Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Вопросы ценообразования и сметного нормирования
1. Постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области, приказы и письма Минстроя России, письма ФАУ "Главгосэкспертиза России", приказы и письма федеральных и региональных органов исполнительной власти
1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 февраля 2024 года N 66/пр "Об установлении типовой формы заключения технологического и ценового аудита объектов, включенных в проект, предусматривающий строительство, реконструкцию, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, и требований к его оформлению".
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 марта 2024 года N 97н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по сметному ценообразованию на этапе архитектурно-строительного проектирования".
3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2024 года N 241/пр "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 734/пр, от 22 октября 2021 г. N 774/пр".
4. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 апреля 2024 года N 227 "Об утверждении формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подпункта 1 пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подпункта 2 пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2024 года N 526 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 года N 530 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
7. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года N 290/пр "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2024 года N 589 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
9. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 мая 2024 года N 283 "Об утверждении перечня документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы".
10. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 мая 2024 года N 26477-СМ/08 "О процедуре корректировки рабочей документации".
11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 мая 2024 года N 323/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1046/пр "Об утверждении сметных нормативов".
12. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 мая 2024 года N 24-06-06/44271 "О предоставлении информации по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при изменении существенных условий контракта при его исполнении".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 года N 614 "Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов".
14. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 мая 2024 года N 337/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
15. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 мая 2024 года N 343/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для капитального ремонта объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2024 года N 668 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2024 года N 694 "Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 года N 708 "Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" способов обоснования соответствия архитектурных, функционально технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Федеральным законом, порядку их подготовки и утверждения".
20. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2024 года N 367/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 r. N 848/пр".
21. Письмо Министерство финансов Российской Федерации от 10 июня 2024 года N 24-08-08/53524 "О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части порядка оплаты по контракту поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения".
22. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 июня 2024 года N 33734-СМ/08 "О предоставлении информации о значительных изменениях в строительной сфере с 01.09.2024 в соответствии с принятием Федерального закона от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2024 года N 354 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2008 г. N 22".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2024 г. N 354 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2008 г. N 22"
24. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 июня 2024 года N 405/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 716/пр".
25. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 июня 2024 года N 406/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр".
2. Рубрика "Вопрос - Ответ"
Вопрос:
Наша организация выполняет электромонтажные работы по ремонту помещений. При составлении сметной документации для учета устройства сквозных горизонтальных отверстий диаметром 25 мм, необходимых для прокладки кабельных линий через кирпичные и железобетонные стены и перегородки, были применены следующие сметные нормы:
- ГЭСН46-03-009-04 "Пробивка в кирпичных стенах отверстий круглых диаметром: до 25 мм при толщине стен до 25 см";
- ГЭСН46-03-014-46 "Сверление горизонтальных отверстий в железобетонных конструкциях стен перфоратором глубиной 200 мм диаметром: свыше 20 мм до 25 мм";
- ГЭСНр69-01-002-01 "Сверление отверстий: в кирпичных стенах электроперфоратором диаметром до 20 мм, толщина стен 0,5 кирпича";
- ГЭСНр69-01-002-03 "Сверление отверстий: на каждые 10 мм диаметра свыше 20 мм добавлять к норме 69-01-002-01".
Вышеуказанные отверстия для прокладки кабельных линий не предусмотрены при устройстве конструкций по чертежам разделов АС, КР.
В процессе согласования сметной документации Заказчик исключает применение вышеуказанных сметных норм, ссылаясь на п. 1.8.1. технической части ГЭСНм08 "Электротехнические установки": "Сметными нормами сборника 8 учтены затраты на выполнение полного комплекса электромонтажных работ, определенного в соответствии с требованиями соответствующих технических условий и инструкций, включая затраты на: пробивку отверстий диаметром менее 30 мм, не поддающихся учету при разработке чертежей и которые не могут быть предусмотрены в строительных конструкциях по условиям технологии их изготовления (отверстия в стенах, перегородках и перекрытиях только для установки дюбелей, шпилек и штырей различных опорно-поддерживающих конструкций) (кроме зданий и сооружений АЭС)".
