Постановление Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 г. N 749
"О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года"
9 января, 12 марта 2014 г.
В целях формирования областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года (далее - прогноз).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 марта 2014 г. N 162 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Министерству экономики Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза на 2014 год. Результаты мониторинга направлять Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
И.о. Губернатора |
В.А. Иванов |
Прогноз
социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года
9 января 2014 г.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года (далее - Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области) разработан с учетом действующей нормативной правовой базы: Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов Нижегородской области от 22 июля 2003 года N 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области", от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области подготовлен Правительством Нижегородской области с учётом реализации указов Президента Российской Федерации по социально-экономической политике от 7 мая 2012 года, в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия развития области до 2020 года), сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия Российской Федерации).
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области (далее - область) на 2014 год и на период до 2016 года для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих решений.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области по основным бюджетообразующим показателям сформирован с учетом тенденций социально-экономического развития Нижегородской области, предложений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и намерений крупнейших организаций, расположенных на их территориях. Основные бюджетообразующие показатели являются основой для формирования консолидированного бюджета области на 2014 год и среднесрочного финансового плана на 2014 - 2016 годы.
В разделе "Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года" Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на среднесрочную перспективу по основным социально-экономическим показателям развития Нижегородской области на 2014 - 2016 годы. Расчеты произведены по состоянию на 25 июля 2013 года.
I. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года 1
1. Итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2012 году и в 1 полугодии 2013 года
Показатели |
2012 год |
2013 год январь - июнь |
1. Производство товаров и услуг | ||
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) (в действующих ценах), млрд. руб. |
862,2 (оценка) |
- |
ИФО, % к предыдущему году |
104,5 (оценка) |
- |
1.1. Производство товаров | ||
1.1.1. Промышленное производство | ||
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
104,4 |
110,1 |
Объем отгрузки2, в действующих ценах: |
|
|
- Обрабатывающие производства (D), млрд. руб. |
880,5 |
437,9 |
индекс производства, % к предыдущему году |
105,1 |
111,9 |
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (Е)( ) млрд. руб. |
78,1 |
41,7 |
индекс производства, % к предыдущему году |
99,4 |
97,4 |
1.1.2. Сельскохозяйственное производство | ||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в действующих ценах, млрд. руб. |
46,3 |
13,5 |
ИФО, % к предыдущему году |
100,4 |
100,3 |
1.1.3. Строительство | ||
ИФО по виду деятельности "строительство", % к предыдущему году |
101,2 |
100,1 |
Ввод жилых домов, тыс. кв. м. |
1501,1 |
407,8 |
темп роста, % к предыдущему году |
102,1 |
66 |
1.2. Рынок товаров и услуг | ||
Индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении, % |
105,5 |
107,4 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, % |
106,9 |
103,4 |
Оборот розничной торговли, в действующих ценах, млрд. руб. |
482,7 |
257 |
ИФО, % к предыдущему году |
108,8 |
107,6 |
Объем платных услуг населению, в действующих ценах, млрд. руб. |
112,6 |
56,9 |
ИФО, % к предыдущему году |
106,8 |
101,3 |
2. Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность | ||
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США |
8838,9 |
4576,6 |
Экспорт товаров, млн. долл. США |
5287,8 |
2926,1 |
Импорт товаров, млн. долл. США |
3551,1 |
1650,5 |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млрд. руб. |
258,2 |
98,5 |
ИФО, % к предыдущему году |
106,1 |
102,4 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % |
29,9 |
- |
3. Социальное развитие | ||
3.1. Демографические показатели | ||
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек |
3293,4 |
- |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. человек |
- 14,1 |
- 8,2 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69,0 |
- |
3.2. Денежные доходы и занятость населения | ||
Денежные доходы на душу населения, руб. |
21371,7 |
21772,5 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. |
20958,8 |
22535 |
Темп роста реальных денежных доходов, % |
110,2 |
102,7 |
Темп роста реальной заработной платы, % |
107,4 |
105,7 |
Уровень безработицы (официально зарегистрированной), % |
0,63 |
0,53 |
4. Основные бюджетообразующие показатели | ||
Фонд оплаты труда в действующих ценах, млрд. руб. |
308,3 |
163,8 |
Прибыль прибыльных организаций в действующих ценах, млрд. руб. |
160,9 |
74,8 |
1 - пояснения приведены в соответствующих подразделах раздела "Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года"
2 - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций по видам экономической деятельности
Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 января 2014 г. N 1 в подраздел 2 раздела I настоящего Прогноза внесены изменения
2. Оценка 2013 года и прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года
Показатели |
2012 год факт |
2013 год оценка |
2014 год прогноз |
2015 год прогноз |
2016 год прогноз |
1. Производство товаров и услуг | |||||
ВРП (в действующих ценах каждого года), млрд. руб. |
862,2 (оценка) |
960,4 |
1060,7 |
1180,6 |
1319 |
ИФО, % к предыдущему году |
104,5 (оценка) |
104,2 |
104 |
105,0 |
105,5 |
Доля малого бизнеса в ВРП, % |
17,7 |
18,4 |
19,2 |
20,2 |
21,5 |
1.1. Производство товаров | |||||
1.1.1. Промышленное производство | |||||
