Приказ Министерства образования Нижегородской области от 18 ноября 2015 г. N 4608
"Об утверждении порядка формирования предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
В соответствии с пунктом 14 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (ред. 07.07.2015), Положением о предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом министерства образования Нижегородской области от 10.02.2015 N 322, и в целях организованного проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Л. Родионову.
Министр |
С.В. Наумов |
Порядок
формирования предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(утв. приказом министерства образования Нижегородской области от 18 ноября 2015 г. N 4608)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок формирования предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок формирования ПК) разработан на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (ред. 07.07.2015) (далее - Порядок проведения ГИА) с учетом Методических рекомендаций (письмо от 27.02.2015 N 02-63) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
1.2. В настоящем Порядке формирования ПК определяются:
- сроки проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметной комиссии (далее - ПК),
- статусы экспертов ПК,
- квалификационные требования для экспертов,
- порядок организации квалификационного испытания, в том числе допуск к прохождению, формат проведения квалификационного испытания, проведение процедуры присвоения экспертам статуса, формирование ПК,
- порядок проведения анализа работы ПК,
- порядок привлечения экспертов к работе с ПК,
- порядок организации согласования и совершенствования подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА.
2. Сроки проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК
2.1. Сроки проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются министерством образования Нижегородской области в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
2.2. Мероприятия по подготовке экспертов и формированию ПК реализуются в соответствии с планом-графиком, прилагаемым к настоящему Порядку формирования ПК (приложение 1 к настоящему Порядку).
3. Статусы экспертов ПК
3.1. Эксперту ПК присваивается один из трех статусов:
- "ведущий эксперт" - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта, осуществлять функции организатора и консультанта в аудитории, где проводится проверка экзаменационных работ.
- "старший эксперт" - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, осуществлять функции организатора и консультанта в аудитории, где проводится проверка экзаменационных работ.
- "основной эксперт" - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК.
3.2. При учете времени работы "ведущего" и "старшего" экспертов, которые осуществляют функции организатора и консультанта в аудитории, где проводится проверка экзаменационных работ, учитывается фактически отработанное время вне зависимости от количества проверенных работ.
4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам ПК
4.1. Статусы "ведущего, старшего, основного эксперта" присваиваются с учетом результатов квалификационных испытаний, опыта работы в ПК, рекомендации председателя предметной комиссии.
4.2. Для присвоения статуса эксперта устанавливаются следующие квалификационные требования:
4.2.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливаются в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения ГИА:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего повышение квалификации в нормативно установленные сроки по дополнительной профессиональной образовательной программе, включающей в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Прохождение квалификационных испытаний является обязательным условием участия эксперта в работе предметной комиссии.
5.2. Квалификационные испытания для экспертов проводятся в очной или дистанционной форме в формате оценивания развернутых ответов не менее 3-х экзаменационных работ (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФГБНУ ФИПИ)).
5.3. Квалификационные испытания экспертов предметных комиссий организуются и проводятся аттестационной комиссией, состав которой утверждается приказом ректора ГБОУ ДПО НИРО.
5.4. Квалификационные испытания для экспертов проводятся в период с ноября по февраль ежегодно.
5.5. Эксперты, прошедшие квалификационные испытания в текущем учебном году, включаются в состав ПК.
5.6. ПК формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов. Состав ПК по соответствующему учебному предмету утверждается приказом министерства образования Нижегородской области ежегодно.
5.7. Эксперты, вошедшие в состав ПК на текущий учебный год, принимают участие в проверке развернутых ответов участников ГИА, а также привлекаются к рассмотрению апелляций в текущем учебном году.
5.8. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем учебном году, не допускается к включению в состав ПК, не принимают участие в проверке развернутых ответов участников ГИА и не привлекаются к рассмотрению апелляций в текущем учебном году.
6. Проведение анализа работы ПК
6.1. Анализ работы ПК осуществляется в соответствии с перечнем направлений для анализа работы ПК (приложение 2 к настоящему Порядку) председателями предметных комиссий.
6.2. Аналитическая справка по итогам работы ПК за подписью председателя ПК по соответствующему учебному предмету представляется председателю государственной экзаменационной комиссии Нижегородской области (ГЭК) в срок до 15 июля ежегодно.
6.3. Результаты анализа работы ПК, в том числе анализ согласованности работы экспертов при оценивании развернутых ответов участников ГИА, используются при подготовке экспертов в следующем году.
7. Привлечение экспертов к работе в ПК
7.1. Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус "ведущий эксперт".
7.2. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
7.3. Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут только эксперты, которым в текущем учебном году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт" и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
7.4. Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной министерством образования Нижегородской области по согласованию с ГЭК, могут только эксперты, которым в текущем учебном году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт";
7.5. Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем учебном году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
8. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА
8.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется многоуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях:
8.1.1. на федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию и типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов при оценивании;
- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
8.1.2. на региональном уровне система включает:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК.
- обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
8.2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФГБНУ ФИПИ.
8.3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются председателями предметных комиссий на базе ГБОУ ДПО НИРО с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФГБНУ ФИПИ (www.fipi.ru).
Приложение 1
к Порядку формирования предметной комиссии
Нижегородской области по проверке экзаменационных работ
в рамках проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования,
утвержденному приказом министерства образования
Нижегородской области
от 18 ноября 2015 г. N 4608
План-график
проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК
N. п/п |
Мероприятие |
Срок |
1. |
Обучение экспертов |
в соответствии с планом-графиком курсовой подготовки ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" |
2. |
Проведение квалификационных испытаний. Присвоение статуса экспертам ПК |
с ноября по февраль ежегодно |
3. |
Предоставление в ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" списков кандидатур председателей ПК |
до 20 февраля ежегодно |
4. |
Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК |
до 1 марта ежегодно |
5. |
Формирование ПК |
до 1 марта ежегодно |
6. |
Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов участников ГИА |
Первый день проверки работ по учебному предмету после получения критериев оценивания развернутых ответов |
7. |
Отбор экзаменационных работ участников ГИА, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы |
В процессе проверки работ |
Приложение 2
к Порядку формирования предметной комиссии
Нижегородской области по проверке экзаменационных работ
в рамках проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования,
утвержденному приказом министерства образования
Нижегородской области
от 18 ноября 2015 г. N 4608
Перечень
направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
- нахождение ПК в/во вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
- количество аудиторий при работе ПК;
- проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
- работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
- наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность данного рабочего места;
- прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ГЖ таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению министерства образования Нижегородской области).
5. Количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).
8. Количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку, по предмету за все периоды.
10. Основные выводы.
(в том числе, время работы предметной комиссии, наличие/отсутствие нарушений регламента работы предметной комиссии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 18 ноября 2015 г. N 4608 "Об утверждении порядка формирования предметной комиссии Нижегородской области по проверке экзаменационных работ в рамках проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 14 января 2020 г. N 316-01-63-11/20