В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области.
Подпункт 1.2 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.
1.2. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства от 4 декабря 2018 г. N 825 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением подпункта 1.2 пункта 1 настоящего постановления, и подлежит официальному опубликованию.
Подпункт 1.2 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Губернатор |
Г.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 21 сентября 2021 г. N 833
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле) и регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
2. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - Министерство).
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляют должностные лица Министерства (далее - должностные лица Министерства):
1) министр;
2) заместитель министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит реализация полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - заместитель министра);
3) отдел регионального государственного контроля:
- начальник;
- консультант;
- главный специалист;
4) отдел лицензирования в сфере оборота лома черных и цветных металлов и розничной продажи алкогольной продукции:
- начальник;
- консультант;
- главный специалист;
5) отдел анализа и административного производства:
- начальник;
- консультант;
- главный специалист;
- эксперт 1 категории.
4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) министр;
2) заместитель министра.
5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора), размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в федеральных государственных информационных системах "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), в государственных информационных системах Нижегородской области "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области" и "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений Нижегородской области и подведомственными им организациями".
6. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензионные требования) (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами (далее - обязательные требования);
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, розничную продажу спиртосодержащей продукции, организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производство винодельческой продукции (далее - контролируемые лица).
Полномочия представителей, выступающих от имени контролируемых лиц, подтверждаются доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействия) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность, действия (бездействия);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, строения, сооружения, складские помещения и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
9. Учет объектов контроля осуществляется Министерством с использованием "Личного кабинета" расположенного на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, государственных информационных систем, а также ведомственной информационной системы.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета Министерство использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
10. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), организацией и проведением контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц, применяются положения Федерального закона о контроле с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ, Федеральным законом N 473-ФЗ.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего социально-экономического развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона о контроле с учетом особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора), установленных Правительством Российской Федерации.
11. Обязанности должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Должностные лица Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Нижегородской области, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных и обязательных требований;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контроле, осуществлять консультирование;
6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом о контроле;
7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
12. Должностные лица Министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Министерства о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных и обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений лицензионных и обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений лицензионных и обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений лицензионных и обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Министерства оказывается противодействие или угрожает опасность;
8) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
13. Права контролируемых лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель контролируемого лица, его уполномоченный представитель при проведении контрольного (надзорного) мероприятия имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие должностных лиц Министерства с контролируемыми лицами;
2) получать от Министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от Министерства информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Министерству о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, решения Министерства, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства с контролируемыми лицами).
14. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона о контроле должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействие с контролируемым лицом.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) взаимодействием Министерства, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностными лицами Министерства и контролируемыми лицами или их представителями, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица Министерства в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия должностных лиц Министерства на общедоступных производственных объектах).
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, в случае наличия обстоятельств, наступление которых невозможно было предугадать, и которые создают препятствия для реализации индивидуальным предпринимателем, гражданином, являющимися контролируемыми лицами, своих прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при проведении Министерством контрольных (надзорных) мероприятий вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного обращения.
15. Контролируемые лица, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению контрольных (надзорных) мероприятий, уклоняющиеся от проведения контрольных (надзорных) мероприятий и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний Министерства об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Результатом осуществления регионального государственного контроля (надзора) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных или обязательных требований.
17. Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) самообследование;
6) профилактический визит.
18. Должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются приказом Министерства о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
19. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства, проводящее профилактическое мероприятие, незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
20. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона о контроле, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
21. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе контрольного (надзорного) мероприятия лично у контролируемого лица, необходимых для осуществления лицензионного контроля:
1) документ, подтверждающий наличие уставного капитала (для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции);
2) документ, подтверждающий регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговом органе;
3) сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции: товарно-транспортная накладная.
22. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у контролируемого лица, необходимых для осуществления регионального государственного контроля (надзора) сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в подпункте 3 пункта 21 настоящего Положения.
23. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации:
- документы, подтверждающие наличие у контролируемого лица необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании помещений, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
24. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 47 Федерального закона о контроле.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством один раз в год. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 7 рабочих дней со дня его утверждения, не позднее 15 февраля года следующего за отчетным.
25. При наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях лицензионных или обязательных требований или признаках нарушений лицензионных или обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных или обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня, когда были получены указанные сведения, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения лицензионных или обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных или обязательных требований.
Предостережение направляется контролируемому лицу по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается лично.
26. В предостережении указываются:
1) наименование Министерства;
2) дата и номер предостережения;
3) наименование контролируемого лица;
4) указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, предусматривающие указанные обязательные требования;
5) информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица приводят или могут привести к нарушению лицензионных или обязательных требований;
6) предложение контролируемому лицу принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных или обязательных требований.
В случае принятия Министерством решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения лицензионных и обязательных требований направляется адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения лицензионных и обязательных требований.
27. Предостережение не может содержать требования о представлении контролируемыми лицами сведений и документов.
28. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в предостережении, контролируемые лица в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении предостережения. При этом контролируемые лица вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
В случае поступления в Министерство указанных возражений, Министерство рассматривает данные возражения и в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения направляет контролируемому лицу ответ в электронном виде либо на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
29. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) применение лицензионных и обязательных требований;
2) содержание новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и применяемые к деятельности контролируемого лица;
3) особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Консультирование может осуществляться должностным лицом Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
О способе, времени, месте (при необходимости) консультирования заявитель уведомляется Министерством любым доступным способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления заявителя, не позднее 5 рабочих дней со дня получения обращения.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случая, если заявитель просит дать письменный ответ по указанному перечню вопросов посредством направления в Министерство письменного обращения в бумажном или электронном виде.
В случае поступления в Министерство обращений от контролируемых лиц и их представителей о консультировании по однотипным вопросам с просьбой представления информации в письменном виде Министерство размещает на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменное разъяснение по указанным вопросам, подписанное уполномоченным должностным лицом Министерства.
30. В целях добровольного определения уровня соблюдения лицензионных и обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения лицензионных и обязательных требований (самообследование).
Самообследование контролируемых лиц осуществляется в автоматизированном режиме, посредством применения сервиса самопроверка.рф.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими лицензионных и обязательных требований, по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения лицензионных и обязательных требований.
Декларация соблюдения лицензионных и обязательных требований направляется контролируемым лицом в Министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет". Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения лицензионных и обязательных требований на своем сайте в сети "Интернет", в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.
Срок действия декларации соблюдения лицензионных и обязательных требований составляет один год с момента регистрации указанной декларации Министерством.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения лицензионных и обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Министерство в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
В случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения лицензионных и обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения лицензионных и обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. По истечении одного года контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения лицензионных и обязательных требований по результатам самообследования.
31. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемых лиц либо путем использования видео-конференц-связи.
Министерство согласовывает с контролируемыми лицами дату, время, способ проведения обязательного профилактического визита.
Министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения обязательного профилактического визита уведомляет контролируемое лицо.
Профилактический визит не может проводиться более трех часов.
Министерство обязано предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
В ходе профилактического визита контролируемые лица информируются о лицензионных и обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля.
В отношении контролируемых лиц, которые начали осуществлять деятельность до принятия настоящего Положения, профилактический визит не применяется.
32. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц не проводятся.
33. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле.
Виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает министр (заместитель министра).
34. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерство получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия.
35. Взаимодействие с контролируемыми лицами осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) выездная проверка;
3) документарная проверка.
36. Контрольная закупка контролируемых лиц проводится путем осуществления осмотра.
Контрольная закупка проводится по следующим основаниям:
1) розничная продажа алкогольной продукции в запрещенное законодательством время;
2) розничная продажа алкогольной продукции по ценам ниже цен, установленных регулирующим органом (Минфин России);
3) розничная продажа алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом по контролю и надзору, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе;
4) розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом;
5) розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
37. Выездная проверка контролируемых лиц проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не превышает 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не превышает пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Выездная проверка проводится по следующим основаниям:
1) несоответствие (отсутствие) площади используемых помещений для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, а также розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания требуемой площади для стационарных торговых объектов и складских помещений;
2) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу;
3) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования;
4) оборот алкогольной продукции без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, либо без маркировки;
5) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права, на которые зарегистрированы в установленном порядке;
6) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках;
7) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
8) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;
9) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на вокзалах, в аэропортах;
10) розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
11) розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
38. Документарная проверка контролируемых лиц проводится путем осуществления следующих контрольных действий:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Документарная проверка проводится по следующим основаниям:
1) несоответствие (отсутствие) площади используемых помещений для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, а также розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания требуемой площади для стационарных торговых объектов и складских помещений (в случае, если не требуется проведение выездной проверки);
2) розничная продажа алкогольной продукции в запрещенное законодательством время (в случае, если не требуется проведение контрольной закупки).
39. Министерством проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 56 Федерального закона о контроле путем анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в подсистеме "База данных деклараций", находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций, анализа документов, полученных в результате проведения мероприятий регионального государственного контроля (надзора).
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Министерства на основании заданий уполномоченных должностных лиц Министерства, включая задания, содержащиеся в ежегодном плане работы Министерства, включающим контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия утверждаются министром (заместителем министра) на основании поступившей информации о возможных нарушениях или признаках нарушения законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в соответствии с планом работы Министерства, включающим контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Ежегодный план работы Министерства, включающий контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, утверждается министром (заместителем министра) ежегодно до 25 января.
Порядок оформления и содержание заданий, в том числе результатов контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия устанавливаются Министерством.
40. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона о контроле.
41. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемые лица подают жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона о контроле.
42. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц подается контролируемыми лицами в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается Министром (заместителем министра).
Жалоба на действия (бездействие) Министра (заместителя министра) рассматривается Правительством Нижегородской области.
Жалоба рассматривается Министерством в течение 20 календарных дней со дня ее регистрации в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона о контроле. В случае направления запроса, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 Федерального закона о контроле, министр вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 календарных дней с целью получения документов и проведения иных проверочных мероприятий, уведомив о продлении срока и основания его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
Настоящие Ключевые показатели вступают в силу с 1 марта 2022 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 21 сентября 2021 г. N 833
Ключевые показатели
регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области
Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области и их целевые значения
Наименование показателя |
Единица измерения |
Целевое значение |
Уровень (доля) недополученных денежных средств от уплаты акцизов в областной бюджет |
% |
0 |
Индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области
Неоднократное в течение календарного года (два и более раза) привлечение контролируемого лица к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В случае отклонения объекта от индикатора риска в отношении контролируемого лица проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 35 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контроль (надзор) проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензионных и обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Установлено, что контроль (надзор) осуществляется в отношении: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, и розничную продажу спиртосодержащей продукции; организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производство винодельческой продукции.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), определено министерство промышленности, торговли и предпринимательства области.
Определены: предмет контроля (надзора); перечень объектов контроля (надзора); права контролируемых лиц; должностные лица Министерства, уполномоченные в сфере осуществления контроля (надзора), и их полномочия в этой сфере; перечень профилактических мероприятий, проводимых Министерством в рамках осуществления контроля (надзора), и особенности их проведения; порядок осуществления внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; порядок обжалования решений Министерства и действий (бездействия) его должностных лиц, принятых и осуществленных в ходе реализации контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. N 833 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области"
Вступает в силу с 21 сентября 2021 г., за исключением подпункта 1.2 пункта 1
Подпункт 1.2 пункта 1 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 сентября 2021 г. N 5200202109240005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 января 2024 г. N 32
Изменения вступают в силу с 30 января 2024 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2023 г. N 810
Изменения вступают в силу с 8 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 августа 2023 г. N 717
Изменения вступают в силу с 8 августа 2023 г.
Подпункт 1.1 пункта 1 изменений вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 марта 2023 г. N 228
Изменения вступают в силу с 21 марта 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2022 г. N 1101
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 мая 2022 г. N 330
Изменения вступают в силу с 6 мая 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2021 г. N 1250
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.
Подпункт 1.3 пункта 1 изменений вступает в силу с 1 марта 2022 г.