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
104,4 |
105 |
104,3 |
104,5 |
105 |
Объем отгрузки1, в действующих ценах: | |||||
- Обрабатывающие производства (D), млрд. руб. |
880,5 |
1000,5 |
1111,6 |
1234 |
1374,7 |
индекс производства, % к предыдущему году |
105,1 |
105 - 106 |
104,8 |
105 |
105,5 |
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (Е), млрд. руб. |
78,1 |
84 |
94,7 |
107,1 |
116,6 |
индекс производства, % к предыдущему году |
99,4 |
100 |
100,5 |
101 |
101 |
1.1.2. Сельскохозяйственное производство | |||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в действующих ценах, млрд. руб. |
46,3 |
50,3 |
54,7 |
60 |
65 |
ИФО, % к предыдущему году |
100,4 |
103,2 |
102,2 |
103 |
102,7 |
1.1.3. Строительство | |||||
ИФО по виду деятельности "строительство", % к предыдущему году |
101,2 |
102 |
102,6 |
102,8 |
103 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади |
1501,1 |
1530 |
1580 |
1620 |
1950 |
1.2. Рынок товаров и услуг | |||||
Индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении, % |
105,5 |
107,0 |
106 - 106,4 |
106,2 |
106,1 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, % |
106,9 |
106,6 |
106,1 |
105,6 |
105,1 |
Оборот розничной торговли2, в действующих ценах, млрд. руб. |
482,7 |
549,5 |
620,9 |
705,6 |
807 |
ИФО, % к предыдущему году |
108,8 |
106,7 |
106,1 |
106,9 |
107,7 |
Объем платных услуг населению, в действующих ценах года, млрд. руб. |
112,6 |
130 |
146,3 |
166,1 |
190,5 |
ИФО, в % к пред. году |
106,8 |
105,5 |
105,9 |
107 |
108,2 |
2. Внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность | |||||
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США |
8838,9 |
9280 |
9518 |
9782 |
10075 |
Экспорт товаров, млн. долл. США |
5287,8 |
5290 |
5449 |
5612 |
5780 |
Импорт товаров, млн. долл. США |
3551,1 |
3990 |
4069 |
4170 |
4295 |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млрд. руб. |
258,2 |
294,7 |
333,9 |
381,2 |
435,2 |
ИФО, % |
106,1 |
106,5 |
106,7 |
107,5 |
107,8 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % |
29,9 |
30,7 |
31,5 |
32,3 |
33,0 |
Иностранные инвестиции, млн. долл. США |
1114,3 |
1125,4 |
1148 |
1187 |
1237 |
темп роста, % к предыдущему году |
111,5 |
101 |
102 |
103,4 |
104,2 |
3. Индексы цен по видам экономической деятельности в среднем за год | |||||
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, % |
104,8 |
105,8 |
106,1 |
105,7 |
105,5 |
Сельское хозяйство, % |
99,8 |
106,3 |
106,6 |
106,5 |
105,7 |
Строительство, % |
115,8 |
106,2 |
104,8 |
105,8 |
106,2 |
Грузовой транспорт (включая трубопроводный), % |
100,9 |
108,6 |
104,7 |
104,3 |
105,1 |
4. Социальное развитие | |||||
4.1. Демографические показатели | |||||
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек |
3293,4 |
3284,3 |
3276,1 |
3272,7 |
3272,4 |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. человек |
- 14,1 |
- 15,5 |
- 10,7 |
- 6,5 |
- 4,5 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69,0 |
69,3 |
69,8 |
71 |
72 |
4.2. Денежные доходы и занятость населения | |||||
Денежные доходы на душу населения, руб. |
21371,7 |
24000 |
26980 |
30700 |
35000 |
Темп роста реальных денежных доходов, % |
110,2 |
104,4 |
105,5 |
107,1 |
107,5 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб. |
20958,8 |
24053 |
27000 - 27252 |
30500 - 31285 |
34480 - 36009 |
Темп роста реальной заработной платы, % |
107,4 |
107 |
105,5 - 106,5 |
106,4 - 108,1 |
106,5 - 108,5 |
Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, % |
10,5 |
10,2 |
9,8 |
9,4 |
9,0 |
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, раз |
3,37 |
3,6 |
3,8 |
4,1 |
4,4 |
Покупательная способность среднемесячной зарплаты, раз |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
Численность занятых в экономике - всего, тыс. чел. |
1703,2 |
1700,6 |
1695,5 |
1690 |
1682 |
Численность безработных на конец отчетного периода (официально зарегистрированных), тыс. чел. |
11,3 |
10,8 |
10,4 |
10 |
9,5 |
Уровень безработицы (официально зарегистрированной), % |
0,63 |
0,6 |
0,58 |
0,56 |
0,53 |
1 - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций по видам экономической деятельности
2 - оборот розничной торговли приведен с учетом досчета на неформальную деятельность
3. Оценка 2013 года и прогноз бюджетообразующих показателей Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года
Показатели |
2012 год факт |
2013 год оценка |
2014 год прогноз |
2015 год прогноз |
2016 год прогноз |
Объем отгрузки1, в действующих ценах, млрд. руб. |
1199,5 |
1306,3 |
1457,5 |
1625,8 |
1814,1 |
в том числе по обрабатывающим производствам, млрд. руб. |
778,4 |
882,4 |
980,7 |
1089,8 |
1214,7 |
|
|
|
|
|
|
Фонд оплаты труда, в действующих ценах, млрд. руб. |
308,3 |
354,2 |
401,4 |
460,8 |
530,5 |
|
|
|
|
|
|
Прибыль прибыльных организаций, в действующих ценах, млрд. руб. |
160,9 |
167,5 |
179 |
190,1 |
201,8 |
|
|
|
|
|
|
Розничный товарооборот2, в действующих ценах, млрд. руб. |
423,2 |
481,6 |
544 |
618 |
706,7 |
|
|
|
|
|
|
Платные услуги (по крупным и средним организациям), в действующих ценах, млрд. руб. |
84,1 |
96,8 |
109 |
123,7 |
141,9 |
|
|
|
|
|
|
Производство спирта, алкогольной продукции и пива, тыс. дал. |
38342,8 |
34500 |
34600 |
34620 |
34640 |
Спирт этиловый из пищевого сырья, тыс. дал. |
539 |
290 |
350 |
350 |
350 |
Алкогольная продукция, тыс. дал. |
3574,6 |
3210 |
3250 |
3270 |
3290 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, тыс. дал. |
2934,1 |
2560 |
2570 |
2580 |
2590 |
Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, тыс. дал. |
308 |
250 |
280 |
290 |
300 |
Игристые вина (шампанские), тыс. дал. |
332,5 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Пиво, тыс. дал. |
34229,2 |
31000 |
31000 |
31000 |
31000 |
Остаточная стоимость основных средств организаций на конец года, в действующих ценах, млрд. руб. |
707,4 |
755 |
836,7 |
939 |
1054,2 |
Амортизационные отчисления, в действующих ценах, млрд. руб. |
67,5 |
72 |
77,9 |
84,4 |
91,4 |
1 - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности (по крупным и средним организациям)
2 - оборот розничной торговли приведен без учета досчета на неформальную деятельность
4. Оценка 2013 года и прогноз на 2014 - 2016 годы по фонду оплаты труда и прибыли прибыльных организаций в разрезе муниципальных районов и городских округов
Фонд оплаты труда, млн. руб.
