11 марта 2013 г.
В целях эффективного удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранения на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта, в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 57 Устава городского округа город Дзержинск, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года согласно приложению.
2. Информационно-аналитическому управлению (И.Ю. Соловьев) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа И.В. Тихомирова.
Мэр города |
В.Ф. Сопин |
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11 марта 2013 г. N 830 настоящая Концепция изложена в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного постановления
Концепция
развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года
(утв. постановлением администрации города Дзержинска от 23 мая 2012 г. N 2083)
11 марта 2013 г.
1. Цель Концепции
Целью городской политики в сфере пассажирских перевозок является гарантированное и эффективное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранение на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта. Как показывает опыт ряда городов России, ликвидация муниципального пассажирского транспорта приводит к ухудшению общей ситуации с транспортным обслуживанием населения, резкому повышению тарифов, сокращению маршрутной сети и другим отрицательным последствиям. Муниципальный транспорт должен присутствовать на рынке пассажирских перевозок в объемах, обеспечивающих "гражданскую" безопасность.
Деятельность администрации города в сфере пассажирского транспорта регламентируется:
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
- приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами";
- приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте";
нормативными актами органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск, регулирующих отношения в данной сфере.
2. Анализ состояния муниципального пассажирского транспорта
2.1. Характеристика пассажирского транспорта г. Дзержинска
Маршрутная сеть пассажирского транспорта города Дзержинска определена реестром муниципальных маршрутов, который насчитывает 3 трамвайных маршрута; 7 троллейбусных маршрутов; 23 автобусных, из которых 6 обслуживаются в социальном режиме, 14 в режиме маршрутного такси, 3 маршрута в социальном и в режиме маршрутного такси.
Общая протяженность трамвайных маршрутов составляет 63,0 км; троллейбусных 81,6 км, автобусных 512,6 км. Услуги по перевозке пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах оказывает 1 муниципальное предприятие, 6 обществ с ограниченной ответственностью и 3 индивидуальных предпринимателя.
В 2012 году пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах было перевезено 48981,2 тыс. человек, в т.ч. трамваем 10530,1 тыс. чел. (21,5%), троллейбусом 19916,7 тыс. чел. (40,7%), автобусом 18534,4 тыс. чел. (37,8%), из них 3875,2 тыс. чел.(7,9%) муниципальным автотранспортом и 14659,2 тыс. чел. (29,9%) частным.
Пассажиропоток ГЭТ на 67,6% состоит из льготных категорий граждан, на муниципальном автотранспорте данный показатель составляет 63,1%.
2.2. Городской электротранспорт
Перевозки городским электротранспортом (трамвай, троллейбус) осуществляет МУП "Экспресс", которое на правах хозяйственного ведения имеет 38 трамваев и 76 троллейбусов. Производственно-техническая база МУП "Экспресс" состоит из трамвайного депо, проектная мощность 100 ед., занимаемая площадь 7,17 га, и троллейбусного депо, проектная мощность 100 ед., занимаемая площадь 4,3 га.
Предприятие обслуживает 3 муниципальных трамвайных маршрута, 6 муниципальных и 1 специальный троллейбусный маршрут. Ежедневный выпуск на линию составляет 27 трамваев и 54 троллейбуса. Коэффициент использования трамвайного парка 64%; троллейбусного - 76,9%. Средний возраст трамвайного парка 18 лет, троллейбусного - 13 лет.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 31 трамвай и 36 троллейбусов. При таком возрасте и износе эксплуатация транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание.
Протяженность трамвайных путей составляет 59 км, из которых 21 км имеют 100% износ. Длина контактной сети трамвая составляет 59 км, степень износа 31 км составляет 100%.
2/3 рельсовых стыков находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеют повышенное электрическое сопротивление, что ведет к потерям электроэнергии в цепи обратного тока, отрицательно влияет на интенсивность стекания тока в землю и способствует разрушению подземных коммуникаций.
