В соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2006 года N 83-З "О государственном долге Нижегородской области", в целях осуществления эффективного управления государственным долгом Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года.
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании долгосрочной бюджетной стратегии, составлении проекта среднесрочного финансового плана, проектов областного бюджета, а также в процессе исполнения областного бюджета и управления государственным долгом руководствоваться законодательством Российской Федерации и методическими положениями, изложенными в Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться законодательством Российской Федерации и методическими положениями, изложенными в Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Концепция
управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 12 октября 2011 г. N 817)
1. Основные положния#
Разработка Концепции проведена на основе:
1) нормативных правовых положений федерального законодательства и законодательства Нижегородской области в части управления государственным долгом (далее - государственный долг, долг);
2) рекомендаций и методических материалов по управлению долгом в сфере государственных и муниципальных финансов (далее - международные рекомендации по управлению долгом), в том числе:
- методические рекомендации по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовленные Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";
- Кодекс лучшей практики в сфере управления региональными финансами и аналитический обзор международного опыта применения принципов кодекса лучшей практики, подготовленные международным рейтинговым агентством Standard & Poor's в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";
- рекомендации по управлению государственным долгом, подготовленные Международным Валютным Фондом и Всемирным банком;
3) основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации;
4) обобщения опыта управления государственным долгом как самой Нижегородской области, так и других российских регионов.
Данная Концепция разработана в целях:
- определения основных направлений управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года;
- обеспечения последовательности и согласованности деятельности органов власти Нижегородской области по планированию потребности в долговых заимствованиях и предоставлению гарантий, соответствующей возможностям бюджета по обслуживанию и погашению привлеченного долга;
- придания публичности деятельности по управлению долгом Нижегородской области.
Под управлением государственным долгом Нижегородской области в рамках данной Концепции понимается комплекс процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств.
Основной целью управления государственным долгом является обеспечение финансирования расходов областного бюджета за счет заемных источников при:
- поддержании объема долговых и условных обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;
- обеспечении исполнения долговых и условных обязательств в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств;
- обеспечении минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
Управление государственным долгом включает три взаимосвязанных направления:
- планирование объема, сроков погашения и структуры государственного долга;
- осуществление операций с государственным долгом: заимствований, предоставления гарантий, обслуживания и погашения долга и др.;
- осуществление учета и формирование отчетности по долговым обязательствам.
Основными задачами управления государственным долгом Нижегородской области являются:
- разработка системы ограничений на долговые параметры Нижегородской области в целях удержания объема долга на экономически безопасном уровне;
- определение принципов и методов моделирования долговой политики при формировании бюджета, среднесрочного финансового плана и долгосрочной бюджетной стратегии;
- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей областного бюджета в привлечении заемных средств и возможностями бюджета по погашению и обслуживанию долга;
- оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- мониторинг консолидированного долга Нижегородской области;
- обеспечение прозрачности управления долгом Нижегородской области;
- проведение последовательной политики улучшения имиджа Нижегородской области на финансовом рынке, взаимодействие с рейтинговыми агентствами.
2. Дополнительные определения
В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие дополнительные понятия, как:
- прямые и условные обязательства;
- долговая емкость областного бюджета;
- свободная долговая емкость областного бюджета.
Прямые долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем.
В целях полноты определения долговой емкости бюджета в составе прямых обязательств учитываются обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий, а также обязательства организаций Нижегородской области, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность.
Под обязательствами, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность, понимаются:
- просроченная задолженность государственных казенных учреждений;
- просроченная кредиторская задолженность государственных бюджетных учреждений Нижегородской области, возникшая до 1 января 2011 года.
Также при расчете учитывается задолженность Нижегородской области, возникшая по решениям судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условные долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность обязательств по таким формам соглашений и договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий. В целях полноты определения долговой емкости областного бюджета в составе условных обязательств учитываются государственные гарантии Нижегородской области, а также обязательства организаций (за исключением учитываемых в объеме прямых обязательств), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации Нижегородская область может нести ответственность по их исполнению.