N п/п |
Муниципальные районы и городские округа |
2013 год оценка |
2014 год прогноз |
2015 год прогноз |
2016 год прогноз |
1 |
Ардатовский район |
1 179,5 |
1 371,4 |
1 575,8 |
1 815,3 |
2 |
Арзамасский район |
1 818,8 |
2 063,4 |
2 370,9 |
2 731,3 |
3 |
Балахнинский район |
4 464,4 |
5 004,1 |
5 749,7 |
6 623,7 |
4 |
Богородский район |
3 844,4 |
4 363,3 |
5 013,5 |
5 775,5 |
5 |
Большеболдинский район |
648,1 |
737,1 |
838,1 |
960,5 |
6 |
Большемурашкинский район |
413,4 |
469,9 |
539,9 |
622,0 |
7 |
г.о. г. Бор |
8 189,5 |
9 310,1 |
10 697,3 |
12 323,2 |
8 |
Бутурлинский район |
698,5 |
799,1 |
918,1 |
1 057,7 |
9 |
Вадский район |
662,7 |
747,3 |
844,5 |
962,7 |
10 |
Варнавинский район |
750,2 |
873,2 |
1 012,1 |
1 147,7 |
11 |
Вачский район |
737,2 |
823,7 |
946,4 |
1 090,2 |
12 |
Ветлужский район |
634,2 |
729,1 |
847,9 |
991,2 |
13 |
Вознесенский район |
519,8 |
611,6 |
702,8 |
809,6 |
14 |
Володарский район |
4 598,5 |
5 333,9 |
6 027,3 |
6 841,0 |
15 |
Воротынский район |
695,2 |
827,8 |
958,6 |
1 117,8 |
16 |
Воскресенский район |
856,1 |
984,7 |
1 131,4 |
1 303,4 |
17 |
г.о. г. Выкса |
12 335,2 |
13 815,4 |
15 874,0 |
18 286,7 |
18 |
Гагинский район |
510,0 |
600,4 |
689,9 |
794,8 |
19 |
Городецкий район |
7 587,7 |
8 688,0 |
9 982,4 |
11 499,7 |
20 |
Дальнеконстантиновский район |
1 184,8 |
1 336,8 |
1 535,9 |
1 769,4 |
21 |
г.о. г. Дзержинск |
20 438,7 |
23 157,1 |
26 607,5 |
30 651,8 |
22 |
Дивеевский район |
1 102,0 |
1 279,7 |
1 471,7 |
1 688,1 |
23 |
Княгининский район |
716,3 |
825,2 |
948,1 |
1 092,2 |
24 |
Ковернинский район |
968,8 |
1 141,4 |
1 314,9 |
1 512,2 |
25 |
Краснобаковский район |
1 073,3 |
1 202,1 |
1 376,4 |
1 582,8 |
26 |
Краснооктябрьский район |
429,6 |
511,1 |
585,2 |
673,0 |
27 |
Кстовский район |
15 611,5 |
17 328,8 |
19 910,8 |
22 937,2 |
28 |
Кулебакский район |
3 068,0 |
3 587,6 |
4 125,7 |
4 752,8 |
29 |
Лукояновский район |
1 178,4 |
1 367,3 |
1 588,9 |
1 859,0 |
30 |
Лысковский район |
2 131,7 |
2 397,4 |
2 706,6 |
3 080,2 |
31 |
Навашинский район |
1 918,6 |
2 213,6 |
2 556,7 |
2 965,8 |
32 |
Павловский район |
7 100,8 |
8 023,9 |
9 147,3 |
10 565,1 |
33 |
г.о. г. Первомайск |
1 688,5 |
1 796,6 |
2 023,0 |
2 279,9 |
34 |
Перевозский район |
676,6 |
757,0 |
869,8 |
1 002,0 |
35 |
Пильнинский район |
1 012,7 |
1 165,7 |
1 340,5 |
1 549,6 |
36 |
Починковский район |
2 036,2 |
2 311,1 |
2 655,5 |
3 059,1 |
37 |
г.о. Семеновский |
2 491,0 |
2 797,4 |
3 214,2 |
3 702,8 |
38 |
Сергачский район |
1 775,9 |
2 011,5 |
2 273,0 |
2 559,3 |
39 |
Сеченовский район |
714,3 |
798,1 |
893,8 |
1 006,4 |
40 |
Сокольский район |
600,0 |
723,3 |
831,8 |
958,2 |
41 |
Сосновский район |
875,2 |
1 007,0 |
1 157,1 |
1 332,9 |
42 |
Спасский район |
431,8 |
491,0 |
564,1 |
649,8 |
43 |
Тонкинский район |
368,0 |
418,0 |
480,3 |
552,4 |
44 |
Тоншаевский район |
1 018,9 |
1 156,4 |
1 328,7 |
1 530,7 |
45 |
Уренский район |
1 626,5 |
1 854,2 |
2 130,5 |
2 454,3 |
46 |
Чкаловский район |
1 211,0 |
1 391,6 |
1 597,6 |
1 837,2 |
47 |
Шарангский район |
626,7 |
705,5 |
797,3 |
904,9 |
48 |
Шатковский район |
1 043,3 |
1 182,4 |
1358,5 |
1 565,0 |
49 |
г.о. г. Шахунья |
2 466,3 |
2 779,2 |
3140,5 |
3 580,1 |
50 |
г.о. г. Нижний Новгород |
196 756,5 |
223 318,6 |
256 593,1 |
295 595,2 |
51 |
г.о. г. Арзамас |
11 012,1 |
12 517,3 |
14 269,7 |
16 410,1 |
52 |
г.о. г. Саров |
17 729,7 |
19 715,4 |
22 653,0 |
26 096,2 |
Всего по области |
354 227,1 |
401 422,8 |
460 768,3 |
530 509,7 |
Прибыль прибыльных организаций, млн. руб.
N п/п |
Муниципальные районы и городские округа |
2013 год оценка |
2014 год прогноз |
2015 год прогноз |
2016 год прогноз |
1 |
Ардатовский район |
76,8 |
82,0 |
87,1 |
92,4 |
2 |
Арзамасский район |
231,0 |
245,8 |
261,0 |
277,0 |
3 |
Балахнинский район |
484,5 |
515,5 |
547,5 |
580,9 |
4 |
Богородский район |
423,8 |
450,9 |
478,9 |
508,0 |
5 |
Большеболдинский район |
129,0 |
137,3 |
145,9 |
154,8 |
6 |
Большемурашкинский район |
40,2 |
42,8 |
45,5 |
48,3 |
7 |
г.о. г. Бор |
2 550,0 |
2 713,2 |
2 881,4 |
3 057,2 |
8 |
Бутурлинский район |
149,2 |
159,5 |
169,4 |
179,8 |
9 |
Вадский район |
65,6 |
70,7 |
75,6 |
80,6 |
10 |
Варнавинский район |
2,2 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
11 |
Вачский район |
18,4 |
19,6 |
20,9 |
22,2 |
12 |
Ветлужский район |
21,0 |
22,4 |
23,8 |
25,3 |
13 |
Вознесенский район |
14,6 |
15,6 |
16,7 |
18,0 |
14 |
Володарский район |
30,3 |
213,7 |
227,0 |
250,0 |
15 |
Воротынский район |
26,5 |
28,2 |
30,4 |
33,3 |
16 |
Воскресенский район |
21,0 |
22,4 |
23,8 |
25,3 |
17 |
г.о. г. Выкса |
11 142,0 |
12 341,3 |
13 106,5 |
13 905,0 |
18 |
Гагинский район |
79,7 |
84,8 |
90,1 |
95,6 |
19 |
Городецкий район |
1 700,0 |
1 808,8 |
1 921,0 |
2 038,0 |
20 |
Дальнеконстантиновский район |
120,5 |
128,2 |
136,1 |
144,4 |
21 |
г.о. г. Дзержинск |
4 224,6 |
4 503,4 |
4 787,1 |
5 122,2 |
22 |
Дивеевский район |
90,2 |
96,0 |
102,0 |
108,3 |
23 |
Княгининский район |
51,0 |
57,0 |
63,3 |
70,2 |
24 |
Ковернинский район |
118,2 |
125,8 |
137,6 |
156,5 |
25 |
Краснобаковский район |
31,4 |
33,4 |
35,5 |
37,7 |
26 |
Краснооктябрьский район |
36,8 |
39,2 |
43,5 |
48,6 |
27 |
Кстовский район |
35 395,0 |
37 660,0 |
39 995,0 |
42 435,0 |
28 |
Кулебакский район |
623,0 |
663,1 |
704,3 |
747,3 |
29 |
Лукояновский район |
14,5 |
15,5 |
17,1 |
18,2 |
30 |
Лысковский район |
78,5 |
83,5 |
88,7 |
94,1 |
31 |
Навашинский район |
173,0 |
184,1 |
214,3 |
268,0 |
32 |
Павловский район |
2 590,0 |
2 755,8 |
2 926,7 |
3 105,0 |
33 |
г.о. г. Первомайск |
383,8 |
388,7 |
408,5 |
419,1 |
34 |
Перевозский район |
23,0 |
24,5 |
26,1 |
27,7 |
35 |
Пильнинский район |
181,0 |
204,5 |
221,7 |
235,2 |
36 |
Починковский район |
130,2 |
138,5 |
147,1 |
156,1 |
37 |
