Решение Нижегородского областного суда от 8 августа 2016 г. N 3а-484/2016
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца закрытого акционерного общества "Сантехкомплект" ФИО3, представителя административного ответчика министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области ФИО5, заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Сантехкомплект" к министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании недействующим с момента принятия приказа министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части включения в пункт 1491 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год склада с кадастровым номером N, площадью 1473,8 кв. м., расположенного по адресу: ФИО1 "адрес"А; включения в пункт 1489 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год отдельностоящего здания (склад материалов) (нежилое) с кадастровым номером N, общей площадью 1264,60 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А; включения в пункт 1486 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год отдельностоящего здания N (нежилое) с кадастровым номером N общей площадью 5134,80 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А,
установил:
закрытое акционерное общество "Сантехкомплект" (далее - ЗАО "Сантехкомплект") обратилось в Нижегородский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указало о том, что ЗАО "Сантехкомплект" является собственником объектов недвижимости, а именно склада, кадастровый N, площадью 1473,8 кв. м., расположенного по адресу: ФИО1 "адрес"А; отдельностоящего здания (склад материалов) (нежилое), кадастровый N, общей площадью 1264,60 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А; отдельностоящего здания N (нежилое), кадастровый N, общей площадью 5134,80 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А, и плательщиком налога на имущество организаций.
Данные здания включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.07.2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения перечисленных нежилых зданий в Перечень не имелось.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель ЗАО "Сантехкомплект" ФИО3 просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Пояснил суду о том, что спорные здания административно-деловыми центрами, торговыми центрами не являются, в качестве таковых не используются. Размещение в них офисных помещений, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания не предусматривалось при их проектировании и строительстве. Данные здания фактически также не используются под объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в них нет офисных помещений.
Сообщил суду, что здание с кадастровым номером N является производственным цехом N 2 и сдается в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО4 и ООО "Сантехзаготовка", которые используют этот цех для производства продукции.
Здание с кадастровым номером N является складом, его помещения переданы в аренду ООО "Шерри" и ООО "ТехМет-НН". В данном складе хранится готовая продукция. Помещений и оборудования для обслуживания покупателей данный склад не имеет, в качестве торгового объекта не используется. На вопрос суда представитель пояснил, что места для продажи товаров, кассовые аппараты, места для упаковки товаров, ценники на данном складе отсутствуют.
Здание с кадастровым номером N пустует, ни кем не используется.
Представитель административного ответчика министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области ФИО5 сообщила суду о том, что поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Представила в суд акты обследования зданий.
В письменном отзыве на административное исковое заявление министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области указало, что требования не признает. Министерство в соответствии с действующим порядком привлекло ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс" для установления вида фактического использования зданий, помещений с целью подготовки перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год. На основании данных, полученных от указанной организации, министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области был издан оспариваемый в части приказ от 22.06.2015 года N 311-05-11-111/15, в который включены спорные здания. Административным истцом не соблюден досудебный порядок рассмотрения административного спора, так как ЗАО "Сантехзаготовка" предварительно не обращалось в комиссию (л.д.55-57).
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс" в судебное заседание не явился. ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс" представило в суд письменный отзыв, в котором указало, что здания были включены в Перечень по совокупности сведений об объектах капитального строительства, а именно о том, что по адресу расположения зданий ведут коммерческую деятельность несколько юридических лиц (л.д.48-51).
Прокурор ФИО6 предложила суду удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, так как законных оснований для включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: "адрес"А, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22.06.2015 года N 311-05-11-111/15, не имелось.
Рассмотрев материалы настоящего дела и изучив представленные доказательства, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области принят приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" также установлено, что министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" и утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункты 3, 7 Порядка).
Таким образом, оспариваемый в части приказ от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" принят министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается административными истцами.
Административный ответчик по настоящему делу министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области является правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в связи со слиянием данного государственного органа и министерства инвестиционной политики Нижегородской области и образования министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 (далее - Перечень), в разделе "город Нижний Новгород" содержит строки следующего содержания:
номер по порядку: 1486, кадастровый номер здания (строения, сооружения): N, адрес объекта: "адрес"
номер по порядку: 1489, кадастровый номер здания (строения, сооружения): N, адрес объекта: "адрес"А;
номер по порядку: 1491, кадастровый номер здания (строения, сооружения): N, адрес объекта: "адрес"А.
Указанные нежилые здания принадлежат административному истцу на праве собственности, что подтверждается копиями представленных в суд свидетельств о государственной регистрации права (л.д.15, 18, 24) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций", статьей 1.1 которого предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (часть 1).
Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 данной статьи в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части включения в него в разделе "Город Нижний Новгород" пунктов 1486, 1489, 1491 о включении в данный Перечень нежилых зданий с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: ФИО1 "адрес"А, принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций".
Вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что оспариваемый ими в части приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" противоречит в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно приведенным выше свидетельствам о государственной регистрации права нежилые здания с кадастровыми номерами N расположенные по адресу: ФИО1 "адрес"А, зарегистрированы как нежилые.
При этом нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1473,8 кв. м зарегистрировано в государственном реестре в качестве склада. Из представленного кадастрового паспорта здания также следует, что оно является складским помещением (л.д.15 - 16).
Нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 5134,80 кв. м зарегистрировано в государственном реестре в качестве отдельностоящего здания с пристроем, 1971 года постройки (л.д. 18). Из представленного административным истцом технического паспорта здания усматривается, что оно имеет назначение: "здание цеха N с пристроем" (л.д. 19).
Нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1264,60 кв. м зарегистрировано в государственном реестре в качестве отдельностоящего здания (склад материалов) (л.д. 24). Из представленного административным истцом технического паспорта здания усматривается, что оно имеет назначение: "склад материалов" (л.д. 19).
Судом исследованы представленные административным истцом в суд технические паспорта на указанные объекты недвижимости, в которых не имеется информации о наличии в указанных нежилых зданиях помещений, предназначенных для торговой деятельности, размещения офисов, объектов питания, бытового обслуживания.
Доказательств того, что нежилые здания с кадастровыми номерами N расположенные по адресу: ФИО1 "адрес"А, и находящиеся в них помещения являются административно-деловыми центрами либо торговыми центрами (комплексами), административным ответчиком не представлено и судом не добыто. Приведенные выше доказательства подтверждают доводы административного истца о том, что спорные нежилые здания имеют целевое назначение складов и цеха.
Как указано выше, относительно фактического использования спорных зданий и расположенных в них помещений представитель административного истца закрытого акционерного общества "Сантехкомплект" ФИО3 пояснил суду, что здание с кадастровым номером N является производственным цехом N и используется по прямому назначению для производства продукции. Здание с кадастровым номером N является складом, где хранится готовая продукция, помещений и оборудования для обслуживания покупателей в данном складе не имеется, в качестве торгового объекта он не используется. Здание с кадастровым номером N пустует, ни кем не используется.
В подтверждение данных доводов представителем административного истца в суд представлены акты осмотра спорных зданий от 28.07.2016 года, составленные директором ЗАО "Сантехкомплект", начальником АХО ЗАО "Сантехкомплект" и кадастровым инженером, с приложенными к ним фотографиями зданий и находящихся в них помещений. Согласно данным актам осмотра здания используются в соответствии с их назначением (л.д.105 - 115).
Кроме того, в процессе рассмотрения данного судебного дела консультантами отдела контроля использования земельных участков и сопровождения оформленных правоотношений министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области ФИО7 и ФИО8 совместно с представителем ЗАО "Сантехкомплект" ФИО9 было проведено обследование спорных зданий с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: ФИО1 "адрес"А, по вопросу их фактического использования.
Согласно акту обследования от 05.08.2016 года N 1616/1, нежилое здание склада с кадастровым номером N, площадью 1473,8 кв. м., расположенное по адресу: ФИО1 "адрес"А, фактически не используется. Объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания и офисных помещений не выявлено.
Согласно акту обследования от 05.08.2016 года N 1616/2 отдельно стоящее здание N 2 с пристроем с кадастровым номером N общей площадью 5134,80 кв. м., расположенное по адресу: "адрес"А, фактически используется под производственно-складские цели. Объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания и офисных помещений не выявлено.
Согласно акту обследования от 05.08.2016 года N 1616/3 отдельно стоящее здание (склад материалов) с кадастровым номером N общей площадью 1264,60 кв. м., расположенное по адресу: "адрес"А, фактически используется под производственно-складские цели. Объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания и офисных помещений не выявлено.
Кроме того, в судебном заседании исследован кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу:. Нижний Новгород, "адрес"А, на котором расположены спорные нежилые здания. Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, его разрешенным использованием является: для размещения промзоны (л.д.79).
При указанных выше обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить заявленное по настоящему делу требование. Представленными доказательствами опровергается довод административного ответчика о том, что спорные объекты относятся к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежали включению в Перечень.
Суд также не может согласиться с доводом административного ответчика, содержащимся в письменных возражениях на административное исковое заявление, о том, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, по следующим мотивам.
Действительно, пунктами 10, 11 и 12 "Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года N 635, предусмотрено создание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - межведомственная комиссия) по обращению заинтересованных лиц.
Вместе с тем, в части 3 статьи 4 КАС РФ, определяющей право на обращение в суд с административным исковым заявлением, указано, что, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Постановление Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" не имеет статуса федерального закон и не может считаться нормативным правовым актом, которым может быть установлено требование об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования административного или иного публичного спора.
По приведенным в данном решении мотивам суд также не может согласиться с доводами ООО "Центр финансовой экспертизы и оценки "Альянс", содержащимися в письменном отзыве.
Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый в части приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", суд принимает во внимание, что сам приказ определяет перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, в оспариваемой части приказ затрагивает интересы самого административного истца. В таком случае суд считает возможным признать приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании пункта 4.10 Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 года N 41, официальное опубликование нормативного акта министерств и иных органов исполнительной власти области в печатном издании осуществляется посредством его опубликования в газете "Нижегородская правда". В связи с этим суд полагает необходимым обязать министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете "Нижегородская правда".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Сантехкомплект" по настоящему делу удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия оспариваемого нормативного правового акта приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 1491 раздела "Город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год о включении в данный Перечень нежилого здания склада с кадастровым номером N, площадью 1473,8 кв. м., расположенного по адресу: ФИО1 "адрес"А.
Признать недействующим со дня принятия оспариваемого нормативного правового акта приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 1489 раздела "Город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год о включении в данный Перечень отдельностоящего здания (склад материалов) (нежилое) с кадастровым номером N общей площадью 1264,60 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А.
Признать недействующим со дня принятия оспариваемого нормативного правового акта приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 22 июня 2015 года N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" в части пункта 1486 раздела "Город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год о включении в данный Перечень отдельностоящего здания N с пристроем с кадастровым номером N, общей площадью 5134,80 кв. м., расположенного по адресу: "адрес"А.
Обязать министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете "Нижегородская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда составлено 09.08.2016 года.
Судья областного суда |
М.А. Кручинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 8 августа 2016 г. N 3а-484/2016
Текст решения официально опубликован не был