Постановление Правительства Нижегородской области от 2 июля 2013 г. N 440
"О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"
2 октября 2013 г., 23 декабря 2014 г., 26 августа 2015 г., 25 апреля 2016 г.
В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации", Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о системах оповещения населения, утверждённого совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 422/90/376, постановления Совета министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р, в целях обеспечения своевременного оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания и поддержании в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов.
2. Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области":
- проводить анализ текущего состояния мероприятий по созданию (реконструкции) локальных систем оповещения потенциально опасных объектов Нижегородской области;
- готовить предложения по осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на региональном уровне;
- организовать совместно с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области осуществление проверки работоспособности локальных систем оповещения во время проведения комплексных проверок системы оповещения населения Нижегородской области.
3. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области:
- в рамках существующих полномочий проводить мониторинг опасностей, возникающих на объектах экономики, последствия аварий на которых могут создавать угрозу жизни и здоровью людей;
- согласовывать перечень потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, где необходимо создание локальных систем оповещения;
- осуществлять контроль за созданием (реконструкцией) и состоянием готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
- осуществлять методическую помощь в создании (реконструкции) локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:
- провести анализ наличия и текущего состояния созданных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов;
- разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на муниципальном уровне;
- предусматривать при формировании бюджетов на соответствующий год средства на создание (реконструкцию) и поддержание в готовности к применению по предназначению систем оповещения населения, проживающего на территориях возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, не входящего в зону действия локальной системы оповещения;
- вносить предложения о внесении в перечень объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей;
- осуществлять контроль за созданием на объектах, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, локальных систем оповещения;
- контролировать работоспособность локальных систем оповещения при проведении комплексных проверок в составе региональной системы оповещения Нижегородской области;
- вносить предложения по взаимодействию (интеграции) систем оповещения всех уровней;
- обучать население и органы управления действиям по сигналам оповещения;
- представлять ежегодно сведения о наличии и ходе создания локальных систем оповещения в докладах о состоянии гражданской обороны в управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области.
5. Рекомендовать организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты:
- провести анализ наличия и текущего состояния созданных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов;
- разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на муниципальном и региональном уровнях;
- предусмотреть средства на создание (реконструкцию) локальных систем оповещения;
- создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые (локальные) системы оповещения;
- разработать тексты речевых сообщений оповещения;
- организовать их запись на электронные носители информации;
- оперативно и достоверно оповещать сотрудников и население в зоне действия локальной системы оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информировать о приемах и способах защиты от них.
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 11 мая 2006 года N 162 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
постановление Правительства Нижегородской области от 29 августа 2007 года N 304 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 11 мая 2006 года N 162".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 г. N 237 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Р.В. Антонова.
8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Положение
о порядке создания и поддержании в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов
(далее - Положение)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июля 2013 г. N 440)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания и поддержания в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и их использование для оповещения населения, проживающего в районе размещения потенциально опасного объекта, в составе системы оповещения населения Нижегородской области.
2. Термины и определения
2.1. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и определения:
оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и способах защиты в возникшей ситуации;
сигнал оповещения населения - постоянное или циклическое воздействие на органы восприятия человека, предназначенное для осознания оповещаемым возникшей (отменённой) угрозы и её типа;
информирование населения - доведение до населения информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об оценке, прогнозе развития и ходе ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации, мерах обеспечения безопасности и способах защиты, также проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по средствам массовой информации или иным общедоступным способом;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций;
единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления местной (муниципальной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования, создаваемая при органе управления ГОЧС;
потенциально опасный объект - это объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (далее - КСЭОН) - комплекс программно-технических средств (систем) оповещения, мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения, проживающего в зоне экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
зона экстренного оповещения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
3. Назначение, порядок создания, задействования и поддержания в готовности к применению локальных систем оповещения
3.1. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств (комплексов) оповещения, каналов и линий связи.
