Постановление Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. N 641
"Об итогах исполнения бюджета г. Москвы за первое полугодие 1997 года и основных направлениях формирования проекта бюджета на 1998 год"
18 ноября 1997 г.
Постановлениями Правительства Москвы от 6 апреля 1999 г. N 279 и от 17 августа 1999 года N 744 настоящее постановление снято с контроля
О бюджете Москвы на 1998 г. см. Закон г. Москвы от 3 декабря 1997 г. N 49
См. Закон г. Москвы от 9 сентября 1998 г. N 23-76 "Об исполнении бюджета города Москвы за 1997 год"
Бюджетные показатели г.Москвы по доходам за первое полугодие выполнены на 107,4 процента, дополнительно получено 1680,0 млрд.рублей. По всем основным налоговым источникам достигнуто превышение запланированных объемов доходов, чем компенсированы потери по неналоговым поступлениям и субвенциям из федерального бюджета.
Реализовано положение Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год" о зачислении всей суммы подоходного налога с физических лиц в бюджеты субъектов федерации, что позволило увеличить поступления доходов бюджета г.Москвы на 270,5 млрд.рублей. Выполнение задания по мобилизации доходов обеспечено по всем административным округам города.
Своевременная оценка предварительных итогов исполнения бюджета позволила до конца отчетного периода принять решение об опережающем финансировании неотложных расходов, запланированных к финансированию во втором полугодии, а также направить средства на частичное погашение кредиторской задолженности прошлых лет.
В текущем году стабилизировалось поступление в бюджет доходов от использования государственного имущества (арендной платы за нежилые помещения).
Вместе с тем падение спроса на приобретение в собственность нежилых помещений путем их выкупа, снижение инвестиционной привлекательности акций промышленных предприятий, переживающих спад производства, привели к недополучению в бюджет города средств от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в объеме 194,6 млрд.руб. или 39,5% от планового уровня, плата за право заключения договоров аренды земли составила 15,9 млрд.руб. или 60,6%. Не обеспечено поступление доходов от процентов по фонду продовольственных ресурсов на 90,8 млрд.руб. или на 75,4%.
Определенные трудности возникают при формировании целевого бюджетного фонда строительства муниципального жилья. Так, в первом полугодии текущего года выполнение задания по мобилизации доходов данного фонда обеспечено на 96,7%, недополучено 21,8 млрд.руб. Отставание допустили: Москомзем (продажа прав аренды земли и арендная плата) - 29,0 млрд.руб. (выполнение составило 88,4%), Фонд имущества Москвы (продажа незавершенного строительства) - 24,1 млрд.руб. (82,5%), долевое участие министерств и ведомств - 11,3 млрд.руб. (84,8%).
Значительные потери денежных средств вызваны ухудшением состояния платежной дисциплины. Объем основного долга по налоговым платежам увеличился с начала года в 1,7 раза и составил 4,9 трлн.рублей. Только по этой причине финансовые ресурсы города сократились на 2,1 трлн.рублей или на 10 процентов. Штрафные санкции за нарушение сроков расчетов с бюджетом приближаются к 12 трлн.рублей. Продолжают стремительно увеличиваться долги работающих предприятий: РАО "ЕЭС России", подразделений МПС, акционерных обществ "Международный аэропорт "Шереметьево", "Внуковские авиалинии", МАПО "МИГ". Растет количество налогоплательщиков, задолженность которых превышает 1 млрд.рублей.
Частично эта проблема решается за счет более активного использования механизма взаимозачетов. С начала года путем зачетов мобилизована задолженность в размере 1889,4 млрд. руб., в том числе платежей текущего года - 1318,6 млрд. руб. и долгов прошлых лет - 570,8 млрд. рублей. Вместе с тем активность в поиске новых нетрадиционных форм и методов решения проблемы неплатежей проявляется еще недостаточно. Деятельность Межведомственной балансовой комиссии малоэффективна. По ее предложениям в текущем году погашена фискальная задолженность только в объеме 96 млрд.рублей.
В целях пополнения доходов бюджета по предложению Правительства Москвы с 1 июля текущего года отменен ряд неэффективных или потерявших свою актуальность налоговых льгот. В связи с этим появилась возможность направить высвобождающиеся доходы в объеме 200 млрд.рублей на реализацию городского законодательства о налоговом кредитовании. Однако резервы дальнейшего сокращения налоговых льгот и совершенствования механизма их предоставления исчерпаны далеко не полностью.
