В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о системах оповещения населения, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 422/90/376, в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке оповещения и информирования населения Нижегородской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области.
2. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление МЧС России по Нижегородской области):
- обеспечивать выполнение мероприятий оповещения, проводимых дежурной сменой федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области" (далее - ФКУ ЦУКС) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, и осуществлять подготовку дежурной смены к действию по оповещению населения;
- осуществлять в рамках своей компетенции контроль за созданием (реконструкцией) и состоянием готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения населения в районах размещения на территории Нижегородской области потенциально опасных объектов, комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области;
- осуществлять методическую помощь в создании (реконструкции) региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения населения в районах размещения на территории Нижегородской области потенциально опасных объектов, комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области;
- осуществлять контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения;
- содействовать органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления и организациям связи, операторам связи и организациям телерадиовещания в разработке порядка взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области:
- разработать и утвердить соответствующие положения о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований Нижегородской области;
- поддерживать (организовать эксплуатационно-техническое обслуживание и содержание средств оповещения) системы оповещения муниципальных образований области в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и обеспечивать их развитие в части, касающейся расширения зон охвата, за счёт вновь подключаемых оконечных устройств;
- определить возможные порядок и способы доведения сигналов и информации оповещения до органов управления и населения в районах Нижегородской области, не охваченных региональной автоматизированной системой оповещения, разрабатывать и согласовывать с заинтересованными органами и организациями планы оповещения населения на данных территориях и обеспечивать их выполнение;
- оперативно и достоверно оповещать население муниципального образования Нижегородской области о прогнозируемых и о возникших чрезвычайных ситуациях, информировать о приемах и способах защиты населения от них;
- участвовать в рамках своей компетенции в проведении проверок работоспособности системы оповещения Нижегородской области, организовать и обеспечить проведение проверок готовности местных систем оповещения;
- вносить предложения о территориях Нижегородской области, подлежащих включению в перечень территорий, требующих создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2013 года N 791-р;
- вносить предложения по взаимодействию (интеграции) систем оповещения населения всех уровней на территории муниципального образования Нижегородской области;
- определить операторов связи и местные организации телерадиовещания, обладающие необходимыми сетями (техническими средствами) для оповещения населения муниципального образования Нижегородской области о чрезвычайных ситуациях, подготовить предложения о порядке взаимодействия с ними в условиях чрезвычайных ситуаций;
- обучить население и органы управления действиям по сигналам оповещения;
- содействовать Главному управлению МЧС России по Нижегородской области в предоставлении участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- создавать и поддерживать в готовности к использованию запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения;
- представлять сведения о наличии и ходе создания (реконструкции) систем оповещения в докладах о состоянии гражданской обороны в управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области.
4. Рекомендовать организациям, эксплуатирующим потенциально опасные объекты:
- создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- оперативно и достоверно оповещать сотрудников и население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, информировать о приемах и способах защиты от них;
- предоставлять в установленном порядке Главному управлению МЧС России по Нижегородской области участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
5. Рекомендовать организациям связи, операторам связи и организациям телерадиовещания Нижегородской области:
- обеспечивать техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
- обеспечивать готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
- производить по заявкам Главного управления МЧС России по Нижегородской области запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации;
- рассмотреть возможность создания энергонезависимых баз, обеспечивающих гарантированное энергопитание основных элементов системы оповещения;
- проводить эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 11 мая 2006 года N 165 "О порядке оповещения и информирования населения Нижегородской области об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий";
пункт 9 постановления Правительства Нижегородской области от 17 июля 2007 года N 233 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области С.А. Потапова.
8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора |
В.А. Иванов |
Положение
о порядке оповещения и информирования населения Нижегородской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области
(далее - Положение)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2013 г. N 421)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи и порядок организации оповещения и информирования населения Нижегородской области и органов, осуществляющих управление силами территориальной подсистемы Нижегородской области единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС), об угрозе возникновения и (или) о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2. Системы оповещения на территории Нижегородской области создаются на региональном, местном и локальном уровнях (в районе размещения потенциально опасных объектов).
