5 декабря 2014 г., 7 мая, 7 декабря 2015 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода" и в целях преобразования и совершенствования отрасли культуры в процессе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие культуры города Нижнего Новгорода" на 2015 - 2017 годы (далее - Программа).
2. Назначить департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода (Моторина Л.Ю.) ответственным исполнителем Программы.
3. Руководителям территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода:
3.1. Обеспечить исполнение мероприятий Программы в установленные сроки.
4. Департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода (Утросина С.И.) предусмотреть финансирование мероприятий муниципальной программы в проекте бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 и последующие годы.
5. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование постановления в средствах массовой информации.
6. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Холкину М.М.
Глава администрации города |
О.А. Кондрашов |
Муниципальная программа
"Развитие культуры города Нижнего Новгорода" на 2015 - 2017 годы
(утв. постановлением администрации города от 30 сентября 2014 г. N 3906)
5 декабря 2014 г., 7 мая, 7 декабря 2015 г.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 7 мая 2015 г. N 874 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт
2. Текст Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Повышение духовного и творческого уровня общества на основе гуманистических ценностей становится возможным при условии обеспечения равного доступа населения к культуре и участие его в культурной жизни города.
Обеспечение максимальной доступности культурных благ, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры является одной из основных задач культурной политики города.
Доступность культурных благ для населения обеспечивается, прежде всего, сетью городских муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Эта сеть по состоянию на 01.07.2014 состоит из 58 учреждений культуры и дополнительного образования детей.
Нижнему Новгороду благодаря развитой структуре учреждений культуры и дополнительного образования, одному из немногих сопоставимых городов-миллионников удалось сохранить большую часть культурного наследия, традиций и т.д.
Структура отраслевых муниципальных учреждений представлена в таблице.
Структура
отраслевых муниципальных учреждений
N п/п |
Типы учреждений культуры |
Количество учреждений, ед. |
В том числе со статусом юридического лица, ед. |
1 |
Общедоступные библиотеки |
91 |
11 |
2 |
Музеи |
7 |
7 |
3 |
Учреждения культурно-досугового типа (клубные учреждения) |
9 |
9 |
4 |
Театры, концертные организации и творческие коллективы |
7 |
7 |
5 |
Учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры (ДМШ, ДШИ, ДХШ) |
23 |
23 |
6 |
ДООЛ "Чайка" |
1 |
1 |
Итого: |
138 |
58 |
В рамках комплексной бюджетной реформы, проводимой в Нижегородской области, сфера культуры претерпела ряд институциональных изменений, связанных с внедрением бюджетной политики, ориентированной на результат. Для муниципальных учреждений культуры определен перечень услуг, оказываемых в рамках муниципального задания. Разработаны показатели качества услуг.
Переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к системе муниципального задания направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, стимулирование роста качества бюджетных услуг, усиление контроля за результатами деятельности учреждений, повышение прозрачности бюджетных расходов, создание стимулов для развития за счет привлечения внебюджетных средств.
Результаты деятельности учреждений культуры за ряд последних лет показывают, что адаптация к новым условиям функционирования происходит с большими трудностями, связанные в первую очередь с недостаточным объемом финансовых средств.
Сеть общедоступных библиотек и музеев города, в которых сосредоточены немалые информационные ресурсы, имеется фонд редких изданий и книжных памятников, дают возможность населению города реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам и культурным ценностям. Тенденции развития общества значительно повлияли на способы получения информации, в том числе через информационно-коммуникационные технологии. Основным направлением реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) в сфере культуры обозначено обеспечение доступности для граждан библиотечных и музейных фондов. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в настоящее время удалось оцифровать менее 1% всех библиотечных и музейных фондов. Создание информационных систем учета, оцифровка изданий и ведения каталогов в электронном виде производится работниками библиотек практически вручную с большими людскими и временными затратами. В большинстве библиотек и музеях компьютерная техника морально и физически устарела и не позволяет установить новое программное обеспечение.
Решение вышеуказанных задач в городе в полном объеме невозможно без комплексной технологической модернизации муниципальных библиотек и музеев, изменения стандартов деятельности и расширения спектра, предоставляемых ими, услуг, оснащения программным обеспечением и современным компьютерным оборудованием и внедрения систем безопасности фондов.