Расходы бюджета города Москвы профинансированы в первом полугодии на 100,6 процента. Сверх установленных показателей отраслям выделено 144,5 млрд. рублей. В полном объеме обеспечены финансовыми средствами практически все направления расходов, за исключением статей, имеющих целевые источники финансирования: субвенции из федерального бюджета и целевой бюджетный фонд строительства муниципального жилья.
По всем префектурам административных округов отмечается превышение объема финансовых ресурсов против утвержденных показателей. За счет этого все направления расходов окружного уровня обеспечены с превышением.
Результатом реализации ранее принятых Правительством Москвы решений, направленных на ужесточение бюджетной дисциплины, явились определенные позитивные сдвиги в расходовании бюджетных средств.
Более активно внедряется практика проведения конкурсов на выполнение подрядных работ и поставку продукции, усилился контроль за применением цен и тарифов. В результате сокращается средняя стоимость на единицу выполняемых работ, что позволяет наращивать против планируемого уровня натуральные объемы работ и осуществлять частичное погашение задолженности прошлых лет. По предварительным данным в административных округах расходы на эксплуатацию 1 кв.м площади жилых домов снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6 процентов, сократилась стоимость работ по благоустройству и ремонту, стабилизировались цены в капитальном строительстве.
Вместе с тем такая организация работы еще не стала нормой во всех отраслевых структурах города, использующих бюджетные средства.
Кроме того, продолжается практика несвоевременного доведения до непосредственных исполнителей городского заказа выделяемых из бюджета финансовых средств. Особенно это проявляется в строительстве и на ремонтных работах, где генподрядные организации задерживают полученные суммы в собственном обороте, не перечисляя своевременно долю, причитающуюся субподрядчикам и предприятиям стройиндустрии и транспорта.
Аналогичные факты имеют место и на отдельных предприятиях Комплекса городского хозяйства, что позволяет им необоснованно и практически бесплатно кредитоваться за счет поставщиков продукции и услуг.
Несмотря на достаточно напряженное положение с финансовым обеспечением деятельности органов управления, не снижаются расходы на содержание служебных легковых автомобилей, не всегда обоснованно запрашивается дополнительная численность. Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.97 N 421-РМ "О лимитах количества служебных легковых автомобилей" реализуется очень медленно.
Материалы ревизий и проверок свидетельствуют о необоснованном отвлечении бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями централизованных финансовых ресурсов города в рискованные коммерческие операции, депозитные вклады, приобретение ценных бумаг. В результате неквалифицированных действий нередко вместо ожидаемых доходов происходит потеря вложенных средств.
При дефиците оборотных средств и наличии кредиторской задолженности хозрасчетные городские предприятия осуществляют вложения денежных средств в создание коммерческих предприятий и акционерных обществ. В некоторых случаях для этого используются целевые бюджетные или внебюджетные средства города. Результатом этих операций является омертвление или полная потеря денежных средств или необоснованное обогащение не принадлежащих городу предпринимательских структур.
До настоящего времени в городе не создано четкой системы координации контроля за расходованием государственных средств, не проводится широкомасштабных общегородских проверок с подключением всех контролирующих органов. За истекший период силами КРУ Минфина России по г.Москве и финансовых органов проведена только одна проверка обоснованности расходования средств на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда. В III квартале Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы планируется общегородская проверка использования практики конкурсного отбора подрядных организаций на выполнение работ и услуг по городскому заказу. Однако другие контролирующие органы к этой работе не привлекаются.
Вместе с тем вне поля зрения контролирующих органов остается расходование средств в строительстве и на ремонтных работах, порядок формирования заказов по поставке товаров и оказания услуг в бюджетных организациях, а также соответствие применяемых цен рыночным условиям.
Подготовка проекта бюджета г. Москвы на 1998 год проходит с отставанием от установленных сроков, что вызвано отсутствием четких нормативов формирования доходной части в связи с предполагаемыми изменениями налоговой системы. Введение с 1 января 1998 года Налогового кодекса Российской Федерации может привести к потере доходов города в объеме 6-7 трлн.рублей. Это существенно осложнит обеспечение финансовыми ресурсами неотложных расходов и реализуемых инвестиционных программ.
Правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению, что в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 6 Закона города Москвы от 06.09.95 N 17 "О бюджетном процессе в Москве" и статьей 20 Закона города Москвы от 25.12.96 N 33 "О бюджете г.Москвы на 1997 год" в первом полугодии 1997 года план по доходам и расходам бюджета г.Москвы уточнен согласно приложению 1.
2. Исходя из итогов исполнения бюджета г.Москвы в первом полугодии т.г., считать целесообразным принять к исполнению в III квартале объемы финансирования отраслевых структур в суммах, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 27.01.97 N 74-РМ "О бюджете г.Москвы на 1997 год" с учетом последующих изменений.
