Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Программе
Подпрограмма
"Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Нижнего Новгорода" на 2015 - 2017 годы (далее - подпрограмма)
28 декабря 2015 г., 11 июля 2016 г.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 11 июля 2016 г. N 2043 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие дошкольного образования |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода |
Соисполнители подпрограммы |
Департамент строительства администрации города Нижнего Новгорода Администрации районов города Нижнего Новгорода |
Цель подпрограммы |
Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основа их успешного обучения в школе |
Задачи подпрограммы |
1. Развитие инфраструктуры и материальной базы ДДО; 2. Обеспечение эффективной работы действующей сети ДДО |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Реализуется с 2015 по 2017 год в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода |
Общий объем бюджетных ассигнований - 17 614 380 904,67 рублей, в том числе: 2015 год - 5 809 299 813,67 рублей 2016 год - 6 136 848 694,00 рублей 2017 год - 5 668 232 397,00 рублей |
Индикаторы достижения цели |
1. Увеличение доли охвата детей в возрасте 3 - 7 лет, желающих получать услугу дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, до 100%. 2. Увеличение доли охвата детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услугу по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, до 95%. 3. Увеличение доли муниципальных дошкольных образовательных организаций, оказывающих дополнительные услуги, до 50%. 4. Повышение доли педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации или иную профессиональную подготовку, до 33% в год. 5. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании до 100%. |
2. Текст подпрограммы
2.1 Характеристика текущего состояния
Главной целью политики администрации города Нижнего Новгорода в сфере дошкольного образования является реализация государственных гарантий равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного и доступного дошкольного образования, обеспечивающего полноценное физическое и психическое развитие, как основы успешного обучения в школе.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" ставится задача по разработке комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования.
Данная подпрограмма нацелена на повышение эффективности реализации политики в сфере дошкольного образования. Использование программно-целевого метода для решения проблемы низкой обеспеченности детей ДОО обеспечит эффективное межведомственное взаимодействие, позволит обеспечить преемственность в решении проблемного вопроса путем логического продолжения ранее действовавших целевых программ. В целях решения указанных вопросов в рамках подпрограммы аккумулируются средства областного и городского бюджета, предлагается комплексный подход, который предполагает решение проблемы разными путями: создание новых мест в ДОО за счет поиска резервов в существующих зданиях, в том числе, которые ранее использовались не по назначению.
Важнейшим приоритетом образовательной политики города Нижнего Новгорода является реализация комплекса мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования, так как ежегодно увеличивается количество детей.
Подпрограмма рассчитана на реализацию в течение 3 лет, что позволит обеспечить системность исполнения программных мероприятий.
Общее количество детей от 0 до 7 лет в районах города Нижнего Новгорода за последние 3 года составляет: в 2012 году - 90 539 чел.; в 2013 году - 93 663 чел.; в 2014 году - 95 000 чел.
На территории города Нижнего Новгорода подпрограмму реализовывают следующие организации:
Организации |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Муниципальные дошкольные образовательные организации/группы |
333/2 420 |
334/2 445 |
338/2 493 |
342/2579 |
Начальные школы - детский сад (имеющий в своем составе дошкольные группы |
4 (25 групп) |
4 (28 групп) |
4 (28 групп) |
- |
МОУ СОШ, на базе которых функционируют группы дошкольного возраста |
5 (8 групп) |
5 (8 групп) |
7 (11 групп) |
10 (34 группы) |
Семейные группы |
9 |
9 |
9 |
9 |
Ведомственные дошкольные организации |
N 4 Нижегородский государственный университет, N 29 ИПФРАН, ОА "ОКБМ" - 17 групп |
N 4 Нижегородский государственный университет, N 29 ИПФРАН - 4 группы |
N 29 Нижегородский государственный университет, N 29 ИПФРАН - 4 группы |
N 29 Нижегородский государственный университет, N 29 ИПФРАН - 4 группы |
Негосударственные организации |
6, в т.ч. НОУ им. Михалкова - 30 групп |
8, в т.ч. НОУ им. Михалкова - 38 групп |
8, в т.ч. НОУ им. Михалкова - 38 групп |
|
Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием по Нижнему Новгороду составляет: в 2012 году - 82%; в 2013 году - 84%; в 2014 году - 84%.
Изменения в сети организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Нижнего Новгорода, и численности детей, посещающих эти организации в период с 2012 года по 2015 год, представлены в следующей таблице:
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Число дошкольных организаций - всего, единиц |
351, из них: 333 - мун. |
353, из них: 334 - мун. |
358, из них: 338 - мун. |
358, из них: 342 - мун. |
Количество групп дошкольного образования |
2500, из них: 2 420 - в мун. |
2525, из них: 2 445 - в мун. |
2573, из них: 2 493 - в мун. |
2658, из них: 2579 - в мун. |
Число мест в дошкольных организациях - всего, единиц |
54174, из них: 52687 - мун. |
55335, из них: 53860 - в мун. |
57526, из них: 57046 - в мун. |
58556, из них 57739 - в мун. |
Численность детей, воспитывающихся в дошкольных организациях, - всего, человек |
58140, из них: 56538 - в мун. |
61153, из них: 59534 - в мун. |
на 01.01.2014 г. - 61153, из них: 59534 в мун. на 01.09.2014 г. - 64686, из них: 62 887 |
68948, из них: 67269 - в мун. |
Численность детей, состоящих на учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении, от 0 до 6 лет, в период с 2012 по 2015 год составляет:
Наименование показателя |
Возраст |
Всего |
||||
с 0 до 1 года |
с 1 года до 2 лет |
с 2 до 3 лет |
с 3 до 5 лет |
с 5 до 7 лет |
||
Численность детей, нуждающихся в устройстве в ДОО (очередность) в 2014 году 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год |
196 228 250 1843 |
3247 3136 4207 12819 |
12243 11753 10919 8069 |
7583 7998 6927 1292 |
- - 575 131 |
23269 23115 22878 24154 |
С целью реализации гарантированных гражданам Российской Федерации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в 2013 году начата реализация муниципальной услуги в электронном виде "Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)". Решение проблемы доступности услуг дошкольного образования для населения города Нижнего Новгорода носит комплексный характер.
Администрацией города были определены пути решения проблемы доступности услуг дошкольного образования, в частности: участие в областной целевой программе "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организаций Нижегородской области детей в возрасте 3 - 7 лет на 2013 - 2015 годы" и реализация городской программы "Развитие сети муниципальных дошкольных организаций города Нижнего Новгорода на 2013-2015 годы", основной целью которых являлось создание дополнительных мест и рассредоточение очередности. В связи с этим созданы дополнительные места в ДОО: в 2012 году - строительство 3 дошкольных образовательных организаций на 815 мест (N 45 - Автозаводский р-н, N 46, 51 Канавинский р-н); строительство 9 семейных групп на 90 мест (Автозаводский р-н - 2 гр., Московский р-н - 1 гр., Приокский р-н - 3 гр., Сормовский р-н - 3 гр.); реконструкция 3 нефункционирующих ранее дошкольных организаций на 300 мест; открытие 3 дополнительных групп на 60 мест (N 117 - Автозаводский, N 119 Приокский р-н, N 364 - Сормовский р-н). В процессе осуществления данных мер дополнительно получено 1 225 мест. в 2013 году - строительство 4 дошкольных организаций на 675 мест: N 272 (Московский р-н), N 39, N 58 (Нижегородский р-н), N 28 (Сормовский р-н); реконструкция 8 не функционирующих ранее дошкольных организаций на 1 030 мест (N 44 Автозаводский р-н, N 264 Московский р-н, N 10 Приокский р-н, N 284 Советский р-н, N 98, N 190, N 388 Сормовский р-н); открытие 24 дополнительных групп на 560 мест в действующих дошкольных организациях (N 37, 54, 55, 71, 80, 18, 111, 117, 82, 113, 426, 3, 294, 314, 345, 120, 343, 296, 423, 441, 402, 229, 99, 421); открытие 6 групп на базе МОУ СОШ на 150 мест: N 49 (ДОО N 196), N 99 (ДОО N 125), школа-интернат N 6 (ДОО N 325); использование внутренних ресурсов организаций - 1118 мест. В процессе осуществления данных мер дополнительно получено 3 533 места.
В 2014 году - строительство 4 дошкольных организаций на 1080 мест: N 70, N 85, N 60, N 130; капитально отремонтировано 3 дошкольные организации на 370 мест (N 346, 439, 345); открытие 10 групп на 235 мест в действующих дошкольных организациях.
Кроме доступности дошкольного образования, его качество становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. Решение данного вопроса зависит от уровня профессиональной квалификации работников дошкольных организаций, их методической подготовки.
Год |
Всего работников |
Количество педагогического персонала |
Количество обслуживающего персонала |
% педагогов с высшим образованием, из них: заведующих /воспитателей |
Количество аттестованных педагогов |
Количество пед. работников, прошедших курсовую подготовку |
||||
высшая категория |
1 категория |
СЗД |
2 категория |
Без категории |
||||||
2012 |
12 152 |
5 756 |
6 396 |
95,9%/ 33,7 |
682 |
2251 |
71 |
858 |
1510 |
1275 |
2013 |
13 185 |
6 337 |
6 848 |
96,2/ 37,8 |
695 |
2126 |
235 |
603 |
2134 |
1633 |
2014 |
13 465 |
6 457 |
7 008 |
98,0/ 39,8 |
|
|
|
|
|
|
Однако в настоящее время явно недостаточен приток молодых специалистов в дошкольные организации по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы.
Начата работа по введению нового государственного образовательного стандарта, предполагающего переход системы дошкольного образования на качественно новый уровень.
Для обеспечения введения ФГОС ДО, будет проведен ряд мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
кадровое обеспечение введения ФГОС ДО;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
В дошкольных организациях созданы все необходимые условия и возможности для оказания платных услуг.
Платные образовательные услуги оказываются:
Год |
Количество ДОО |
Количество детей, охваченных платными услугами |
Доход от платных услуг |
2012 |
92 |
13740 |
21813,0 |
2013 |
96 |
14096 |
28477,7 |
2014 |
96 |
14645 |
Ориентировочно на конец 2014 года 31 567,8 |
2015 |
104 |
19548 |
Ориентировочно на конец 2015 года 32 800,0 |
Таким образом, за последние четыре года прослеживается положительная динамика изменений в сфере дошкольного образования города Нижнего Новгорода:
в обеспечении доступности дошкольного образования;
в повышении качества дошкольных образовательных услуг.
Вместе с тем, необходимо выделить ряд проблем, в городе Нижнем Новгороде, требующих целевого решения:
1) Обеспечение доступности дошкольного образования.
Несмотря на реализацию комплекса мер по расширению сети дошкольных организаций и решение проблемы по обеспечению местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет, очередность на получение мест в МДОУ сохраняется для возрастной категории детей от 2 до 3 лет:
Год |
Очередность на конец отчетного года |
2012 |
6338 |
2013 |
7535 |
2014 |
4 940 |
2015 |
Прогноз 4 500 |
2.2. Цели и задачи
Цель - реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе
Задачи:
1. Обеспечение доступности дошкольного образования в городе Нижнем Новгороде.
Для решения данной задачи необходимо увеличение количества мест в МДОО для детей от 3 до 7 лет и обеспечение к 2020 году местами в МДОО 100%. В связи с этим продолжатся мероприятия по строительству новых дошкольных организаций, капитальному ремонту и реконструкции возвращенных зданий детских садов, развитию вариативных форм дошкольного образования,
2. Обеспечение качества и эффективности дошкольного образования в городе Нижнем Новгороде.
В связи с этим необходимо создание условий в МДОО города Нижнего Новгорода, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует выполнения значительного объема мероприятий по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить максимальную возможность для реализации образовательного потенциала пространства МДОО (групп, участков) и материалов, оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность качественного дошкольного образования.
В целом, материально-техническая база МДОО находится в удовлетворительном состоянии.
Об этом свидетельствует также тот факт, что все МДОО имеют положительные санитарно-эпидемиологические заключения и лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Тем не менее, около 90% МДОО нуждаются в проведении отдельных видов ремонтных работ и модернизации оборудования.
Анализ материально-технического состояния показал необходимость:
в проведении ремонтных работ;
в пополнении материальной базы МДОО.
Исходя из вышеизложенного, определены первоочередные мероприятия по укреплению материально-технической базы в целях совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в МДОО:
ремонт систем жизнеобеспечения;
приобретение детской мебели в соответствии с росто-возрастными особенностями детей;
ремонт, реконструкция систем искусственного освещения;
приобретение технологического оборудования и инвентаря;
приобретение (установка) оборудования, инвентаря, игрового материала для оснащения игровых и спортивных зон в помещениях и на территории МДОО.
4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг в МДОО.
Проведенный анализ по вопросу оказания дополнительных образовательных услуг показал что:
количество бесплатных услуг составляет:
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
109 (33%) |
113 (34%) |
118 (35%) |
121 (35%) |
количество платных услуг составляет:
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
92 (28%) |
94 (28%) |
102 (33%) |
104 (30%) |
5. Совершенствование здоровьесберегающей деятельности.
С целью повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности необходимо:
дальнейшее совершенствование содержания и форм оздоровительной работы в МДОО;
организации сбалансированного питания детей в МДОО;
создание материально-технических и методических условий для реализации инклюзивного образования;
создание условий для детей с особенными образовательными потребностями в т.ч. детей-инвалидов.
Таким образом, обозначенный ряд проблем требует комплексного решения. Для его решения может быть применено использование планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д. Однако применение этого метода в условиях рыночной экономики может привести к тому, что образование будет развиваться в основном экстенсивно, появится риск неэффективного использования финансовых ресурсов.
2.3. Сроки и этапы реализации
Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2015 - 2017 годы в один этап.
2.4.Перечень основных мероприятий
Перечень объектов строительства дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода приведен в Таблице N 1 Программы.
2.5 Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации подпрограммы
Информация о составе и значениях индикаторов подпрограммы приведена в таблице N 2 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.