г.о. Семеновский |
133,0 |
142,0 |
151,0 |
160,0 |
38 |
Сергачский район |
73,0 |
77,7 |
82,5 |
87,6 |
39 |
Сеченовский район |
37,6 |
42,5 |
45,1 |
47,9 |
40 |
Сокольский район |
83,1 |
88,4 |
93,9 |
99,6 |
41 |
Сосновский район |
64,0 |
68,1 |
72,3 |
76,7 |
42 |
Спасский район |
48,5 |
51,6 |
54,8 |
58,1 |
43 |
Тонкинский район |
49,3 |
55,9 |
59,4 |
63,0 |
44 |
Тоншаевский район |
36,2 |
38,5 |
40,9 |
43,4 |
45 |
Уренский район |
177,0 |
188,3 |
200,0 |
212,2 |
46 |
Чкаловский район |
111,2 |
118,3 |
125,6 |
133,3 |
47 |
Шарангский район |
38,1 |
40,6 |
43,1 |
45,7 |
48 |
Шатковский район |
205,0 |
218,1 |
231,6 |
245,7 |
49 |
г.о. г. Шахунья |
156,0 |
166,3 |
176,6 |
187,4 |
50 |
г.о. г. Нижний Новгород |
100 960,0 |
107 420,0 |
114 080,0 |
121 040,0 |
51 |
г.о. г. Арзамас |
2 464,9 |
2 622,7 |
2 785,3 |
2 955,2 |
52 |
г.о. г. Саров |
1 441,0 |
1 550,0 |
1 650,0 |
1 750,0 |
Всего по области |
167 548,4 |
178 967,1 |
190 101,8 |
201 793,9 |
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан с учетом:
- выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 601 и N 606 (далее - указы Президента Российской Федерации по социально-экономической политике от 7 мая 2012 года);
- тенденций социально-экономического развития Нижегородской области в 2012 году и 1 полугодии 2013 года;
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;
- предложений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, отраслевых министерств и крупнейших организаций области;
- Стратегии развития области до 2020 года, программ развития производительных сил муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на 2013 - 2020 годы, комплексных планов модернизации моногородов Нижегородской области на 2010 - 2020 годы и др.
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области:
- данные статистического и налогового учета за 2012 год и 1 полугодие 2013 года;
- прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области в разрезе курируемых видов экономической деятельности;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
1. Итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2012 году и текущая ситуация 1 полугодия 2013 года
В 2012 году в Нижегородской области по основным показателям социально-экономического развития наблюдалась положительная динамика: индекс промышленного производства составил 104,4% к уровню 2011 года, в том числе по обрабатывающим производствам - 105,1%, инвестиции в основной капитал выросли на 6,1% в сопоставимых ценах, в строительстве объемы увеличились на 1,2%, оборот розничной торговли - на 8,8%, платные услуги населению - на 6,8%.
Основной показатель развития экономики - валовой региональный продукт (по оценке) вырос на 4,5% в сопоставимых ценах.
Позитивная динамика развития реального сектора экономики положительно повлияла на основные показатели, характеризующие уровень доходов населения. Темп роста реальных денежных доходов населения области составил в 2012 году 110,2%, темп роста реальной заработной платы - 107,4%.
В 2012 году сохранялась стабильная ситуация на рынке труда. Уровень официально зарегистрированной безработицы по сравнению с 2011 годом снизился с 0,92% до 0,63%.
Рост в Нижегородской области по большинству показателей был более высоким, чем в целом по России.
График 1
Основные социально-экономические показатели Нижегородской области в 2012 году, в % к предыдущему году
Экономика региона в 2012 году в целом достигла докризисного уровня 2008 года по всем основным макроэкономическим показателям.
График 2
Достижение докризисного уровня по основным социально-экономическим показателям в 2012 году, % к уровню 2008 года
В текущем году развитие экономики области также характеризуется ростом большинства основных макроэкономических показателей. В 1 полугодии 2013 года физические объемы промышленного производства увеличились на 10,1%, в т. ч. по обрабатывающим производствам - на 11,9%. Рост демонстрировали ключевые отрасли обработки: металлургическое производство (ИФО составил 120,9%), производство нефтепродуктов (116,6%), производство транспортных средств и оборудования (103,8%).
По итогам января - июня 2013 года объем сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех категорий составил 13,5 млрд. руб. или 100,3% в сопоставимой оценке к соответствующему периоду 2012 года. За данный период произведено мяса 102,8% (к январю - июню 2012 года), молока - 99,8%, яиц - 104,6%.
За январь - июнь 2013 года объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций) составил 102,4% к соответствующему периоду 2012 года.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по данным за 1 полугодие 2013 года составил около 40 млрд. руб. или 100,1% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах.
Продолжает стабильно развиваться потребительский рынок области. По итогам 1 полугодия 2013 года оборот розничной торговли возрос на 7,6% в сопоставимых ценах, объем платных услуг населению - на 1,3%.
Экономический рост в текущем году оказывает положительное влияние на денежные доходы населения. Среднедушевые денежные доходы в январе - июне 2013 года составили 21772,5 руб., что выше января - июня 2012 года на 10,5% в действующих ценах. Темп роста реальных денежных доходов населения составил за данный период 102,7%.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в январе - июне текущего года сложилась в размере 22535 руб., что в действующих ценах на 13,5% выше, чем в январе - июне 2012 года. В реальном выражении (т.е. за вычетом инфляции) заработная плата возросла на 5,7%.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2013 года составила 9,5 тыс. чел. и уменьшилась к соответствующему периоду 2012 года на 27,2%. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,53% (1 июля 2012 года - 0,72%).
