Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Сарова
от 7 июля 2015 г. N 2456
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
31 марта, 21 декабря 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 03.09.2014 N 109-З "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 16.10.2014 N 703 "Об утверждении Требований к порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядку проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области", приказом министерства экономики Нижегородской области от 16.10.2014 N 129 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов", статьей 45 Устава города Сарова.
Постановлением администрации города Сарова Нижегородской области от 21 декабря 2016 г. N 4026 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1.2. Настоящий Порядок определяет правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Сарова и проектов муниципальных нормативных правовых актов городской Думы, разработанных Администрацией города Сарова, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты нормативных правовых актов), в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Сарова.
1.3. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Сарова.
1.4. Положения настоящего Порядка не распространяются на:
1.4.1. Регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).
1.4.2. Проекты нормативных правовых актов, предусматривающих расходы бюджета города Сарова, по принятым ранее бюджетным обязательствам.
1.4.3. Проекты нормативных правовых актов, если они содержат:
1) сведения, составляющие государственную тайну;
2) сведения конфиденциального характера;
3) принятых (принимаемых) во исполнение актов высшей юридической силы.
1.4.4. Проекты нормативных правовых актов городской Думы города Сарова, разработанные Администрацией города Сарова, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы.
1.4.5. Проекты нормативных правовых актов городской Думы города Сарова, разработанные Администрацией города Сарова, регулирующие бюджетные правоотношения.
1.5. Процедура оценки регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, не указанных в пункте 1.4. настоящего Порядка, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, предусматривающих:
1) введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
2) возникновение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) возникновение расходов бюджета города Сарова.
1.6. При подготовке проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разработчик проекта (структурное подразделение Администрации города Сарова):
1.6.1. Составляет пояснительную записку к проекту нормативного правового акта, в которой должны быть отражены следующие сведения по обоснованию эффективности его принятия:
1) Краткое описание предлагаемого регулирования.
2) Основание для проведения оценки регулирующего воздействия (одно или несколько):
- наличие определенной проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление неоднократных обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления, свидетельствующих о наличии проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление предложений от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3) Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, в том числе:
- причины (источники) возникновения проблемы в сфере регулирования;
- устойчивость проблемы во времени и отсутствие возможности ее устранения участниками соответствующих отношений самостоятельно (без дополнительного вмешательства);
- возможности устранения (минимизации негативного воздействия) проблемы, в том числе путем информирования участников соответствующих отношений, совершенствования правоприменительной практики, а также разработки, изменения или отмены муниципальных нормативных правовых актов;
- цели регулирования, направленные на устранение (минимизацию негативного воздействия) выявленной проблемы.
4) Сведения о проведении специального исследования данной проблемы (если таковое было проведено), в том числе о сформированной экспертной группе для проведения анализа данной проблемы.
5) Предварительная оценка выгод и издержек для социальных групп, а также оценка выгод и издержек сохранения действующего регулирования.
6) Краткое описание:
- предмета регулирования и социальных групп, на которые распространяется государственное регулирование;
- проекта муниципального нормативного правового акта;
- оценок степени и сроков достижения цели регулирования;
- рисков не достижения целей регулирования, а также возможных негативных последствий от введения нового регулирования.
7) Описание реализации регулирования:
- кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы;
- обоснование необходимости запрашиваемой информации, отсутствия дублирования информационных потоков, возможности рационализации информационного потока путем организации межведомственного взаимодействия и электронного документооборота;
- как будет обеспечиваться соблюдение установленных требований.
8) Наличие необходимости применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц с соответствующим обоснованием.
9) Оценка расходов бюджета города Сарова.
10) Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.
11) Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
1.6.2. Проводит процедуру оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
1.7. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия предусматривает следующие этапы:
1.7.1. Размещение уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
1.7.2. Проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
1.7.3. Составление отчета по результатам проведенных публичных консультаций.
1.7.4. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
2. Порядок проведения публичных консультаций
2.1. В рамках проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта проводятся публичные консультации.
2.2. В ходе проведения публичных консультаций производится оценка отношения социальных групп к предлагаемой проектом нормативного правового акта модели урегулирования выявленной проблемы, соответствия заявленным целям представленного проекта нормативного правового акта, воздействия предлагаемого проектом нормативного правового акта регулирования на действующих и потенциальных адресатов регулирования.
2.3. Для проведения публичных консультаций разработчик проекта нормативного правового акта обеспечивает размещение на официальном сайте Администрации города Сарова (www.adm.sarov.com) и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты) уведомления о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. К уведомлению о проведении публичных консультаций прилагается проект правового акта и пояснительная записка, подготовленная в соответствии с п. 1.6.1. настоящего Порядка.
