В соответствии со статьей 7, частями 1 и 2 статьи 29.2, статьей 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 11, 11.1 Закона Нижегородской области от 8 апреля 2008 года N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области", в целях обеспечения устойчивого развития территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Нижегородской области.
2. Департаменту градостроительного развития территории Нижегородской области:
2.1. Обеспечить размещение региональных нормативов градостроительного проектирования Нижегородской области в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее пяти дней со дня их утверждения.
2.2. Обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Региональные нормативы
градостроительного проектирования Нижегородской области
(далее - Нормативы)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2015 г. N 921)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Нормативы разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 8 апреля 2008 года N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" и устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Нижегородской области и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Нижегородской области, а также предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения муниципальных образований Нижегородской области и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований Нижегородской области.
1.2. Настоящие Нормативы устанавливают обязательные требования для всех субъектов градостроительных отношений при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в Нижегородской области в целях:
- устойчивого развития территорий городских округов и поселений с учетом статуса населенных пунктов, их роли и особенностей в системе расселения населения Нижегородской области в соответствии со Схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года N 254;
- укрепления и развития сложившейся системы расселения путем формирования планировочного каркаса, связывающего Нижегородскую область главными природными планировочными осями - р. Волга (Горьковское море и Чебоксарское водохранилище) и Ока, а также главными планировочными осями - коммуникационными коридорами, к которым относятся железнодорожные магистрали Москва - Казань, Москва - Нижний Новгород - Киров и Нижний Новгород - Саранск - Пенза, пересекающие территорию области с севера на юг и с запада на восток, а также автомобильные дороги общего пользования федерального значения: М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы и 1Р 158 Н.Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу), являющиеся важнейшими осями ее экономического развития и транспортными артериями в широтном и меридиональном направлениях;
- рационального использования природных ресурсов, снижения негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, максимального сохранения природных объектов и компонентов природы;
- обеспечения определенных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области социально-гарантированных условий жизнедеятельности населения, создания условий для привлечения инвестиций в ходе реализации документов территориального планирования.
1.3. Настоящие Нормативы определяются:
- особенностями пространственной организации и функционального назначения территорий Нижегородской области, которые характеризуются историческими традициями организации расселения населения и размещения мест приложения труда, планируемыми приоритетными преобразованиями в пространственной организации Нижегородской области, планируемыми инфраструктурными изменениями, требованиями сохранения и приумножения историко-культурного и природного наследия;
- особенностями населенных пунктов Нижегородской области, которые характеризуются типом населенного пункта - городского или сельского населенного пункта, планируемой численностью населения в населенном пункте, принимаемой в соответствии с программами социально-экономического развития Нижегородской области и муниципального образования Нижегородской области;
- разнотипностью сложившейся системы расселения населения Нижегородской области, сформировавшимися и формирующимися системами расселения, которые определены в Схеме территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года N 254.
1.4. Настоящие Нормативы применяются:
- при подготовке документов территориального планирования Нижегородской области, документов территориального планирования муниципальных образований Нижегородской области, документации по планировке территории;
- при осуществлении органами исполнительной власти Нижегородской области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
- органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при подготовке и утверждении местных нормативов градостроительного проектирования;
- разработчиками градостроительной документации, заказчиками градостроительной документации и иными заинтересованными лицами при оценке качества градостроительной документации.
1.5. В настоящих Нормативах используются следующие основные понятия:
объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Нижегородской области, органов государственной власти Нижегородской области Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области, правовыми актами Правительства Нижегородской области, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Нижегородской области;
объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов;
плотность населения - расчетная численность населения, постоянно проживающего на территории нормирования, приходящаяся на один гектар такой территории и выраженная в чел./га;
квартал - планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами;
коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала);
коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала);
площадь жилых домов - площадь жилого здания следует определять как сумму площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен. В площадь этажа включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа. В площадь этажа не включается площадь проемов для лифтовых и других шахт, эта площадь учитывается на нижнем этаже. Площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включаются. Эксплуатируемая кровля при подсчете общей площади здания приравнивается к площади террас;
этажность - количество этажей в зданиях. При определении этажности жилого дома в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее, чем на 2 м. При определении этажности здания не учитываются отдельные технические помещения (машинные отделения лифтов, котельные и т.п.), а также аттиковые элементы архитектурной композиции, являющиеся помещениями второго уровня или вторым светом последнего этажа, не превышающими 20% площади последнего этажа;
жилой район - жилая территория (часть жилой территории) населенного пункта, состоящая из нескольких кварталов (микрорайонов), ограниченная магистральными улицами, естественными и искусственными рубежами;
площадь застройки земельного участка (квартала, жилого района) - выраженная в квадратных метрах суммарная площадь горизонтальных сечений возведенных на нем зданий на уровне цоколя, включая выступающие части;
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
объекты улично-дорожной сети - аллеи, бульвары, магистрали, переулки, площади, проезды, проспекты, проулки, разъезды, спуски, тракты, тупики, улицы, шоссе;
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
озелененные территории - территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов;
зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.
1.6. Населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.1.
Таблица 1.1
Группы населенных пунктов |
Население (тыс. человек) |
|
Городские населенные пункты* |
Сельские населенные пункты ** |
|
Крупнейшие |
Свыше 1000 |
- |
Крупные |
Свыше 250 до 1000 |
Свыше 3 |
Большие |
Свыше 100 до 250 |
Свыше 1 до 3 |
Средние |
Свыше 50 до 100 |
Свыше 0,2 до 1 |
Малые |
До 50 |
До 0,2 |
Примечания:
Таблица 1.1 выполнена на основе таблицы 1 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01.-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" с учетом региональных особенностей.
<*> Видами городских населенных пунктов являются города областного значения, города районного значения, рабочие, курортные поселки. Городами областного значения в области являются Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Навашино, Кулебаки, Нижний Новгород, Первомайск, Саров, Семенов, Чкаловск, Шахунья. Города областного значения с численностью населения не менее 300000 человек могут делиться на внутригородские районы.
<**> Видами сельских населенных пунктов являются села, деревни, сельские поселки, хутора, починки, выселки, кордоны, слободы.
1.7. Санитарно-защитные зоны и разрывы при размещении объектов определяются в каждом конкретном случае в соответствии с требованиями действующих государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.8. Согласование комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, производится в порядке, установленном приказом МЧС России от 28 ноября 2011 года N 710 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности".
