Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 16 сентября 1997 г. N 684
Правила
сертификации услуг торговли в г. Москве
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает правила и процедуру проведения сертификации (далее - сертификации) услуг торговли в г. Москве, дополнительных услуг для покупателя, проводимых органами по сертификации.
Система сертификации услуг торговли в г. Москве не исключает возможность функционирования в городе аналогичной системы сертификации услуг торговли.
2. Общие положения
В настоящем документе использованы термины, приведенные в следующих документах: Законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1, "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 N 1034 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 02.06.93, Руководство ИСО/МЭК 2, "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности", "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995).
2.1. Сертификация услуг торговли осуществляется на соответствие требованиям к правилам продажи товаров, к контрольно-кассовому обслуживанию населения, к безопасности торгово-технологического оборудования, применяемого в торговле и общественном питании: отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей оборудования и перерабатываемой с его помощью продукции, рекламно-информационному обеспечению услуг, а также на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, строительных нормах и правилах (СНиП), санитарных нормах и правилах (СанПиН), Правилах по охране труда на предприятиях розничной торговли и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам. Вхождение в систему осуществляется на добровольных началах.
2.2. При сертификации услуг торговли в г. Москве должны проверяться показатели услуг, характеризующие их качество, культуру обслуживания, и использоваться методы, позволяющие:
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение культуры обслуживания, правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при сертификации;
- провести идентификацию услуг на соответствие техническим документам;
- подтвердить соответствие торгово-технологического оборудования основным показателям безопасности, включая технологические, физико-химические, биологические и микробиологические.
2.3. Перечни услуг торговли и торгово-технологического оборудования, показателей безопасности и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, приведены соответственно в приложениях 1 и 3.
2.4. Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг торговли в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг торговли.
Эксперты должны иметь базовое образование по специальности в области торговли и пройти обучение по программе Московской региональной системы сертификации услуг торговли, согласованной с Госстандартом России, и быть аттестованными в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом по сертификации услуг торговли в г. Москве или пройти обучение и аттестацию в Системе ГОСТ Р.
2.5. Сертификация услуг торговли и торгово-технологического оборудования в предприятиях иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.
2.6. Сертификация услуг торговли и торгово-технологического оборудования распространяется на предприятия всех форм собственности.
3. Организационная структура и функции участников сертификации услуг торговли г. Москвы
3.1. Организационную структуру системы сертификации услуг торговли образуют (приложение 2):
- центральный орган по сертификации услуг торговли,
- методический центр системы сертификации услуг торговли,
- органы по сертификации услуг торговли,
- заявители.
3.2. Центральным органом по сертификации услуг торговли г.Москвы является Департамент потребительского рынка и услуг, который осуществляет следующие функции:
- организация работ по формированию системы и руководство ею,
- разработка правил и процедур сертификации,
- аккредитация органов по сертификации,
- ведение государственного реестра участников сертификации,
- рассмотрение апелляций по вопросам сертификации,
- координация деятельности органов по сертификации,
- участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе.
Для работы в центральном органе по сертификации услуг торговли на добровольной основе или в соответствии с заключенными соглашениями могут быть приглашены специалисты Центра "Ростест-Москва", Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, Московского союза потребителей, Технического комитета по стандартизации N 347 Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации "Услуги торговли и общественного питания" и другие заинтересованные организации.
3.3. Методический центр системы сертификации услуг торговли образуют Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова и Всероссийский институт питания Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
Методический центр осуществляет:
- разработку организационно-методических документов по сертификации услуг торговли и торгово-технологического оборудования в г. Москве,
- формирование и ведение фонда нормативных документов для целей сертификации;
- обеспечение нормативными и организационно-методическими документами участников системы.
3.4. Орган по сертификации услуг торговли осуществляет:
- сертификацию услуг торговли и торгово-технологического оборудования, оформление и выдачу сертификата соответствия,
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами, приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов.
3.5. Органы по сертификации услуг торговли создаются при административных округах и муниципальных районах, научно-исследовательских и учебных институтах, ассоциациях, других предприятиях и организациях, подготовленных для этой деятельности и являющихся независимыми от исполнителей и потребителей услуг. Административная подчиненность и финансовое положение должны исключать возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на персонал органа, способного влиять на результаты сертификации.
3.6. Органы по сертификации должны быть аккредитованы Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы, иметь квалифицированный персонал и необходимую материально-техническую базу.
3.7. Заявители - юридические лица и граждане-предприниматели, оказывающие услуги торговли, производящие торгово-технологическое оборудование.