График 3
Темпы роста основных показателей социально-экономического развития Нижегородской области в 1 полугодии 2013 года, в % к предыдущему году
2. Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 - 2016 годы
Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 - 2016 годы формировались в соответствии с вариантами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Основные варианты прогноза в целом по Российской Федерации базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Также проработаны два дополнительных варианта (А и С) с различной динамикой цен на нефть.
Базовый вариант предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей в результате переноса индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Предполагается также реализация масштабных инвестиционных проектов (в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния). Значительно расширяется поддержка малого бизнеса.
Целевой вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита, а также резкое расширение государственного спроса.
Вариант А - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которая приводит к более сильному снижению цен на нефть (среднегодовая цена на нефть Urals, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. стабилизируется на уровне 80 долларов США за баррель). Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов, резкого ослабления обменного курса, ускорения инфляции и замедления внутреннего спроса.
Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется более высоким по сравнению с базовым вариантом ростом цен на нефть (в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году).
Для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать базовый вариант прогноза.
Подробнее с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в разделе "Актуальная информация".
Схема 1
Варианты прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 - 2016 годы
Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны с учетом вариантов прогноза развития Российской Федерации и социально-экономической ситуации, складывающейся в 2012 - 2013 годах, в трех вариантах: 1 - пессимистический, 2 - базовый, 3 - целевой.
Схема 2
Сценарии развития Нижегородской области на 2014 - 2016 годы
(разработаны с учетом социально-экономической ситуации, складывающейся в 2012 - 2013 годах)
С учетом сложившихся в Нижегородской области социально-экономических тенденций, условий инвестиционной и инновационной активности предприятий, прогнозов, представленных крупными предприятиями области, а также с учетом реализации указов Президента Российской Федерации по социально-экономической политике от 7 мая 2012 года при формировании Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области за основу выбран вариант 2 (базовый).
При условии стабилизации ситуации в мировой экономике, роста инвестиционного и потребительского спроса может быть реализован вариант 3 (целевой).
Вариант 1 (пессимистический) подготовлен для оценки потенциальных рисков для экономики области в случае реализации варианта А прогноза развития Российской Федерации.
В рамках базового сценария прогнозируются следующие темпы роста по основным макроэкономическим показателям развития Нижегородской области на 2014 - 2016 годы.
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей, в % к предыдущему году1
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
оценка |
прогноз |
||
ИФО ВРП (ВВП) | ||||
Российская Федерация |
101,8 |
103,0 |
103,1 |
103,3 |
Нижегородская область |
104,2 |
104,0 |
105,0 |
105,5 |
ИФО промышленного производства | ||||
Российская Федерация |
100,7 |
102,2 |
102,3 |
102,0 |
Нижегородская область |
105 |
104,3 |
104,5 |
105,0 |
ИФО инвестиций в основной капитал | ||||
Российская Федерация |
102,5 |
103,9 |
105,6 |
106,0 |
Нижегородская область |
106,5 |
106,7 |
107,5 |
107,8 |
ИФО оборота розничной торговли | ||||
Российская Федерация |
104,2 |
104,0 |
104,4 |
104,7 |
Нижегородская область |
106,7 |
106,1 |
106,9 |
107,7 |
Темп роста реальных денежных доходов населения | ||||
Российская Федерация2 |
103,4 |
103,3 |
103,0 |
103,4 |
Нижегородская область |
104,4 |
105,5 |
107,1 |
107,5 |
Темп роста реальной заработной платы | ||||
Российская Федерация |
106,2 |
104,0 |
103,8 |
104,3 |
Нижегородская область |
107 |
105,5 - 106,5 |
106,4 - 108,1 |
106,5 - 108,5 |
1 - оценка и прогноз по Российской Федерации по состоянию на 24 сентября 2013 года
2 - реальные располагаемые доходы населения
3. Оценка 2013 года и прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года
3.1. Производство товаров и услуг
3.1.1. Промышленное производство
Исходя из текущей динамики объёмов промышленного производства, можно ожидать, что по итогам 2013 года индекс промышленного производства составит 105%.
По оценке объем отгрузки обрабатывающих производств в 2013 году составит чуть более 1 трлн. руб. с индексом производства к уровню 2012 года 105 - 106%.
Прогноз развития отрасли на 2014 - 2016 годы разработан исходя из структуры промышленного производства, ситуации в отдельных отраслях промышленности в 2013 году и инвестиционных проектов, реализуемых в Нижегородской области.
В среднесрочной перспективе в отраслевой структуре промышленного производства существенных изменений не предполагается. Ситуацию в промышленном секторе по-прежнему будут определять такие отрасли, как: производство нефтепродуктов, транспортных средств, химическое производство и металлургия.
График 4
Прогноз структуры объема отгруженных товаров по основным видам обрабатывающих производств на 2014 год
В 2014 - 2016 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104,3 - 105%. Объемы по обрабатывающим производствам будут прирастать на 4,8 - 5,5% ежегодно.
График 5
Динамика индекса промышленного производства, в % к предыдущему году
В 2014 - 2016 годах в производстве транспортных средств рост производства прогнозируется на уровне 104% ежегодно за счет реализации проектов по: организации производства автомобилей ГАЗель NEXT, контрактной сборке автомобилей компаний General Motors, Daimler, Volkswagen, Skoda.
Развитие металлургического производства во многом будет обусловлено объемами инвестпрограмм компаний нефтяной, газовой и транспортной отраслей.
Развитие производства нефтепродуктов будет происходить в соответствии с планами ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по увеличению глубины переработки нефти до 69% за счет ввода новых объектов комплекса каталитического крекинга-2.
Наиболее динамично развивающимся будет химическое производство за счет ввода в действие в 2014 году завода по производству ПВХ ООО "Русвинил". Ежегодный прирост производства в отрасли прогнозируется на уровне 111 - 113%.
Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе толчок к развитию получит такая отрасль, как "производство прочих неметаллических минеральных продуктов", за счет введенных предприятий: "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" (производство гипсокартона) "Юнилин" (напольные покрытия); "Ондулин" (кровельные материалы); "Фройденберг Политекс" (спанбонд для применения в кровельной промышленности), "Йозеф Реттенмайер Рус Продуктион" (производство добавок для дорожного строительства) и др.
Развитие промышленности будет происходить в рамках кластерной политики, проводимой Правительством Нижегородской области. В автомобилестроении и нефтехимии формируется индустриальный инновационный кластер, объединяющий Группу компаний "ГАЗ", ОАО "СИБУР-Нефтехим", а также порядка 10 компаний нефтехимии и связанных с ней отраслей, являющихся поставщиками сырья для автокомпонентных производств.
График 6
Прогноз индексов производства по основным видам обрабатывающих производств на 2014 - 2016 годы, в % к предыдущему году
Прогнозируется, что в целом объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам к 2016 году достигнет 1,4 трлн. руб.