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения
2.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов энергетических систем регионального значения
Таблица 2.1
2.2. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов инженерной инфраструктуры регионального и местного значения
Таблица 2.2
N п/п |
Наименование вида объекта |
Тип расчетного показателя |
Вид расчетного показателя |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Предельное значение расчетного показателя |
||||||||||||||
1. |
Электростанции, подстанция 35 кВ, переключательные пункты, трансформаторные подстанции, линии электропередачи 35 кВ |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, кВт ч/чел./мес. при количестве проживающих человек в квартире (жилом доме) |
Количество комнат |
1 человек |
2 человека |
3 человека |
4 человека |
5 человек и более |
|||||||||
При наличии электрической плиты | |||||||||||||||||||
1 комната |
153 |
95 |
73 |
60 |
52 |
||||||||||||||
2 комнаты |
180 |
112 |
87 |
70 |
61 |
||||||||||||||
3 комнаты |
197 |
122 |
95 |
77 |
67 |
||||||||||||||
4 комнаты и более |
209 |
130 |
101 |
82 |
71 |
||||||||||||||
При наличии газовой плиты | |||||||||||||||||||
1 комната |
103 |
64 |
49 |
40 |
35 |
||||||||||||||
2 комнаты |
133 |
82 |
64 |
52 |
45 |
||||||||||||||
3 комнаты |
150 |
93 |
72 |
59 |
51 |
||||||||||||||
4 комнаты и более |
162 |
101 |
78 |
63 |
55 |
||||||||||||||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка, отводимого для понизительных подстанций 35 кВ и переключательных пунктов, кв. м |
5000 |
|||||||||||||||||
Размер земельного участка, отводимого для трансформаторных подстанций, распределительных и секционирующих пунктов, кв. м |
Вид объекта |
Размер земельного участка, кв. м |
|||||||||||||||||
Мачтовые подстанции мощностью от 25 до 250 кВА |
не более 50 |
||||||||||||||||||
Комплектные подстанции с одним трансформатором мощностью от 25 до 630 кВА |
не более 50 |
||||||||||||||||||
Комплектные подстанции с двумя трансформаторами мощностью от 160 до 630 кВА |
не более 80 |
||||||||||||||||||
Подстанции с двумя трансформаторами закрытого типа мощностью от 160 до 630 кВА |
не более 150 |
||||||||||||||||||
Распределительные пункты наружной установки |
не более 250 |
||||||||||||||||||
Распределительные пункты закрытого типа |
не более 200 |
||||||||||||||||||
Секционирующие пункты |
не более 80 |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
- |
не нормируется |
|||||||||||||||||
2. |
Пункты редуцирования газа, резервуарные установки сжиженных углеводородных газов, газонаполнительные станции, газопровод распределительный, газопроводы попутного нефтяного газа |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Удельные расходы природного и сжиженного газа для различных коммунальных нужд, куб. м в месяц на 1 человека для природного газа, кг в месяц на 1 человека для сжиженного газа |
Направление использования природного газа |
Единицы измерения |
Норматив потребления, куб. м |
||||||||||||
На приготовление пищи и подогрев воды | |||||||||||||||||||
Газовая плита (при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения) |
На 1 человека в месяц |
11 |
|||||||||||||||||
Газовая плита (при отсутствии газового водонагревателя (колонки) и центрального горячего водоснабжения) |
На 1 человека в месяц |
15 |
|||||||||||||||||
Газовая плита и газовый водонагреватель (колонка) (при отсутствии центрального горячего водоснабжения) |
На 1 человека в месяц |
28,2 |
|||||||||||||||||
Газовый водонагреватель (колонка) |
На 1 человека в месяц |
17,2 |
|||||||||||||||||
На отопление жилых помещений от газовых приборов | |||||||||||||||||||
В жилых домах с местным отоплением от газовых приборов АГВ (АОГВ) без отключения на летний период |
На 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц |
8,7 |
|||||||||||||||||
В жилых домах с местным отоплением от газовых приборов АГВ (АОГВ) с отключением на летний период |
На 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц |
8 |
|||||||||||||||||
Направление использования сжиженного газа |
Единицы измерения |
Норматив потребления, кг |
|||||||||||||||||
Приготовление пищи | |||||||||||||||||||
Газовая плита и централизованное горячее водоснабжение |
На 1 человека в месяц |
6,91 |
|||||||||||||||||
Приготовление пищи и подогрев воды | |||||||||||||||||||
Газовая плита и газовый водонагреватель (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) |
На 1 человека в месяц |
16,88 |
|||||||||||||||||
Газовая плита (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя) |
На 1 человека в месяц |
10,42 |
|||||||||||||||||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка для размещения пунктов редуцирования газа, кв. м |
от 4 |
|||||||||||||||||
Размер земельного участка для размещения газонаполнительной станции, га |
Производительность ГНС, тыс. т/год |
Размер участка, га |
|||||||||||||||||
10 |
6 |
||||||||||||||||||
20 |
7 |
||||||||||||||||||
40 |
8 |
||||||||||||||||||
Размер земельных участков газонаполнительных пунктов и промежуточных складов баллонов не более, га |
0,6 |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
- |
не нормируется |
|||||||||||||||||
3. |
Котельные, тепловые перекачивающие насосные станции, центральные тепловые пункты, теплопровод магистральный |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Удельные расходы тепла на отопление жилых зданий, кДж/(кв. м°С·сут) общей площади здания по этажности |
Отапливаемая площадь дома, кв. м |
Этажность |
|||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4, 5 |
|||||||||||||||
60 и менее |
140 |
- |
- |
- |
|||||||||||||||
100 |
125 |
135 |
- |
- |
|||||||||||||||
150 |
110 |
120 |
130 |
- |
|||||||||||||||
250 |
100 |
105 |
110 |
115 |
|||||||||||||||
400 |
- |
90 |
95 |
100 |
|||||||||||||||
600 |
- |
80 |
85 |
90 |
|||||||||||||||
1000 и более |
- |
70 |
75 |
80 |
|||||||||||||||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка для отдельно стоящих котельных в зависимости от мощности, га |
Теплопроизводительность котельной, Гкал/ч (МВт) |
Размеры земельных участков, га, котельных, работающих |
||||||||||||||||
на твердом топливе |
на газомазутном топливе |
||||||||||||||||||
до 5 |
0,7 |
0,7 |
|||||||||||||||||