Протяженность контактной троллейбусной сети составляет 71 км, из которых 43,7 км имеют степень износа 100%.
Для приведения в надлежащее эксплуатационное состояние и обеспечение надежного функционирования трамвайного сообщения необходимо 832,0 млн рублей (в т.ч. 336,0 млн руб. на замену 21 км трамвайных путей; 31,0 млн руб. на замену 31 км контактной трамвайной сети; 465,0 млн руб. на замену 31 трамвайного вагона), троллейбусного - 280,4 млн рублей (в т.ч. 63,0 млн руб. на замену 43,7 км контактной троллейбусной сети; 217,0 млн руб. на замену 36 троллейбусов).
Основные показатели деятельности горэлектротранспорта за 2010 год и 2011 год (без учета поступления средств по исполнительным листам)
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
||||
трамвай |
троллейбус |
по горэлектротранспорту |
трамвай |
троллейбус |
по горэлектротранспорту |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Пробег |
тыс. км |
1740 |
3290 |
5030 |
1748 |
3221 |
4969 |
2. Перевезено пассажиров |
тыс. чел. |
11384 |
23656 |
35040 |
11449 |
23429 |
34878 |
3. Расходы |
тыс. руб. |
121775 |
184861 |
306636 |
188357 |
204098 |
392455 |
4. Доходы |
тыс. руб. |
63354 |
134047 |
197401 |
69040 |
141593 |
210633 |
5. Субсидии ОБ ГБ |
тыс. руб. |
|
|
12137 12898 |
|
|
43728 24898 |
6. Финансовый результат |
тыс. руб. |
|
|
- 84200 |
|
|
-13196 |
7. Затраты на 1 км пробега |
руб. |
70 |
56 |
61 |
108 |
65 |
79 |
2.3. Перевозки муниципальным автобусным транспортом
Перевозки муниципальным автобусным транспортом осуществляет МУП "Экспресс", который на праве хозяйственного ведения имеет 53 автобуса, в т.ч. по маркам:
- ЛиАЗ - 13 ед.
- ПАЗ - 36 ед.
- МАЗ - 4 ед.
Производственно-техническая база муниципального автотранспорта размещена на территории трамвайного депо.
Ежедневный выпуск на линию составляет 42 ед. Коэффициент использования парка 72,8%. Средний возраст автобусного парка 4 года.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 11 автобусов марки ПАЗ.
Предприятие обслуживает 4 городских маршрута в социальном режиме общей протяженностью 58,2 км; 8 пригородных (в т.ч. 5 в социальном режиме и 3 в социальном и режиме маршрутного такси) маршрутов общей протяженностью 244,1 км; 4 междугородных маршрута общей протяженностью 775,4 км.
Основные показатели деятельности муниципального пассажирского автотранспорта за 2010 год и 2011 год
Наименование |
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
1. Пробег |
тыс. км |
2992 |
3115 |
2. Перевезено пассажиров |
тыс. чел. |
4672,4 |
4301 |
3. Расходы |
тыс. руб. |
97090 |
105698 |
4. Доходы |
тыс. руб. |
56797 |
62329 |
5. Субсидии ОБ |
тыс. руб. |
37118 |
37671 |
6. Финансовый результат |
тыс. руб. |
- 3175 |
- 5698 |
7. Затраты на 1 км пробега |
руб. |
32 |
34 |
2.4. Общие выводы
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий функционирования муниципального пассажирского транспорта общего пользования города Дзержинска показывает, что наиболее актуальными направлениями деятельности по обеспечению его устойчивой работы являются:
- сокращение расходов на содержание муниципального транспорта;
- формирование рациональной системы перевозок, предусматривающей снижение транспортных издержек и расходов городского бюджета на субсидирование муниципального пассажирского транспорта;
- развитие муниципальной сети пассажирского транспорта;
- совершенствование маршрутной сети, обслуживаемой муниципальным пассажирским автотранспортом, с целью увеличения его доходной части;
- повышение эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса и реализация адекватной политики по вопросу компенсации выпадающих доходов от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан.
