В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре", Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Порядок
осуществления государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2013 г. N 624)
1. Настоящий Порядок определяет требования к организации и осуществлению государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области.
2. Государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области (далее - региональный государственный жилищный надзор) осуществляется государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Госжилинспекция).
Порядок организации деятельности, полномочия и функции Госжилинспекции определяются положением о Госжилинспекции.
Положение и структура Госжилинспекции утверждаются Правительством Нижегородской области.
3. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
4. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
4.1. Организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
4.2. Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
4.3. Систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
5. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
5.1. Обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
формированию фондов капитального ремонта.
5.2. Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
6. Должностные лица Госжилинспекции, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, являются соответственно государственными жилищными инспекторами и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
6.1. Запрашивать на основании мотивированных письменных запросов и получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
6.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.
6.3. Выдавать предписания:
о прекращении нарушений обязательных требований;
об устранении выявленных нарушений;
о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
6.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
6.5. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
7. Региональный государственный жилищный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица Госжилинспекции: руководитель Госжилинспекции, заместители руководителя Госжилинспекции, начальники отделов Госжилинспекции, консультанты и специалисты Госжилинспекции, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного жилищного надзора в соответствии с должностными регламентами.
8. Должностные лица Госжилинспекции, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Нижегородской области.
9. Госжилинспекция как орган регионального государственного жилищного надзора:
9.1. Вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
9.2. Осуществляет прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Прием и учет Госжилинспекцией указанных уведомлений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9.3. Информирует (не реже чем один раз в год) население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.
10. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного регионального жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организаций организаций# и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
10.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в Госжилинспекцию уведомлением о начале указанной деятельности;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
10.2. Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в Госжилинспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
10.3. Проверки деятельности региональных операторов в соответствии с частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения указанных проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
11. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, применяются положения настоящего Порядка и принятого в соответствии с ним административного регламента, утвержденного уполномоченным органом.
12. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
13. По решению руководителя Госжилинспекции к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю", для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в Госжилинспекцию документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информации об их деятельности Госжилинспекция:
14.1. Проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
14.2. Изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети "Интернет" информацию об их деятельности.
15. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении Госжилинспекцией плановых и внеплановых проверок.
16. Госжилинспекция в сроки, установленные Правительством Нижегородской области, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет":
16.1. Ежегодный план проведения плановых проверок.
16.2. Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных).
16.3. Ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора.
16.4. Тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.
17. Взаимодействие Госжилинспекции с органами муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии со статьей 7.1 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области".
18. Взаимодействие Госжилинспекции с органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется в форме информирования Госжилинспекции о результатах внеплановых проверок деятельности управляющих организаций с целью недопущения проведения проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одних и тех же управляющих организаций.
19. Взаимодействие Госжилинспекции с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов осуществляется в формах:
проведения совместных совещаний, конференций, семинаров;
организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
инспекционных обследований жилищного фонда;
рассмотрения запросов, сбора, получения и представления информации;
иных, предусмотренных действующим законодательством, формах.
20. При организации и осуществлении регионального государственного жилищного надзора Госжилинспекция осуществляет взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, судебными органами, органами прокуратуры, органами местного самоуправления и организациями.
21. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Госжилинспекции при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2013 г. N 624 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 19 сентября 2013 г. N 167
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2021 г. N 958 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 августа 2020 г. N 675
Изменения вступают в силу с 22 августа 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 марта 2020 г. N 191
Изменения вступают в силу с 22 марта 2020 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 5 июня 2019 г. N 341
Изменения вступают в силу с 17 июня 2019 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 ноября 2018 г. N 775
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 июня 2018 г. N 442
Изменения вступают в силу с 28 июня 2018 г., распространяются на правоотношения, возникшие с 11 января 2018 г., за исключением абзаца третьего подпункта 1.1 пункта 1 изменений, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 3 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 февраля 2018 г. N 65
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 октября 2017 г. N 759
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 февраля 2017 г. N 39
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 октября 2016 г. N 677
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 марта 2015 г. N 121
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2014 г. N 652