св. 5 до 10 (св. 6 до 12) |
1 |
1 |
|||||||||||||||||
св. 10 до 50 (св. 12 до 58) |
2 |
1,5 |
|||||||||||||||||
св. 50 до 100 (св. 58 до 116) |
3 |
2,5 |
|||||||||||||||||
св. 100 до 200 (св. 16 до 233) |
3,7 |
3 |
|||||||||||||||||
св. 200 до 400 (св. 233 до 466) |
4,3 |
3,5 |
|||||||||||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
- |
не нормируется |
|||||||||||||||||
4. |
Водозаборы, станции водоподготовки (водопроводные очистные сооружения), насосные станции, резервуары, водонапорные башни, водопровод |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Показатель удельного водопотребления, л/сут. на 1 чел. |
Степень благоустройства районов жилой застройки |
Минимальная норма удельного хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя среднесуточная (за год), л/сут. на человека |
|||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, без ванн |
125 |
||||||||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и местными водонагревателями |
160 |
||||||||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и централизованным горячим водоснабжением |
220 |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка для размещения станций водоподготовки в зависимости от их производительности, следует принимать по проекту, но не более, га |
Производительность станций водоподготовки, тыс. куб. м/сут. |
Размер земельного участка, га |
||||||||||||||||
До 0,1 |
0,1 |
||||||||||||||||||
Свыше 0,1 до 0,2 |
0,25 |
||||||||||||||||||
Свыше 0,2 до 0,4 |
0,4 |
||||||||||||||||||
Свыше 0,4 до 0,8 |
1 |
||||||||||||||||||
Свыше 0,8 до 12 |
2 |
||||||||||||||||||
Свыше 12 до 32 |
3 |
||||||||||||||||||
Свыше 32 до 80 |
4 |
||||||||||||||||||
Свыше 80 до 125 |
6 |
||||||||||||||||||
Свыше 125 до 250 |
12 |
||||||||||||||||||
Свыше 250 до 400 |
18 |
||||||||||||||||||
Свыше 400 до 800 |
24 |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
- |
не нормируется |
|||||||||||||||||
5. |
Очистные сооружения, канализационные насосные станции, канализация магистральная |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Показатель удельного водоотведения, л/сут. на 1 чел. |
Степень благоустройства районов жилой застройки |
Минимальная норма удельного водоотведения на одного жителя среднесуточная (за год), л/сут. на человека |
|||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, без ванн |
125 |
||||||||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и местными водонагревателями |
160 |
||||||||||||||||||
Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с ванными и централизованным горячим водоснабжением |
230 |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Ориентировочные размеры земельного участка для размещения канализационных очистных сооружений в зависимости от их производительности, га |
Производительность канализационных очистных сооружений, тыс. куб. м/сут. |
Размеры земельных участков, га |
||||||||||||||||
Очистных сооружений |
Иловых площадок |
Биологических прудов глубокой очистки сточных вод |
|||||||||||||||||
до 0,7 |
0,5 |
0,2 |
- |
||||||||||||||||
свыше 0,7 до 17 |
4 |
3 |
3 |
||||||||||||||||
свыше 17 до 40 |
6 |
9 |
6 |
||||||||||||||||
свыше 40 до 130 |
12 |
25 |
20 |
||||||||||||||||
свыше 130 до 175 |
14 |
30 |
30 |
||||||||||||||||
свыше 175 до 280 |
18 |
55 |
- |
||||||||||||||||
свыше 280 тыс. куб. м/сут. |
следует принимать по проектам, разработанным при согласовании с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области |
||||||||||||||||||
Ориентировочные размеры участков для размещения сооружений систем водоотведения и расстояние от них до жилых и общественных зданий |
Наименование объекта |
Размер участка, м |
Расстояние до жилых и общественных зданий, м |
||||||||||||||||
Очистные сооружения поверхностных сточных вод |
В зависимости от производительности и типа сооружения |
Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы при размещении объектов определяются в каждом конкретном случае в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами |
|||||||||||||||||
Внутриквартальная канализационная насосная станция |
10x10 |
|
|||||||||||||||||
Эксплуатационные площадки вокруг шахт тоннельных коллекторов |
20x20 |
|
|||||||||||||||||
Размеры земельных участков очистных сооружений локальных систем канализации |
следует принимать в зависимости от грунтовых условий и количества сточных вод, но не более 0,25 га |
||||||||||||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
- |
не нормируется |
Примечания:
1. Расстояние от инженерных коммуникаций до объектов культурного наследия и их территорий следует принимать из расчета, м, не менее: от сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) - 15, до других подземных инженерных сетей - 5.
2. В условиях реконструкции объектов культурного наследия указанные расстояния допускается сокращать, но принимать, м., не менее: от водонесущих сетей - 5, неводонесущих - 2.
2.3. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов транспорта, путей сообщения регионального и местного значения
Таблица 2.3
2.4. Параметры застройки жилых зон
2.4.1. Жилищная обеспеченность устанавливается 25 м2/чел., для социального жилья - 20 м2/чел.;
Расчетные показатели жилищной обеспеченности для индивидуальной жилой застройки не нормируются.
2.4.2. Максимальные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки
Таблица 2.4.2
Наименование территориальной зоны |
Коэффициент застройки |
Коэффициент плотности застройки |
Зона застройки индивидуальными жилыми домами |
0,2 |
0,4 |
Зона блокированной жилой застройки |
0,5 |
1,5 |
Зона застройки малоэтажными жилыми домами |
0,4 |
0,8 |
Зона застройки среднеэтажными жилыми домами |
0,4 |
1,0 |
Зона застройки многоэтажными жилыми домами |
0,4 |
1,2 |
В условиях реконструкции: для зоны застройки среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами |
0,6 |
1,6 |
для зоны многоэтажной жилой застройки, освоение которой осуществляется в рамках развития застроенных территорий |
0,6 |
1,6 + (Sснос/Sтер) где Sснос - общая площадь всех этажей сносимых жилых зданий Sтер - площадь квартала |
Примечания:
1. Границами кварталов являются красные линии.
2. Под реконструкцией понимается освоение территории за счет сноса существующих объектов в сложившихся планировочных элементах и их частей.