2.4. Уведомление о проведении публичных консультаций должно содержать перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, в виде опросного листа (приложение N 2 к настоящему Порядку).
2.5. Срок проведения публичных консультаций составляет 30 календарных дней со дня размещения на официальных сайтах уведомления об их проведении.
2.6. Публичные консультации проводятся путем сбора мнений их участников посредством электронной почты, получения мнений на бумажном носителе информации, опроса бизнес- и экспертных сообществ, интернет-опросов, а также в форме проведения совещаний с заинтересованными сторонами.
2.7. По окончании публичных консультаций разработчик проекта в течение 10 календарных дней со дня истечения срока их проведения:
2.7.1. Проводит анализ информации, полученной в ходе проведения публичных консультаций, с учетом:
2.7.1.1. Исключения информации, не относящейся к предмету публичных консультаций.
2.7.1.2. Анализа доказательной базы полученных мнений участников публичных консультаций.
2.7.1.3. Рассмотрения на экспертной группе (в случае ее создания) возможности принятия мнений, полученных по результатам публичных консультаций.
2.7.1.4. Структурирования информации, полученной в ходе публичных консультаций.
2.7.2. Составляет отчет о проведении публичных консультаций по форме, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, с указанием формы проведения публичных консультаций, поименного списка участников публичных консультаций и свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций, в котором отражаются все мнения участников публичных консультаций.
2.8. При составлении свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций разработчик проекта указывает, каким образом замечание (предложение) было учтено (при учете замечания и (или) предложения) или причину, по которой замечание и (или) предложение было отклонено (при отклонении замечания и (или) предложения).
2.9. Учету подлежат позиции участников публичных консультаций относительно положений проекта правового акта, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также относительно возможных последствий введения нового правового регулирования.
2.10. Разработчик проекта правового акта в течение трех рабочих после составления отчета о проведении публичных консультаций обеспечивает его размещение на официальных сайтах.
3. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
3.1. По результатам оценки проекта нормативного правового акта разработчик проекта в течение 5 календарных дней после составления отчета о проведении публичных консультаций осуществляет подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
3.2. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия должна производиться разработчиком проекта с учетом Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных приказом министерства экономики Нижегородской области от 16.10.2014 N 129:
3.2.1. Составлять наиболее полное, четкое описание существующей проблемы, на решение которой направлено регулирование. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к принятию избыточных (недостаточных) мер или к ошибочному отказу от регулирования.
3.2.2. В обобщенном виде выделять следующие социальные группы: хозяйствующие субъекты, граждане и общество в целом. Затем возможна более подробная классификация в соответствии с необходимой степенью детализации.
3.2.3. Рассматривать отсутствие/наличие, снижение/увеличение рисков наступления негативных событий, связанных со сложившейся текущей ситуацией в регулируемой сфере.
3.2.4. Определять последствия, если никаких действий в регулируемой сфере деятельности не будет предпринято, учитывая экономические, социальные, экологические и иные последствия. В случае если какие-либо последствия сложно определить, это рекомендуется также указывать.
3.2.5. При определении целей регулирования избегать подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения. Цели должны быть просты для понимания.
3.2.6. При определении возможных вариантов достижения поставленной цели сначала рассматривать вариант невмешательства и варианты с минимальным вмешательством (совершенствование применения существующего регулирования, саморегулирование), а лишь затем варианты более масштабного вмешательства (прямое регулирование).
3.2.7. Определять инструменты экономического и правового характера для достижения поставленной цели.
3.2.8. Для качественного описания и количественной оценки соответствующего воздействия могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
- анализ "затраты-результат" - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
- анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
- многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования при наличии нескольких критериев.
3.2.9. Проведение публичных консультаций со всеми заинтересованными сторонами способствует повышению общего качества вводимого регулирования.
3.2.10. При описании выбранного варианта регулирования раскрыть следующие вопросы:
- вопросы организационного характера: кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы;
- какие необходимые действия ожидаются от участников регулируемой сферы: сбор и предоставление дополнительной информации, заполнение новых форм отчетности и т.д.;
- порядок введения регулирования (наличие переходных положений: распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры);
- необходимость применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных социальных групп.
3.2.11. При определении ожидаемых выгод от реализации выбранного варианта рассматривать следующие выгоды:
- для граждан: большее удобство при приобретении товаров и/или услуг, улучшение доступа к информации, снижение цен, повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: снижение потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований, рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования и т.п.;
- для муниципального образования: рационализация процесса регулирования и установки требований, снижение затрат на мониторинг и контроль, более высокая степень соблюдения норм и т.п.;
- для общества в целом: повышение безопасности рабочих мест, больший доступ к услугам и/или возможностям, улучшение благосостояния и качества жизни и т.п.
