Решение Нижегородского областного суда от 16 мая 2016 г. N 3а-351/2016
Нижегородский областной суд
Именем Российской Федерации
Решение
г. Нижний Новгород "16" мая 2016 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием: представителя прокуратуры Нижегородской области - ФИО1,
представителя акционерного общества "Дзержинсктранссервис", общества с ограниченной ответственностью "Д-арт" - ФИО2,
представителя министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Дзержинсктранссервис", общества с ограниченной ответственностью "Д-арт" о признании не действующим пункта 587 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N,
установил:
22 июня 2015 года министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области издан приказ N "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее также - приказ от 22 июня 2015 года N, Перечень).
Приказ от 22 июня 2015 года N размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня (в редакции приказа министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 29 сентября 2015 года N) включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес".
АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать не действующим со дня принятия пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня.
В обоснование заявленных требований АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" указывают на то, что объект недвижимости с кадастровым номером N принадлежит им на праве общей долевой собственности, его актуальная кадастровая стоимость составляет "данные изъяты" рублей. Административный истцы полагают, что исходя из документации на объект недвижимости и его фактического использования, условия для включения его в перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ отсутствовали. Поскольку включение объекта недвижимости в Перечень повлекло возникновение у административных истцов обязанности по уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, приказ от 22 июня 2015 года N в оспариваемой части, по их мнению, является незаконным и нарушает их права и законные интересы.
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, являющееся в силу п. 1.4 Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года N 666 (далее также - Положение о министерстве) правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, представило в суд возражения на административное исковое заявление, в которых просило заявленные требования оставить без рассмотрения.
ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс" представило письменный отзыв, в котором указало на то, что по совокупности сведений об объекте капитального строительства и собственниках указанного объекта здание с кадастровым номером "данные изъяты" было включено в Перечень.
В судебном заседании представитель АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" ФИО2 просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области ФИО3 поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО1, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" на праве общей долевой собственности (доля в праве 80/100 и 20/100 соответственно) принадлежит здание с кадастровым номером N, назначение - нежилое, наименование - мастерская по ремонту и обслуживанию междугородного автомобильного транспорта N 2, количество этажей - 1 и технический, площадь - 2 044,2 кв. м.
Указанный объект недвижимости включен в пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня.
Из изложенного следует, что АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" являются субъектами правоотношений, регулируемых приказом от 22 июня 2015 года N.
При таких обстоятельствах, АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт", полагающие, что пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает их права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее также - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года N 50 "Об утверждении Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ от 22 июня 2015 года N, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Проверив приказ от 22 июня 2015 года N в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 1.1 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьей 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Во исполнение части 4 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, Правительством Нижегородской области утвержден Порядок, пунктами 4, 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.
Оспаривая пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня, административные истцы исходят из того, что исходя из документации на объект недвижимости с кадастровым номером N и его фактического использования условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, отсутствовали.
В обоснование указанных доводов административными истцами представлены в материалы дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права и технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером N, из которых следует, что наименование указанного объекта - мастерская по ремонту и обслуживанию междугородного автомобильного транспорта N 2.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ФГБУ "ФКП Росреестра" по запросу суда выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровым паспортом на спорный объект недвижимости.
При этом, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N, видом разрешенного использования земельного участка на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, является - эксплуатация мастерской по ремонту и обслуживанию междугородного автомобильного транспорта N 2.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела представителями административных истцов и административного ответчика было проведено обследование объекта недвижимости с кадастровым номером N, о чем составлен акт от 15 апреля 2016 года N. Из указанного акта, копия которого представлена в материалы дела, следует, что в результате обследования установлено, что данное здание фактически используется под производственные цели: швейное производство, обработка и покраска изделий из металла, деревообработка, восстановление металлических бочек. При этом объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, офисных помещений не выявлено.
Оценив вышеуказанные доводы АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечень.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик ссылается на то, что Перечень был определен на основании данных, полученных от ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс", которое в соответствии с пунктом 4 Порядка на конкурсной основе было привлечено для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Как следует из отзыва ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс", здание с кадастровым номером N было включено в Перечень по совокупности сведений об объекте капитального строительства и собственниках указанного объекта.
Вместе с тем, указанные доводы не могут повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления, поскольку при представленных в материалы дела доказательствах вышеизложенных выводов суда они не опровергают и не свидетельствуют о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N является административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), нежилым помещением, назначение которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а равно, что он фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с основанными на неправильном толковании норм процессуального права доводами административного ответчика о том, что административными истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования настоящего спора, поскольку в силу требований части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 129, пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, после соблюдения которого возможно обращение в суд, может быть установлен исключительно федеральным законом, в то время как Порядок, на пункты 9 - 12 которого ссылается административный ответчик, таковым не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса РФ, статье 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З, а также нарушает права и законные интересы административных истцов в той мере, в которой на его основании налог на имущество организаций подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащего им объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Учитывая изложенное, заявленные АО "Дзержинсктранссервис", ООО "Д-арт" требования подлежат удовлетворению, а пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня - признанию не действующим.
Определяя дату, с которой пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня подлежит признанию не действующим, суд, исходя из взаимосвязанных положений статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 4 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З о сроках уплаты налога на имуществ организаций, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания его не действующим с момента принятия.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Нижегородская правда", в которой осуществляется официальное опубликование нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года N 41 "О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области").
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Дзержинсктранссервис", общества с ограниченной ответственностью "Д-арт" - удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 587 раздела "Городской округ город Дзержинск" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15.
Обязать министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Нижегородская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда |
М.С. Сорокин |
Решение в окончательной форме принято 23 мая 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 16 мая 2016 г. N 3а-351/2016
Текст решения официально опубликован не был