2.5. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов инженерной защиты и гидротехнических сооружений регионального и местного значения
Таблица 2.5
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя |
В области инженерной защиты и гидротехнических сооружений | |||
|
Гидротехнические сооружения |
Уровень обеспеченности |
Не нормируется |
Размер земельного участка, га |
В соответствии с заданием на проектирование и требованиями по безопасности гидротехнических сооружений (Федеральный закон от 21 июля 1997 года 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений") |
||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Не нормируется |
2.6. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов здравоохранения регионального и местного значения
Таблица 2.6
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя |
|||||||
В области здравоохранения | ||||||||||
1. |
Перинатальный центр |
В соответствии с нормативами |
В соответствии с нормативами, и заданием на проектирование |
|||||||
2. |
Лечебно-профилактические медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Уровень обеспеченности, посещение в смену |
181,5 на 10 тыс. человек |
|||||||
Размер земельного участка, га/посещений в смену |
На 100 посещений в смену - 0,1, но не менее 0,5 для отдельно стоящего здания, встроенные - 0,2 на объект |
|||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Транспортная доступность для сельских населенных пунктов или их групп (с использованием транспорта), мин. |
30 |
||||||||
Доступность поликлиник и их филиалов в городах, м |
1000 |
|||||||||
Примечания: 1. При размещении лечебно-профилактических медицинских организаций по необходимости предусматривать площади для размещения молочных кухонь (или их раздаточных пунктов). 2. Размещение молочных кухонь (или их раздаточных пунктов) также возможно при прочих объектах общественно-делового назначения | ||||||||||
3. |
Лечебно-профилактические медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях |
Уровень обеспеченности, койка |
71,9 на 10 тыс. человек, в том числе: - в больничных - 71,4; - в хосписах - 0,5 |
|||||||
Размер земельного участка, кв. м/койка |
при вместимости, коек |
до 50 |
свыше 50 до 200 |
свыше 200 до 400 |
свыше 400 до 800 |
свыше 800 до 1000 |
свыше 1000 |
|||
кв. м на 1 койку |
300 |
200 |
150 |
100 |
80 |
60 |
||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||||||||
Примечания: 1. На 1 койко-место для детей следует принимать норму всего стационара с коэффициентом 1,5. 2. На 1 койко-место для родильных домов следует принимать норму всего стационара с коэффициентом 0,7 | ||||||||||
4. |
Медицинские организации скорой медицинской помощи |
Уровень обеспеченности, автомобиль |
1 на 10 тыс. человек |
|||||||
Размер земельного участка, кв. м |
500 на 1 автомобиль, но не менее 2000 на 1 объект |
|||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
в пределах 30-минутной доступности автомобиля до пациента |
|||||||||
5. |
Медицинские организации особого типа |
Уровень обеспеченности, объект |
по заданию на проектирование |
|||||||
Размер земельного участка, га |
по заданию на проектирование |
|||||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
2.7. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов образования
Таблица 2.7
2.8. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов социального назначения регионального и местного значения
Таблица 2.8
2.9. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения регионального и местного значения
Таблица 2.9
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя |
|
В области физической культуры и спорта | ||||
1. |
Комплекс трамплинов |
Норматив единовременной пропускной способности, тыс. человек |
По заданию на проектирование |
|
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Не нормируется |
|||
2. |
Ледовый дворец |
Норматив единовременной пропускной способности, тыс. человек |
По заданию на проектирование |
|
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Не нормируется |
|||
3. |
Объекты физической культуры и массового спорта |
Норматив единовременной пропускной способности, тыс. человек |
0,19 тыс. чел. на 1 тыс. человек |
|
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
4. |
Физкультурно-спортивные залы |
Уровень обеспеченности, кв. м площади пола |
350 кв. м на 1 тыс. человек |
|
Размер земельного участка кв. м/тыс. человек |
3500 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
5. |
Плавательные бассейны |
Уровень обеспеченности, кв. м зеркала воды |
75 кв. м на 1 тыс. человек |
|
Размер земельного участка кв. м/тыс. человек |
1000 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
6. |
Плоскостные сооружения |
Уровень обеспеченности, кв. м |
1950 на 1 тыс. человек, в том числе по типу: крытые плоскостные сооружения - 30%; открытые плоскостные сооружения - 70% |
|
Размер земельного участка кв. м/тыс. человек |
700 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
1500 (устанавливается только для объектов, предназначенных для обслуживания населения жилых районов городских округов. Для городских и сельских поселений устанавливается время транспортной доступности - 30 мин. Для объектов, предназначенных для проведения областных мероприятий, максимально допустимый уровень территориальной доступности не устанавливается |
|||
7. |
Стадионы |
Уровень обеспеченности, мест |
по заданию на проектирование |
|
Размер земельного участка, га |
вместимость, зрительских мест |
размер земельного участка, га |
||
200 |
3,5 |
|||
200 - 400 |
4 |
|||
400 - 600 |
4,5 |
|||
600 - 800 |
5 |
|||
800 - 1000 |
5,5 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
Примечание: нормативы минимально допустимого уровня обеспеченности объектами физической культуры и спорта и их единовременной пропускной способности определены суммарно с учетом объектов, находящихся в ведении Нижегородской области, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, а также объектов иного значения. При размещении спортивного центра необходимо суммировать значения расчетных показателей размеров земельных участков в зависимости от состава спортивного центра | ||||
8. |
Специализированные спортивные учреждения для инвалидов |
Уровень обеспеченности, мест |
по заданию на проектирование |
|
Размер земельного участка, га |
определяется в соответствии со спецификой объекта, перечнем спортивных дисциплин, входящих в состав комплекса |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
9. |
Спортивно-оздоровительные лагеря |
Уровень обеспеченности, мест |
по заданию на проектирование |
|
Размер земельного участка, кв. м/место |
195 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
2.10. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов в области автомобильных дорог
Таблица 2.10
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя объекта, единица измерения |
Предельные значения расчетных показателей |
|||||
1. |
Автомобильные дороги |
Категории и параметры автомобильных дорог местного значения - объектов улично-дорожной сети |
||||||
Классификация улиц и дорог городских населенных пунктов исходя из функционального назначения, скоростей движения и состава потока, а также расшифровка приведенных ниже сокращений приведены в таблице 1 приложения к настоящим Нормативам, классификация улиц и дорог сельских населенных пунктов - в таблице 2 приложения к настоящим Нормативам | ||||||||