Просим Вас разъяснить необходимость учета в сметной документации дополнительных затрат по пробивке и сверлению отверстий диаметром менее 30 мм при использовании норм сборника ГЭСНм08 "Электротехнические установки".
Ответ:
Согласно пункту 5.25 Свода правил "СП 76.13330.2016. Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85", утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 955/пр: "В зданиях и сооружениях, сдаваемых под монтаж электрооборудования, генподрядчиком должны быть выполнены предусмотренные архитектурно-строительными чертежами отверстия, борозды, ниши и гнезда в фундаментах, стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях, необходимые для монтажа электрооборудования и установочных изделий, прокладки труб для электропроводок и электрических сетей.
Указанные отверстия, борозды, ниши и гнезда, не оставленные в строительных конструкциях при их возведении, выполняются генподрядчиком в соответствии с архитектурно-строительными чертежами.
Отверстия диаметром менее 30 мм, не поддающиеся учету при разработке чертежей и не предусмотренные в строительных конструкциях по условиям технологии их изготовления (отверстия в стенах, перегородках, перекрытиях только для установки дюбелей, шпилек и штырей различных опорно-поддерживающих конструкций), должны выполняться электромонтажной организацией на месте производства работ".
В соответствии с пунктом 1.8.1. раздела I "Общие положения" сборника 8 "Электротехнические установки" государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм08) сметными нормами сборника ГЭСНм08 учтены затраты на пробивку отверстий диаметром менее 30 мм, не поддающихся учету при разработке чертежей и которые не могут быть предусмотрены в строительных конструкциях по условиям технологии их изготовления (отверстия в стенах, перегородках и перекрытиях только для установки дюбелей, шпилек и штырей различных опорно-поддерживающих конструкций).
Исходя из вышесказанного, при новом строительстве объектов капитального строительства отверстия, борозды, ниши и гнезда в фундаментах, стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях должны быть выполнены на этапе изготовления строительных конструкций либо генподрядчиком до момента передачи работ под монтаж электрооборудования.
Соответственно при проведении ремонтных работ затраты на выполнение новых, не предусмотренных ранее архитектурно-строительными чертежами сквозных отверстий, борозд, ниш и гнезд в фундаментах, стенах, перегородках, перекрытиях и покрытиях, необходимых для монтажа электрооборудования и установочных изделий, прокладки труб для электропроводок и электрических сетей следует учитываться в сметной документации дополнительно.
Дополнительно сообщаем, что при разработке сметной документации выбор сметных норм осуществляется из действующих сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ. При отсутствии прямых сметных нормативов в действующей сметно-нормативной базе применяются нормы, максимально соответствующие технологии работ и потребности в ресурсах.
При определении сметной стоимости работ по ремонту электроснабжения объекта капитального строительства применяются сметные нормы, включенные в сборники 67 "Электромонтажные работы" и 69 "Прочие ремонтно-строительные работы" государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр).
Согласно пункту 58 методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, в случае отсутствия необходимых сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены:
- по сметным нормам сборника 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений" государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы;
- по сметным нормам, включенным в другие сборники государственных элементных сметных норм.
Окончательное решение о применении сметных норм принимается Заказчиком и указывается в Техническом задании на разработку сметной документации и в договоре подряда.
Вопрос:
Необходимо ли к норме ГЭСН 01-02-001-02 "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя: 30 см" дополнительно применять расценку по обратной засыпке бульдозером ГЭСН 01-01-18-02?
