Решение Нижегородского областного суда
от 22 июня 2016 г. N 3а-407/2016
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания О.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Селезневой О.Н.,
представителя Законодательного Собрания Нижегородской области - Ц.Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о признании не действующей статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З "О торговой деятельности в Нижегородской области" в качестве заинтересованного лица Правительства Нижегородской области, установил:
29 апреля 2010 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят и 11 мая 2010 года Губернатором Нижегородской области подписан Закон Нижегородской области N 70-З "О торговой деятельности в Нижегородской области" (далее также - Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З).
Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З опубликован в газете "Нижегородские новости" от 14 мая 2010 года N 84 (4456) - в приложении "Правовая среда" от 14 мая 2010 года N 52 (1174).
Законами Нижегородской области от 4 марта 2011 года N 36-З (опубликован в газете "Нижегородские новости" от 17 марта 2011 года N 44 (4656) - в приложении "Правовая среда" от 17 марта 2011 года N 26 (1291)), от 2 июля 2014 года N 90-З (опубликован в газете "Нижегородские новости" от 15 июля 2014 года N 127 (5460) - в приложении "Правовая среда" от 15 июля 2014 года N 75 (1785)), от 1 апреля 2015 года N 40-З (опубликован в газете "Нижегородские новости" от 7 апреля 2015 года N 39 (5602)), от 7 апреля 2016 года N 53-З (опубликован в газете "Нижегородские новости" от 26 апреля 2016 года N 47 (5763)) в Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З внесены изменения.
В частности, Законом Нижегородской области от 7 апреля 2016 года N 53-З Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З дополнен статьей 7.1, предусматривающей, что торговая деятельность на территории области осуществляется только в отведенных в установленном порядке органами государственной власти области, органами местного самоуправления местах. Под торговлей в неотведенных местах понимается осуществление торговой деятельности без использования стационарных торговых объектов, без использования размещенных в установленном порядке нестационарных торговых объектов, а также торговой деятельности вне ярмарок, розничных рынков и иных специально отведенных для этого органами государственной власти области, органами местного самоуправления мест.
Заместитель прокурора Нижегородской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующей статью 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З в оспариваемой части принят за пределами полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством ограничения мест осуществления торговой деятельности на территории Нижегородской области вне зависимости от ее вида, формы и способа. Административный истец полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на свободное осуществление торговой деятельности, в том числе на самостоятельное определение мест осуществления розничной торговли в стационарных объектах, оптовой торговли и торговой деятельности в иных формах, места осуществления которых в силу требований федерального законодательства не подлежат согласованию (определению) органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также интересы Российской Федерации, определившей компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности.
Законодательное Собрание Нижегородской области представило в суд отзыв, в котором просило в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Нижегородской области отказать.
В судебном заседании прокурор Селезнева О.Н. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Ц.Т.Б. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Поскольку в административном исковом заявлении приведены нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, которым, по мнению административного истца, не соответствует статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З, а также содержится обоснование нарушения данной статьей прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, заместитель прокурора Нижегородской области на основании частей 1 и 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с пунктом 69 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, в том числе по разработке и принятию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, определены частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 6, частью 3 статьи 10, частями 1 и 6 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 17, статьями 18 - 20 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
Проанализировав указанные положения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ во взаимосвязи с нормами статей 4, 26, 28, 31, 47, 49, 50 Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 февраля 2006 года 1866-III, оценив представленные в материалы дела доказательства, включая выписки из протоколов заседаний Законодательного Собрания Нижегородской области, суд приходит к выводу о том, что Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З принят как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Законодательного Собрания Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Проверив статью 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З на предмет ее соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, а также разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ к методам государственного регулирования торговой деятельности отнесено установление требований к ее организации и осуществлению. При этом в силу положений части 2 указанной статьи не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Требования к организации и осуществлению торговой деятельности установлены нормами главы 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;
в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
При этом в силу положений статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты в области государственного регулирования торговой деятельности по вопросам, которые прямо определены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, при условии, что они соответствуют целям и методам государственного регулирования торговой деятельности, не допускают нарушения установленного федеральным законодательством разграничения полномочий, не устанавливают дополнительных не предусмотренных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению торговой деятельности, не приводят к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных на федеральном уровне.
Так, исходя из положений Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений (за исключением отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках) относится принятие нормативных правовых актов по вопросам:
реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 6);
установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 6, статья 19);
проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формирования торговых реестров (пункт 4 части 1 статьи 6, статья 20);
разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, разработки и реализации региональных программ развития торговли (пункт 5 части 1 статьи 6, статьи 17 и 18);
установления порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов (часть 3 статьи 10);
установления порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках (части 1 и 6 статьи 11);
перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности полномочий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях реализации указанных полномочий и принят Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З, который разграничивает полномочия между органами государственной власти Нижегородской области в области торговой деятельности, определяет мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории Нижегородской области (далее - область), а также устанавливает особенности информационного обеспечения в области торговой деятельности, и действие которого не распространяется на правоотношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках на территории области (статья 1).
Вместе с тем, суд полагает, что статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З не соответствует предмету правового регулирования и сфере действия указанного закона, а также - компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, из содержания статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З следует, что ей установлено не предусмотренное федеральным законодательством требование к организации и осуществлению на территории Нижегородской области торговой деятельности в целом (установлена возможность осуществления торговой деятельности только в отведенных в установленном порядке органами государственной власти области, органами местного самоуправления местах), а также дано определение торговли в неотведенных местах (осуществление торговой деятельности без использования стационарных торговых объектов, без использования размещенных в установленном порядке нестационарных торговых объектов, а также торговой деятельности вне ярмарок, розничных рынков и иных специально отведенных для этого органами государственной власти области, органами местного самоуправления мест).
При этом полномочиями по установлению таких требований к организации и осуществлению области торговой деятельности и, как следствие, по определению случаев, когда торговая деятельность понимается осуществляемой в неотведенных местах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации ни Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, ни Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, а равно иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и регулирующими спорные правоотношения, не наделены.
Не предусмотрены указанными законоположениями и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по "отведению в установленном порядке мест" для осуществления торговой деятельности, в зависимость от реализации которых, как следует из оспариваемой статьи закона, ставится возможность осуществления на территории Нижегородской области торговой деятельности.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Понятия торговой деятельности (торговли), а также ее видов (оптовая и розничная торговля) определены статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, а порядок ее осуществления - иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Отдельные формы торговли (продажа товара по образцам, дистанционный способ продажи товара, продажа товаров с использованием автоматов, продажа товара с условием о его доставке покупателю) и правила ее осуществления регламентированы положениями Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Как указано выше, исходя из установленных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ требований к организации и осуществлению торговой деятельности хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении (за исключением установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами случаев) самостоятельно определяют, среди прочего, вид торговли, форму торговли, способ торговли, специализацию торговли, тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности, порядок и условия осуществления торговой деятельности.
Федеральных законов, устанавливающих исключения из этого правила и определяющих, что все вышеназванные виды, формы и способы торговой деятельности подлежат осуществлению исключительно в отведенных в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления местах, в настоящее время не принято.
Следовательно, оснований считать, что осуществление любой торговой деятельности на территории Нижегородской области допускается только в специально отведенных органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления для этого местах, у суда не имеется, поскольку из взаимосвязанных положений приведенных выше норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, это не вытекает.
Учитывая изложенное, устанавливать предусмотренное статьей 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З нормативное правовое регулирование спорных правоотношений административный ответчик, вышедший в данном случае за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, был не вправе.
Возражая относительно административного искового заявления, административный ответчик указывает на то, что правовой основной вышеназванных положений статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З являются предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации ярмарок, утверждению порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, а также предусмотренные статьей 10 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления по утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов.
Действительно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьями 10 и 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ самостоятельно решают вопросы организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, само по себе наличие у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления указанных полномочий, сводящихся к установлению особенностей конкретной формы торговли (ярмарка) и конкретного типа торговых объектов (нестационарный торговый объект), не свидетельствует о возможности их распространения на организацию и осуществление на территории Нижегородской области торговой деятельности в целом, за пределами ярмарок и нестационарных торговых объектов.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З регулирует вопросы осуществления торговой деятельности исключительно на ярмарках, а также что, используя конструкцию "в отведенных в установленном порядке местах", она не устанавливает дополнительных ограничений по осуществлению торговой деятельности, поскольку обратное следует как из наименования, так и из содержания оспариваемой нормы во взаимосвязи со статьей 1 указанного закона.
Так, анализ положений частей 1 и 2 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З, не содержащих указания на распространение их действия исключительно в отношении ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а, напротив, регулирующих правоотношения, возникающие вне ярмарок (а также без использования стационарных торговых объектов, без использования размещенных в установленном порядке нестационарных торговых объектов, вне розничных рынков и иных специально отведенных для этого органами государственной власти области, органами местного самоуправления мест), позволяет прийти к однозначному выводу о том, что действие указанной статьи распространяется на осуществление торговой деятельности на территории Нижегородской области в целом, что, как указано выше, не относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка на то, что данная статья не устанавливает каких-либо дополнительных ограничений, является несостоятельной. При этом, поскольку регулирование спорных правоотношений носит комплексный характер, особенности осуществления торговой деятельности на территории Нижегородской области (предмет регулирования оспариваемой статьи) фактически установлены иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые имеют прямое действие и подлежат применению вне зависимости положений статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З.
Доводы административного ответчика о целесообразности принятия оспариваемой нормы, о необходимости ее рассмотрения и анализа во взаимосвязи со статьей 2.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за торговлю в неотведенных местах, о ее фактическом не применении в отношении лиц, осуществляющих оптовую торговлю и дистанционную продажу товаров, а также о том, что изложенные в административном исковом заявлении выводы не были изложены в заключениях прокуратуры Нижегородской области при рассмотрении и принятии соответствующего законопроекта, не могут быть приняты во внимание, поскольку правового значения для настоящего дела не имеют.
Более того, сторонами в ходе его рассмотрения настоящего дела не оспаривался тот факт, что возможность применения статьи 2.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, которая существовала и применялась как до дополнения Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З оспариваемой статьей 7.1, так и после введения ее в действие, в зависимость от наличия или отсутствия в законе указанной нормы не ставится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З, принятая по вопросам, которые не отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, устанавливающая не предусмотренное федеральным законодательством требование к организации и осуществлению торговой деятельности на территории Нижегородской области, не соответствующая целям и методам государственного регулирования торговой деятельности, допускающая установление на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных на федеральном уровне, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - пункту 69 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, статье 4, части 1 статьи 6, части 2 статьи 8, части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, статье 4 Устава Нижегородской области, а также нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц по самостоятельному определению порядка и условий торговой деятельности, для осуществления которой не требуется отведения органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления специальных мест, а также интересы Российской Федерации, установившей разграничение полномочий в области регулирования торговой деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.
Суд считает, что статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З является по своему содержанию, которое раскрыто выше, неопределенной, поскольку устанавливает общее правило об осуществлении любой торговой деятельности на территории Нижегородской области только в отведенных в установленном порядке органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления местах, распространяет свое действие на всех без исключения хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также вводит понятие торговли в неотведенных местах, тогда как к организации и осуществлению ряда видов и форм торговой деятельности такое требование в силу норм действующего законодательства предъявлено быть не может.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление заместителя прокурора Нижегородской области подлежит удовлетворению, а статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З - признанию не действующей.
Определяя дату, с которой статья 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З подлежит признанию не действующей, суд, принимающий во внимание представленные в материалы дела доказательства применения до вынесения решения суда оспариваемого нормативного правового акта и реализации на его основании прав иных лиц, приходит к выводу о том, что указанная норма подлежит признанию не действующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Законодательное Собрание Нижегородской области обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З, - в газете "Нижегородские новости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Нижегородской области - удовлетворить.
Признать не действующей с момента вступления решения суда в законную силу статью 7.1 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 70-З "О торговой деятельности в Нижегородской области".
Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 27 июня 2016 года.
Судья областного суда |
М.С. Сорокин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 22 июня 2016 г. N 3а-407/2016
Текст решения официально опубликован не был