Долговая емкость областного бюджета (профиль заемной мощности) (ДЕ) - это превышение поступлений областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание и погашение существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах бюджета.
Под поступлениями в рамах Концепции понимаются доходы без учета объема субвенций и субсидий из федерального бюджета.
Под текущими расходами областного бюджета понимается разность общего объема расходов и расходов капитального характера, определяемых следующими статьями бюджетной классификации:
- увеличение стоимости основных средств (статья 310 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале (статья 530 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- субсидии муниципальным образованиям на софинансирование объектов капитального строительства (статья 522 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- субсидии гражданам на приобретение жилья (статья 322 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- и другие аналогичные расходы капитального характера.
Под обслуживанием и погашением существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах бюджета в рамах Концепции, понимаются:
- расходы на обслуживание действующих прямых долговых обязательств;
- объем ассигнований на погашение урегулированных обязательств, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность;
- объем ассигнований на возможное исполнение обязательств по государственным гарантиям и другим условным обязательствам, учитываемым в расходах бюджета.
Долговая емкость областного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также при его уточнении. Плановый период не может быть короче длительности среднесрочного финансового плана, а период расчета принимается равным году.
Долговая емкость определяет сумму средств, находящуюся в распоряжении областного бюджета, после исполнения текущих расходов без учета обслуживания долга. Именно данной суммой ограничивается возможный объем средств, направляемых на исполнение долговых обязательств для каждого года планового периода.
Свободная долговая емкость бюджета (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению прямых и условных долговых обязательств и долговой емкостью бюджета.
Свободная долговая емкость определяет объем средств, находящихся в распоряжении бюджета, после исполнения текущих расходов и всех выплат по исполнению долговых обязательств.
Положительное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает возможности проведения новых заимствований в предшествующие периоды времени с погашением в рассматриваемом году.
Отрицательное значение СДЕ в каком-либо году показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходимо провести в предыдущие периоды.
Под субъектами государственного сектора экономики Нижегородской области понимаются:
- органы государственной власти Нижегородской области;
- государственные учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области;
- государственные унитарные предприятия Нижегородской области;
- а также хозяйствующие субъекты, в уставных капиталах которых в соответствии с законодательством доля Нижегородской области не превышает 25 процентов акций или доля участия в которых в иной форме составляет более 25 процентов.
3. Политика управления государственным долгом Нижегородской области до 2020 года
Текущее состояние государственного долга Нижегородской области.
Объем государственного долга Нижегородской области по состоянию на начало 2011 года составляет 26,77 млрд. рублей. Долговая нагрузка на областной бюджет является умеренной - около 40% доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Структура долга хорошо диверсифицирована по долговым инструментам, график погашения долга имеет достаточно сглаженный профиль погашения. Основу структуры долга составляют среднесрочные облигации, среднесрочные антикризисные федеральные бюджетные кредиты и краткосрочные банковские кредиты. Объем предоставленных гарантий незначителен - около 3% в структуре долга.
В конце 2008 и 2009 годах на экономику и финансовую систему Нижегородской области негативное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис. Рецессия была более глубокой, чем в среднем по стране. Падение сильно сказалось и на уровне доходов бюджетной системы.
В результате за период 2008 - 2010 гг. было проведено более чем трехкратное увеличение долга Нижегородской области. Наращивание заимствований было напрямую связано с осознанной необходимостью исполнения всех ранее принятых социальных обязательств и проведения антикризисной бюджетной политики. В сложившихся условиях основными направлениями долговой политики стали следующие мероприятия:
- привлечение банковских кредитов, которое проводилось в целях финансирования кассовых разрывов областного бюджета;
- привлечение федеральных антикризисных кредитов - на модернизацию дорог и частичное покрытие дефицита бюджета;
- активизация предоставления гарантий в целях антикризисной поддержки экономики;
- проведение эмиссии облигаций Нижегородской области (несмотря на некоторое ухудшение условий заимствований - уменьшение объема и сокращение сроков привлечения, что было связано со снижением ликвидности и емкости финансового рынка);
- проведение мониторинга кредиторской задолженности учреждений и организаций государственного сектора Нижегородской области с целью недопущения появления/роста просроченной задолженности.