В зонах экстренного оповещения создается комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
1.3. Основной задачей системы оповещения Нижегородской области является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области;
- Главного управления МЧС России по Нижегородской области;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Нижегородской области;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- населения, проживающего на территории Нижегородской области.
1.4. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и районного звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием Нижегородской области;
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования Нижегородской области;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования Нижегородской области.
1.5. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
1.6. Основными задачами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации являются:
- мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов;
- доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения, проживающего в зоне экстренного оповещения, в автоматическом или автоматизированном режимах.
2. Порядок задействования систем оповещения
2.1. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются на уровне:
1) региональной системы оповещения - старшим оперативным дежурным ФКУ ЦУКС с разрешения начальника Главного управления МЧС по Нижегородской области или лица, его замещающего, с немедленным информированием ответственного дежурного Правительства Нижегородской области;
2) муниципальной системы оповещения:
- главой администрации муниципального образования Нижегородской области с немедленным информированием ФКУ ЦУКС;
- старшим оперативным дежурным ФКУ ЦУКС с разрешения начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области или лица, его замещающего, при угрозе чрезвычайной ситуации межмуниципального (территориального) уровня;
3) локальной системы оповещения:
- руководителем потенциально опасного объекта или руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с немедленным информированием ФКУ ЦУКС;
- старшим оперативным дежурным ФКУ ЦУКС с разрешения начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области или лица, его замещающего, при угрозе чрезвычайной ситуации в зоне действия локальной системы оповещения.
Комплексная система экстренного оповещения населения задействуется автоматически при появлении критических показаний мониторинга с немедленным информированием органов повседневного управления РСЧС Нижегородской области всех уровней.
Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
Использование радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2013 года N 287 "О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения".
2.2. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача информации и сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Автоматизированный режим - основной режим, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления РСЧС и гражданской обороны Нижегородской области.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления РСЧС и гражданской обороны Нижегородской области осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.
Для оповещения населения установлен единый сигнал: "Внимание всем!".
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала "Внимание всем!".
По этому сигналу население, рабочие и служащие объектов производственной и социальной сферы обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио- и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
Речевая информация передается населению Нижегородской области при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух-, трехкратное повторение передачи речевого сообщения.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студии вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях по решению постоянно действующих органов управления РСЧС допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных единой дежурно-диспетчерской службы.
Факт перерыва вещательной программы должен фиксироваться дежурными службами органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и органов телерадиовещания.
Стандартные речевые сообщения хранятся на магнитных и иных носителях информации.
Сигнал об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае непосредственной опасности заражения и произошедших крупных аварий и катастроф с выбросом (разливом) АХОВ.
Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому сигналу необходимо действовать согласно указаниям соответствующего органа, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Сигнал об угрозе затопления подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины гидротехнического узла.
Передача сигнала оповещения "Радиационная опасность" осуществляется только через орган управления, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данный сигнал может быть получен от вышестоящего органа, осуществляющего управление силами РСЧС.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке. Передача сигналов оповещения и кратких информационных сообщений осуществляется по всем средствам связи и вещания вне всякой очереди.
2.3. Планирование и проведение проверок систем оповещения, тренировок по передаче сигналов оповещения и речевой информации осуществляется управлением по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области, органами местного самоуправления области совместно с Главным управлением МЧС по Нижегородской области, организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания.
Сохранность электросирен и громкоговорителей уличной звукофиксации в приватизированных или подлежащих приватизации зданиях обеспечивают владельцы этих зданий по договорам в соответствии с Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2013 г. N 421 "О порядке оповещения и информирования населения Нижегородской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 11 июля 2013 г. N 122
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 мая 2021 г. N 365 настоящий документ признан утратившим силу с 14 мая 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2020 г. N 763
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. N 311
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 марта 2019 г. N 113
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 г. N 237
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 г. N 634
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 925
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 июня 2014 г. N 396
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 г. N 696