В целях обеспечения единого подхода к созданию и организации муниципальной пожарной охраны на территории Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о муниципальной пожарной охране (далее - Положение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при создании муниципальной пожарной охраны руководствоваться данным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Примерное положение
о муниципальной пожарной охране
(утв. распоряжением Правительства Нижегородской области
от 23 апреля 2008 г. N 590-р)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и порядок организации муниципальной пожарной охраны муниципального образования.
1.2. Муниципальная пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органами местного самоуправления подразделений, предназначенных для организации профилактики и тушения пожаров, осуществления первичных мер пожарной безопасности, принятия мер по локализации пожара, спасения людей и имущества до прибытия подразделения государственной противопожарной службы, проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Подразделения муниципальной пожарной охраны входят в единый гарнизон пожарной охраны и координируются государственной противопожарной службой в муниципальном образовании.
1.3. Подразделения муниципальной пожарной охраны состоят из профилактических групп и боевых расчетов, оснащенных специальной пожарной техникой, первичными средствами пожаротушения, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами для проведения работ по предупреждению и тушению пожаров.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципального образования.
1.4. Деятельность муниципальной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области, муниципальными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
1.5. Подразделения муниципальной пожарной охраны входят в единую систему обеспечения пожарной безопасности и принимают участие в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с утвержденными в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарной охраны и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны.
1.6. Оперативные транспортные средства муниципальной пожарной охраны имеют окраску в соответствии с государственным стандартом.
2. Основные задачи муниципальной пожарной охраны
2.1. Основными задачами муниципальной пожарной охраны являются:
осуществление профилактики пожаров на территории муниципального образования;
спасение людей и имущества при пожарах на территории муниципального образования;
организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования в соответствии с утвержденными в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарной охраны на тушение пожаров и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны.
3. Основные функции муниципальной пожарной охраны
3.1. Основными функциями, осуществляемыми муниципальной пожарной охраной в рамках своей компетенции, являются:
участие в разработке мер пожарной безопасности и внесение в органы местного самоуправления предложений о выполнении первичных мер пожарной безопасности, направленных на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров;
ведение противопожарной пропаганды через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения;
проведение профилактических мероприятий в населенных пунктах муниципальных образований с целью осуществления контроля за состоянием и содержанием водоисточников для целей наружного пожаротушения, средств звукового оповещения людей о пожаре, проведением мероприятий по исключению возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а также за состоянием водоподающей техники, в том числе подготовкой для возможного использования водовозной и землеройной техники;
проведение профилактических мероприятий в частном жилищном фонде с вручением предложений об устранении выявленных нарушений и проведением противопожарного инструктажа под роспись;
проведение встреч (сходов) с населением по разъяснению мер пожарной безопасности;
разработка и корректировка документов предварительного планирования действий по тушению пожаров на территории муниципального образования и на находящихся на его территории объектах;
обеспечение работоспособности системы приема и регистрации вызовов;
обеспечение постоянной боевой готовности пожарной техники, пожарно-технического оборудования и средств связи, имеющихся на вооружении муниципальной пожарной охраны;
проведение по согласованию с руководителями организаций на объектах пожарно-тактических учений, занятий по решению пожарно-тактических задач, а также пожарно-тактического изучения объектов;
разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями;
изучение, обобщение, обмен и внедрение передового опыта в области тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
подбор и расстановка кадров личного состава муниципальной пожарной охраны;
организация и проведение в пределах компетенции всех видов профессиональной подготовки, а также специальной подготовки по должности в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность противопожарной службы;
организация и реализация требований, норм, правил в области организации службы пожаротушения, подготовки личного состава, охраны труда.
4. Личный состав муниципальной пожарной охраны
4.1. Личный состав муниципальной пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.
4.2. Личный состав муниципальной пожарной охраны при поступлении на работу и периодически во время работы не реже одного раза в год должен проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья для работы в пожарной охране.
4.3. Личный состав муниципальной пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по разработанным в установленном порядке программам. Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.
4.4. Последующая повседневная подготовка личного состава муниципальной пожарной охраны осуществляется руководителем подразделения муниципальной пожарной охраны.
В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов и правила по охране труда. Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.
Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники.
Подразделения муниципальной пожарной охраны должны участвовать в отработке планов пожаротушения и взаимодействия с подразделениями иных видов пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара, спасению людей и имущества от пожара на территории муниципального образования в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарной охраны на тушение пожаров и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны.
5. Социальные льготы и гарантии
5.1. Работникам муниципальной пожарной охраны предоставляются льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципального образования.
6. Финансовое обеспечение муниципальной пожарной охраны. Имущество
6.1. Финансовое обеспечение муниципальной пожарной охраны осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
6.2. Источниками формирования имущества муниципальной пожарной охраны является имущество, приобретаемое для муниципальной пожарной охраны в установленном законом порядке.
7. Организация деятельности муниципальной пожарной охраны
7.1 Деятельностью подразделения муниципальной пожарной охраны руководит начальник подразделения муниципальной пожарной охраны (пожарной части).
7.2. Начальник подразделения муниципальной пожарной охраны назначается и освобождается от должности главой муниципального образования и работает во взаимодействии с противопожарной службой Нижегородской области.
8. Реорганизация и ликвидация муниципальной пожарной охраны
8.1. Реорганизация и ликвидация муниципальной пожарной охраны осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 23 апреля 2008 г. N 590-р "Об утверждении Примерного положения о муниципальной пожарной охране"
Текст распоряжения опубликован в газете "Нижегородские новости", N 155 от 21 августа 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2015 г. N 2135-р
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2013 г. N 740-р