Правительство Нижегородской области (далее - Правительство) в лице Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства В.П. Шанцева, действующего на основании Устава Нижегородской области, Нижегородский областной союз организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы) в лице Председателя А.М. Соколова, действующего на основании Устава, региональное объединение работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели) в лице генерального директора В.Н. Цыбанева, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем "Стороны", на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года N 40-З "О социальном партнерстве", трехстороннего регионального соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов "Облсовпроф" и региональным объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" заключили настоящее Соглашение о взаимодействии на территории Нижегородской области по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2016 год.
1. Цель и задачи Соглашения
1.1. Целью настоящего Соглашения является повышение реальных доходов, уровня и качества жизни населения и на этой основе достижение социальной справедливости, экономической и политической стабильности в Нижегородской области, определение основных направлений регулирования оплаты труда на основе социального партнерства.
1.2. Основными задачами настоящего Соглашения являются:
проведение единой тарифно-договорной политики на всех уровнях в отраслях, организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности, городских округах и муниципальных районах Нижегородской области, направленной на обеспечение права работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения;
регулирование социально-трудовых отношений на уровне Нижегородской области в вопросах оплаты труда и занятости, создание нормальных и безопасных условий труда, обеспечение согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот;
установление экономически обоснованных соотношений в уровне заработной платы по различным видам экономической деятельности, категориям работников; повышение производительности труда.
Обязательства и гарантии Соглашения являются ориентиром для планирования фонда оплаты труда работников бюджетной сферы и реального сектора экономики.
2. Совместные обязательства Сторон
2.1. Включают в коллективные договоры, среднесрочные и долгосрочные планы развития организаций раздел, связанный с совершенствованием оплаты труда, его нормированием.
Создают условия и механизмы, способствующие реализации норм действующего законодательства, регулирующего отношения.
2.2. Обеспечивают достижение прогнозных показателей роста заработной платы за счет реализации следующих мероприятий:
повышения уровня заработной платы на основе роста производительности труда и других показателей эффективности производства;
совершенствования нормирования труда в целях эффективного использования трудовых ресурсов и снижения материальных затрат;
недопущения необоснованной дифференциации в оплате труда работников отраслей экономики Нижегородской области;
выравнивания уровня оплаты труда в городах и сельской местности как важнейшего условия для расширенного воспроизводства человеческого потенциала Нижегородской области;
обеспечения в бюджетном секторе экономики Нижегородской области государственного регулирования оплаты труда на основе повышения минимальных размеров окладов (минимальных размеров должностных окладов), размеров минимальной ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
развития коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы, применения новых составляющих социального пакета и морального поощрения для руководителей и работников.
2.3. С учетом экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области заключают региональное соглашение о минимальной заработной плате.
2.4. Устанавливают среднюю величину регионального договорного норматива - бюджета развития семьи трудоспособного населения для основных работников внебюджетного сектора экономики по видам экономической деятельности (приложение 2 к настоящему Соглашению).
2.5. Устанавливают при заключении территориальных соглашений среднемесячную заработную плату по крупным и средним предприятиям, некоммерческим организациям на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с показателями оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, утвержденными распоряжением Правительства Нижегородской области от 20 марта 2013 года N 546-р или приложением 1 к настоящему Соглашению.
2.6. Определяют в коллективных договорах виды, системы оплаты и стимулирования труда, размеры тарифных ставок (окладов), а также соотношения в размерах тарифных ставок (окладов) между категориями персонала и работниками различных профессионально-квалификационных групп, долю оплаты труда в себестоимости продукции, долю тарифной оплаты в общем фонде оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, иные выплаты с учетом рекомендаций пунктов 4.1 - 4.9, 5.8 настоящего Соглашения.
2.7. Выплата заработной платы руководителям организаций и их структурных подразделений, их заместителям, а также административно-управленческому персоналу организаций независимо от организационно-правовых форм производится одновременно с выплатой заработной платы работникам.
2.8. В случаях имеющейся задолженности по заработной плате работникам премии руководителям организации не выплачиваются.
2.9. Организация, имеющая задолженность по заработной плате работникам, до погашения задолженности не вправе использовать средства, поступающие от реализации продукции, услуг, а также заемные денежные средства на цели, не связанные непосредственно с производственной деятельностью организации.