В сфере бюджетного управления в 2009 - 2010 годах было осуществлено сдерживание роста расходов областного бюджета. Это сыграло важную роль в стабилизации финансовой системы области и позволило сократить темпы долговых заимствований.
В 2010 - 2011 годах основные риски, связанные с финансово-экономическим кризисом, были преодолены - проведено сдерживание текущих расходов областного бюджета, привлечены необходимые заимствования для финансирования принятых расходных обязательств. Также наблюдалось постепенное восстановление экономики Нижегородской области, налогооблагаемой базы и доходов областного бюджета, повышение ликвидности финансового рынка.
В период кризиса область сохранила возможность проводить заимствования на рынке в основном благодаря консервативной долговой политике, проводимой до финансово-экономического кризиса. Так, в 2006 - 2008 гг., величина долга Нижегородской области находилась на достаточно низком уровне - в диапазоне 11 - 17% доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета.
Политика управления государственным долгом Нижегородской области до 2020 года.
С учетом текущего состояния государственного долга Нижегородской области основными рисками в сфере управления государственным долгом для Нижегородской области в долгосрочной перспективе являются:
1. Сильная зависимость российской экономики от экспортных доходов может вызвать последовательный спад экономики Нижегородской области и/или резкое снижение трансфертов из федерального бюджета, что повлечет за собой уменьшение бюджетных поступлений.
В целях снижения данного риска Нижегородской областью:
- используется методологический подход, в соответствии с которым часть свободной долговой емкости не используется для распределения графика погашения новых заимствований, а остается свободной для страхования возможного снижения бюджетных поступлений;
- используется и совершенствуется система по планированию бюджетных расходов, основанная на принципе деления расходов на действующие и принимаемые обязательства. Использование данной методологии позволит проводить более гибкую систему сдерживания расходов в случае снижения бюджетных доходов.
2. Нестабильность на мировых фондовых рынках, наблюдающаяся с 2011 года может повысить в будущем риск рефинансирования долговых обязательств.
Снижение данного риска будет проводиться путем удержания уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, а также проведением работы по поддержанию положительной кредитной истории Нижегородской области.
Мероприятия по минимизации приведенных рисков позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.
Основываясь на оценке текущей ситуации и определении основных рисков в бюджетной сфере и управлении долгом, политика Нижегородской области в части управления государственным долгом в перспективе до 2020 года будет включать следующие направления:
- стабилизацию объема государственного долга (ориентировочно к 2015 году) и удержание его объема на экономически безопасном уровне;
- продолжение практики выпуска облигационных займов Нижегородской области как наиболее удобного (в плане гибкости управления - по срокам размещения, объемам эмиссии, а также возможности досрочного выкупа) и выгодного (наиболее долгосрочного и обладающего низкой стоимостью) инструмента финансирования программ развития области;
- продолжение и совершенствование практики заключения договоров на открытие кредитных линий как наиболее оптимального инструмента финансирования кассовых разрывов областного бюджета;
- совершенствование механизмов предоставления гарантий;
- проведение мониторинга консолидированного долга Нижегородской области в целях предупреждения роста просроченной задолженности организаций государственного сектора экономики Нижегородской области;
- поддержание позитивной кредитной истории путем проведения политики информационной открытости в части всех существенных событий, касающихся кредитоспособности Нижегородской области;
- совершенствование нормативной правовой базы управления государственным долгом.
4. Принципы планирования и привлечения долговых обязательств
Система планирования долговых обязательств основывается на:
- принятой системе ограничений долговой политики Нижегородской области;
- следовании принципам планирования и привлечения заимствований, разработанным в рамках международных кодексов по управлению государственным долгом;
- принятой в Нижегородской области методологии планирования погашения и обслуживания долговых обязательств.