3.1.2. Сельскохозяйственное производство
С учетом планов по сбору урожая ожидается, что по итогам года объем сельхозпродукции составит 50,3 млрд. руб. или 103,2% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах.
Прогноз по производству сельхозпродукции рассчитан исходя из сложившейся текущей ситуации с учетом планируемых мероприятий по развитию отрасли.
В структуре сельскохозяйственного производства наибольшая доля по-прежнему будет приходиться на сельхозпредприятия.
График 7
Структура валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году
(в скобках - 2012 год)
Сельскохозяйственное производство в среднесрочном периоде в целом будет прирастать на 2,2 - 3% ежегодно и составит к 2016 году 65 млрд. руб.
График 8
ИФО сельхозпроизводства по категориям производителей, в % к предыдущему году
Из основных видов сельхозпродукции наиболее высокими темпами в 2014 году будет расти производство мяса скота и птицы, что будет связано с реализацией ряда крупных проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов: в СПК "Колхоз Заря" Богородского района - на 600 голов, в колхозе им. Горького Уренского района - на 1200 голов, в СПК "Дубенский" Вадского района - на 400 голов, в СПК "Ковернино" Ковернинского района - также на 400 голов; на ООО Птицефабрика "Павловская" будут реализовываться 2 проекта по реконструкции инфраструктуры и расширению производства мяса кур бройлеров производственной мощностью 22 и 30 тыс. тонн. В ООО "Нижний Новгород Пиг Продакшн" Вадского района будет реализован проект по строительству свиноводческой фермы на 180 тысяч голов.
График 9
Прогноз объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 2014 году
(тыс. тонн)
3.1.3. Строительство
По оценке по итогам 2013 года ИФО объема строительства составит 102%. В 2014 - 2016 годах объём строительных работ будет прирастать на 2,6 - 3% ежегодно.
График 10
Динамика ИФО объема работ, выполненных в строительстве, в % к предыдущему году
В структуре объёмов строительства по видам работ в 2014 - 2016 годах наибольший удельный вес будут иметь строительство зданий и объектов инфраструктуры (мостов, автомобильных дорог и т.д.)
График 11
Структура объемов строительства в 2014 году по видам работ
В числе основных проектов в сфере строительства в прогнозном периоде можно назвать:
- строительство промышленных предприятий ООО "Данфосс", ООО "А. Раймонд Рус", ООО "Ланкесс";
- строительство объектов метростроения, южного обхода г. Н.Новгорода, мостового перехода через р. Волга на автомобильной дороге Н.Новгород - Шахунья - Киров;
- строительство стадиона на 45 тыс. зрителей и объектов инфраструктуры к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу.
Деятельность Правительства Нижегородской области в сфере строительства будет во многом определяться также реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в рамках которого в 2016 году количество ипотечных жилищных кредитов должно составить не менее 26 тысяч в год. Доля семей, которым будет предоставлено доступное и комфортное жилье, составит 28% в общей численности семей.
В 2014 году за счет всех источников финансирования прогнозируется ввести 1580 тыс. кв. метров общей площади жилья. К концу прогнозируемого периода ввод жилья достигнет 1950 тыс. кв. метров.
График 12
Динамика ввода жилья, тыс. кв. м.
Обеспечению роста жилья будет способствовать развитие малоэтажного строительства и оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан для улучшения жилищных условий (в том числе молодым семьям, работникам бюджетной сферы, вынужденным переселенцам, детям-сиротам, и др.).
3.1.4. Рынок товаров и услуг
В 2013 году на потребительском рынке сохраняются положительные тенденции. По оценке в 2013 году товарооборот составит 549,5 млрд. руб. с темпом роста в сопоставимых ценах 106,7%, прирост объёмов платных услуг может составить 5,5% к уровню 2012 года, таким образом, их объем (по полному кругу организаций) достигнет 130 млрд. руб.
Потребительский рынок в среднесрочном периоде будет развиваться в условиях замедления роста инфляции и увеличения покупательной способности населения, чему во многом будут способствовать принимаемые Правительством области меры по продвижению продукции местных товаропроизводителей и меры по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Оборот розничной торговли в 2014 - 2016 годах прогнозируется с ростом в сопоставимых ценах 106,1 - 107,7% ежегодно. К концу прогнозируемого периода товарооборот достигнет 807 млрд. руб.
График 13
Динамика ИФО оборота розничной торговли и платных услуг, в % к предыдущему году
В 2014 - 2016 годах на динамику объема платных услуг существенное влияние окажет рост денежных доходов населения, а также повышение качества и доступности оказываемых услуг.
Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах будет прирастать на 5,9 - 8,2% ежегодно и достигнет к концу 2016 года 190,5 млрд. руб.
В прогнозном периоде не произойдет значительного изменения структуры платных услуг. По-прежнему около 70% услуг будет приходиться на услуги жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи.
График 14
Структура объема платных услуг населению в 2014 году
(в скобках - 2012 год)
3.1.5. Валовой региональный продукт
Ключевым показателем, характеризующим уровень производства товаров и услуг, является ВРП. Ежегодные темпы роста ВРП в сопоставимых ценах в среднесрочной перспективе прогнозируются на уровне 104 - 105,5%, что позволит к 2016 году обеспечить повышение производительности труда более чем в 1,7 раза (в действующих ценах) по отношению к уровню 2011 года.
Структура производства ВРП области в прогнозном периоде не претерпит существенных изменений. Наибольшая величина добавленной стоимости будет по-прежнему приходиться на долю обрабатывающих производств - около 30%. Существенный вклад в формирование валовой добавленной стоимости Нижегородской области внесут также оптовая и розничная торговля (около 18%), транспорт и связь и операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (по 11 - 12%).
График 15
Структура ВРП в 2014 году по видам экономической деятельности
(в скобках - 2012 год)
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение вклада малого бизнеса в создание добавленной стоимости: с 17,7% в 2012 году до 21,5% в 2016 году.
Одним из факторов роста ВРП области в прогнозном периоде будет создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в экономике области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
График 16
Доля инвестиций в ВВП РФ и ВРП Нижегородской области, %
Для ВРП Нижегородской области характерна высокая доля средств, направляемых на модернизацию экономики и создание новых производств. По оценке в 2012 году соотношение объёма инвестиций в основной капитал к объёму ВРП Нижегородской области составило 29,9% (в Российской Федерации - 20,1%). В прогнозном периоде ожидается рост этого соотношения до 33% в 2016 году (в Российской Федерации - до 21,3 %). Таким образом, будет достигнуто соотношение, заложенное в вышеназванном Указе Президента Российской Федерации.
3.2. Инвестиции в основной капитал
С учетом планируемых к реализации инвестиционных проектов объем инвестиций в 2013 году оценивается в размере около 295 млрд. руб. или 106,5% к уровню 2012 года.
При разработке прогноза по инвестициям были учтены крупнейшие инвестиционные проекты, которые будут реализованы в среднесрочном периоде, в т.ч. планируемые к реализации в рамках программ развития производительных сил муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на 2013 - 2020 годы.
С учетом этого на 2014 год прогнозируется, что объем инвестиций в основной капитал составит около 334 млрд. руб., при этом физические объемы увеличатся на 6,7% к уровню 2013 года. К 2016 году объем инвестиций возрастет до 435,2 млрд. руб. (или на 23,6% к уровню 2013 года в сопоставимой оценке).
График 17
Динамика ИФО инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году
Наибольший объем инвестиций в среднесрочном периоде будет приходиться на обрабатывающие производства, транспорт и связь, электроэнергетику. По прогнозу в 2014 году в них будет направлено более 70% всех капитальных вложений.
Основные промышленные и инфраструктурные проекты, которые планируются к реализации в 2014 - 2016 годах:
- строительство комплекса каталитического крекинга-2 и увеличение мощностей вакуумной разгонки мазута на ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез";
- строительство завода по производству теплового оборудования ООО "Данфосс";
- строительство завода по производству крепежных элементов для автомобильной и другой промышленности ООО "А. Раймонд Рус";
- строительство 2-ой очереди проекта по строительству завода по производству химических масел ООО "Ланкесс";
- строительство объектов метростроения;
- реконструкция "Международного аэропорта Нижний Новгород";
- строительство южного обхода г. Н.Новгорода (3-я очередь);
- строительство автомобильной дороги (Р-152) Шопша - Иваново - Н.Новгород на участке обхода г.г. Балахна и Заволжье;
- строительство мостового перехода через р. Волга на автомобильной дороге Н.Новгород - Шахунья - Киров;
- строительство парогазовой ТЭЦ в с. Федяково Кстовского района;
- реконструкция ООО "Автозаводская ТЭЦ" (ввод в эксплуатацию парогазовой установки ПГУ мощностью более 400 МВт).
3.3. Социальное развитие
3.3.1. Демографические показатели
Прогноз демографических показателей на 2014 - 2016 годы предусматривает дальнейший рост рождаемости при снижении уровня смертности. По прогнозу коэффициент рождаемости возрастет до 12,7 промилле в 2016 году, коэффициент смертности сократится до 14,1 промилле, коэффициент естественной убыли населения - до 1,4 промилле.
График 18
Коэффициенты рождаемости и смертности на 1 тыс. чел. населения, промилле
Как следствие, замедлится сокращение численности населения. В 2016 году число жителей Нижегородской области составит 3272,4 тыс. чел.
График 19
Динамика численности населения Нижегородской области, тыс. чел.
Позитивные демографические тенденции будут основаны на реализации демографической политики в рамках концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года, а также в рамках мероприятий, направленных на рост рождаемости, снижение смертности, укрепление института семьи.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" к 2016 году планируется снизить смертность:
- от болезней системы кровообращения - до 733 случаев на 100 тыс. населения (на 26,3% к 2011 году);
- от туберкулеза - до 8 случаев на 100 тыс. населения (на 36,5% к 2011 году);
- от новообразований - до 202,6 случаев на 100 тыс. населения (на 11,5% к 2011 году);
- от ДТП - до 10,4 случаев на 100 тыс. населения (на 17,5% к 2011 году);
- младенческую смертность - до 7,4 случаев на 1 тыс. родившихся живыми.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2016 году предполагается ликвидировать очередность детей в дошкольные образовательные учреждения, что будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения рождаемости.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" суммарный коэффициент рождаемости к 2016 году должен увеличиться до 1,533 рождений, приходящихся в среднем на одну женщину за всю жизнь.
В результате сокращения смертности населения и повышения уровня здоровья граждан прогнозируется рост продолжительности жизни жителей области: к концу 2016 года планируется довести значение показателя до 72 лет (в 2013 году по оценке - 69,3 лет).
3.3.2. Денежные доходы
По оценке в 2013 году среднедушевые денежные доходы составят 24000 руб. и превысят величину прожиточного минимума населения в 3,6 раза. Темп роста реальных денежных доходов оценивается на уровне 104,4%.
Среднемесячная заработная плата к концу 2013 года достигнет 24053 руб., в реальном выражении темп роста к 2012 году составит 107%.
Прогноз доходов населения разрабатывался с учетом развития основных отраслей экономики в 2014 - 2016 годах, увеличения оплаты труда работающих на предприятиях области, а также с учетом осуществления мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы и по совершенствованию системы пенсионного обеспечения.
В 2014 - 2016 годах прогнозируется рост денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера (пенсий, пособий и др.), доходов от предпринимательской деятельности и собственности.
Основным источником доходов населения традиционно является оплата труда наемных работников.
С 2012 года Правительством области проводится работа по доведению заработной платы различным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" до установленных федеральных соотношений.
В 2013 году работа по повышению заработной платы работникам социальной сферы продолжилась.
С учетом выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 темп роста реальной заработной платы в целом по Нижегородской области прогнозируется в 2014 году - 105,5 - 106,5%, в 2015 году - 106,4 - 108,1%, в 2016 году - 106,5 - 108,5%.
Социальные трансферты занимают значительную долю в общей сумме денежных доходов населения области (в 2012 году - около 20%). По прогнозу средний размер назначенных месячных пенсий (среднегодовой) за 2014 - 2016 годы увеличится на 30,3% к уровню 2013 года в действующих ценах. В реальном выражении прирост пенсии составит 2,7 - 3% ежегодно.
Социальные пособия отдельным категориям граждан (в т.ч. ветеранам труда, труженикам тыла, детям из многодетных семей) планируется индексировать в среднесрочном периоде не ниже уровня инфляции.
С учетом реализации перечисленных факторов темп роста реальных денежных доходов населения прогнозируется в 2014 - 2016 годах 105,5 - 107,5% ежегодно.
В целом среднедушевые денежные доходы населения составят к концу прогнозируемого периода порядка 35 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата работников в целом по области увеличится в 1,4 - 1,5 раза к уровню 2013 года и достигнет к концу 2016 года 34,5 - 36 тыс. руб.
График 20
Динамика показателей, характеризующих денежные доходы населения, рублей
Повышение уровня доходов населения, а также реализация мер адресной социальной поддержки малообеспеченных групп населения будут способствовать в среднесрочной перспективе сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 10,2% в 2013 году до 9% в 2016 году.
С учетом роста доходов покупательная способность среднедушевых доходов (соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума) возрастет с 3,6 раза в 2013 году до 4,4 раза в 2016 году.
Прогноз по доле бедного населения и показателю покупательной способности денежных доходов рассчитан с учетом изменений методики расчета величины прожиточного минимума: перехода с 2013 года на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включаются в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах.
3.3.3. Занятость
Ситуацию на рынке труда Нижегородской области в целом можно охарактеризовать как стабильную.
Ожидается, что к концу 2013 года численность официально зарегистрированных безработных сократится на 4,4% по сравнению с 2012 годом, уровень официально зарегистрированной безработицы составит 0,6%.