Расчетная скорость движения, км/ч |
для городских населенных пунктов |
|||||||
ДСД |
120 |
|||||||
ДРД |
80 |
|||||||
УНД |
100 |
|||||||
УРД |
80 |
|||||||
УТП |
70 |
|||||||
УПТ |
50* |
|||||||
УЖ |
40 |
|||||||
УПр |
50 |
|||||||
ДПар |
40 |
|||||||
Пр основные |
40 |
|||||||
Пр второстепенные |
30 |
|||||||
ДВ обособленные |
20 |
|||||||
ДВ изолированные |
30 |
|||||||
для сельских населенных пунктов | ||||||||
ДПос |
60 |
|||||||
УГл |
40 |
|||||||
УЖо |
40 |
|||||||
УЖв |
30 |
|||||||
Пр |
20 |
|||||||
Прх |
20 |
|||||||
* В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией автобусно-пешеходного движения | ||||||||
Ширина полосы движения, м |
для городских населенных пунктов |
|||||||
ДСД |
3,75 |
|||||||
ДРД |
3,5 |
|||||||
УНД |
3,75 |
|||||||
УРД |
3,5 |
|||||||
УТП |
3,5 |
|||||||
УПТ |
4 |
|||||||
УЖ |
3 |
|||||||
УПр |
3,5 |
|||||||
ДПар |
3 |
|||||||
Пр основные |
2,75* |
|||||||
Пр второстепенные |
3,5 |
|||||||
УПш основные |
1 |
|||||||
УПш второстепенные |
0,75 |
|||||||
ДВ |
1,5 |
|||||||
для сельских населенных пунктов | ||||||||
ДПос |
3,5 |
|||||||
УГл |
3,5 |
|||||||
УЖо |
3 |
|||||||
УЖв |
2,75 |
|||||||
Пр |
2,75 - 3* |
|||||||
Прх |
4,5 |
|||||||
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м. Для подъезда к отдельно стоящим трансформаторным подстанциям, газораспределительным пунктам допускается предусматривать проезды с шириной проезжей части 4 м | ||||||||
Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м | ||||||||
* На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной не менее 6 метров и длиной не менее 15 метров на расстоянии не более 75 метров между ними, на территории малоэтажной жилой застройки расстояние между разъездными площадками следует принимать не более 200 метров; в пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды следует принимать шириной 5,5 метра | ||||||||
Число полос движения |
для городских населенных пунктов |
|||||||
ДСД |
4 - 8 |
|||||||
ДРД |
2 - 6 |
|||||||
УНД |
4 - 8 |
|||||||
УРД |
4 - 8 |
|||||||
УТП |
2 - 4 |
|||||||
УПТ |
2 |
|||||||
УЖ |
2 |
|||||||
УПр |
2 - 4 |
|||||||
ДПар |
2 |
|||||||
Пр основные |
2 |
|||||||
Пр второстепенные |
1 |
|||||||
УПш основные |
по расчету |
|||||||
УПш второстепенные |
по расчету |
|||||||
ДВ обособленные |
1 - 2 |
|||||||
ДВ изолированные |
2 - 4 |
|||||||
для сельских населенных пунктов | ||||||||
ДПос |
2 |
|||||||
УГл |
2 |
|||||||
УЖо |
2 |
|||||||
УЖв |
2 |
|||||||
Пр |
1 |
|||||||
Прх |
1 |
|||||||
Наименьший радиус кривых в плане, м |
ДСД |
600 |
||||||
ДРД |
400 |
|||||||
УНД |
500 |
|||||||
УРД |
400 |
|||||||
УТП |
250 |
|||||||
УПТ |
125 |
|||||||
УЖ |
90 |
|||||||
УПр |
90 |
|||||||
ДПар |
75 |
|||||||
Пр основные |
50 |
|||||||
Пр второстепенные |
25 |
|||||||
ДВ |
30 |
|||||||
Наибольший продольный уклон, % |
ДСД |
30 |
||||||
ДРД |
50 |
|||||||
УНД |
40 |
|||||||
УРД |
50 |
|||||||
УТП |
60 |
|||||||
УПТ |
40 |
|||||||
УЖ |
70 |
|||||||
УПр |
60 |
|||||||
ДПар |
80 |
|||||||
Пр основные |
70 |
|||||||
Пр второстепенные |
80 |
|||||||
УПш основные |
40 |
|||||||
УПш второстепенные |
60 |
|||||||
ДВ |
40 |
|||||||
Ширина улиц и дорог в красных линиях, м |
ДСД |
50 - 75 |
||||||
ДРД |
50 - 75 |
|||||||
УНД* |
40 - 80 |
|||||||
УРД* |
40 - 80 |
|||||||
УТП* |
40 - 80 |
|||||||
УПТ |
|
|||||||
УЖ |
15 - 25 |
|||||||
УПр |
|
|||||||
* Ширина улиц и дорог определяется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог. | ||||||||
Ширина пешеходного тротуара, м |
Для городских населенных пунктов |
|||||||
УНД |
4,5 |
|||||||
УРД |
3,0 |
|||||||
УТП |
2,25 |
|||||||
УПТ |
3,0 |
|||||||
УЖ |
1,5 |
|||||||
УПр |
1,5 |
|||||||
Пр основные |
1,2 |
|||||||
Пр второстепенные |
1,2 |
|||||||
Для сельских населенных пунктов | ||||||||
УГл |
1,5 - 2,25 |
|||||||
УЖо |
1,2 - 1,5 |
|||||||
УЖв |
1,2 |
|||||||
Пр |
1,2 |
|||||||
Ширина краевых полос между проезжей частью и бортовым камнем (окаймляющими плитами или лотками) на магистральных улицах и дорогах, м |
дороги скоростного движения |
1 |
||||||
магистральные улицы непрерывного движения |
0,75 |
|||||||
магистральные улицы общегородского и районного значения регулируемого движения |
0,5 |
|||||||
В стесненных условиях и при реконструкции краевые полосы допускается устраивать только на дорогах скоростного и магистральных улицах непрерывного движения шириной соответственно 0,75 м и 0,5 м | ||||||||
Радиус закругления проезжей части улиц и дорог, м |
Категория улиц |
Радиус закругления проезжей части, м |
||||||
при новом строительстве |
в условиях реконструкции |
|||||||
магистральные улицы и дороги |
15 |
8 |
||||||
улицы местного значения |
8 |
6 |
||||||
проезды |
6 |
5 |
||||||
Ширина боковых проездов, м (предусматриваются на магистральных улицах непрерывного и дорогах скоростного движения, а при необходимости и на магистральных улицах общегородского значения с регулируемым движением) |
при движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомобилей |
не менее 7 |
||||||
при движении транспорта и организации по местному проезду движения общественного пассажирского транспорта в одном направлении |
10,5 |
|||||||
при движении транспорта и организации по местному проезду движения общественного пассажирского транспорта в двух направлениях |
11,5 |
|||||||
Расстояние до примыканий пешеходно-транспортных улиц, улиц и дорог местного значения, проездов к другим магистральным улицам и дорогам регулируемого движения, м |
не менее 50 от конца кривой радиуса закругления на ближайшем пересечении и не менее 150 друг от друга |
|||||||
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки, м |
не более 25, в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин |
|||||||
Ширина крайней полосы для движения автобусов на магистральных улицах и дорогах в больших и крупных городах, м |
4 |
|||||||
Максимальное расстояние между пешеходными переходами, м |
на магистральных дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории |
300 м в одном уровне |
||||||
на магистральных дорогах скоростного движения |
800 м в двух уровнях |
|||||||
на магистральных дорогах непрерывного движения |
400 м в двух уровнях |
|||||||
Категории и параметры автомобильных дорог общей сети | ||||||||
Расчетная скорость движения, км/ч |
категория IА |
150 |
||||||
категория IБ |
120 |
|||||||
категория IВ |
100 |
|||||||
категория II |
120 |
|||||||
категория III |
100 |
|||||||
категория IV |
80 |
|||||||
категория V |
60 |
|||||||
Число полос движения |
категория IА |
4; 6; 8* |
||||||
категория IБ |
4; 6; 8* |
|||||||
категория IВ |
4; 6; 8* |
|||||||
категория II |
2; 4 |
|||||||
категория III |
2 |
|||||||
категория IV |
2 |
|||||||
категория V |
1 |
|||||||
* Количество полос движения на дорогах I категории устанавливают в зависимости от интенсивности движения: свыше 14000 до 40000 ед./сут. - 4 полосы; свыше 40000 до 80000 ед./сут. - 6 полос; свыше 80000 ед./сут. - 8 полос | ||||||||
Ширина полосы движения, м |
категория IА |
3,75 |
||||||
категория IБ |
3,75 |
|||||||
категория IВ |
3,75/3,5 |
|||||||
категория II |
3,75/3,5 |
|||||||
категория III |
3,25 - 3,5 |
|||||||
категория IV |
3,0 - 3,25 |
|||||||
категория V |
3,5 - 4,5 |
|||||||
Ширина центральной разделительной полосы*, м |
категория IА |
6 |
||||||
категория IБ |
5 |
|||||||
категория IВ |
5 |
|||||||
* Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, увеличивают на 7,5 м и принимают равной: не менее 13,5 м - для дорог категории IA, не менее 12,5 м - для дорог категории IБ. Разделительные полосы предусматривают с разрывами через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. Величину разрыва устанавливают расчетом с учетом состава транспортного потока и радиуса поворота автомобиля или, если не производится расчет, величиной 30 м. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами | ||||||||
Ширина обочины, м |
категория IА |
3,75 |
||||||
категория IБ |
3,75 |
|||||||
категория IВ |
3,25 - 3,75 |
|||||||
категория II |
2,5 - 3,0 |
|||||||
категория III |
2,0 - 2,5 |
|||||||
категория IV |
1,5 - 2 |
|||||||
категория V |
1,0 - 1,75 |
|||||||
Наименьший радиус кривых в плане, м |
категория IА |
1200 |
||||||
категория IБ |
800 |
|||||||
категория IВ |
600 |
|||||||
категория II |
800 |
|||||||
категория III |
600 |
|||||||
категория IV |
300 |
|||||||
категория V |
150 |
|||||||
Минимальные радиусы кривых в плане для размещения остановок на автомобильных дорогах категории, м |
на дорогах I - II категорий - 1000, на дорогах III категории - 600, на дорогах IV_V категорий - 400 |
|||||||
Минимальная длина остановочной площадки, м |
10 |
|||||||
Минимально допустимые радиусы кривых в плане для размещения остановок, м |
на автомобильных дорогах I - II категорий - 1000, на автомобильных дорогах III категории - 600, на автомобильных дорогах IV - V категорий - 400 |
|||||||
Общественный пассажирский транспорт | ||||||||
Максимальное расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта, м |
в пределах населенных пунктов |
600 |
||||||
в зоне индивидуальной застройки |
800 |
|||||||
Размещение остановочных площадок автобусов |
за перекрестками |
не менее 25 м за перекрестками |
||||||
перед перекрестками |
не менее 40 м до перекрестков |
|||||||
за наземными пешеходными переходами |
не менее 5 м |
|||||||
Длина остановочной площадки, м |
20 м на один автобус, но не более 60 м |
|||||||
Ширина остановочной площадки в заездном кармане, м |
Равна ширине основных полос проезжей части. При размещении остановочных пунктов в "карманах" необходимо устраивать переходно-скоростные полосы для замедления и ускорения движения общей длиной, включая остановочную площадку, - 70 - 90 м. Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой, ширину которой следует принимать не менее 0,75 м, или разметкой. "Карманы" (уширения проезжей части) следует предусматривать, как правило, за счет уменьшения ширины разделительных (озелененных) полос между проезжей частью и тротуаром. Глубину кармана следует принимать для остановки автобуса - 3 м, троллейбуса - 2 м |
|||||||
Ширина отстойно-разворотной площадки, м |
не менее 30 |
|||||||
Расстояние от отстойно-разворотной площадки до жилой застройки, м |
не менее 50 |
|||||||
Площадь земельных участков для размещения автобусных парков (гаражей) в зависимости от вместимости сооружений, га |
100 машин |
2,3 |
||||||
200 машин |
3,5 |
|||||||
300 машин |
4,5 |
|||||||
500 машин |
6,5 |
2.11. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности при расчете и размещении парковочных мест
2.11.1. Для объектов нового строительства и реконструкции требуемое количество машино-мест для хранения и парковки легкового автотранспорта следует определять в соответствии с пунктами 2.11.5, 2.11.7 и таблицей 2.12 настоящих Нормативов.
При завершении строительства и вводе в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, включенных в утвержденный Правительством Нижегородской области перечень объектов незавершенного жилищного строительства, строящихся с привлечением средств граждан, обязательства перед которыми не выполняются застройщиками, требуемое количество машино-мест для хранения и парковки легкового автотранспорта следует принимать в соответствии с пунктом 2.11.6 настоящих Нормативов.
2.11.2. Требуемое для объекта количество машино-мест, установленное расчетом, следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство.
2.11.3. На территории крупнейших, крупных и средних городов следует разрабатывать схемы размещения сооружений для хранения легковых автомобилей.
На основе разработанных схем в проектах планировки, застройки и реконструкции жилых территорий сооружения для хранения и парковки легковых автомобилей следует размещать с учетом функционально-планировочного решения территории и особенностей застройки (существующей и проектируемой) жилого района, микрорайона, жилой группы, участка.
2.11.4. Потребность в территории для хранения автотранспорта определяется исходя из способа хранения (наземная площадка или специализированные здания/сооружения), типа (встроенный, отдельностоящий) и числа уровней зданий (сооружений). В случае, если территория для постоянного или временного хранения автотранспорта не выделяется (не резервируется) в составе территорий жилой застройки, то места хранения автомобилей должны быть предусмотрены в подземной и надземной частях жилых зданий, пристраиваться к зданиям другого функционального назначения или встраиваться в них.
2.11.5. Для жилого квартала, жилой группы, жилого здания требуемое количество машино-мест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки , предусматривая:
- при застройке жилыми домами (с обеспеченностью общей площадью до 50 кв. м на 1 жителя) - 70% от количества квартир;
- при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв. м на 1 жителя) - не менее 1,0 машино-места на квартиру;
- для застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами - не нормируется, т.к. хранение личного автотранспорта обеспечивается за счет наличия придомовых земельных участков.
2.11.6. Для многоквартирных жилых домов, включенных в утвержденный Правительством Нижегородской области перечень объектов незавершенного жилищного строительства, строящихся с привлечением средств граждан, обязательства перед которыми не выполняются застройщиками, требуемое количество машино-мест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять 30 - 50% от количества квартир.
2.11.7. Дополнительно к местам постоянного хранения автотранспорта, должны быть предусмотрены места для временного хранения автомобилей ("гостевых парковок") - 25 - 30% от расчетного количества мест постоянного хранения.
Места для временного хранения легковых автомобилей располагать только в границах жилого квартала.
2.11.8. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения населенного пункта следует размещать в радиусе доступности 250 - 300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 600 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.
2.11.9. Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий следует, как правило, размещать:
- на территориях коммунально-складских и производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог.
- в жилых районах - на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками.
2.11.10. Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило, не более 500 машино-мест), допускается размещать на территориях жилых кварталов при условии соблюдения действующих государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
2.11.11. Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в таблице 2.11 настоящих Нормативов. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются.
При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция)), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения.