4. Номенклатура услуг торговли
Номенклатура услуг торговли, подлежащих сертификации, определена Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. Номенклатура торгово-технологического оборудования общественного питания и торговли (приложение 4), подлежащих сертификации, определена Коллегией Госстандарта России (протокол N 23 от 10 октября 1994 года), а также приказом ГТК России от 14 августа 1995 г. N 498 "О перечне товаров, подлежащих сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации".
5. Порядок проведения сертификации услуг
5.1. Подача и рассмотрение заявления-декларации.
5.1.1. Для проведения сертификации услуг торговли и торгово-технологического оборудования заявитель - юридическое лицо и граждане-предприниматели, оказывающие услуги торговли, направляют заявление-декларацию в орган по сертификации услуг торговли. Форма заявления-декларации приведена в приложении 5.
При наличии у юридического лица или частного предпринимателя нескольких территориально обособленных торговых объектов сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым объектом.
5.1.2. Заявитель дополнительно к заявлению-декларации заполняет анкету-вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем.
5.1.3. Срок рассмотрения заявления-декларации и принятие решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения органом по сертификации.
5.1.4. Орган по сертификации регистрирует заявление-декларацию и рассматривает ее c целью определения возможности проведения сертификации услуги.
Причиной отказа в рассмотрении заявления-декларации является наличие официальной информации от городских органов: Центра госсанэпиднадзора в г. Москве, Госпожнадзора, Госэнергонадзора о несоответствии санитарным правилам и нормам, нормам пожарной и энергобезопасности и др.
5.1.5. Орган по сертификации при рассмотрении заявления-декларации на сертификацию услуги выполняет следующие функции:
- выбирает схему сертификации услуги торговли и торгово-технологического оборудования;
- определяет наименование торговых услуг и оборудования, количество и порядок отбора характеристик, подлежащих проверке;
- запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность качества услуг, в том числе: заключения от городских органов Госсанэпиднадзора, Госторгинспекции, Госпожнадзора, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора и других надзорных органов, сертификаты соответствия по качеству, гигиенические сертификаты от предприятий-изготовителей (или поставщиков) как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
5.1.6. По результатам рассмотрения заявления-декларации и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявлению-декларации. Если решение по заявлению-декларации принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю (в письменном виде) о невозможности проведения сертификации.
5.1.7. При положительном решении по заявлению-декларации орган по сертификации направляет заявителю решение, оформленное в соответствии с приложением 6.
5.1.8. Одновременно с положительным решением по заявлению-декларации орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг торговли или торгово-технологического оборудования, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются: календарный план работы по этапам, калькуляция работ.
5.1.9. Работа органа по сертификации услуг торговли по рассмотрению заявления-декларации включается в договор. После получения от заявителя подписанного договора орган по сертификации приступает к сертификации услуг.
5.2. Проведение проверок при сертификации.
5.2.1. Сертификационные проверки проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов.
5.2.2. Сертификационные проверки* услуг торговли выполняются комиссией органа по сертификации, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты-консультанты (при необходимости).
5.2.3. Порядок проведения сертификационных проверок определяется схемами сертификации.
Нумерация схем дана в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. Сборник документов. Основные положения и порядок проведения сертификации услуг".
Схемы, применяемые при сертификации услуг торговли
Номер схемы |
Оценка процесса оказания услуги |
Аттестация рабочих мест и предприятия, организации |
Выборочная проверка результата услуги |
Инспекционный контроль |
2 | + | + | + | |
4 | + | + | + |
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая выполнение всех составляющих ее элементов, в том числе соблюдения требований:
- к размещению предприятия и отделов по специализации;
- к продаже товаров и культуре обслуживания покупателей;
- к контрольно-кассовому обслуживанию;
- к рекламно-информационному обеспечению;
- безопасности, в том числе наличие сертификатов соответствия на продовольственные и непродовольственные товары (если это предусмотрено законом и нормативной документацией);
- санитарно-гигиенических и других требований в соответствии с перечнем услуг (приложение 1).
Схема предусматривает инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги.
Данная схема рекомендуется для сертификации всех услуг торговли.
Схема 4 предусматривает аттестацию рабочих мест и предприятия, что включает проверку:
- технико-технологического уровня;
- рациональной планировки;
- условий труда и техники безопасности;
- наличия сертификатов на применяемое торгово-технологическое оборудование и реализуемые товары;
- наличия нормативных документов;
- соответствия требований к обслуживанию и производственному персоналу (если в магазине имеются минипекарни, гриль-бары, отделы "Соки", "Кулинария" и т.п. производственные участки).
Схема применяется в предприятиях торговли, имеющих производственные участки (мини-пекарни, гриль- и сок-бары, кафетерии и т.п.).
Схема предусматривает выборочную проверку качества производимых и реализуемых товаров (услуг).
Все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений городских надзорных органов: Госкомсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, Госпожинспекции, Госэнергонадзора и др. о соответствии предприятия санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, электробезопасности и т.п., наличия сертификатов соответствия и гигиенических сертификатов на реализуемые товары и пищевые продукты, используемые на предприятиях торговли, а также сертификатов соответствия на используемое торгово-технологическое оборудование.
5.2.4. Сертификационные проверки проводятся в соответствии с аттестованными методиками и программами.
Сертификационные проверки оформляются актами и протоколами.
5.2.5. Акты сертификационных проверок и протоколы направляются органу по сертификации, который принимает решение о выдаче сертификата соответствия.
При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата. Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации. При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг.
5.3. Оформление результатов сертификации.
Орган по сертификации на основании акта и протокола сертификационных проверок процесса оказания услуги оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре органа по сертификации.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом предложений, содержащихся в заключении Госсанэпидемслужбы, но не более чем на два года.
5.4. Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание.
6. Применение знака соответствия
Заявители, сертифицировавшие услуги торговли и торгово-технологическое оборудование в системе, получают право использовать знак соответствия, которым устанавливаются обязательства заявителя при его использовании обеспечивать соответствие услуг требованиям нормативной документации.
Знак соответствия вывешивается в предприятии торговли на видном для потребителей месте.
Знак соответствия для сертифицированных услуг используют также при маркировке тары, упаковки, на квитанциях и другой сопроводительной документации, а также в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при участии в выставках, ярмарках.
Маркировка должна выполняться при полном соответствии услуг и условий обслуживания требованиям нормативной документации, на соответствие которой они были сертифицированы. Маркировку знаком соответствия осуществляет заявитель услуг. Знак соответствия имеет графическое изображение.
7. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами
7.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами осуществляет орган, выдавший сертификат соответствия.
Порядок проведения инспекционного контроля осуществляется в соответствии с принятой для данной услуги схемой сертификации.
7.2. Инспекционный контроль проводится двух видов - плановый и внеплановый.
Плановый контроль проводится по инициативе органа по сертификации, периодичность зависит от стабильности характеристик предоставляемых услуг, но не реже чем один раз в полгода.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:
- сообщений официальных государственных органов (Мосторгинспекции, Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора и других городских организаций), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг;
- жалоб и претензий отдельных потребителей услуг;
- в случае внесения заявителем изменений в нормативную документацию, проведения ремонтных работ, переоснащения предприятия и т.д.
7.3. Инспекционный контроль содержит следующие этапы работ:
- сбор и анализ информации о сертифицированных услугах и оборудовании;
- разработка и утверждение программы инспекционного контроля;
- организация комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки, контрольных испытаний и др. работ;
- оформление результатов инспекционного контроля;
- направление органу по сертификации официальных актов, протоколов; исполнителю услуг - их копий;
- проведение органом по сертификации экспертизы документов и вынесение решения;
- доведение до исполнителя услуг и всех участников системы информации о принятом решении.
7.4. Для участия в инспекционной проверке, при необходимости, привлекаются представители общества потребителей, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, Госстандарта и других органов.
7.5. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может:
7.5.1. Аннулировать действие сертификата в случаях:
- нарушения требований нормативных документов на услуги;
- изменения требований нормативного документа или метода испытаний;
- изменения организации предоставления услуги.
7.5.2. Приостановить действие сертификата соответствия в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие услуг нормативным документам.
7.6. Аннулирование вступает в силу с момента исключения из Госреестра системы.
Информация о приостановлении действия или аннулировании сертификата соответствия доводится до сведения исполнителя услуги, потребителей и всех участников системы.
7.7. Заявитель может подать апелляцию о несогласии с принятым решением в апелляционную комиссию.
8. Рассмотрение апелляций
8.1. Заявитель, несогласный с отказом или результатом проведения сертификации, подает апелляцию в орган по сертификации.
8.2. Если заявитель не удовлетворен решением по апелляции, принятым органом по сертификации, он может подать апелляцию в апелляционную комиссию при центральном органе.
9. Ответственность
9.1. При необоснованной выдаче сертификата органом по сертификации с него взимается штраф в соответствии с действующим законодательством.
9.2. В случае нарушения заявленных требований предприятием торговли действие сертификата и лицензии на знак соответствия может быть приостановлено или аннулировано.
9.3. При грубых нарушениях требований, повлекших нанесение вреда здоровью и жизни потребителей, заявитель привлекается к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.