4.1. Система ограничений долговой политики Нижегородской области
Основным методом контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки на бюджет является разработка и соблюдение системы ограничений при проведении долговой политики, учитывающих особенности бюджетной и долговой ситуации конкретного субъекта Российской Федерации в определенный период времени. Управление государственным долгом Нижегородской области включает в себя следующие ограничения в проведении долговой политики:
- нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в части ограничения обязательств субъекта Российской Федерации;
- дополнительные ограничивающие критерии на объем и структуру государственного долга Нижегородской области;
- ограничения, задаваемые принятыми принципами моделирования долговой политики, основанными на показателях долговой емкости и свободной долговой емкости областного бюджета.
1. Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части ограничений на объем государственного долга субъекта Российской Федерации, дефицит его бюджета и объемы расходов на обслуживание долга являются основой для оценки связанных с долгом рисков. Однако данные ограничения являются рамочными и максимально предельными. В связи с этим при управлении государственным долгом Нижегородской области вводятся более строгие критерии, ограничивающие параметры областного бюджета и государственного долга.
2. В качестве дополнительных ограничивающих критериев на объем и структуру государственного долга при управлении государственным долгом Нижегородской области приняты следующие показатели:
- предельный объем государственного долга, рассчитываемый в процентах от утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений - на каждую расчетную дату в течение финансового года;
- верхний предел государственного долга по состоянию на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом не должен превышать предельного объема государственного долга, установленного предыдущим пунктом;
- верхний предел долга по гарантиям на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом, в структуре государственного долга;
- предельный уровень долга, рассчитываемый в процентах от доходов областного бюджета.
Данные ограничения устанавливаются законодательством и нормативными правовыми актами Нижегородской области.
3. Ограничение по долговой емкости областного бюджета определяет объемы погашения и обслуживания действующих и вновь привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счет доходов областного бюджета. Данное ограничение выражается в двух принципах планирования долговых обязательств:
1) заемные средства не могут использоваться для финансирования текущих расходов. Это означает, что долговая емкость должна быть положительна для каждого года планового периода;
2) погашение долга должно производиться за счет собственных доходов бюджета, без применения вынужденного рефинансирования действующих долговых обязательств. Это означает, что свободная долговая емкость должна быть положительна для каждого годового периода на всем горизонте бюджетного планирования. Несоблюдение данного принципа означает, что в периоды отрицательной свободной долговой емкости необходимо проведение вынужденного рефинансирования, что может создать значительные риски пролонгации долговых обязательств. В данной ситуации обеспечивается защита части расходов бюджета, необходимая для выполнения социальных обязательств бюджета.
Исполнение первого принципа должно выполняться для всех уровней платежеспособности областного бюджета, кроме кризисного.
Исполнение первого и второго принципов должно выполняться для высокого и среднего уровней платежеспособности бюджета.
Уровни платежеспособности областного бюджета определяются нормативной правовой базой об оценке платежеспособности областного бюджета.
4.2. Принципы планирования и привлечения заимствований
Нижегородская область придерживается принципов планирования и привлечения заимствований, рекомендуемых в рамках международных рекомендаций по управлению государственным долгом:
- планирование и привлечение заимствований осуществляется на основе прогнозирования долговой емкости областного бюджета и учета ограничений на объем долга, дефицита, выплат по обслуживанию долга;
- краткосрочные заемные средства привлекаются в основном для поддержания необходимого уровня ликвидности областного бюджета. При возникновении кассовых разрывов допустимо привлечение краткосрочных заимствований для сглаживания возникающих диспропорций. Тем не менее, объем таких заимствований минимизируется за счет повышения эффективности процесса управления доходами и расходами областного бюджета. Краткосрочные заимствования нецелесообразно использовать для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов;
- долгосрочные заемные средства привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях могут использоваться для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля заимствований;
- долгосрочные заемные средства не используются для финансирования текущих расходов. Текущие расходы не могут финансироваться за счет долгосрочных заемных средств.