2.10. Совершенствуют оплату труда руководителей государственных унитарных предприятий Нижегородской области и акционерных обществ с участием Нижегородской области через систему коллективных и трудовых договоров, соизмеряя размер вознаграждения руководителей с результатами финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими организаций.
2.11. Разрабатывают системы нормирования труда с учетом мнения представительного органа работников коллективными договорами или локальными нормативными актами.
2.12. При отсутствии финансовых возможностей для выполнения настоящего Соглашения разрабатывают совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации поэтапный план реализации Соглашения.
2.13. Сохраняют при смене собственника организации или ее реорганизации прежние условия для осуществления деятельности выборных профсоюзных органов.
2.14. Осуществляют государственный и общественный контроль за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату социальных пособий.
3. Обязательства Правительства
3.1. Производит оплату труда работников государственных учреждений Нижегородской области по отраслевой системе оплаты на основе использования профессиональных квалификационных групп в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
3.2. Производит индексацию (повышение) заработной платы работников государственных учреждений Нижегородской области по решению Правительства Нижегородской области как при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, так и в течение очередного финансового года.
3.3. Обеспечивает поэтапный рост оплаты труда в бюджетном секторе экономики, последовательное повышение заработной платы отдельным категориям работников в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Правительства Нижегородской области.
3.4. Совершенствует систему оплаты работников государственных учреждений Нижегородской области с учетом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и ежегодных Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
3.5. Проводит мониторинг по реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях при оказании государственных (муниципальных) услуг (по итогам I полугодия и года).
3.6. Совершенствует систему оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий при заключении с ними договоров.
3.7. В соответствии с законодательством предоставляет субвенции местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
3.8. Устанавливает ежеквартально прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения Нижегородской области на основе потребительских цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
3.9. Производит расчет прогнозируемой величины бюджета развития семьи трудоспособного населения и среднемесячной заработной платы в разрезе видов экономической деятельности, а также территориальных коэффициентов, вносит их на утверждение в Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
3.10. Публикует ежеквартально в средствах массовой информации областные данные о сводном индексе цен на товары и услуги, прожиточном минимуме, размерах средней заработной платы по видам экономической деятельности и доходам граждан.
3.11. Содействуют заключению территориальных Соглашений во всех муниципальных образованиях Нижегородской области, руководствуясь настоящим Соглашением.
3.12. С целью соблюдения прав работников по своевременной и в полном размере выплате заработной платы координирует деятельность рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы и снижению неформальной занятости в организациях Нижегородской области.
4. Обязательства Работодателей
4.1. Формируют фонд оплаты основных работников внебюджетной сферы по видам экономической деятельности в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению.
4.2. Стремятся обеспечить долю затрат на оплату труда в себестоимости выпускаемой продукции (оказания услуг) в пределах сохранения достигнутого уровня заработной платы и при наличии возможности ее повышение.
4.3. Обеспечивают долю тарифной (постоянной) части оплаты труда в структуре заработной платы до уровня не менее 60 процентов в организациях реального сектора экономики и в учреждениях бюджетной сферы.
4.4. Устанавливают тарифную (отраслевую) систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), тарифную сетку и межразрядные тарифные коэффициенты и соотношения между работниками различных категорий в зависимости от сложности работ и требований к квалификации, выплаты компенсационного и стимулирующего характера в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
4.5. Проводят тарификацию работ и присваивают квалификационные разряды работникам с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
4.6. Производят выплаты компенсационного характера: оплату за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (сверхурочные работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время и т.д.), в соответствии с заключенными коллективными договорами, трудовым договором. Доплата за вредные и (или) опасные условия труда осуществляется всем категориям работников, занятым в этих условиях, пропорционально отработанному времени. Основанием для повышенной оплаты являются результаты специальной оценки условий труда.
4.7. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной месячной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в Нижегородской области между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов "Облсовпроф" и региональным объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей".
4.8. Индексируют (повышают) уровень заработной платы в организациях внебюджетной сферы экономики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
4.9. Выплачивают дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
4.10. Не допускают применения "скрытых" схем оплаты труда, обеспечивают своевременную выплату заработной платы.
4.11. При заключении коллективных договоров ориентируются на положения отраслевых тарифных соглашений и настоящего Соглашения.