Таблица 2.11
Объекты, до которых исчисляется расстояние |
Расстояние, м |
||||
Автостоянки (открытые площадки) и наземные гаражи-стоянки рампового типа вместимостью, машино-мест | |||||
10 и менее |
11 - 50 |
51 - 100 |
101 - 300 |
свыше 300 |
|
Стены жилых домов с окнами |
10 |
15 |
25 |
35 |
50 |
Торцы жилых домов без окон |
10 |
10 |
15 |
25 |
35 |
Дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации |
15 |
25 |
25 |
50 |
|
Медицинские организации стационарного типа |
25 |
50 |
<*> Устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Примечания:
1. Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа.
2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 500 машино-мест.
2.11.12. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 100 м от места проживания автовладельца.
2.11.13. Для объектов нового строительства и реконструкции общественного и производственного назначения, а также при изменении функционального назначения объектов требуемое количество машино-мест для парковки легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) следует определять расчетом в соответствии с нормативами, приведенными в таблице 2.12 настоящих Нормативов.
На автостоянках и в гаражах-стоянках, обслуживающих объекты различного функционального назначения, следует выделять места для парковки личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Таблица 2.12
N п/п |
Объекты посещения |
Расчетные единицы |
Предусматривается 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Объекты административно-делового назначения |
||
1.1. |
Объекты капитального строительства, предназначенные для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления |
кв. м общей площади |
200 - 220 |
1.2. |
Объекты административно-управленческой деятельности, здания и помещения общественных организаций |
кв. м общей площади |
100 - 120 |
1.3. |
Коммерческо-деловые центры, офисные здания и помещения |
кв. м общей площади |
50 - 60 |
1.4. |
Банки и банковские учреждения: |
|
|
1.4.1. |
- с операционными залами |
кв. м общей площади |
30 - 35 |
1.4.2. |
- без операционных залов |
|
55 - 60 |
2. |
Объекты науки и учебно-образовательного назначения |
||
2.1. |
Научно-исследовательские и проектные институты |
кв. м общей площади |
140 - 170 |
2.2. |
Высшие учебные заведения |
преподаватели, сотрудники, студенты, занятые в одну смену |
2 - 4 препод. и сотруд. + 1 машино-место на 10 студентов |
2.3. |
Профессиональные образовательные организации, колледжи, специальные и частные школы, школы искусств и музыкальные школы городского значения |
преподаватели, занятые в одну смену |
2 - 3 |
2.4. |
Центры обучения, самодеятельного творчества, клубы по интересам |
кв. м общей площади |
20 - 25 |
3. |
Объекты промышленно-производственного назначения |
||
3.1. |
Производственные здания и коммунально-складские объекты |
работающие в двух смежных сменах, чел. |
6 - 8 |
4. |
Объекты торгово-бытового и коммунального назначения |
||
4.1. |
Специализированные магазины по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы (спортивные, автосалоны, мебельные, бытовой техники, музыкальных инструментов, ювелирные, книжные и т.п.) |
кв. м общей площади |
20 - 30 |
4.2. |
Магазины шаговой доступности продовольственной и непродовольственной групп, размещающиеся в первых этажах жилых домов или в жилой группе |
кв. м общей площади |
40 - 50 |
4.3. |
Специализированные объекты торгового назначения с широким ассортиментов товаров продовольственной и непродовольственной групп (отдельностоящие сетевые супермаркеты) |
кв. м общей площади |
40 - 50 |
4.4. |
Торговые центры |
кв. м общей площади |
70 - 80 |
4.5. |
Рынки постоянные |
||
4.5.1. |
Универсальные и непродовольственные |
кв. м общей площади |
30 - 40 |
4.5.2. |
Продовольственные и сельскохозяйственные |
кв. м общей площади |
40 - 50 |
4.5. |
Рестораны, кафе городского значения |
посадочные места |
4 - 5 |
4.6. |
Объекты коммунально-бытового обслуживания |
|
|
4.6.1. |
Бани |
единоврем. посетители |
5 - 6 |
4.6.2. |
Ателье, фотосалоны городского значения, салоны-парикмахерские, салоны красоты, солярии, салоны моды, свадебные салоны |
кв. м общей площади |
10 - 15 |
4.6.3. |
Салоны ритуальных услуг |
кв. м общей площади |
20 - 25 |
4.6.4. |
Химчистки, прачечные, ремонтные мастерские, специализированные центры по обслуживанию сложной бытовой техники и др. |
рабочее место приемщика |
1 - 2 |
4.7. |
Гостиницы |
|
|
4.7.1. |
Высшей категории (4 - 5*) |
номер |
3 - 4 |
4.7.2. |
Другие |
|
5 - 6 |
4.8. |
Кладбища |
единоврем. посетители |
3 - 5, но не менее 50 машино-мест |
4.9. |
Крематории |
единоврем. посетители |
5 - 6, но менее 10 машино-мест на 1 ритуальный зал |
5. |
Объекты культуры и досуга |
||
5.1. |
Выставочно-музейные комплексы, музеи-заповедники, музеи, галереи, выставочные залы |
единоврем. посетители |
6 - 8 |
5.2. |
Театры, концертные залы |
зрительское место |
15 - 20 |
5.3. |
Киноцентры и кинотеатры |
зрительское место |
15 - 25 |
5.4. |
Городские библиотеки |
пос. место |
6 - 8 |
5.5. |
Объекты религиозных конфессий (церкви, костелы, мечети, синагоги и др.) |
единоврем. посетители |
8 - 10, но не менее 10 машино-мест на объект |
5.6. |
Развлекательные центры, дискотеки, ночные клубы |
единоврем. посетители |
4 - 7 |
5.7. |
Бильярдные, боулинг |
единоврем. посетители |
3 - 4 |
6. |
Лечебные учреждения |
||
6.1. |
Поликлиники, в том числе амбулатории |
посещения в смену |
30 - 50 |
6.2. |
Многопрофильные консультационно-диагностические центры |
посещения в смену |
30 - 40 |
6.3. |
Больницы, профилактории |
койко-место |
10 - 15 |
6.4. |
Специализированные клиники, реабилитационные центры |
койко-место |
8 - 10 |
6.5. |
Интернаты и пансионаты для престарелых и инвалидов |
койко-место |
20 - 30 |
7. |
Спортивно-оздоровительные объекты |
||
7.1. |
Спортивные комплексы и стадионы с трибунами |
мест на трибунах |
25 - 30 |
7.2. |
Оздоровительные комплексы (фитнес-клубы, ФОКи, спортивные и тренажерные залы) |
кв. м общей площади |
25 - 35 |
7.3. |
Специализированные спортивные клубы и комплексы (теннис, конный спорт, горнолыжные центры и др.) |
единоврем. посетители |
3 - 4 |
7.4. |
Аквапарки, бассейны |
единоврем. посетители |
5 - 7 |
8. |
Объекты транспортного обслуживания |
||
8.1. |
Железнодорожные вокзалы |
пассажиры дальнего следования в час пик |
8 - 10 |
8.2. |
Автовокзалы |
пассажиры в час пик |
10 - 15 |
8.3. |
Аэровокзалы |
пассажиры в час пик |
6 - 8 |
Примечания:
1. Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей, без учета машино-мест для автомобилей, обслуживающих технологические нужды объекта (стоянка автомобиля, связанная с погрузкой, выгрузкой грузов, обеспечивающих функционирование объекта, и др.), а также для туристических автобусов.