В настоящее время в связи с потребностью общества в неординарной творческой личности процесс поиска талантов, создания условий для развития их творческих способностей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность и должен быть направлен на максимально широкий круг детей и молодежи. Сложившаяся структура учреждений дополнительного образования в области культуры позволяет организовать эту работу в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Контингент учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, насчитывает 11869 человек. Доля учащихся детских музыкальных и художественных школ, школ искусств в общем числе учащихся общеобразовательных школ в городе составляет 11,6%.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Профильное образование в учреждениях имеют работники:
- в учреждениях культурно-досугового типа - 92%;
- в общедоступных библиотеках библиотечное образование - 27%
- в музеях - 99%;
- в учреждениях дополнительного образования детей - 100%.
В настоящее время существует проблема старения кадров, слабо обновляется кадровый состав за счет молодых специалистов.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий, которые в корне трансформировали культурную жизнь в городе, в первую очередь молодого поколения.
В городе Нижнем Новгороде растет число развлекательных учреждений, находящихся в частной собственности, что позволяет жителям города выбирать место и форму проведения личного досуга за определенную плату. Нарастание мероприятий, основанных на зрелищности, не требующих напряжения умственных способностей значительно разрушает ценность и особенности многовековой культуры народа России.
Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в сфере комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению.
Общее количество объектов, в которых располагаются учреждения - 182 помещения, из них на праве оперативного управления - 175, арендованных - 7.
Из общего количества помещений типовых, отвечающих профилю учреждения - 29 объектов. Остальные учреждения и их филиалы располагаются в 154 приспособленных помещениях.
Анализ состояния материально-технической базы свидетельствует о том, что продолжается тенденция ухудшения физического состояния зданий, в которых располагаются учреждения культуры. Ежегодно растет число зданий в неудовлетворительном состоянии.
Высокая степень изношенности сетей теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, несоответствие современным требованиям и отсутствие систем пожарной сигнализации и другого оборудования, привело к тому, что на сегодняшний день учреждения культурно-досугового типа представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей.
Износ основных фондов учреждений составляет по отрасли более 70%, что указывает на необходимость их модернизации и реконструкции или закупки современного оборудования и инструментов.
По состоянию на 01 января 2014 года требуют капитального ремонта 61 помещение. Полной реконструкции требуют помещения МБУК "Детский театр "Вера" и объекты недвижимости МАУК "Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Щелоковский хутор", созданные на базе имущества переданного из области в аварийном состоянии.
Не имеют собственного помещения МБУК "Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова", МБУК "Камерный хор Нижний Новгород".
Таким образом, основными проблемами, сдерживающими развитие учреждений культуры, являются:
- недостаток средств на проведение не только капитальных, но и текущих, и аварийных ремонтных работ;
- сложнейшая система бюджетирования и финансирования деятельности учреждений не позволяющая оперативно маневрировать имеющимися денежными средствами; недостаток бюджетных средств на оплату услуг и работ по всем направлениям хозяйственных операций, налогов, расходов на оснащение рабочих мест современным оборудованием и т.д.;
- невозможность наращивания объема собственных средств за оказание платных услуг в связи с невысокой платежеспособностью населения и сдерживанием тарифов на предоставляемые платные услуги;
- дефицит и старение кадров, отсутствие системы подготовки современных кадров, в т.ч. руководящего звена.
Основным финансовым источником являются средства выделяемые учреждениям культуры и дополнительного образования на выполнение муниципального задания из бюджета города. Большинство оказываемых услуг муниципальными учреждениями предоставляется населению на бесплатной основе. Доля услуг в рамках основной деятельности предоставляемые населению за плату (театры, музеи, обучение в музыкальных и художественных школах) в 2013 году составила 17% от общего объема доходов (поступлений финансовых средств) учреждений. В связи с этим, финансово-хозяйственная деятельность учреждений напрямую зависит от своевременности финансирования и поступления средств в полном объеме. Применение программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета города предоставит учреждениям и участникам бюджетного процесса большую свободу действий по реализации поставленных целей и задач, позволит ориентировать бюджетное финансирование на результаты деятельности учреждений и создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.
Реализация муниципальной программы сопряжена с определенными рисками, в частности, в процессе реализации программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных социально-экономических результатов. Для управления указанными рисками целесообразно проводить ежегодную корректировку индикаторов и показателей, мероприятий программы, а также перераспределение объемов финансирования в зависимости от степени достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
2.2. Цель и задачи Программы
Целями муниципальной программы являются удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства путем создания условий для их творческой самореализации и обеспечения доступа к культурным ценностям, повышения привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя.
Формулировка целей определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами и современными тенденциями в сфере культуры.
Достижение данной целей предполагается посредством решения следующих задач:
- создание условий для творческой самореализации населения города Нижнего Новгорода;
- повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;
- создание надлежащих условий, оснащение и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений;
- обеспечение эффективного функционирования сферы культуры.