3. Руководителям комплексов управления хозяйством г.Москвы, префектам административных округов:
3.1. Рассмотреть итоги исполнения бюджета за первое полугодие т.г. на коллегиях и совещаниях с руководителями учреждений и предприятий отрасли с принципиальной оценкой фактов превышения расходов над плановыми ассигнованиями по соответствующим статьям, предусмотренным в бюджете.
3.2. Обеспечить систематическое обсуждение на коллегиях комплексов и префектур административных округов материалы ревизий и проверок подведомственных учреждений, организаций и предприятий по вопросам использования бюджетных средств. Информацию о мерах по устранению выявленных недостатков и недопущению их в последующей работе представлять в Департамент финансов ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
3.3. Усилить работу подведомственных подразделений по анализу и контролю за эффективным расходованием централизованных финансовых ресурсов и соблюдением их целевого использования.
4. Распорядителям кредитов бюджетных и внебюджетных средств г.Москвы не допускать использования централизованных ресурсов в финансовых и коммерческих сделках (вложения в депозиты, ценные бумаги, валютные и посреднические операции). Установить персональную ответственность руководителей и главных бухгалтеров учреждений, предприятий и организаций за нарушение указанного решения.
5. Государственным и муниципальным предприятиям, получающим ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов г.Москвы, производить долгосрочные вложения в уставные фонды предприятий, ценные бумаги акционерных обществ и финансовых компаний только по согласованию с руководителями соответствующих комплексов и на основании распоряжений Мэра Москвы.
6. Руководителям комплексов управления хозяйством г.Москвы, департаментов, комитетов и управлений - главным распорядителям кредитов силами ведомственных ревизоров и экономических служб организовать в III квартале т.г. проверки соблюдения расчетной дисциплины финансируемыми учреждениями, предприятиями и организациями с целью исключения случаев необоснованной задержки платежей и занижения причитающихся сумм. Информацию представить в Департамент финансов до 10 октября 1997 года.
7. Предложить Контрольно-счетной палате г.Москвы с привлечением других контролирующих органов в IV квартале т.г. организовать массовую проверку использования средств на строительные и ремонтные работы, обоснованности применения цен и тарифов и определения объемов предъявляемых к оплате работ.
8. Комплексу перспективного развития города совместно с Департаментом финансов до 1 сентября 1997 года согласовать в Министерстве финансов Российской Федерации порядок ежемесячного проведения зачетов отчислений в федеральный бюджет от налога и арендной платы за землю в счет причитающихся поступлений субвенций г.Москве на выполнение столичных функций.
9. Утвердить поквартальное распределение основного и дополнительного заданий по мобилизации арендной платы за землю и земельного налога, согласно приложению 2.
10. Московскому земельному комитету:
10.1. Обеспечить строго целевое и своевременное перечисление средств арендной платы за землю на специальный бюджетный счет Департамента финансов в объемах, предусмотренных пунктом 9 настоящего постановления.
10.2. В III квартале т.г. внести предложения об изменении установленных сроков уплаты арендных платежей за землю, имея в виду необходимость их уплаты в соответствии с потребностями бюджета по финансированию предусмотренных в нем расходов.
11. Разрешить Департаменту финансов в целях обеспечения равномерного финансирования расходов по формированию целевого бюджетного фонда строительства муниципального бесплатного жилья в части арендной платы за землю и избежания дополнительного привлечения кредитных ресурсов с учетом исполнения бюджета города по доходам в целом производить опережающее финансирование указанного фонда за счет общих поступлений с последующим их восстановлением до конца квартала за счет этого источника.
12. Утвердить состав рабочей группы по рассмотрению проекта Налогового кодекса Российской Федерации, согласно приложению 3. Рабочей группе до 25 августа т.г. внести на рассмотрение Мэра Москвы заключение об экономических последствиях принятия предусмотренных в нем положений для формирования объемов финансовых ресурсов Москвы как субъекта Российской Федерации. В дальнейшем с учетом рассмотрения указанного документа на федеральном уровне своевременно вносить Мэру предложения аналогичного порядка.
13. Управлению транспорта и связи принять меры по мобилизации средств в бюджет города от организации платных муниципальных парковок автотранспорта.
14. Руководителям комплексов управления хозяйством г.Москвы обеспечить строгое выполнение требований Положения о проведении взаимозачетов на территории города Москвы подведомственными им отраслевыми подразделениями Правительства Москвы.