По оценке численность занятого населения в 2013 году составит 1700,6 тыс. чел., что несколько ниже уровня 2012 года (1703,2 тыс. чел.).
В прогнозном периоде на тенденции на рынке труда будут оказывать влияние такие факторы, как: достижение трудоспособного возраста малочисленного поколения родившихся в 1990-е годы и продолжающееся старение населения. С учетом данных тенденций в 2014 - 2016 годах ожидается незначительное сокращение числа занятых (на 0,3 - 0,5% ежегодно).
Одним из ключевых механизмов повышения занятости будет являться реализация программ развития производительных сил муниципальных районов (городских округов) на 2013 - 2020 годы.
С учётом тенденций в области занятости населения и прогнозируемого роста потребности экономики в рабочей силе в 2014 - 2016 годах в Нижегородской области роста безработицы не ожидается. К концу 2016 года численность официально зарегистрированных безработных составит 9,5 тыс. чел. и уменьшится к уровню 2013 года на 12%, уровень зарегистрированной безработицы снизится до 0,53%.
График 21
Уровень официально зарегистрированной безработицы, %
3.4. Сводный финансовый баланс
Таблица 2
млн. руб.
|
2012 факт |
2013 оценка |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
2016 прогноз |
1. Доходы, из них: |
455 453,5 |
489 011,9 |
527 669,3 |
576 313,6 |
630 346,3 |
1.1. Прибыль прибыльных организаций |
160 894,8 |
167 548,4 |
178 967,1 |
190 101,8 |
201 793,9 |
1.2. Амортизация основных фондов, начисленная за год |
67 511,1 |
72 023,7 |
77 901,3 |
84 391,2 |
91 403,9 |
1.3. Налоговые доходы бюджетов всех уровней1 |
124 188,4 |
136 912,0 |
151 802,4 |
167 632,6 |
184 034,9 |
1.4. Неналоговые доходы |
9 322,0 |
9 190,1 |
8 354,7 |
7 989,2 |
8 157,9 |
1.5. Взносы в государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ) |
91 928,1 |
101 448,7 |
110 273,8 |
125 815,9 |
144 559,4 |
2. Сальдо взаимоотношений с федеральным уровнем власти (стр. 2.2 - стр. 2.1) |
35 562,4 |
35 685,3 |
38 289,3 |
37 944,9 |
32 324,7 |
2.1. Средства, передаваемые на федеральный уровень власти |
66 700,4 |
74 060,7 |
81 119,4 |
88 663,0 |
96 447,0 |
2.2. Средства, получаемые от федерального уровня власти |
102 262,8 |
109 746,0 |
119 408,7 |
126 607,9 |
128 771,7 |
3. Всего доходов (стр.1+стр.2) |
491 015,9 |
524 697,2 |
565 958,6 |
614 258,5 |
662 671,0 |
4. Расходы, из них: |
506 061,5 |
538 542,9 |
578 782,1 |
625 770,5 |
674 167,6 |
4.1. Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций |
202 449,8 |
211 988,3 |
227 021,1 |
242 795,2 |
259 534,8 |
4.2. Национальная экономика |
18 539,1 |
19 293,2 |
20 428,0 |
21 694,4 |
23 017,8 |
4.3. Социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета области, а также средств внебюджетных фондов |
247 857,3 |
263 442,0 |
288 025,6 |
313 771,9 |
341 570,0 |
Сводный финансовый баланс области на 2014 - 2016 годы составлен на базе основных показателей прогноза социально-экономического развития.
В 2014 году планируется увеличить доходы, создаваемые на территории области, на 7,9% по сравнению с 2013 годом. К 2016 году их прирост составит 28,9% к уровню 2013 года.
Рост доходов в 2014 году планируется обеспечить за счет дальнейшего роста налоговых доходов бюджетной системы (на 10,9%).
Общий объем расходов на 2014 год прогнозируется в сумме 578,8 млрд. рублей, рост к уровню предыдущего года прогнозируется на 7,5%, к 2016 году их прирост составит 25,2% к оценке 2013 года.
В 2014 году половина расходов региона будет приходиться на социально-культурные мероприятия (в т.ч. социальную политику, образование, здравоохранение, культуру).
1 - без учета налога на прибыль организаций
3.5. Основные бюджетообразующие показатели
3.5.1. Фонд оплаты труда
Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) в январе - июне 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года увеличился на 14% и составил 163,8 млрд. руб.
По оценке 2013 года ожидается, что ФОТ составит 354,2 млрд. руб. (или 114,9% к уровню 2012 года).
Прогнозируется, что в 2014 году объем ФОТ достигнет 401,4 млрд. руб., что на 13,3% выше уровня 2013 года. В 2015 - 2016 годах ежегодный прирост составит 114,8 - 115,1%.
График 22
Динамика ФОТ Нижегородской области
Величина ФОТ к концу прогнозируемого периода возрастет на 72% к уровню 2012 года и составит 530,5 млрд. руб.
Основная часть ФОТ области будет формироваться на предприятиях обрабатывающих производств (около 22%), в организациях социальной сферы (около 16%), в отрасли "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (около 16%) и торговли (около 11%).
3.5.2. Прибыль прибыльных организаций
Прибыль прибыльных организаций в январе - июне 2013 года составила 74,8 млрд. руб. или 87,2% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Снижение суммы прибыли прибыльных предприятий в первом полугодии 2013 года обусловлено в основном динамикой прибыли двух предприятий, относящихся к виду экономической деятельности "транспортирование по трубопроводам" и входящих в состав вертикально-интегрированных структур:
- ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" - снижение прибыли в 8,7 раза в результате перераспределения головной организацией тарифной выручки между предприятиями группы;
- ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - снижение прибыли в 2,1 раза в результате продажи в 2012 году, по решению головной организации, непрофильных активов, что существенно увеличило выручку предприятия.
Без учета этих предприятий по остальной экономике произошел рост прибыли, который составил 123,4% к уровню 1 полугодия 2012 года.
Ожидается, что по итогам 2013 года организациями области будет получено 167,5 млрд. руб. прибыли, что на 4,1% больше, чем в 2012 году.
Прогноз по данному показателю формировался с учетом планов и намерений крупнейших организаций области. По прогнозу объем прибыли прибыльных организаций в 2014 году составит 179 млрд. руб. с приростом к 2013 году на 6,8%.
К 2016 году сумма прибыли возрастет до 201,8 млрд. руб., что на 20,5% выше уровня 2013 года.
График 23
Динамика прибыли прибыльных организаций Нижегородской области
Основная часть прибыли в прогнозируемом периоде будет формироваться на промышленных предприятиях области (более 60%), в организациях транспорта и связи (около 15%), а также в организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей (около 5%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 г. N 749 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2014 год и на период до 2016 года"
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора и Правительства Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 марта 2014 г. N 162
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 января 2014 г. N 1