Ответ:
Составом работ таблицы сметных норм ГЭСН 01-02-001 "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" сборника 1 "Земляные работы" ГЭСН 81-02-01-2022 учтены затраты на разравнивание предварительно насыпанного грунта бульдозерами и уплотнение этого грунта катками прицепными на первый проход по одному следу и на каждый последующий проход по одному следу. Затраты по засыпке грунта бульдозерами и перемещению грунта на расстояние сметными нормами таблицы ГЭСН 01-02-001 не предусмотрены. Указанные затраты необходимо учитывать дополнительно на основании проектных данных.
Вопрос:
Просим разъяснить по вопросу применения заготовительно-складских расходов на стоимость металлопроката, используемого для изготовления металлоконструкций, по прайс-листам (при отсутствии в ФГИС ЦС текущих цен и в ФСБЦ базовых цен)
Ответ:
Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 92 Методики N 421/пр размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материального ресурса или оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:
а) 2 процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
б) 0,75 процентов - для металлических конструкций.
При этом прокат (горячекатаный плоский (листовой и широкополосный универсальный), сортовой, фасонный прокат и гнутые профили, изготовленные из листового проката), предназначенный для изготовления строительных стальных конструкций со сварными и другими соединениями, не является металлической конструкцией.
Вопрос:
В сборнике 20 "Вентиляция и кондиционирование воздуха" (ГЭСН 81-02-20-2022) затраты на индивидуальные испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха принимаются в размере 5% от суммы заработной платы и эксплуатации машин, учтенных в прямых затратах в сметах на устройство указанных систем.
Просьба разъяснить. В каких случаях применяется коэффициент на индивидуальные испытания? Когда необходима смета на пусконаладочные работы системы вентиляции и кондиционирования воздуха?
Ответ:
Согласно пункту 1.20 раздела I "Общие положения" ГЭСН 81-02-20-2022 "Вентиляция и кондиционирование воздуха" (далее - раздел I Сборник 20) сметные нормы Сборника 20 предназначены для определения затрат при выполнении работ по устройству систем вентиляции (общеобменной и местной), кондиционирования воздуха и воздушного отопления в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий независимо от материала стен, перекрытий и перегородок.
Завершающей стадией монтажа систем вентиляции и кондиционирования воздуха являются их индивидуальные испытания.
В соответствии с пунктом 1.20.19 раздела I Сборника 20 затраты на индивидуальные испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха принимаются в размере 5% от затрат труда и времени эксплуатации машин, учтенных в нормах на устройство указанных систем.
В нормах таблиц 20-06-018, 20-06-019 затраты на индивидуальные испытания кондиционеров, сплит-систем и мульти сплит-систем учтены.
При индивидуальных испытаниях производится проверка соответствия фактического исполнения схем проекту, проверка герметичности участка воздуховода методом аэродинамических испытаний, обкатка вентиляционного оборудования на холостом ходу, проверка камеры орошения (установки каплеуловителей, исправности шарового крана, переливного устройства, положения уровня воды в поддоне и др.).
Затраты, приведенные в пункте 1.20.19 раздела I Сборника 20, в размере 5% от затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин предусматривают затраты на индивидуальные испытания всей системы вентиляции и кондиционирования воздуха, а не отдельных приборов и агрегатов.
По указанным системам выполняются пусконаладочные работы, которые определяются по сметным нормам на пусконаладочные работы (ГЭСНп 81-05-03-2022) сборника 3 "Системы вентиляции и кондиционирования воздуха" и включают работы по испытанию вентиляторов при их работе в сети (соответствие рабочих параметров техническим характеристикам и проектным данным), а также испытание и регулировка систем с целью достижения проектных показателей по расходу воздуха.
Вопрос:
В разделах 1 - 3 сборника ГЭСНр 62 отсутствует состав работ. Какой состав работ в сметных нормах указанных разделов?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.62.10 раздела I "Общие положения" сборника 62 "Малярные работы" (ГЭСНр 81-02-62-2022) для ГЭСНр на выполнение работ по окраске поверхностей, в которых не приведен состав работ, а именно сметные нормы раздела 1 "Окраска внутренних помещений", раздела 2 "Окраска фасадов", раздела 3 "Окраска металлических поверхностей", расход ресурсов рассчитан для технологий производства работ, указанных в приложениях 62.1 и 62.2.
Вопрос:
Подрядчик осуществляет текущий ремонт жилого здания. В смете используются, в том числе, расценки на строительные работы с коэффициентами 1,15 и 1,25.
Заказчик возражает против этих коэффициентов, так как считает, что они относятся к капитальному ремонту, а у нас - текущий. Прав ли Заказчик?
Ответ:
Согласно пунктам 66 и 67 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр:
"66. При применении сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, для определения сметной стоимости работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов следует руководствоваться принципом максимального совпадения технологии производства работ, принятой в проектной документации, и состава работ, приведенного в сметных нормах.
67. При отсутствии необходимых сметных норм, включенных в сборники ГЭСНр, сметные затраты по капитальному ремонту и реконструкции объектов могут быть определены:
а) в соответствии со сметными нормами сборника ГЭСН 81-02-46-XXXX "Работы при реконструкции зданий и сооружений";
б) в соответствии со сметными нормами, включенными в сборники ГЭСН, аналогичным технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов, с применением следующих коэффициентов: 1,15 к затратам труда рабочих-строителей и 1,25 к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов.".
В соответствии с пунктом 4.4 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р)), утвержденного приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312: "При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.".
Вопрос:
Как подобрать норматив зимнего удорожания на снос объекта капитального строительства? И нужно ли брать понижающий коэффициент, если брать коэффициент из ГСН 81-05-02-2007?
Ответ:
Учитывая, что в заданном вопросе не указано, из какого материала построено демонтируемое здание (деревянное, железобетонное, кирпичное), в каком регионе осуществляется демонтаж здания (температурная зона), а также осуществляется работа в теплый или холодный период года, ответ дается в общем виде.
Стоимость работ по демонтажу зданий, согласно методическим рекомендациям, должна определяться в первую очередь по прямым расценкам на разборку (демонтаж), имеющимся в Сборнике N 46 "Работы по реконструкции зданий и сооружений".
Допустим, демонтируемый объект - железобетонный, находится в IV температурной зоне (Нижегородская область), и демонтаж производится в зимний период. В таком случае норматив зимних удорожаний следует принимать в размере 12,99% согласно строке 46.3 "Разборка железобетонных конструкций" из таблицы 5 "Сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ" ГСН 81-05-02-2007.
Если же демонтаж зданий производится длительное время, например в течении года, то возникает вопрос о применении среднегодового норматива по таблице 4 "Сметные нормы дополнительных затрат по видам строительства" ГСН 81-05-02-2007, но в этой таблице приводятся нормативы для объектов нового строительства, а нормативов для отдельных видов работ в этой таблице нет. В сложившейся ситуации норматив зимних удорожаний, приведенный в таблице 5, может быть приведен к среднегодовому нормативу с помощью удельного веса зимнего периода в году, приведенного в таблице 3 ГСН 81-05-02-2007, и равного для IV температурной зоны 0,45:
12,99 x 0,45 = 5,85%.
Что касается понижающего коэффициента 0,8 к нормативам зимних удорожаний по таблице 4 ГСН 81-05-02-2007, то в соответствии с пунктом 12 Технической части ГСНр-2001 указанный коэффициент применяется только при выполнении ремонтно-строительных работ на промышленных объектах, что к рассматриваемому случаю не относится.
Дополнительно сообщаем, что в случае выполнения работ по демонтажу здания только в теплый период времени, Заказчик, согласно пункту 3 Технической части раздела I ГСН 81-05-02-2007, имеет право не включать в стоимость работ затраты по зимним удорожаниям.
Вопрос:
При капитальном ремонте фасадов многоквартирных домов, осуществляемом за счет средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, применяются ли коэффициенты 1,15 к затратам труда рабочих и 1,25 к нормам времени эксплуатации машин и механизмов, затратам труда машинистов.
Ответ:
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с пунктом 58 подпункт "б" Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), при отсутствии необходимых сметных норм (единичных расценок), включенных в сборники сметных норм (расценок) на ремонтно-строительные работы ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены по сметным нормам, включенным в ГЭСН (ФЕР, ТЕР), аналогичным технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов, с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда (оплате труда) рабочих и 1,25 нормам времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, затратам труда (оплате труда) машинистов.
При применении данных коэффициентов необходимо принимать во внимание условия применения данных коэффициентов, изложенные в пункте 60 Методики N 421/пр "Коэффициенты, предусмотренные в пункте 58 Методики, учитывают:
а) отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;
б) необходимость проведения работ отдельными малыми участками с ограниченным объемом работ, в том числе снижение производительности машин и механизмов".
Основными принципами организации работ при капитальном ремонте фасадов являются: поточность, параллельность выполнения, технологическая последовательность и максимальная механизация отдельных процессов ремонта, что достигается выделением достаточных размеров площадей фасадов (фронта работ), позволяющих обеспечить членением фасада на захватки и поточный метод организации труда, непрерывность и равномерность технологических процессов.
При выполнении капитального ремонта всей поверхности фасадов жилых домов или отдельных фасадов целиком необходимость проведения работ отдельными малыми участками с ограниченным объемом работ, как условие применения коэффициентов к сметным нормам, предусмотренных в пункте 58 Методики N 421/пр, отсутствует. Для применения коэффициентов 1,15 к затратам труда (оплате труда) рабочих и 1,25 нормам времени стоимости) эксплуатации машин и механизмов, затратам труда (оплате труда) машинистов оснований не имеется. Нормы (расценки) на установку и разборку наружных инвентарных лесов для ремонта всей поверхности фасадов (при необходимости их установки) также должны применяться без применения указанных коэффициентов.
Вопрос:
Для определения стоимости проектных работ на этапе формирования начальной (максимальной) цены контракта сметную стоимость строительства объекта проектирования допускается определять по укрупненным нормативам цены строительства (УНЦС), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН), или по данным ССР объекта-аналога, соответствующего критериям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 662/пр "Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования", при условии последующего уточнения сметной стоимости проектных работ от итога глав 1 - 9 ССР объекта проектирования.
При использовании для расчета данных по УНЦС - из стоимости по расценки УНЦС для определения альфа минусовать% стоимость ПИР или брать стоимость согласно полной расценки УНЦС?
Ответ:
Стоимость проектных работ для строительства в зависимости от стоимости строительства объекта определяется в соответствии с пунктом 135 Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденной приказом Минстроя России от 01.10.2021 N 707/пр (далее - Методика N 707/пр), по нормативам цены, приведенным в Нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства (далее - НЗ). При этом сметная стоимость строительно-монтажных работ и оборудования (в том числе мебели, инвентаря) принимается по итогу глав 1 - 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.
В соответствии с пунктом 171 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, затраты на инженерные изыскания для архитектурно-строительного проектирования, на работы по подготовке проектной и рабочей документации, включая затраты на формирование информационной модели объекта капитального строительства на этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования, на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включаются в главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства.
На основании пункта 136 Методики N 707/пр для выбора норматива цены в НЗ и расчета стоимости проектных работ на этапе формирования начальной (максимальной) цены контракта сметную стоимость строительства объекта проектирования допускается определять по соответствующим укрупненным нормативам цены строительства (далее - НЦС), утвержденным приказами Минстроя России. При этом стоимость строительства рассчитывается на основании, показателей, приведенных в НЦС, за исключением стоимости проектных и изыскательских работ, включая экспертизу проектной документации.
(Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 29.05.2024 N 01-01-13/9300-СГ)
<< Раздел III. Стоимость одного квадратного метра жилья |
||
Содержание Региональный информационный бюллетень Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.