4.3. Планирование погашения и расходов на обслуживание государственного долга
Процесс планирования государственных заимствований Нижегородской области состоит из двух последовательных этапов:
- планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств;
- планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств с учетом ограничений, установленных в разделе 4.1 Концепции.
В свою очередь планирование вновь принимаемых долговых обязательств проводится раздельно для прямых и условных обязательств, а планирование прямых обязательств - в зависимости от целей заимствований.
Процедура планирования погашения и обслуживания действующих долговых обязательств основывается на построении и проведении анализа свободной долговой емкости для каждого года рассматриваемого временного периода.
Планирование объемов новых заимствований и гарантий строится на следующих принципах:
1. Деление свободной долговой емкости на три части, предназначенных:
- для планирования платежей по вновь привлекаемым прямым обязательствам;
- для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам ("резерв по возможной ответственности");
- неиспользуемая, "страховочная" часть свободной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.
2. Осуществление раздельного планирования новых прямых долговых обязательств по трем видам заимствований:
- заимствования на покрытие временных кассовых разрывов;
- заимствования на рефинансирование - привлекаются для погашения уже существующих долговых обязательств. Рефинансирование обязательств может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности текущего бюджета и рефинансирование необходимо, или добровольным, когда оно осуществляется на добровольной основе в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;
- инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов.
3. Учет следующих особенностей планирования для каждого вида заимствования:
- заимствования на финансирование кассовых разрывов планируются исходя из потребности, определяемой в рамках бюджетного планирования, которая представляет собой информацию о величине и длительности кассового разрыва;
- заимствования на рефинансирование долга имеют наибольший приоритет и планируются в первую очередь. Определение данной потребности определяется на этапе планирования погашения и обслуживания действующих долговых обязательств;
- заимствования на инвестиционные заимствования производятся на основе анализа бюджетной и социальной эффективности каждого инвестиционного объекта, проведения оценки приоритетности инвестиционных объектов, а также сопоставлении возможных объемов долговых заимствований на эти цели, определяемых графиком свободной долговой емкости.
4. Планирование новых долговых заимствований производится таким образом, чтобы сводный график обслуживания и погашения долга не выходил за установленные законодательные ограничения и пределы долговой емкости бюджета. Кроме того, предпочтительным является, чтобы сводный график платежей был как можно более равномерным на всем горизонте планирования.
Методология планирования действующих и вновь принимаемых долговых обязательств представлена в нормативной правовой базе Нижегородской области.
5. Основные принципы обслуживания и погашения государственного долга
Наряду с разработанными подходами к планированию долговых заимствований и предоставлению гарантий Нижегородской областью осуществляется оперативное управление государственным долгом. Оно проводится в целях сглаживания пиков долговых платежей и экономии бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других расходов областного бюджета.
Основными методами оперативного управления являются:
- корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных заимствований. Данный метод предусматривает перенесение сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние сроки по сравнению с плановым распределением заимствований. Критерием определения необходимости корректировки является реальное исполнение областного бюджета, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований, а также конъюнктура на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга области;
- досрочное погашение долговых обязательств. Данный метод осуществляется за счет дополнительно полученных доходов, перераспределения экономии по расходам бюджета и/или привлечения новых более дешевых заимствований.
Нижегородская область также придерживается следующих правил в части обслуживания и погашения долга, представленные международными рекомендациями по управлению долгом:
- долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований. Нижегородская область с 2004 года является эмитентом облигационных займов. Данный инструмент имеет наиболее благоприятные условия заимствований на финансовом рынке - по стоимости, по срокам привлечения средств, а также по гибкости управления;
- структура долгового портфеля обеспечивает равномерный график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств. Благодаря высокому кредитному рейтингу Нижегородская область имеет широкий выход на финансовый рынок. Это дает возможность гибко управлять графиком погашения долга: в среднесрочном плане это достигается управлением объема облигаций, в краткосрочном - банковскими кредитами и кредитными линиями;
- портфель заимствований максимально диверсифицирован по видам обязательств и кредиторам. Структура долговых обязательств Нижегородской области хорошо диверсифицирована по долговым инструментам. Облигационные займы по своей природе являются наиболее диверсифицированным заемным инструментом и, кроме того, область проводит политику диверсификации кредитов и кредитных линий по денежно-кредитным учреждениям;
- не допускается приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению к другим. В соответствии с российским антимонопольным законодательством и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, дискриминация держателей по приоритету долговых обязательств не допускается;
- составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга. Реализация данного принципа в Нижегородской области закреплена в нормативной правовой базе о среднесрочном финансовом планировании и составлении кассового плана.