Решение задач будет направлено на обеспечение:
- условий для выполнения муниципального задания и содержания имущества муниципальных учреждений, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя;
- проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого имущества муниципальных учреждений;
- укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений (приобретение основных средств) внедрение современных технологий, направлений, видов культурно-досуговой и творческой деятельности, увеличение информационных ресурсов в сфере культуры;
- комплектования фондов муниципальных библиотек;
- проведения массовых мероприятий;
- управления в сфере культуры города.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап в 2015 - 2017 годы.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 7 декабря 2015 г. N 2676 в подраздел 2.4 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.4. Перечень основных мероприятий Программы
Таблица 1. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 7 мая 2015 г. N 874 в пункт 2.5 настоящей Программы внесены изменения
2.5. Описание мероприятий и целевых индикаторов их выполнения
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах
N п/п |
Наименование индикатора/непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значение индикатора/непосредственного результата |
|||||
2013 год<*> (справочно) |
2014 год<*> (справочно) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
Индикаторы | ||||||||
1. |
Доля жителей, пользующихся услугами учреждений культуры и дополнительного образования |
% |
85% |
86% |
87% |
88% |
89% |
|
2. |
Доля учреждений в сфере культуры и дополнительного образования, здания которых требуют капитального ремонта |
% |
34% |
33% |
32% |
31% |
30% |
|
3. |
Доля вновь приобретенных основных средств в общем количестве |
% |
1% |
1% |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
|
4. |
Доля новых поступлений в общем фонде библиотек |
% |
3% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
|
5. |
Доля населения, принявшего участие в массовых культурно-досуговых мероприятиях от общего числа жителей города |
% |
38% |
39% |
40% |
41% |
42% |
|
Результаты реализации Программы | ||||||||
1. |
Количество жителей, пользующихся услугами учреждений культуры и дополнительного образования |
Чел. |
1096869 |
1105460 |
110988 |
1116543 |
1122126 |
|
2. |
Количество учреждений в сфере культуры и дополнительного образования, в которых проведен капитальный ремонт (реконструкция) отдельных помещений |
Ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
3. |
Количество вновь приобретенных основных средств |
Ед. |
1056 |
440 |
156 |
95 |
77 |
|
4. |
Количество новых поступлений в фонды библиотек |
Ед. |
70430 |
35215 |
35215 |
35215 |
35215 |
|
5. |
Количество населения, принявшего участие в массовых культурно-досуговых мероприятиях |
Чел. |
649320 |
655813 |
662371 |
668995 |
675685 |
<*> В данном столбце указываются сведения о реализации мероприятий в рамках текущей деятельности исполнителей программы, являющихся аналогичными мероприятиям Программы.
3. Меры правового регулирования
N п/п |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель и соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
О присуждении премии города Нижнего Новгорода в 20... году |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно февраль |
2. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
О проведении конкурсов по выбору проекта памятника ... |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
По мере выделения финансовых ассигнований |
3. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
О награждении ежегодной премией города Нижнего Новгорода "Нижегородская жемчужина" молодых театральных деятелей за 2013 год |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно март |
4. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об организации торжественного приема, посвященного Дню работника культуры и Международному дню театра |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно март |
5. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об установлении на 20... год размеров платы на услуги по обучению на бюджетных отделениях в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - музыкальных, хоровых, художественных школах и школах искусств |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно декабрь - январь |
6. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
О награждении премией города Нижнего Новгорода за 20...год |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
май |
7. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об установлении тарифов на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями дополнительного образования детей (по каждому учреждению) |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
ежегодно Март - август |
8. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об установке мемориальных досок (по мере поступления ходатайств) |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
В течение года |
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 7 декабря 2015 г. N 2676 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджета города Нижнего Новгорода
Общий объем финансирования муниципальной программы составит 4641858847,14 рублей, в том числе по годам:
Статус |
Наименование |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (руб. коп.), годы |
|||
2014 год* (справочно) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
МП "Развитие культуры города Нижнего Новгорода" |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
1 447 223 240,32 |
1 554 445 320,14 |
1 551 353 454,00 |
1 536 060 073,00 |
|
Основное мероприятие 1 |
Обеспечение деятельности библиотек |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
397028812,19 |
423553920,00 |
423585160,00 |
417123660,00 |
Основное мероприятие 2 |
Обеспечение деятельности музеев |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
79 840 290,14 |
113 471 410,00 |
112 377 146,00 |
110 597 043,00 |
Основное мероприятие 3 |
Обеспечение деятельности учреждений клубного типа |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
105 250 938,23 |
91 306 140,00 |
90 189 968,00 |
89 907 872,00 |
Основное мероприятие 4 |
Обеспечение деятельности театров и концертных организаций |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
190 928 052,63 |
199 112 110,00 |
196 686 720,00 |
196 073 713,00 |
Основное мероприятие 5 |
Обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования (музыкальные, художественные школы, школы искусств) |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
610 652 437,66 |
659 773 902,61 |
659 773 903,00 |
652 655 144,00 |
Основное мероприятие 6 |
Обеспечение деятельности ДООЛ "Чайка" |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
23 091 159,99 |
20 943 736,52 |
20 943 737,00 |
20 943 737,00 |
Основное мероприятие 7 |
Проведение капитального ремонта и реконструкции недвижимого имущества муниципальных учреждений |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
8 074 958,51 |
5 702 800,00 |
6 797 064,00 |
6 797 064,00 |
Основное мероприятие 8 |
Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений (приобретение основных фондов) |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
6 831 956,13 |
924 300,00 |
924 300,00 |
924 300,00 |
Основное мероприятие 9 |
Проведение массовых культурно-досуговых мероприятий |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода, районные администрации города Нижнего Новгорода |
11 239 969,37 |
25 438 301,01 |
25 127 343,00 |
25 048 750,00 |
Основное мероприятие 10 |
Обеспечение управления в сфере культуры города |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
14 284 665,47 |
14 218 700,00 |
14 948 113,00 |
15 988 790,00 |
* В данном столбце указываются сведения о финансировании мероприятий в рамках текущей деятельности исполнителей программы, являющихся аналогичными мероприятиям Программы.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 7 декабря 2015 г. N 2676 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Прогнозная оценка расходов на реализацию Программы за счет всех источников
* Сумма средств из областного бюджета на реконструкцию здания МБУК "Детский театр "Вера" будет уточнена после принятия бюджета Нижегородской области.
** Сумма средств в рамках соглашения с Министерством культуры Нижегородской области из средств федерального бюджета на адаптацию учреждений культуры с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (установка пандусов, поручней, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, адаптация дверных проемов, санитарно-гигиенических помещений и другое) будет уточнена после принятия бюджета Нижегородской области.
*** В данном столбце указываются сведения о финансировании мероприятий в рамках текущей деятельности исполнителей программы, являющихся аналогичными мероприятиям Программы.
6. Анализ рисков реализацией Программы
В процессе реализации Программы могут проявиться риски, негативно влияющие на ее реализацию:
Наименование рисков |
Последствия риска |
Механизм минимизации |
Сокращение объемов финансирования Программы |
Сдерживает развитие отрасли, нарушит внутреннюю логику Программы и снизит эффективность предусмотренных ею мероприятий |
Выделение дополнительных средств, привлечение средств из внебюджетных источников и средств из бюджетов другого уровня |
Несвоевременное поступление финансирования |
Пересмотр запланированных сроков выполнения мероприятий |
Корректировка договорных отношений с поставщиками услуг |
Более высокий рост цен на отдельные виды работ, услуг, предусмотренных в рамках программных мероприятий |
Увеличение затрат на отдельные программные мероприятия |
Снижение объемов и экономия потребления ресурсов, проведение конкурных процедур |
Изменение законодательства |
Несоответствие Программы или ее отдельных частей новым законодательным актам |
Оперативное реагирование и принятие соответствующих актов администрации города |
Дефицит квалифицированных кадров |
Снижение качества услуг |
Выделение средств на переподготовку кадров, применение эффективной системы стимулирования |
Малая заинтересованность населения в проводимых мероприятиях |
Сокращение участников |
Повышение степени качества и разнообразия предоставляемых услуг |
7. Оценка планируемой эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов реализации Программы.
Программа считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме и (или) достижения цели Программы.
Одновременно с реализацией Программы департаментом культуры будет организован анализ возникающих тенденций развития отношений в сфере культуры и связанных с ними рисков реализации Программы. С учетом достижения по годам ожидаемых результатов реализации Программы будут формироваться предложения по внесению необходимых изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30 сентября 2014 г. N 3906 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры города Нижнего Новгорода" на 2015 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "День города. Нижний Новгород" от 10 октября 2014 г. N 81, от 24 октября 2014 г. N 85
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14 декабря 2016 г. N 4242 настоящее постановление отменено с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 27 июля 2016 г. N 2242
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 7 декабря 2015 г. N 2676
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 7 мая 2015 г. N 874
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 декабря 2014 г. N 5059