4.12. Производят выплату заработной платы каждые полмесяца с обязательной выдачей работникам расчетных листков по окончании месяца и обеспечивают очередность платежей по заработной плате согласно установленному порядку платежей.
4.13. В случае задержки выдачи заработной платы производят выплату ее с денежной компенсацией в размере одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока зарплаты по день фактического расчета включительно.
4.14. Признают приостановку работы в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы как простой по вине работодателя.
4.15. Производят частичную выплату пособия по временной нетрудоспособности из собственных средств организации в соответствии с законодательством.
5. Обязательства Профсоюзов
5.1. Разъясняют работникам цели и задачи Соглашения.
5.2. Контролируют и добиваются своевременности выплаты заработной платы в организациях, для чего включают в коллективные договоры разделы, связанные с материальной ответственностью работодателя за задержку выплаты заработной платы.
В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам предприятия через комиссии по трудовым спорам и суды.
5.3. Проводят мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, уровня заработной платы, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда.
5.4. Добиваются совершенствования нормирования труда, использования квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик на основе научно обоснованных государственных рекомендаций.
5.5. Рассматривают заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие решения, представляют интересы работников в суде, добиваются привлечения к ответственности нарушителей трудового законодательства.
5.6. Выступают с инициативой по заключению коллективных договоров с включением в них взаимных обязательств сторон по определению систем и размеров оплаты труда, выплатам пособий и компенсаций.
5.7. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы трудовых коллективов.
5.8. Через заключение коллективных договоров добиваются:
5.8.1. Оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, согласно законодательству Российской Федерации не менее 2/3 ставки, оклада работника, по вине работодателя - 2/3 средней заработной платы работника либо в повышенном размере.
5.8.2. Осуществления дополнительных выплат социального характера работникам за счет средств организации.
5.8.3. Соотношения фонда оплаты труда с результатами финансово-экономических показателей деятельности организаций.
5.9. Нижегородский областной союз организаций профсоюзов "Облсовпроф" оказывает профсоюзным комитетам организаций:
5.9.1. Юридическую поддержку в отстаивании своих прав в сфере трудового законодательства и выполнении обязательств по коллективным договорам.
5.9.2. Бесплатную консультативную помощь по подготовке и заключению коллективных договоров.
5.9.3. Регулярно информирует профсоюзные организации и объединения профсоюзов об уровне средней заработной платы в Нижегородской области по видам экономической деятельности, об изменении индекса потребительских цен на товары и услуги, размере прожиточного минимума по различным социальным группам населения.
5.9.4. Принимает участие в работе над законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам труда и уровня жизни населения.
5.9.5. Проводит учебу профсоюзного актива по вопросам охраны труда и контроля за соблюдением трудового законодательства и предоставлением государственных гарантий.
6. Порядок действия Соглашения
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 2016 года.
6.2. Положения настоящего Соглашения являются обязательными для организаций и применяются работодателями при заключении коллективных договоров с работниками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Соглашения. Действие настоящего Соглашения распространяется на работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу.
В случае отсутствия в организациях, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, коллективных договоров, работодатели, работники и их представители применяют настоящее Соглашение в качестве правового акта, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения, на локальном уровне социального партнерства.
6.3. Приложения являются неотъемлемой частью данного Соглашения.
6.4. Контроль за выполнением включенных в Соглашение мероприятий осуществляется Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений с обсуждением итогов на её заседании один раз в год.
6.5. Возникшие конфликты и разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.6. В течение срока действия настоящего Соглашения при условии выполнения содержащихся в нем обязательств объединения профсоюзов воздерживаются от забастовок и других акций протеста.
6.7. Текст настоящего Соглашения размещается на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф", регионального объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикуется в газетах "Нижегородская правда" и "Профсоюзная трибуна".
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства |
В.П. Шанцев |
Председатель Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" |
А.М. Соколов |
Генеральный директор регионального объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" |
В.Н. Цыбанев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2016 год от 11 марта 2016 г. N 14-П/72/А-138
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 2016 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Нижегородская правда" от 19 марта 2016 г. N 27
Настоящее Соглашение прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 8 ноября 2016 г. N 252-П/343/А-498 к Соглашению
Изменения вступают в силу с момента подписания названного Соглашения и действуют в течение 2016 г.