3.2.12. При определении издержек от реализации выбранного варианта рассматривать следующие издержки:
- для граждан: повышение цен, сокращение выбора товаров/услуг или доступных соотношений цена/качество и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: повышение цен на ресурсы, прямые денежные расходы (за получение лицензий, сертификатов и т.п.), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п.; затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке и т.п.;
- для муниципального образования: единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций) и т.п.;
- для общества в целом: рост безработицы и снижение темпов экономического роста, уменьшение количества общественных благ и т.д.
3.2.13. В случае наличия в выбранном варианте регулирования негативных последствий его применения для различных социальных групп указывать необходимые меры, позволяющие минимизировать указанные последствия (увеличение размера предоставления субсидий, уменьшение количества предоставляемых документов и т.п.).
3.3. Разработчик проекта в течение трех рабочих дней после составления заключения об оценке регулирующего воздействия обеспечивает его размещение на официальных сайтах.
4. Подготовка экспертного заключения
4.1. Заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением проекта нормативного правового акта, пояснительной записки к нему и отчета о проведении публичных консультаций разработчик проекта в течение 1 рабочего дня после составления последнего направляет в управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова.
4.2 Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова в течение 5 рабочих дней с момента поступления заключения об оценке проекта нормативного правового акта рассматривает поступившее заключение об оценке проекта нормативного правового акта на соответствие порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, наличия в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта сведений, определенных в подпункте 1.6.1. настоящего Порядка и обоснованности представляемых результатов процедур оценки регулирующего воздействия.
4.3. По результатам рассмотрения управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова составляет экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта по форме, согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Экспертное заключение не составляется, если разработчиком проекта является Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова.
4.4. Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова обеспечивает размещение экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на официальных сайтах не позднее 15 календарных дней со дня его составления.
4.5. В случае выявления Управлением экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова нарушений порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и необоснованности представленных результатов процедур оценки регулирующего воздействия составляется отрицательное экспертное заключение.
Отрицательное экспертное заключение направляется Управлением экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова в течение 2-х рабочих дней со дня его составления разработчику проекта.
4.6. При выявлении Управлением экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова нарушений порядка проведения публичных консультаций, проект нормативного правового акта подлежит повторной процедуре проведения публичных консультаций в порядке и в сроки, установленные разделом 2 настоящего Порядка.
4.7. В случае получения отрицательного экспертного заключения Управления экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова разработчик проекта не позднее 30 календарных дней с даты поступления экспертного заключения обеспечивает устранение изложенных замечаний и повторно направляет заключение и приложения (в случае если они подлежали исправлению) в Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова для подготовки экспертного заключения.
4.8. В случае несогласия разработчика проекта с экспертным заключением разработчик проекта в течение 3-х рабочих дней готовит и направляет в Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова свои возражения в письменном виде.
4.9. Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова в течение 3-х рабочих дней после получения возражений на отрицательное заключение (отдельные положения отрицательного экспертного заключения) рассматривает их и в письменной форме уведомляет разработчика проекта о согласии (несогласии) с возражениями на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного заключения).
В случае несогласия с возражениями на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного заключения) разногласия рассматриваются комиссией, созданной Администрацией города Сарова.
В состав комиссии включаются:
- от Управления экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова: начальник Управления, специалист, составлявший экспертное заключение;
- от разработчика проекта: руководитель структурного подразделения, разработавшего проект, специалист, составлявший заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта.
К работе комиссии по вопросам, вызвавшим разногласия, привлекаются независимые эксперты и представители общественности.
Решение комиссии оформляется протоколом. Протокол составляется разработчиком проекта не позднее 3-х рабочих дней с даты проведения заседания комиссии.
Решение комиссии является обязательным и подлежит учету разработчиком в проекте нормативного правового акта.
4.10. Разработчик проекта после получения положительного экспертного заключения или окончания процедур урегулирования разногласий в связи с отрицательным экспертным заключением направляет проект нормативного правового акта на согласования в соответствующие структурные подразделения Администрации города Сарова.
4.11. Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, один из которых прикладывается к проекту нормативного правового акта, для дальнейшего согласования со структурными подразделениями Администрации города Сарова, второй экземпляр хранится в управлении экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова.
5. Подготовка доклада о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия
5.1. Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, готовит доклад о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в городе Сарове и представляет его в Министерство экономики Нижегородской области.
5.2. Управление экономического развития и предпринимательства Администрации города Сарова обеспечивает размещение доклада о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в городе Сарове на официальных сайтах не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.