Департаменту финансов в течение августа-сентября т.г. провести кустовые занятия с руководителями отраслевых структур, предприятиями и организациями по методике оформления и проведения взаимозачетов в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 07.07.97 N 708-РП "О регламенте проведений взаимозачетов по платежам в бюджет г.Москвы в 1997 г."
15. Департаменту экономической политики и развития Москвы, Департаменту финансов совместно с Государственной налоговой инспекцией по г.Москве:
15.1. До 1 октября 1997 года подготовить проект закона города Москвы о предоставлении Правительству Москвы полномочий на снятие штрафных санкций за нарушение сроков уплаты налогов в бюджет Москвы.
15.2. В IV квартале т.г. внести на рассмотрение Правительства предложения по дальнейшему реформированию системы налоговых льгот.
16. Московской регистрационной палате совместно с Государственной налоговой инспекцией по г.Москве и Управлением Департамента налоговой полиции Российской Федерации по г. Москве до 1 октября 1997 года представить Правительству Москвы проекты нормативных актов, устанавливающих порядок регистрации налогоплательщиков на территории города.
17. В целях предотвращения роста расходов на управление и обеспечения режима эффективного использования средств на эти цели:
17.1. Обязать руководителей органов исполнительной власти расторгнуть договоры на сверхлимитные легковые автомобили с упорядочением их использования в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 30.05.97 N 421-РМ "О лимитах количества служебных автомобилей на 1997 год". Информацию о выполнении представить в Департамент финансов до 1 октября 1997 года.
17.2. Запретить в 1997 году руководителям органов государственной власти производить расходование средств на приобретение дорогостоящих офисной мебели и оборудования импортного производства.
18. Фонду имущества Москвы, Комитету по управлению имуществом Москвы до 30 августа 1997 года в установленном порядке подготовить для внесения на утверждение Московской городской Думы дополнения и изменения нормативов распределения денежных средств, полученных от продажи арендованного имущества и объектов незавершенного строительства (приложения 1, 2 к постановлению Московской городской Думы от 20.09.95 N 61 "Об утверждении и введении в действие Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве"). Указанные дополнения и изменения внести на утверждение Московской городской Думы до 1 октября 1997 года.
19. Департаменту экономической политики и развития Москвы, Департаменту финансов при формировании проекта бюджета Москвы на 1998 год ввести в число защищенных статей расходы по обслуживанию и погашению долгов г. Москвы в соответствии с условиями и сроками обязательств, принятыми за счет бюджета г.Москвы на 1998 год.
20. Для своевременной подготовки материалов на заседание Правительства Москвы 23 сентября 1997 года по вопросу "О ходе разработки проекта бюджета г.Москвы на 1998 год и его отраслевых и территориальных пропорциях":
20.1. Государственной налоговой инспекции по г.Москве, Комитету по управлению имуществом Москвы, Московскому земельному комитету, Фонду имущества Москвы, Фонду продовольственных ресурсов в недельный срок представить в Департамент экономической политики и развития Москвы и Департамент финансов расчеты ожидаемого исполнения доходов бюджета текущего года и прогнозные оценки формирования доходов бюджета 1998 года с учетом предполагаемых изменений налогового законодательства, принятых Государственной Думой в первом чтении.
20.2. Департаменту экономической политики и развития Москвы в пятидневный срок после выпуска настоящего постановления разработать прогноз сценарных экономических условий по г.Москве на 1998 год, предложения о территориально-отраслевых пропорциях социально-экономического развития г.Москвы и по проекту программы Правительства Москвы. Совместно с Департаментом финансов и Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка определить доходные возможности бюджета, внебюджетных фондов и объемы предполагаемых заимствований на 1998 год.
20.3. Департаментам, комитетам и управлениям на основе разработанных показателей развития до 25 августа 1997 года представить в соответствующие управления комплексов городского управления прогнозы развития отраслей городского хозяйства и социальной сферы с финансовыми расчетами, включая заявки на бюджетное финансирование в 1998 году.
20.4. Департаменту финансов совместно с управлениями комплексов городского управления до 8 сентября 1997 года представить Мэру Москвы на согласование прогноз доходной базы бюджета г.Москвы на 1998 год и пропорции распределения бюджетных средств по комплексам городского хозяйства.
21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Премьера Правительства Москвы, а общий контроль - на министра Правительства Москвы Коростелева Ю.В.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. N 641 "Об итогах исполнения бюджета г. Москвы за первое полугодие 1997 года и основных направлениях формирования проекта бюджета на 1998 год"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 18 ноября 1997 г. N 810
Настоящий документ снят с контроля