3. Мероприятия по развитию муниципального пассажирского транспорта
3.1.Для сокращения расходной части предприятия необходима замена выработавшего свой ресурс подвижного состава и приведение в надлежащее техническое состояние контактной троллейбусной сети.
Требуется обновление 11 автобусов, 36 троллейбусов, капитальный ремонт 43,7 км контактной троллейбусной сети.
Для решения данной задачи предлагается использовать программный метод с привлечением бюджетных средств.
Потребность средств на обновление подвижного состава и капитальный ремонт контактной сети
Наименование мероприятия |
Ед. изм. |
Количество |
Стоимость ед. в тыс. руб. |
Общая стоимость в млн руб. |
||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
||
Обновление автобусов |
Ед. |
11 |
2100,0 |
23,1 |
||
Обновление троллейбусов - закупка - КВР |
Ед. |
15 16 |
7000,0 1500,0 |
129,0 105,0 24,0 |
||
Капитальный ремонт контактной троллейбусной сети |
Км |
43,7 |
1440,0 |
63,0 |
||
Итого: |
215,1 |
3.2. В целях развития муниципальной сети пассажирского транспорта предлагается реализация следующих мероприятий:
- увеличить количество подвижного состава с 2-х до 6-и ед. на маршрутах NN 8, 8а (автовокзал, ул. Октябрьская, ул. Попова, п. Бабушкино, п. Пушкино, пр. Циолковского, ул. Урицкого, автовокзал);
- увеличить количество подвижного состава с 3-х до 6-и ед. на маршруте N 28 (ФКП Завод им. Я.М. Свердлова - АО "Канат");
- организация движения троллейбусов от ул. Чапаева по пр. Чкалова, ул. Советская, ул. Молодежная, пл. Макарова;
- организация движения троллейбусов по ул. Октябрьская от пересечения с ул. Клюквина , ул. Черняховского до пересечения с пр. Дзержинского;
- организация движения троллейбусов по ул. Свердлова от ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" до пересечения с пр. Циолковского.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит решить вопрос транспортного обслуживания мкр. Прибрежный, мкр. Северные ворота, восточной части и поселков южной части города, где в настоящее время существует дефицит социальных транспортных услуг.
В целях создания более благоприятных условий для пользования пассажирским транспортом планируется закольцевать движение автобусов в мкр. Западный (мкр. Западный - 2, пр. Циолковского, мкр. Западный - 1) с выходом на ул. Свердлова.
Потребность средств на развитие муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта
Наименование мероприятия |
Затраты на реализацию (млн руб.) |
||
1 |
2 |
||
Закупка 7 ед. автобусов |
14,7 |
||
Организация движения троллейбусов на участке пр. Чкалова, ул. Советская, ул. Молодежная, пл. Макарова - строительство линии; - закупка 5 ед. троллейбусов |
22,5 35,0 |
||
Организация движения троллейбусов по ул. Октябрьская от пересечения с ул. Клюквина, по ул. Черняховского до пересечения с пр. Дзержинского - строительство линии; - закупка 2 ед. троллейбусов |
20,0 14,0 |
||
Организация движения троллейбусов по ул. Свердлова от ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" до пересечения с пр. Циолковского - строительство линии - закупка 8 ед. троллейбусов |
63,6 56,0 |
||
Итого: |
225,8 |
3.3. В рамках формирования рациональной системы перевозок, оптимизации структуры муниципального парка подвижного состава, предусматривающих сокращение транспортных издержек и расходов городского бюджета, предлагается поэтапная замена трамвайного сообщения на автобусное (как наиболее экономичное) по маршрутам:
I-ый этап до 2015 года - "Завод им. Я.М. Свердлова - пл. Калининская", "Завод им. Я.М. Свердлова - Депо N 1";
Затраты на замену трамвайного маршрута N 5 на транспортное обслуживание автобусом (ориентировочные)
Наименование работ |
Ед. измерения |
Количество |
Стоимость, млн руб. |
||
Приобретение дополнительных автобусов |
Ед. |
15 |
74,3 |
||
Подготовка водительского состава |
чел. |
40 |
2,0 |
||
Переоборудование существующей базы трамвайного депо |
объект |
1 |
14,0 |
||
Демонтажные работы трамвайного пути и контактной сети трамвая |
км |
21,5 |
40,0 |
||
Восстановление дорожного покрытия под переездами |
объект |
1 |
9,0 |
||
Реконструкция дорожного полотна |
км |
|
215,3 |
||
Итого: |
354,6 |
Затраты на ремонт трамвайных путей, контактной сети и обновление подвижного состава по маршруту N 5 составят 558,0 млн руб.
II-ой этап до 2017 года - "Вокзал - Швейная фабрика".
С закрытием трамвайного сообщения планируется организация следующих автобусных маршрутов:
- ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова, ул. Свердлова, ул. Красноармейская, пр. Ленина, ул. Черняховского, ул. Пирогова, ул. Новомосковская, Северные ворота, ул. Советская, ул. Молодежная, ул. Гайдара, пр. Ленина, ул. Красноармейская, ул. Свердлова, ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова;
- вокзал, ул. Терешковой, ул. Пушкинская, ул. Свердлова, ул. Строителей, пр. Ленинского Комсомола, пр. Ленина, ул. Гайдара, ул. Молодежная, ул. Советская, пр. Чкалова, ул. Чапаева, ул. Гайдара, пр. Ленина, пр. Ленинского Комсомола, ул. Строителей, ул. Свердлова, ул. Пушкинская, ул. Терешковой, вокзал.
Трамвайное сообщение является самым затратным из функционирующих на территории города Дзержинска видом общественного транспорта. В 2011 году затраты на 1 км пробега трамвая составили 108 руб. (троллейбуса - 65 руб.; автобуса - 34 руб.).
Для замены трамвайного движения на автобусное на участке "ФКП Завод им. Я.М. Свердлова - Калининское кольцо" потребуется 15 автобусов большой и средней вместимости. Одновременно с приобретением автобусов необходимо решение вопроса притока кадровых ресурсов (особенно водительского состава) в предприятие.
Замена трамвайных маршрутов на автобусные позволит сократить эксплуатационные затраты предприятия на 20,0 млн рублей в год; расширить проезжую часть и увеличить пропускную способность автодорог ул. Красноармейская, пр. Ленина, ул. Пушкинская, ул. Терешковой.
В перспективе после завершения работ по капитальному ремонту и расширению вышеуказанных дорог возможна организация троллейбусного сообщения по кольцевой схеме: ул. Свердлова, ул. Красноармейская, пр. Ленина, ул. Черняховского, ул. Октябрьская, вокзал, ул. Терешковой, ул. Пушкинская, ул. Свердлова.
Работы по строительству троллейбусной линии целесообразно осуществлять в два этапа:
I-й этап - организация троллейбусного движения на участке ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова", ул. Свердлова, ул. Красноармейская, пр. Ленина, ул. Черняховского.
Затраты на замену трамвайного маршрута на транспортное обслуживание троллейбусом (ориентировочные)
Наименование работ |
Ед. измерения |
Количество |
Стоимость млн руб |
||
Приобретение дополнительных троллейбусов |
Ед. |
12 |
84,0 |
||
Проектные работы по контактной сети и системы электроснабжения |
проект |
1 |
2,0 |
||
Строительно-монтажные работы по контактной сети и системе электроснабжения |
объект |
1 |
80,0 |
||
Дорожные работы по организации разворотных колец |
объект |
1 |
3,5 |
||
Подготовка водительского состава |
чел. |
40 |
2,0 |
||
Введение дополнительных рабочих единиц в штатное расписание |
чел. |
9 |
0,1 |
||
Переоборудование существующей базы троллейбусного депо |
объект |
3 |
33,0 |
||
Демонтажные работы трамвайного пути и контактной сети трамвая |
км |
21,5 |
40,0 |
||
Восстановление дорожного покрытия под переездами |
объект |
1 |
9,0 |
||
Реконструкция дорожного полотна |
км |
|
215,3 |
||
Итого: |
468,9 |
II-ой этап - организация троллейбусного движения на участке ул. Свердлова, ул. Пушкинская, ул. Терешковой, вокзал.
