Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению первого заместителя
Премьера Правительства Москвы
от 18 сентября 1997 г. N 968-РЗП
Требования
к проекту создания ЕСОДУ г. Москвы
1. Общие положения
1.1. Разработке подлежит Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ) г. Москвы.
1.2. Основанием для разработки является постановление совместного заседания Коллегии МЧС России и Правительства Москвы от 7 мая 1996г. N 410-6 "О плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23.07.97 N 796-РП "О создании в г.Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях".
1.3. Город Москва является крупнейшим мегаполисом, что определяет высокую вероятность возникновения на его территории чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе с тяжелыми последствиями.
В городе функционируют 9 атомных реакторов, 66 особо опасных химических объектов, несколько сот пожаро-взрывоопасных объектов. По автомобильным и железным дорогам перевозятся тысячи тонн опасных химических, радиоактивных и взрывчатых веществ.
За 1996 год в Москве произошло 14 производственных аварий на химически и пожароопасных объектах, в том числе: 6 случаев выброса аммиака, 1 случай утечки азотной кислоты, 2 случая выброса других токсичных веществ в атмосферу.
Несколько снизилось количество аварий и происшествий при перевозке СДЯВ (сильно действующих ядовитых веществ) и легковоспламеняющихся жидкостей автомобильным и железнодорожным транспортом. Для сравнения, в 1995 году произошло 4 происшествия на железнодорожном транспорте и 4 - на автомобильном, в 1996 году имеется 3 происшествия на автомобильном транспорте и 2 - на Московской железной дороге.
За 1996 год в столице произошло почти 22 тысячи пожаров (из них 4 крупных), общий материальный ущерб от которых составил около 70 млрд.рублей. Погибло 414 человек, получили травмы 326 человек, спасено 649 человек.
За 1995 год зарегистрировано более 92 тысяч преступлений. Каждый день в столице в среднем убивают 5 человек, совершаются бандитские нападения и террористические акты. Из-за сложной криминогенной обстановки в городе продолжают иметь место случаи умышленного подрыва взрывных устройств в общественных местах и жилом секторе. За 1996 год таких случаев было 48 (в 1995 году 54), в результате которых погибло 40 человек, госпитализировано 78 человек.
В 1995 году в столице зарегистрировано 7761 дорожно-транспортное происшествие, погибло 1309 человек и ранено около восьми тысяч человек (в том числе погибло 47 и ранено более тысячи детей). Увеличилось число происшествий на метрополитене города. За отчетный 1996 год таких аварийных ситуаций было одиннадцать (для сравнения, в 1995 году - 6 происшествий). Имелись человеческие жертвы, в т.ч. дети.
В 1996 году резко увеличилось количество происшествий, связанных с неправильным использованием бытового газа. Эти происшествия стоят на четвертом месте по числу жертв и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий, пожаров, террористических актов. Таких происшествий было 11, погибло 5 человек, пострадало 24 человека, в том числе и дети. Почти всегда эти происшествия сопровождались взрывами большой разрушительной силы (иногда с разрушением конструкций здания, стен, межэтажных перекрытий) с последующим возгоранием.
В 1996 году произошли 22 аварии на коммунальных сетях города. Это связано, прежде всего, с их легкодоступностью, большим объемом земляных работ, проводимых в районе Московской кольцевой автомобильной дороги, и работ по реконструкции старых зданий.
Серьезная проблема города - подтопление. Развитие подтопления усиливает пагубные геологические процессы. По предположениям специалистов "Геоцентр-Москва", проявления карста в виде катастрофических провалов возможны на 15% площади города. Растет опасность оползней, загрязнения грунтовых вод. Усиливается коррозия трубопроводов, других подземных коммуникаций.
Не исключены в Москве и вспышки опасных инфекционных заболеваний. В 1996 году в городе было зарегистрировано 2 вспышки (67 случаев) менингококковой инфекции.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе в среднем за год превышены до трех раз формальдегидом, двуокисью азота, аммиаком, бензолом и фенолом. При обследовании центральной части города зарегистрированы концентрации фенола, превышающие норму в 21 раз, аммиака - в 24 раза, оксида углерода, диоксида азота, пыли - в 7-8 раз, сероводорода, формальдегида, ксилола и толуола - в 5-6 раз.
Ежегодно в московские водоемы сбрасывается около 1500 тонн нефтепродуктов, не менее 500 тонн солей тяжелых металлов, свыше 22000 тонн органических загрязнений. На выходе из города в воде реки Москвы содержание аммонийного азота наблюдается на уровне 1,6 ПДК, нефтепродуктов - 4 ПДК, железа - 18 ПДК, меди - 30 ПДК, цинка - 11 ПДК.
Были выявлены аномалии в местах нахождения отработавших свое источников ионизирующего излучения или небольших захоронений радиоактивного грунта. Площадь очагов заражения в большинстве случаев не превышала нескольких десятков квадратных метров, глубина заражения грунта - до полуметра. В 1996 году имели место три случая обнаружения радиоактивных источников в общественных местах города Москвы (в 1994 году таких случаев не было, в 1995 году 3 случая), вывезено более 62-х тонн радиоактивного грунта с территории Братеевской свалки.
1.4. В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют существующие оперативные дежурно-диспетчерские органы городских служб ( Главного управления по делам ГО и ЧС, Государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, милиции, ГАИ и других), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для осуществления необходимых экстренных мер.
Однако, существующие городские дежурно-диспетчерские службы организационно и технически разрозненны, что снижает эффективность их совместных действий по ликвидации ЧС. Для повышения оперативности и обеспечения непрерывности проведения первоочередных работ в чрезвычайных ситуациях предусмотрено организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб г.Москвы в рамках Единой городской системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС.
2. Назначение, цели создания и перечень решаемых задач ЕСОДУ г. Москвы
2.1. ЕСОДУ г. Москвы предназначена для координации действий дежурно-диспетчерских служб города, имеющих силы и средства постоянной готовности, предназначенные для экстренного реагирования на ЧС.
2.2. Целью создания ЕСОДУ г. Москвы является повышение оперативности совместного реагирования дежурно-диспетчерских служб (ДДС) города на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности Правительства Москвы, руководства городских служб об обстановке в городе и принятых мерах по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.3. ЕСОДУ г. Москвы должна обеспечивать решение следующих основных задач:
сбор (в том числе от населения и систем мониторинга) и распространение между ДДС информации об угрозе возникновения или факте ЧС;
обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, необходимых для экстренного реагирования, их оповещение;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации вышестоящим городским органам управления по подчиненности;
оценка и контроль обстановки, принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
в соответствии с Инструкцией об обмене информацией информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС, сил постоянной готовности, а также взаимодействующих ДДС;
обобщение информации за определенный период времени о частоте возникновения и тяжести последствий произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов.
3. Структура и режимы функционирования ЕСОДУ г. Москвы
3.1. Структура ЕСОДУ г. Москвы должна соответствовать структуре системы управления городским хозяйством.
3.2. Верхний уровень ЕСОДУ должен быть представлен Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) города, создаваемым на базе оперативной дежурной службы ГУ ГОЧС г. Москвы и предназначенным для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб города при угрозе и возникновении ЧС.
ЦУКС должен взаимодействовать с имеющимися ДДС заинтересованных территориальных (региональных) органов управления по г.Москве и Московской области соответствующих федеральных органов исполнительной власти (МО, ФСБ, МПС и др.).
3.3. Второй уровень ЕСОДУ должны образовывать оперативные дежурные службы (ОДС) административных округов (АО) г. Москвы, функционирующие на базе ОДС управлений ГОЧС АО, центральные дежурно-диспетчерские органы городских служб экстренного вызова (в соответствии с приложением 3 к распоряжению от 23.07.97 N 796-РП), а также ОДС Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС).
3.4. Третий уровень ЕСОДУ должен включать в свой состав имеющиеся ДДС окружного подчинения (муниципальных районов, управления внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства и др.).
3.5. ДДС, входящие в ЕСОДУ г.Москвы, должны функционировать в двух режимах: повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
3.6. В первом режиме ЦУКС и ДДС должны нести круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к экстренному реагированию на ЧС. В режиме повышенной готовности должны также осуществляться постоянный контроль обстановки, поддерживаться в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечиваться сбор, обобщение и анализ информации о возникших ЧС за определенные периоды времени, представляться соответствующие доклады по подчиненности, готовиться и корректироваться специальные оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС.
3.7. ЦУКС должен переводиться в режим чрезвычайной ситуации, когда в аналогичные режимы функционирования переводятся одновременно не менее трех городских ДДС экстренного вызова, или возникла местная чрезвычайная ситуация, или ЧС более значительного масштаба.
3.8. Оперативные дежурные службы административных округов г.Москвы в режим ЧС должны переводиться в том случае, когда на территории округа произошла объектовая чрезвычайная ситуация или ЧС более значительного масштаба.
3.9. Городские дежурно-диспетчерские службы экстренного вызова должны переводиться в повышенные режимы функционирования при возникновении ЧС, либо находящихся в сфере их непосредственной ответственности, либо к ликвидации которых они привлекаются.
Порядок перевода в режим ЧС устанавливается соответствующими положениями об этих службах.
4. Состав автоматизированной системы ЕСОДУ г. Москвы
4.1. Для повышения оперативности и эффективности функционирования ЕСОДУ в ее рамках должна создаваться автоматизированная система (АС).
4.2. АС ЕСОДУ должна включать в свой состав следующие структурные подсистемы:
комплекс средств автоматизации (КСА) ЦУКС;
КСА оперативных дежурных служб АО г.Москвы;
КСА взаимодействия (КСАВ) с городскими дежурно-диспетчерскими службами;
КСА дежурных служб МГПСС;
мобильные КСА (МКСА) сил МГПСС.
4.3. В составе АС ЕСОДУ должны работать следующие функциональные подсистемы:
интегрированная система связи и обмена данными, включающая в свой состав стационарную и мобильную компоненты и обеспечивающая информационный обмен между КСА;
геоинформационная система, обеспечивающая передачу и отображение территориально привязанных данных на цифровой карте местности, решение необходимых информационных и расчетных задач для прогнозирования и оценки обстановки, поддержки принятия решений;
система обобщения результатов мониторинга, позволяющая автоматически получать и обобщать данные о поражающих факторах ЧС от имеющихся городских систем наблюдения и контроля окружающей среды;
система взаимодействия с населением, обеспечивающая получение от граждан информации о фактах, координатах и характеристиках чрезвычайных происшествий;
система оповещения и персонального вызова, предназначенная для оперативного доведения сигналов и информации до должностных лиц;
информационно-навигационная система, обеспечивающая сбор и обработку информации о местоположении сил и средств постоянной готовности.
4.4. Прием первичной информация о ЧС непосредственно от граждан должен обеспечиваться по специально выделенным многоканальным телефонным номерам:
в ЦУКС;
в городских ДДС экстренного вызова;
в оперативных дежурных службах АО г.Москвы.
4.5. КСА АС ЕСОДУ должны обеспечивать информационную безопасность по классу защищенности не ниже 1В (в соответствии с действующими нормативными документами Гостехкомиссии).
4.6. С целью снижения стоимости создания АС ЕСОДУ, включения ее в общее информационное пространство городской системы управления, сопряжения АС ЕСОДУ с автоматизированными системами МЧС России необходимо в максимальной степени использовать разработанные по заказам Правительства Москвы и МЧС России информационно-телекоммуникационные системы и технологии.
5. Требования к техническим предложениям по созданию ЕСОДУ
5.1. Участники конкурса по разработке проекта ЕСОДУ г. Москвы на рассмотрение комиссии представляют технические предложения следующего содержания:
1. Введение.
2. Основные положения по созданию Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС ( задачи, состав, режимы и порядок функционирования ЕСОДУ).
3.Структура и алгоритм функционирование автоматизированной системы ЕСОДУ ( техническое, программное и информационно-лингвистическое обеспечение АС, порядок ее работы).
4. Этапность и технико-экономическая оценка создания ЕСОДУ.
5. Заключение.
5.2. В технических предложениях по созданию ЕСОДУ должны быть выделены следующие этапы:
1 этап (1997 г.). Разработка технического проекта и создание опытного участка АС ЕСОДУ ( в составе КСА ЦУКС, КСАВ Службы спасения, 2-3 КСА и МКСА МГПСС). Ориентировочная стоимость этапа 3,0 млрд.руб (без учета стоимости реконструкции помещений);
2 этап (1998 г.). Создание АС ЕСОДУ 1-ой очереди (в составе КСА ЦУКС, КСАВ Службы спасения и служб "01", "02", "03", "04", 2-3 КСА ОДС АО, КСА и МКСА МГПСС). Ориентировочная стоимость этапа - 10,0 млрд.руб (без учета стоимости реконструкции помещений);
3 этап (1999 г.). Создание АС ЕСОДУ 2-ой очереди ( 1-ый и 2-ой уровни АС ЕСОДУ в полном объеме). Ориентировочная стоимость этапа - 10,0 млрд.руб (без учета стоимости реконструкции помещений);
4 этап (2000 г.). Создание АС ЕСОДУ в полном объеме (1-ый, 2-ой и 3-ий уровни АС ЕСОДУ).
<< Назад |
Приложение 2. >> Состав конкурсной комиссии |
|
Содержание Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 18 сентября 1997 г. N 968-РЗП "О проведении закрытого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.