего, в т.ч.: |
12 785,63 |
|
496816,5 |
509602,13 |
Областной бюджет, в т.ч. |
12 785,63 |
|
209804,4 |
222590,03 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
12 785,63 |
|
209804,4 |
222590,03 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч. |
|
|
287012,1 |
287012,1 |
|
Капвложения |
|
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
287012,1 |
287012,1 |
Объемы финансирования Подпрограммы могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
2.7. Индикаторы достижения цели Подпрограммы
Индикаторы достижения цели Подпрограммы приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Индикаторы достижения цели Подпрограммы
Наименование индикаторов целей Подпрограммы |
Единицы измерения индикаторов достижения целей Подпрограммы |
Значения индикаторов целей Подпрограммы |
||
На момент разработки Подпрограммы |
По окончании реализации Подпрограммы |
Без программного вмешательства |
||
1. Повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших |
% готовности службы медицины катастроф |
70 |
85 |
70 |
2. Сокращение времени доставки резерва в зону ЧС |
Время доставки в часах |
6 |
4 |
6 |
3. Снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области |
показатель смертности при ДТП (число погибших на 100 тыс. населения) |
12,2 |
11,9 |
12,2 |
4. Снижение тяжести последствий ДТП |
коэффициент тяжести последствий ДТП |
9,7% |
9,6% |
9,7% |
5. Снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней |
% госпитальной летальности |
8,2% |
7,9% |
8,2% |
Таблица 3
Промежуточные значения индикаторов цели Подпрограммы
Наименование индикаторов цели Подпрограммы |
Единицы измерения индикаторов достижения цели Подпрограммы |
Значения индикаторов цели Подпрограммы |
||
1 год реализации Подпрограммы |
2 год реализации Подпрограммы |
3 год реализации Подпрограммы |
||
1. Повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших |
% готовности службы медицины катастроф |
80 |
80 |
85 |
2. Сокращение времени доставки резерва в зону ЧС |
Время доставки в часах |
5 |
5 |
4 |
3. Снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области |
показатель смертности при ДТП (число погибших на 100 тыс. населения) |
- |
- |
11,9 |
4. Снижение тяжести последствий ДТП |
коэффициент тяжести последствий ДТП |
- |
- |
9,6% |
5. Снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней |
% госпитальной летальности |
- |
- |
7,9% |
2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Подпрограммы
В период реализации Подпрограммы планируется:
- оснащение склада областного резерва медикаментов на сумму 500,0 тыс. руб.;
- капитальный ремонт помещений, выделенных для ГКУЗ НО "НТЦМК", на сумму 12785,63 тыс. руб.;
- организация стояночного бокса (ангар) для санитарного автотранспорта ГКУЗ НО "НТЦМК" на сумму 1468,0 тыс. руб.";
- оптимизация работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области - приобретение штабного специализированного автотранспорта - 2 ед. на сумму 4000,0 тыс. руб.;
- оснащение ГКУЗ НО "НТЦМК" системой спутниковой навигации ГЛОНАСС и видеооборудованием для создания системы круглосуточного мониторинга работы автомобилей скорой медицинской помощи на сумму 2500,0 тыс. руб.;
- материально-техническое обеспечение учебного центра по организации обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП ГКУЗ НО "НТЦМК" - организация имитационного полигона на сумму 2000,0 тыс. руб.;
- проведение капитального ремонта в государственных учреждениях здравоохранения, на базе которых имеются травмоцентры I и II уровня - ГБУЗ НО: "Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - "НОКБ им. Н.А. Семашко"), "Городская клиническая больница N 13 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода", "Нижегородская областная детская клиническая больница", "Городская клиническая больница N 39 Канавинского района г. Нижнего Новгорода", "Больница скорой медицинской помощи г. Дзержинска" (далее - "БСМП г. Дзержинска"), "Городская больница скорой медицинской помощи им. М.Ф. Владимирского" (далее - "ГБСМП им. М.Ф. Владимирского"), "Лысковская центральная районная больница" (далее - Лысковская ЦРБ"), "Семеновская центральная районная больница" (далее - "Семеновская ЦРБ"), "Уренская центральная районная больница" (далее - "Уренская ЦРБ"), "Выксунская ЦРБ", "Сергачская ЦРБ" на сумму 21643,2 тыс. руб.;
- оснащение медицинским оборудованием государственных учреждений здравоохранения, на базе которых имеются травмоцентры I и II уровня, на сумму 296341,3 тыс. руб.;
- укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи и повышение уровня готовности скорой медицинской помощи для оказания помощи пострадавшим в ДТП - оснащение государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области реанимобилями класса "С" - 48 ед. на сумму 168000,0 тыс. руб.
2.9. Оценка эффективности реализации Подпрограммы
Общественная эффективность Подпрограммы приведена в таблице 4
Таблица 4
Общественная эффективность Подпрограммы
Расчетные составляющие |
Наименование |
На момент разработки Подпрограммы |
1 год реализации Подпрограммы |
2 год реализации Подпрограммы |
3 год реализации Подпрограммы |
Индикатор цели (А) |
Сокращение времени доставки резерва в зону ЧС (в часах) |
6 |
5 |
4 |
3 |
Показатель непосредственных результатов (В) |
Количество специализированных автомобилей |
0 |
0 |
2 |
3 |
Общественная эффективность (Эо = А / В) |
- |
- |
2 |
1 |
Отрицательная динамика общественной эффективности объясняется тем, что индикатор цели (время доставки резерва в зону ЧС) имеет отрицательную динамику, а показатель непосредственных результатов (количество специализированного автотранспорта) возрастает.
2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Подпрограммы, и мероприятия по их снижению
Внешним фактором, негативно влияющим на реализацию Подпрограммы, может являться финансирование не в полном объеме мероприятий Подпрограммы из средств областного бюджета.
В качестве мероприятий, обеспечивающих снижение негативного влияния указанного фактора на реализацию Подпрограммы, планируется подготовка предложений, направленных на финансирование мероприятий Подпрограммы в полном объеме.
2.11. Система организации контроля за исполнением Подпрограммы
Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Приложение
к подпрограмме "Совершенствование оказания
медицинской помощи пострадавшим в ДТП
и развитие службы медицины катастроф
Нижегородской области"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общий объем финансирования Программы увеличился с 462 037,24 тыс. рублей до 956 885,74 тыс. рублей.
Кроме того, в результате реализации программных мероприятий предполагается снижение общего показателя смертности пострадавших при ДТП в Нижегородской области с 12,2 до 11,9 на 100 тыс. населения, снижение тяжести последствий ДТП с 9,7 погибших на 100 пострадавших до 9,6 погибших на 100 пострадавших, а также снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней с 8,2% до 7,9%, что ранее не предусматривалось.
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 июня 2013 г. N 404 "О внесении изменений в областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года N 662"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 20 августа 2013 г. N 145
Постановлением Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2015 г. N 183 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.