3.4. В качестве мер по совершенствованию маршрутной сети, повышения доходной части муниципального автопарка, оптимизации использования подвижного состава планируется расширение сети городских маршрутов, обслуживаемых муниципальными автобусами. С данной целью при определении условий доступа на рынок транспортных услуг, с соблюдением условий добросовестной конкуренции, антимонопольного законодательства и обеспечения свободного доступа на рынок перевозчиков, независимо от организационно-правовой формы собственности, предлагается изменить порядок формирования лотов на маршруты, а именно, объединять в один лот маршруты со стабильным и неустойчивым пассажиропотоком. Данные действия позволят изменить структуру маршрутной сети муниципального предприятия, сбалансировать соотношение выполняемой транспортной работы на городских и пригородных маршрутах.
Наличие на обслуживании у предприятия городских и пригородных маршрутов позволит гибко реагировать на сезонные колебания потребительского спроса в сфере транспортных услуг и обеспечить наряду с требуемым объемом высокое качество пассажирских перевозок.
В настоящее время большинство муниципальных автобусов работает на пригородных маршрутах, где пассажиропоток характеризуется невысокой постоянной составляющей и в значительной мере зависит от сезонности, погодных условий, имеет низкий коэффициент сменяемости.
3.5. В целях повышения эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса предлагается внедрение электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на основе бесконтактных смарт-карт. СЭКОП обеспечивает получение оперативных данных о реальном пассажиропотоке на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, дает возможность реформировать маршрутную сеть в интересах населения, изменять маршруты и графики движения, объективно анализировать удельный вес различных групп населения в структуре пассажиропотоков. На этой основе будут уточняться параметры качества транспортного обслуживания населения. Использование СЭКОП позволит осуществлять объективный мониторинг транспортной подвижности льготных категорий граждан и обосновать в дальнейшем соответствующие решения по компенсации фактических, а не установленных нормативно-правовыми актами, числа поездок.
В настоящее время сумма компенсационных выплат не соответствует потерям транспортных предприятий от обслуживания льготных категорий пассажиров.
3.6. В целях повышения качества предоставляемых муниципальным пассажирским транспортом услуг, повышения безопасности пассажирских перевозок в салонах подвижного состава планируется установка видеорегистраторов, что позволит усилить контроль за соблюдением Правил перевозки пассажиров, работой кондукторов, выполнением правил дорожного движения и посадки-высадки пассажиров водительским составом, а также объективно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе оказания транспортных услуг.
Одновременно с решением вопроса обновления выработавших ресурс транспортных средств и приобретением дополнительного подвижного состава предлагается модернизация муниципального парка, замена его на модели низкопольные и с пониженным уровнем пола для создания доступной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан и инвалидов.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Работа в обозначенных Концепцией направлениях позволит:
- сократить убытки предприятия;
- модернизировать муниципальный пассажирский парк и производственно-техническую базу;
- стабилизировать работу муниципального пассажирского транспорта;
- создать условия для дальнейшего развития улично-дорожной и муниципальной маршрутной сети;
- повысить качество транспортных услуг, безопасность перевозки пассажиров и дорожного движения.
Начальник управления транспорта и связи |
В.М. Кудряшов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 23 мая 2012 г. N 2083 "Об утверждении Концепции развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года"
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 1 июня 2012 г. N 21
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 8 октября 2013 г. N 4077 настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 17 мая 2013 г. N 1771
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11 марта 2013 г. N 830
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления