Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска от 26 февраля 2015 г. N 554)
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях обеспечения достижения экономического и (или) социального эффекта от предоставления налоговых льгот, контроля результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, сокращения объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета.
1.2 Настоящий Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - Порядок) определяет последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению полученных результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволит обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории города Дзержинска.
1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы), за исключением инвестиционных проектов, претендующих на муниципальную поддержку в виде освобождения от уплаты местных налогов. Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов, претендующих на муниципальную поддержку, производится в соответствии с постановлением Администрации города Дзержинска от 13.04.2007 N 1057 "Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов города, претендующих на муниципальную поддержку".
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
"налоговая льгота" - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
"оценка эффективности" - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
"категория налогоплательщиков" - группа налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих определенный вид экономической деятельности, физических лиц. Под видом экономической деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК-029-20-01, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
"бюджетная эффективность" - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы городского бюджета.
Для муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, бюджетная эффективность признается равной сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения функциональных задач, в том числе на уплату налогов.
"социальная эффективность" - последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности категории налогоплательщиков, которой предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения.
Для муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, социальная эффективность определяется как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения социальных задач.
Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
2.1.1. Налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
2.1.2. Налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
2.2.1. Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;
2.2.2. Стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;
2.2.3. Создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;
2.2.4. Создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
2.2.5. Оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;
2.2.6. Оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
3.1. Целью предстоящей оценки является расчет бюджетной и социальной эффективности от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
3.2. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком проводится в отношении:
1) уменьшения налоговой базы по налогу;
2) полного или частичного освобождения от уплаты налога;
3) установления уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного законодательством Российской Федерации.
3.3. Оценка эффективности налоговых льгот по каждому виду местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей по видам экономической деятельности и категориям физических лиц производится департаментом финансов, экономики и муниципального заказа (далее - Департамент финансов). Расчет бюджетной и социальной эффективности производится департаментом стратегического развития города, промышленности, инвестиционной политики и экологии (далее - Департамент СРГПИПиЭ).
3.4. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
3.4.1. По планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот. Предложения о предоставлении налоговых льгот и сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой принимаются Департаментом финансов до 1 апреля года, предшествующего году начала действия соответствующей льготы;
3.4.2. По предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
3.5. Источником информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот являются сведения, предоставленные по запросу Департамента финансов и Департамента СРГПИПиЭ:
- Межрайонной ИФНС России N 2 по Нижегородской области;
- Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области;
- получателями льгот или претендующими на их получение юридическими и физическими лицами;
- иными организациями и физическими лицами.
3.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится в четыре этапа:
3.6.1. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с постановлениями и решениями Городской Думы города Дзержинска налоговых льгот.
По результатам инвентаризации Департаментом финансов составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.
3.6.2. На втором этапе определяются объемы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленные предоставлением налоговых льгот, с учетом данных, представленных Межрайонной ИФНС России N 2 по Нижегородской области, по следующим алгоритмам:
3.6.2.1. в случае, если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части налоговой базы или полном освобождении от уплаты налога:
, где:
ВД - размер выпадающих доходов при условии предоставления налоговой льготы, тыс. руб.;
НБиск - размер налоговой базы, исключенный из налогообложения в результате предоставления налоговой льготы, тыс. руб.;
НС - ставка налога, действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговой льготы, %.
3.6.2.2. в случае, если предоставление льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по пониженной налоговой ставке:
, где:
ВД - размер выпадающих доходов при условии предоставления налоговой льготы, тыс. руб.;
НБл - размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки, тыс. руб.;
НС - ставка налога, действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговой льготы, %;
НСл - льготная ставка налога, %.
Размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготы представляет собой:
- по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;
- по налогу на имущество физических лиц - кадастровую стоимость объектов налогообложения, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Сводная оценка объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
3.6.3. На третьем этапе производится расчет бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
3.6.3.1. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
,
где БЭ - сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс. руб.;
ДН - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
ДТ - увеличение фонда оплаты труда;
Х (1, 2) - соответствующая ставка налога (с учетом дополнительного норматива отчислений);
Э - снижение расходов городского бюджета.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. руб.:
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс. руб.:
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Бюджетная эффективность при предоставлении налоговых льгот физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не рассчитывается.
3.6.3.2. Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:
3.6.3.2.1. При предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность налоговой льготы рассчитывается по формуле:
, где
Р1 - стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
К1 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 - годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
Т2 - потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, Z, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
3.6.3.2.2. При предоставлении налоговой льготы организациям-налогоплательщикам, у которых деятельность связана с получением предпринимательской выгоды посредством производства и продажи товаров, выполнением работ и оказанием услуг, ориентированным на широкий круг потребителей, эффективность рассчитывается по формуле:
, где
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю.
3.6.3.2.3. При предоставлении налоговых льгот физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.
3.6.4. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленной предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
, где:
ДС - сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
ВД - объем недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по соответствующей форме, согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Если значение графы "5" меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями городского бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
3.7. Выполнение работ по первому, второму и четвертому этапам осуществляется Департаментом финансов, по третьему - Департаментом СРГПИПиЭ с последующей передачей полученных результатов в Департамент финансов.
3.8. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене.
3.9. Департамент финансов в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и вносит их на рассмотрение Городской Думы города Дзержинска до принятия городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
4.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот Департаментом финансов составляется аналитическая записка, которая представляется:
4.1.1. по налоговым льготам за истекший финансовый год - Главе администрации города Дзержинска, в Департамент СРГПИПиЭи в Городскую Думу города Дзержинска в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
4.1.2. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - Главе администрации города Дзержинска и в Департамент СРГПИПиЭв течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
4.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
4.2.1. Полный перечень предоставленных на территории города налоговых льгот;
4.2.2. Полную информацию о потерях городского бюджета (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
4.2.3. Сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);
4.2.4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности;
4.2.5. Обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и др.).
4.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
4.3.1. Полную информацию о прогнозируемых потерях городского бюджета в случае принятия решения о предоставлении льгот;
4.3.2. Прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (за период не менее 3-х лет);
4.3.3. Обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и др.);
4.3.4. Другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
4.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
4.4.1. Разработки городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
4.4.2. Своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
4.4.3. Разработки предложений отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Дзержинска по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
4.4.4. Введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в существующую систему налоговых льгот).
4.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется на официальном сайте города Дзержинска в сети Интернет ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным.
5. Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот
5.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга Департаментом финансов в сроки, установленные пунктом 3.4. настоящего порядка.
5.2. В процессе мониторинга Департамент финансов может направлять дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения необходимой информации.
5.3. В целях проведения мониторинга эффективности налоговых льгот, отраслевые (функциональные) органы Администрации города Дзержинска и получатели налоговых льгот - объекты мониторинга - предоставляют в Департамент финансов информацию по мере поступления запросов.
5.4. Полученная информация используется Департаментом финансов для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
Заместитель Главы Администрации города по финансам и экономике, |
О.В. Сахончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.