6. Учет, отчетность и распространение инфорамции# о государственном долге Нижегородской области
6.1. Учет и отчетность по долговым обязательствам
Основными формами формализованного учета и отчетности по операциям с государственным долгом Нижегородской области, а также оценки ее кредитоспособности являются:
- долговая книга Нижегородской области;
- отчетность о консолидированном долге Нижегородской области;
- программа заимствований и программа предоставления гарантий Нижегородской области;
- публичная информация о состоянии долга, размещаемая на официальном сайте Правительства Нижегородской области и министерства финансов Нижегородской области;
- рейтинговые отчеты международных и/или российских рейтинговых агентств.
Учет государственного долга и всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств Нижегородской области осуществляется министерством финансов Нижегородской области в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и правилами бухгалтерского учета.
Учет и регистрация долговых обязательств осуществляются в государственной долговой книге Нижегородской области. Структура и порядок ведения долговой книги определяются Правительством Нижегородской области. На основе данных долговой книги формируется отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, а также аналитическая информация о состоянии государственного долга Нижегородской области.
Планирование долговых обязательств осуществляется в программе государственных заимствований и программе предоставления гарантий, которые являются приложениями ежегодных законов об областном бюджете. В долговой книге Нижегородской области ведется отчетность об исполнении программы заимствований.
В Нижегородской области установлена процедура учета консолидированного долга Нижегородской области. Он определяется как суммарная задолженность государственного и муниципального сектора экономики Нижегородской области перед кредиторами, не принадлежащими данному сектору (без учета взаимных обязательств). По каждому виду обязательства выделяется просроченная задолженность. Отчет о консолидированном долге ежеквартально формируется министерством финансов Нижегородской области и размещается на официальном сайте Правительства Нижегородской области и министерства финансов Нижегородской области.
6.2. Обеспечение прозрачности информации о государственном долге
Позиция Нижегородской области как заемщика основывается на принципах формирования положительной кредитной истории и проведения политики информационной открытости. Все существенные события, связанные с действиями органов власти Нижегородской области и влияющие на ее кредитоспособность, подлежат публичному разъяснению.
Раскрытие информации осуществляется через средства массовой информации, Интернет, печатную продукцию.
6.3. Взаимодействие с рейтинговыми агентствами
В целях повышения открытости процесса формирования и исполнения областного бюджета Нижегородской области, оценки качества проведения долговой политики, а также повышения инвестиционной привлекательности Нижегородская область систематически (периодически) проводит работу с ведущими мировыми рейтинговыми агентствами по присвоению кредитного рейтинга своим долговым обязательствам.
Рейтинговые отчеты размещаются на официальных сайтах рейтинговых агентств и служат дополнительным, независимым и профессиональным источником информации о кредитоспособности Нижегородской области.
Наличие кредитных рейтингов Нижегородской области международных агентств создает условия для более качественной и независимой оценки кредитоспособности Нижегородской области, привлечения интереса к области более широкого круга инвесторов и, в конечном счете, привлечения большего объема инвестиций во все отрасли экономики Нижегородской области.
Кроме того, наличие кредитных рейтингов Нижегородской области и текущие рыночные ставки заимствований Нижегородской области являются ориентиром для определения доходности размещаемых долговых обязательств предприятий Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 г. N 817 "О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 29 октября 2011 г. N 198
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 декабря 2019 г. N 955
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 мая 2018 г. N 383
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 сентября 2017 г. N 684
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 октября 2016 г. N 687
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. N 869
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 января 2015 г. N 15
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2012 г. N 942