Законодательное Собрание Нижегородской области постановляет:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о совершенствовании нормативно-правового регулирования вопросов по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
Е.В. Лебедев |
Обращение
Законодательного Собрания Нижегородской области к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о совершенствовании нормативно-правового регулирования вопросов по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
В целом по России (согласно официальным статистическим данным) объем неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляет более 45 млн га (12 процентов от общей площади земель сельскохозяйственного назначения). При этом часть неиспользуемых земель в настоящее время находится в государственной или муниципальной собственности.
Существующая правоприменительная практика изъятия земельных участков при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации свидетельствует о необходимости разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы в данной сфере.
В 2019 году Законодательным Собранием Нижегородской области совместно с Правительством Нижегородской области, научным и экспертным сообществом проведен мониторинг правоприменения законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, по результатам которого был выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих вовлечению неиспользуемых земельных участков в сельскохозяйственный оборот.
Одним из основных вопросов, вызывающих затруднение вовлечения заброшенных земель в сельскохозяйственный оборот, является отсутствие на государственном уровне полных и достоверных сведений о земельных ресурсах. Указанная ситуация усугубляется сложившейся за последние 30 лет неопределенностью границ земельных участков, что обуславливает необходимость проведения масштабной сплошной инвентаризации земель, формирования актуальной достоверной базы данных о количестве и состоянии земельных ресурсов. Учитывая то, что последняя инвентаризация земель проводилась в СССР в 1988 - 1989 годах, считаем целесообразным закрепить в федеральном законодательстве требование о проведении инвентаризации земель (вне зависимости от их категорий) в Российской Федерации, а также установить периодичность ее проведения (например, один раз в 10 лет).
Еще одной проблемой в данной сфере является вопрос распоряжения невостребованными земельными долями. В частности, возникает сложность с признанием органами местного самоуправления права собственности на невостребованные земельные доли, собственники которых умерли. Указанный вопрос может быть решен путем упрощения порядка передачи невостребованных земельных долей сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе через наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями, позволяющими передавать в пользование сельскохозяйственным товаропроизводителям земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, до момента вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности, в целях скорейшего вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, которые формируются за счет невостребованных земельных долей.
Также на практике возникают трудности с признанием права собственности на земельные доли, которые не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, поскольку права на них были зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность внесения изменения в статью 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) в части исключения нормы о том, что земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
Кроме того, эффективным способом решения проблемы вовлечения земельных участков в оборот может стать закрепление в федеральном законодательстве нормы, в соответствии с которой проверка на предмет использования по целевому назначению осуществляется в отношении непосредственно земельного участка, а не его правообладателя (юридического или физического лица), так как зачастую лица, которым земельные участки принадлежат на том или ином праве, переоформляют их на других лиц с целью ухода от административной ответственности.
Необходимо также отметить, что пунктом 14 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации приобрести земельный участок, не используемый по целевому назначению или используемый с нарушением действующего законодательства, в государственную собственность по минимальной цене, если он не продан на торгах посредством публичного предложения и не приобретен в муниципальную собственность. Вместе с тем пунктом 17 статьи 16 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрена ответственность лиц, которые приобрели такой земельный участок, за то, что они не приступили к освоению участка в течение года после его приобретения. На основании вышеизложенного предлагаем предусмотреть в федеральном законодательстве положение о том, что государственный земельный надзор не проводится в отношении земельных участков, приобретенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органами местного самоуправления на основании пункта 14 статьи 16 Федерального закона N 101-ФЗ.
Другой существенной проблемой в данной сфере является отсутствие возможности распоряжения земельными участками, отнесенными к землям сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности (только на территории Нижегородской области имеется около 40 тыс. га соответствующих земель сельскохозяйственного назначения), в связи с чем предлагаем рассмотреть возможность передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, не используемыми по назначению или не переданными в пользование на правах аренды или другом праве иным лицам.
Еще одной эффективной формой, способствующей надлежащему и эффективному использованию земельных ресурсов, а также недопущению предоставления земельных участков недобросовестным пользователям, может стать наделение субъектов Российской Федерации правом установления особенностей предоставления земельных участков в безвозмездное пользование или аренду, в связи с чем целесообразно закрепить в федеральном законодательстве право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на самостоятельное установление критериев предоставления первоочередного права на получение земельных участков:
в безвозмездное пользование - гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (например, постоянное проживание по месту регистрации, образование, наличие опыта работы в сельском хозяйстве и т.д.);
в аренду без торгов - крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ (например, срок участия в государственной программе, выявление случаев нарушения земельного законодательства потенциальными арендаторами и т.д.).
Законодательное Собрание Нижегородской области просит Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, рассмотреть вышеизложенные предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения и учесть их при разработке Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соответствующих законодательных инициатив.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 февраля 2020 г. N 1317-VI "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о совершенствовании нормативно-правового регулирования вопросов по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения"
Вступает в силу с 27 февраля 2020 г.
Текст постановления официально опубликован не был