3.2. Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- органов повседневного управления РСЧС муниципального (ЕДДС муниципального образования) и регионального (ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области) уровней;
- рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения.
3.3. Локальные системы оповещения являются составной частью системы оповещения населения на территории Нижегородской области и программно и технически с ней сопрягаются и обеспечивают оповещение населения, проживающего в районе действия локальной системы оповещения, при выполнении мероприятий оповещения, проводимых на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, а также в зоне экстренного оповещения, в случае нахождения объекта в этой зоне.
3.4. Зоны действия локальных систем для оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, определяются на основании расчётов, выполняемых специализированными (лицензированными на деятельность по производству таких расчетов) организациями в соответствии с действующими нормативными документами, исходя из наихудшего развития событий в случае аварии на потенциально опасном объекте, но не более:
- в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.
- в районах размещения пожаро- и взрывоопасных объектов, в границах объекта.
Оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, на территории которых действуют потенциально опасные объекты.
3.5. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24 декабря 2002 года, и согласовывается с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а в части, касающейся вопросов взаимодействия (интеграции) с региональной автоматизированной системой оповещения - с управлением обеспечения деятельности гражданской обороны и противопожарной безопасности Нижегородской области.
3.6. Потенциально опасные объекты, расположенные в пределах одной промышленной зоны действия, создают объединенную локальную систему оповещения для групп потенциально опасных объектов с обязательным обеспечением её запуска дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами от каждого предприятия и возможности контроля мероприятий оповещения, проводимых в составе объединённой системы другими объектами.
3.7. Решение на задействование локальных систем оповещения принимаются:
- руководителем потенциально опасного объекта или руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с немедленным информированием ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области";
- в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения принимается дежурным (дежурным диспетчером, начальником смены) потенциально опасного объекта.
При угрозе чрезвычайной ситуации в зоне действия локальной системы оповещения:
- старшим оперативным дежурным ФКУ "ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области" с разрешения начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области или лица, его замещающего.
При выполнении мероприятий оповещения регионального и (или) муниципального уровней задействование локальной системы оповещения осуществляется в соответствии с полномочиями должностных лиц по задействованию региональной и муниципальной систем оповещения.
3.8. Непосредственное задействование системы осуществляет персонал дежурной (дежурно-диспетчерской) службы объекта.
3.9. В случае задействования локальной системы оповещения в комплексе с техническими средствами КСЭОН включение системы осуществляется автоматически при появлении критических показаний мониторинга.
3.10. Для привлечения внимания населения, перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала "Внимание, всем!" (непрерывное гудение сирен длительностью 3 - 5 минут).
По этому сигналу население, рабочие и служащие объекта и население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения, обязаны обеспечить прослушивание экстренных сообщений с оконечных устройств технических средств оповещения.
3.11. Постоянная готовность к задействованию созданных локальных систем оповещения достигается проведением комплекса мероприятий, направленных на своевременное и качественное эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения, и организацией контроля работоспособности и готовности к применению локальных систем оповещения всеми уровнями органов исполнительной власти Нижегородской области.
3.11.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, организуемых и обеспечиваемых руководителем потенциально опасного объекта.
3.11.2. Проверки готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения осуществляются проведением плановых проверок в соответствии с утверждаемым руководителем предприятия графиком и планами, а также в составе систем оповещения верхнего уровня (муниципального и регионального) с включением всех оконечных технических средств оповещения по графику проверки региональной автоматизированной системы оповещения.
3.12. Финансирование работ по созданию и подержанию в готовности локальных систем оповещения осуществляется:
- при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах:
- осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств организаций, имеющих такие объекты;
- находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств (комплексов) оповещения, каналов и линий связи.
Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения.
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 июля 2013 г. N 440 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 11 июля 2013 г. N 122
Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2020 г. N 763 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. N 311
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2019 г. N 113
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 июня 2018 г. N 424
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 г. N 237
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 26 августа 2015 г. N 535
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 925
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 г. N 701
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления