Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Вопросы ценообразования и сметного нормирования
1. Постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области, приказы Минстроя России
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2023 года N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2023 года N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства".
3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 июля 2023 года N 516/пр "Об определении подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственного (бюджетного или автономного) учреждения уполномоченным на принятие решения о признании функционально-технологического, конструктивного, инженерно-технического и иного решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением (за исключением функционально-технологического, конструктивного, инженерно-технического и иного решения, содержащегося в типовой проектной документации объектов капитального строительства, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации)".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2023 года N 1180 "О реестре документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 июля 2023 года N 530/пр "Об установлении требований к формату предоставления сведений о наличии (отсутствии) информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
6. Федеральный закон Российская Федерация от 4 августа 2023 года N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
7. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2023 года N 565/пр "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам применения типовых проектных решений".
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 августа 2023 года N 606/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1389 "Об утверждении Правил создания, развития, эксплуатации и ведения единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ", о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 1558".
10. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2023 года N 613/пр "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр и от 14 октября 2021 г. N 750/пр".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2023 года N 1417 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1417".
12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 сентября 2023 года N 683/пр "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства".
13. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 года N 726/пр "О внесении изменений в Методику определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 916/пр".
14. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 года N 727/пр "О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр".
15. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 6 октября 2023 года N 20-05-1/16355-СЛ "Об определении сметной стоимости вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов по сметной норме".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2023 года N 1690 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 года N 1697 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452".
18. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2023 года N 743/пр "О внесении изменений в Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2022 г. N 904/пр".
19. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2023 года N 745/пр "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 615/пр и от 17 июня 2020 г. N 324/пр".
20. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 октября 2023 года N 63959-ИФ/02 "Об обязательности членства проектных и изыскательских организаций в СРО и о наличии сведений о главных инженерах проекта в национальном реестре при приеме на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий".
21. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 октября 2023 года N 64206-АВ/09 "О пересчете стоимости работ, выполненных и принятых заказчиком в 2023 году".
22. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 октября 2023 года N 64417-АЛ/09 "О применении ресурсно-индексного метода при определении сметной стоимости строительства объектов метрополитена".
23. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 24-01-07/100177 "О подаче в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля".
24. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 октября 2023 года N 771/пр "О внесении изменения в Порядок утверждения сметных нормативов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 2/пр".
25. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 27 октября 2023 года N 20-05-1/17579-СЛ "О заполнении данных конъюнктурного анализа в формате xml-файла".
26. Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" от 30 октября 2023 года N 20-05-1/17893-СЛ "О правилах формирования электронного формата GGE".
27. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 ноября 2023 года N 796/пр "О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год".
28. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2023 года N 814/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
29. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2023 года N 817/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1046/пр "Об утверждении сметных нормативов".
30. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2023 года N 819/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 969/пр".
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1925 "Об утверждении Правил проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости".
32. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2023 года N 828/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения".
33. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 846/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов ракетно-космической промышленности и наземной космической инфраструктуры".
34. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 847/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения и объектов инфраструктуры".
35. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 848/пр "Об установлении нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов жилищно-гражданского назначения".
36. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 849/пр "Об установлении нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов газовой промышленности".
37. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2040 "Об утверждении особенностей строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности".
38. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2023 года N 2124 "Об утверждении особенностей строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса объектов капитального строительства в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности".
39. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2023 года N 24-06-09/119113 "Об изменении существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024 для обеспечения федеральных нужд, в связи с увеличением в 2021 и 2022 гг. цен на строительные ресурсы".
40. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 декабря 2023 года N 907/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для создания систем связи и технологических систем объектов капитального строительства непроизводственного назначения".
41. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2023 года N 911/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов городской среды".
42. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2023 года N 912/пр "О нормативных затратах на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов".
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N 2301 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N 2304 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680".
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года N 2306 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490".
46. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года N 2362 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615".
47. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 1031/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 716/пр".
48. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2023 года N 1034/пр "Об утверждении плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год".
2. Рубрика "Вопрос-Ответ"
Вопрос:
Просим дать разъяснения по поводу корректности применения расценки ФЕР07-01-001-02. Согласно проекту необходимо выполнить основание под ФБС в составе: песчаной подушки толщиной 100 мм, и щебеночной толщиной 200 мм, далее укладываются блоки ФБС. Заказчик утверждает, что использовать дополнительно расценку ФЕР08-01-002-01 "Устройство основания под фундаменты: песчаного" нельзя, так как расценка ФЕР07-01-001-02 "Укладка блоков и плит ленточных фундаментов при глубине котлована до 4 м, масса конструкций: до 1,5 т" включает песок т.е. подушку, но согласно технической части сборника п. 1.7.16. в расценках с 07-01-001-01 по 07-01-001-14 предусмотрены затраты на укладку фундаментов на готовое песчаное, гравийное или щебеночное основание. Прав ли заказчик, исключая расценку на устройство песчаной подушки ФЕР08-01-002-01 "Устройство основания под фундаменты: песчаного".
Ответ:
При разработке сметной документации выбор норм и расценок осуществляется из действующих сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ.
На укладку фундаментных блоков ФБС рекомендуем применить расценку ФЕР07-05-001-03 "Установка блоков стен подвалов массой: до 1,5 т", как наиболее подходящую по составу работ.
В соответствии с пунктом 1.7.16 технической части сборника ФЕР81-02-07-2001 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные", в расценках с 07-01-001-01 по 07-01-001-14 предусмотрены затраты на укладку фундаментов на готовое песчаное, гравийное или щебеночное основание.
Составом работ сметной расценки ФЕР07-01-001-01 "Укладка блоков и плит ленточных фундаментов при глубине котлована до 4 м, масса конструкции до 0,5 т" предусмотрена подготовка основания.
Сводом правил СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83", утвержденным приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 970/пр, установлены требования на проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в котлованах, траншеях и открытых выработках.
В соответствии с пунктом 6.3.15 "Фундаменты железобетонные мелкого заложения, гидроизоляция и устройство внешних систем теплоизоляции" (СТО НОСТРОЙ 2.7.151- 2014), в процессе монтажа разрывы между фундаментными блоками (фундамент ленточный ФЛ) заполняют в соответствии с проектом песком или песчаным грунтом и уплотняют.
Учитывая вышесказанное, учреждение считает, что материальный ресурс 02.3.01.02 "Песок для строительных работ природный", входящий в расценку ФЕР07-01-001-02, предназначен для доработки, подсыпки и финишного выравнивания основания, а также может применяться для заполнения разрывов между фундаментными блоками.
Окончательное решение о применении норм и расценок принимается Заказчиком, в соответствии с проектом, ведомостью объемов работ и указывается в Техническом задании на разработку сметной документации.
Вопрос:
Просим разъяснить возможность применения ГЭСН и ГЭСНс для обоснования стоимости работ по содержанию искусственных дорожных сооружений на территории Нижегородской области.
Ответ:
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок определения сметной стоимости содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В соответствии с пунктами 13 - 15 Методических рекомендаций по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденных распоряжением Минтранса России от 28.03.2014 N МС-25-р, при определении сметной стоимости содержания автомобильных дорог федерального значения или их части, рассматриваемой как объект содержания, применяются отраслевые сметные нормативы и прочие сметные нормативы. При наличии нескольких сметных нормативов на какой-либо вид работ, приоритетными являются отраслевые сметные нормативы. При отсутствии отраслевых сметных нормативов применяются прочие нормативы, в том числе производственные нормы и расценки. Если существует несколько вариантов выбора применяемых сметных нормативов, то нормативные источники устанавливаются по согласованию заказчика и подрядчика.
В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) (далее - ФЗ N 257) осуществление дорожной деятельности (т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения относится к полномочиям соответственно органов исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 17 ФЗ N 257).
В настоящий момент на территории Нижегородской области действует постановление Правительства Нижегородской области от 22.05.2013 N 318 (ред. от 02.09.2013) "О правилах содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области" (далее - Правила), которое регламентирует порядок организации и проведения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области. Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода определяет постановление Администрации г. Н.Новгорода от 06.12.2016 N 4143 (ред. от 10.01.2023) "Об утверждении порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Нижнего Новгорода".
В соответствии с Методикой расчета стоимости работ на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области и искусственных сооружений на них (Приложением 2 Правил) сметная стоимость работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и искусственных дорожных сооружений на них определяется на основании технического задания, утвержденного заказчиком и согласованного с главным распорядителем бюджетных средств. Определение сметной стоимости работ производится путем составления локальных сметных расчетов ресурсным методом с применением отраслевых сметных нормативов, а именно, государственных элементных сметных норм на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них ГЭСНс-2001 (ГЭСНс 81-06-01-2001).
В соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (ред. от 07.07.2022) (далее - Методика 421) определение сметной стоимости ресурсным методом предполагает использование сметных норм и сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС). При отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту на основании конъюнктурного анализа, проведенного в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики 421.
Исходя из вышесказанного, учреждение считает, что стоимость работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них допустимо определять ресурсным методом с применением отраслевых сметных нормативов (ГЭСНс), действующих государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2022), сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, размещенных в ФГИС ЦС для Нижегородской области на соответствующий квартал, а также коммерческих предложений и прайс-листов при отсутствии во ФГИС ЦС данных о стоимости необходимых ресурсов.
Дополнительно сообщаем, что в настоящий момент на сайте ФАУ "Росдорнии" https://rosdorspk.ru/osn размещены проекты сборников отраслевых сметных норм на содержание, ремонт и диагностику автомобильных дорог, а также проекты нормативных и методических документов по ценообразованию в дорожной отрасли. Ознакомиться с документами и оставить обратную связь можно по ссылке: https://rosdorspk.ru/osn.
Разъяснения учреждения не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Вопрос:
Составом работ ГЭСН27-02-010-02 "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий" предусмотрены затраты на: 1) устройство бетонного основания с уплотнением, установкой и снятием опалубки; 2) установку бортовых камней с подтеской, заливкой швов и их расшивкой. Предусмотрены ли сметной нормой затраты на засыпку (подсыпку) бортового камня грунтом с обратной стороны (при сопряжении бортовых камней с асфальтом с одной стороны и растительным грунтом с другой)?
Ответ:
В соответствии с пунктом 6.25 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (в ред. 23.12.2019), бортовые камни следует устанавливать на грунтовом основании, уплотненном до плотности при коэффициенте не менее 0,98, или на бетонном основании с присыпкой грунтом с наружной стороны или укреплением бетоном.
Сметной нормой ГЭСН27-02-010-02 "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий" затраты на обратную засыпку грунта или укрепление бетоном не учтены, их следует определять дополнительно по соответствующим сборникам ГЭСН в объеме, предусмотренном проектом.
Вопрос:
Как правильно обосновать заготовительно-складские расходы на материалы и оборудование, взятые по прайсовым ценам?
Ответ:
Согласно пункту 88 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), сметная цена материальных ресурсов и оборудования учитывает затраты, связанные с их приобретением (в том числе стоимость тары, упаковки, реквизита (при наличии таковых), для оборудования также - стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации), снабженческие наценки, а также расходы на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные платежи (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), заготовительно-складские расходы, стоимость их перевозки и определяется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).
В соответствии с пунктом 44 Методики N 421/пр при отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 - 92, 112-115 Методики N 421/пр с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики N 421/пр.
Согласно пункту 13 Методики N 421/пр результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике N 421/пр (далее - Форма), и подписываются застройщиком или техническим заказчиком.
Пунктом 14 Методики N 421/пр установлено, что конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) соответствующего субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляется строительство. Для субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), на рынке которых не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, или согласно положениям пункта 91 Методики N 421/пр.
В соответствии с пунктом 91 Методики N 421/пр сметные цены материальных ресурсов и оборудования, информация о которых в базисном уровне цен отсутствует, определяются с учетом транспортных и заготовительно-складских затрат.
Пунктом 92 Методики N 421/пр установлено, что заготовительно-складские расходы определяются в процентах от суммы отпускной цены материальных ресурсов, оборудования и транспортных затрат: для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций) в размере 2%; для металлических конструкций - 0,75%; для оборудования - 1,2%.
Учитывая изложенное, при выполнении конъюнктурного анализа сметная цена материальных ресурсов и оборудования, информация о которых в базисном уровне цен отсутствует, формируется с учетом транспортных затрат и заготовительно-складских расходов.
При формировании сметной цены материальных ресурсов и оборудования на основании данных конъюнктурного анализа размер заготовительно-складских расходов определяется с применением процентной нормы, установленной пунктом 92 Методики N 421/пр, к сумме отпускной цены материального ресурса или оборудования, указываемой в графе 8 "Текущая отпускная цена за ед. изм. без НДС в руб. в соответствии с графой 5" Формы, и транспортных затрат, указываемых в графе 9 "Стоимость перевозки без НДС в руб. за ед. изм." Формы.
Вопрос:
Правомерно ли включение затрат на авторский надзор в составе затрат на строительный контроль в главе 10 сводного сметного расчета, или затраты на авторский надзор следует указывать отдельной строкой в главе 12 сводного сметного расчета?
Ответ:
Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.
Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства определен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), сведения о которой включены в ФРСН.
В соответствии с пунктами 162, 164, 166, 167 Методики N 421/пр и пунктом 5 Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденной приказом Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр, в главу 10 сводного сметного расчета стоимости строительства включаются расходы на проведение строительного контроля.
Размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Положение N 468).
При этом Положение N 468 не содержит требований, определяющих затраты на авторский надзор, и не предусматривает нормативы расходов заказчика на осуществление авторского надзора.
В соответствии с пунктами 171, 173, 174 Методики N 421/пр включение затрат на осуществление авторского надзора допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).
Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процента от итога графы 8 глав 1 - 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.
Затраты на проведение авторского надзора включаются в главу 12 сводного сметного расчета.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статей 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организацией.
В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлены СП 246.1325800.2016. Свод правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр. В соответствии с пунктом 4.7 Свода правил СП 246.1325800.2016 авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468.
<< Раздел III. Стоимость одного квадратного метра жилья |
||
Содержание Региональный информационный бюллетень Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.