2. Общая площадь объекта включает суммарную поэтажную площадь здания, определенную в пределах внутренних поверхностей наружных стен, в том числе площадь антресолей, переходов в другие здания, остекленных веранд, галерей и балконов зрительных залов. Площадь многосветных помещений включается в общую площадь здания в пределах одного этажа.
3. Для зданий с помещениями различного функционального назначения требуемое количество машино-мест следует определять раздельно для каждого вида помещений, а затем суммировать.
4. Расчет машино-мест для объектов религиозных конфессий следует производить для максимального по числу посетителей дня недели, но без учета дней основных (главных) религиозных праздников.
5. Расчет машино-мест для посетителей кладбищ проводится для выходных дней весенне-летнего периода без учета пиковой потребности в дни религиозных праздников, связанных с массовым посещением мест захоронений близких родственников (день поминовения родителей и т.п.).
6. Допускается предусматривать двойное использование парковочных мест следующих видов:
- в дневное время для работающих во встроенных общественных учреждениях, в ночное время для жителей домов (парковочные места постоянного хранения);
- в дневное время парковочные места для временного хранения транспорта жителей, в ночное время парковочные места как места постоянного хранения транспорта для жителей (при условии соблюдения санитарных разрывов).
2.11.14. При расчете потребности в парковочных местах допускается применение следующих понижающих коэффициентов для общественных зданий (учреждения, организации, высшие учебные заведения, пром. предприятия, больницы, театры, торговые объекты, рынки, общепит, гостиницы, культовые объекты):
2.11.14.1. Коэффициент 0,7 в зоне высокого насыщения интегрированной общественной функцией (исторический центр города).
2.11.14.2. При строительстве указанных объектов на магистральных улицах с движением общественного транспорта или рядом со станцией метро (на расстоянии не более 300 м):
- коэффициент 0,7 - при наличии метро и трех видов наземного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус);
- коэффициент 0,75 - при наличии метро и одного из видов наземного транспорта;
- коэффициент 0,8 - при наличии метро;
- коэффициент 0,85 - при наличии трех видов наземного общественного транспорта;
- коэффициент 0,9 - при наличии двух видов наземного общественного транспорта.
2.11.15. Тип сооружения для хранения или парковки легковых автомобилей следует выбирать в соответствии с общим архитектурно-градостроительным решением окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей, гидрогеологических особенностей.
2.11.16. При строительстве или реконструкции объектов капитального строительства, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций необходимо предусматривать парковочные карманы для кратковременного паркования автотранспортных средств (родители детей, посещающих учреждение).
2.11.17. Нормы расчета парковочных мест, установленные в пункте 2.11.5 и таблице 2.12 настоящих Нормативов, применяются на всей территории Нижегородской области.
При утверждении местных нормативов и с учетом уровня автомобилизации для больших и средних городов допускается сокращение нормы расчета парковочных мест, приведенных в пункте 2.11.5 и таблице 2.12 настоящих Нормативов, на 10 - 30%.
При утверждении местных нормативов и с учетом уровня автомобилизации для малых городов и городских и сельских поселений допускается сокращение нормы расчета парковочных мест, приведенных в пункте 2.11.5 и таблице 2.12 настоящих Нормативов, на 30 - 50%.
Приложение
к региональным нормативам
градостроительного проектирования
Нижегородской области
Классификация
улиц и дорог. Основное назначение улиц и дорог
Таблица 1. Классификация улиц и дорог городов. Основное назначение улиц и дорог
Категория дорог и улиц городов |
Основное назначение улиц и дорог |
|
Магистральные дороги скоростного движения (ДСД) |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях |
|
Магистральные дороги регулируемого движения (ДРД) |
Транспортная связь между районами на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
|
Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения (УНД) |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях |
|
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения (УРД) |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
|
Магистральные улицы районного значения - транспортно-пешеходные (УТП) |
Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы |
|
Магистральные улицы районного значения - пешеходно-транспортные (УПТ) |
Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района |
|
Улицы и дороги местного значения |
Улицы в жилой застройке (УЖ) |
Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения |
Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) (УПр) |
Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне |
|
Парковые дороги (ДПар) |
Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей |
|
Проезды (Пр) |
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов |
|
Пешеходные улицы и дороги (УПш) |
Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта |
|
Велосипедные дорожки (ДВ) |
Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам. Связь в пределах планировочных районов |
Таблица 2. Классификация сельских улиц и дорог сельских поселений. Основное назначение
Категория сельских улиц и дорог сельских поселений |
Основное назначение |
|
Поселковая дорога (ДПос) |
Связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети |
|
Главная улица (УГл) |
Связь жилых территорий с общественным центром |
|
Улица в жилой застройке |
Основная (УЖо) |
Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением |
Второстепенная (переулок) (УЖв) |
Связь между основными жилыми улицами |
|
Проезд (Пр) |
Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей |
|
Хозяйственный проезд, скотопрогон (Прх) |
Прогон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативы устанавливают обязательные требования для всех субъектов градостроительных отношений при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в Нижегородской области в целях устойчивого развития территорий городских округов и поселений с учетом статуса населенных пунктов, их роли и особенностей в системе расселения населения области, укрепления и развития сложившейся системы расселения путем формирования планировочного каркаса, связывающего Нижегородскую область главными природными планировочными осями - р. Волга (Горьковское море и Чебоксарское водохранилище) и Ока, а также главными планировочными осями - коммуникационными коридорами, к которым относятся железнодорожные магистрали Москва - Казань, Москва - Нижний Новгород - Киров и Нижний Новгород - Саранск - Пенза, пересекающие территорию области с севера на юг и с запада на восток, а также автомобильные дороги общего пользования федерального значения: М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы и 1Р 158 Н.Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу), являющиеся важнейшими осями ее экономического развития и транспортными артериями в широтном и меридиональном направлениях, рационального использования природных ресурсов, снижения негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, максимального сохранения природных объектов и компонентов природы, обеспечения социально-гарантированных условий жизнедеятельности населения, создания условий для привлечения инвестиций в ходе реализации документов территориального планирования.
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Нижегородской области"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 2 февраля 2016 г. N 11
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 января 2024 г. N 31
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 марта 2023 г. N 207
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2022 г. N 1016
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2020 г. N 988
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 января 2019 г. N 39
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2018 г. N 900
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 августа 2016 г. N 591