Решение Нижегородского областного суда от 23 марта 2016 г. N 3а-225/2016
Нижегородский областной суд
Решение
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 23 марта 2016 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Вавилычевой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Рейх ФИО8 представителя административного ответчика ФИО6, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Гармония" к административному ответчику Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании пункта 1914 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N от 22.06.2015 г., недействующим со дня его принятия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гармония" (далее - Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, а именно: просит признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N от 22.06.2015 г., в части включения в него пункта 1914 - отдельностоящего здания (склада), назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 5 015,2 кв. м., инв. N, лит. В,В1,В2,В3, адрес (местонахождение) объекта: "адрес", кадастровый номер N, и признать указанный Перечень недействующим в части пункта 1914 с момента принятия.
Как указал административный истец, спорный объект недвижимости принадлежит ООО "Гармония" на праве собственности.
Указанное здание не является административно-деловым центром и торговым центром (комплексом), земельный участок, на котором расположено здание, имеет разрешенное использование: под складскую базу. Здание не предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так как в соответствии с техническим паспортом на здание, только 13,2% общей площади здания предусматривают размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактически большая часть здания (более 80%) используется под склад в соответствии с заключенными договорами аренды (от 01.04.2015 г., от 01.09.2015 г.)
В связи с чем, спорный объект недвижимости необоснованно включен в вышеуказанный Перечень, чем нарушаются права административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Министерства инвестиций, земельных ресурсов и имущественных отношений Нижегородской области (создано путем реорганизации в форме слияния двух юридических лиц: Министерство инвестиционной политики Нижегородской области и Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской "адрес", 09.11.2015 г.) - Сучкова Е.А. представила в суд Акт N от 18.03.2016 г. по результатам обследования здания, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому большей частью здания являются складские помещения. Пояснила, что разрешение заявленных требований административный ответчик оставляет на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно п. 1 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
В статье 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N N
На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций".
Согласно ч. 1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Как следует из материалов дела, спорный объект - отдельностоящее здание (склад), назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 5 015,2 кв. м., инв. N, лит. В, В1, В2, В3, адрес (местонахождение) объекта: "адрес", кадастровый номер N, находится в собственности ООО "Гармония", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2013 г. серия N (л.д. 11).
Указанный объект был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (пункт 1914).
Названный Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 г. N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", определен Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 г. N.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержден уполномоченным органом - Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время - Министерство инвестиций, земельных ресурсов и имущественных отношений Нижегородской области) в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ был размещен на официальном сайте министерства http://www.gosimno.ru до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Административным истцом компетенция Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 названной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 г. N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учета (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества находится на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем ООО "Гармония" на праве собственности, разрешенное использование которого определено как "под складскую базу" (свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт - л.д. 12, 14). При этом большая часть спорного нежилого здания фактически используется как складские помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Гармония" является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, дополнительные виды деятельности - прочая розничная торговля вне магазинов и прочая оптовая торговля (л.д. 35).
Согласно представленным в материалы дела договорам аренды от 01.04.2015 г. и от 01.09.2015 г. арендодателем (ООО "Гармония") предоставлены в аренду: нежилое отдельно стоящее здание склада N (литер В), общей площадью 3606,7 кв. м., этажность 1, расположенное по адресу: "адрес", для использования под склад; нежилое помещение NР, общей площадью 864 кв. м. и рампа 240 кв. м., расположенные в отдельно стоящем здании N (литер В) по адресу: "адрес", для использования под склад (л.д. 52 - 60).
Представителями министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в присутствии представителя административного истца было проведено обследование отдельностоящего здания (склада), назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 5 015,2 кв. м., инв. номер N, лит. В, В1, В2, В3, адрес (местонахождение) объекта: "адрес", кадастровый номер N.
В результате обследования был составлен акт N от 18.03.2016 г., согласно которому вышеуказанный объект недвижимости включает в себя складские, офисные и коммерческие помещения. Значительно большей частью здания являются складские помещения. Меньшая часть - офисные и коммерческие помещения. Все помещения используются по назначению. Представлены также фотоснимки в качестве приложений к акту обследования, из которых визуально усматривается наличие наряду с офисными, складских помещений в спорном объекте недвижимого имущества.
Согласно представленному административным истцом техническому паспорту на здание (л.д. 16 - 31), под складирование занято 4352,7 кв. м. от общей площади здания в 5015,2 кв. м., что составляет 86,8%.
Таким образом, при разрешении спора суд исходит из того, что отдельностоящее здание (склад) расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а под размещение офисов используется менее 20% общей площади спорного объекта недвижимого имущества.
С учетом положений ст. 378.2 НК РФ, суд приходит к выводу, что здание, включенное в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N от 22.06.2015 г., не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.
В связи с чем, административное исковое заявление ООО "Гармония" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать оспариваемый в части пункта 1914 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N от 22.06.2015 г., недействующим, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, с момента вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, требование заявителя о признании оспариваемого в части Перечня недействующим со дня принятия не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Гармония" удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утв. Приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N от 22.06.2015 г., в части пункта 1914.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "Гармония" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда |
Н.В. Гущева |
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 23 марта 2016 г. N 3а-225/2016
Текст решения официально опубликован не был