21 января, 19 мая 2015 г.
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 955 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 8 июля 2014 года N 442 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 955".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области С.А. Потапова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Государственная программа
"Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области"
(далее - государственная программа, программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 г. N 717)
21 января, 19 мая 2015 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт государственной программы
Паспорт государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области"
Государственный заказчик-координатор программы |
министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (управление делами Правительства Нижегородской области) |
Соисполнители программы |
управление делами Правительства Нижегородской области; управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области"; подпрограмма 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" |
Цели программы |
Укрепление единства многонационального народа Нижегородской области |
Задачи программы |
1. Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области. 2. Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области |
Этапы и сроки реализации программы |
2015 - 2020 годы, программа реализуется в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета |
Всего на программу за счет средств областного бюджета предусмотрено 109 617,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 45 122,6 тыс. руб., 2016 год - 13 575,0 тыс. руб., 2017 год - 10 195,0 тыс. руб., 2018 год - 13 575,0 тыс. руб., 2019 год - 13 575,0 тыс. руб., 2020 год - 13 575,0 тыс. руб. Подпрограмма 1: 18 070 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 3575 тыс. руб., 2016 год - 3575 тыс. руб., 2017 год - 195,0 тыс. руб., 2018 год - 3575 тыс. руб., 2019 год - 3575 тыс. руб., 2020 год - 3575 тыс. руб. Подпрограмма 2: 91 547,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 41 547,6 тыс. руб., 2016 год - 10000,0 тыс. руб., 2017 год - 10000,0 тыс. руб., 2018 год - 10000,0 тыс. руб., 2019 год - 10000,0 тыс. руб., 2020 год - 10000,0 тыс. руб. |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов |
Индикаторы: - доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (по данным социологических опросов) к 2020 году составит 67%; - уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов) к 2020 году составит 85% Непосредственные результаты: - численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Нижегородской области, к 2020 году составит 18000 человек; - количество реализованных общественно-полезных программ и проектов (мероприятий) в сфере гармонизации межнациональных отношений в рамках программы к 2020 году составит 34 |
2. Текстовая часть государственной программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 92,9%), с другой стороны, в Нижегородской области проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.
К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (3109,7 тыс. чел.), татары (44,1 тыс. чел.), мордва (19,1 тыс. чел.), чуваши (9,8 тыс. чел.), марийцы (6,4 тыс. чел.) (по данным Переписи 2010 года). В настоящее время существуют муниципальные районы с компактным проживанием коренных национальностей.
Исключительное влияние на численный состав населения области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.
Нижегородская область занимает вторую позицию в Приволжском федеральном округе по привлекательности для трудовых мигрантов. Рост миграционного потока в Нижегородскую область происходит преимущественно за счет увеличения количества трудовых мигрантов. В 2011 году их доля в общем потоке мигрантов составляла 35,2% (24183 чел.), в 2012 году - 47,3% (39710 чел.), в 2013 году - 59% (59388 чел.).
В целом, на территории Нижегородской области ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.
В 2009 году Генеральная прокуратура Российской Федерации включила Нижегородскую область в число регионов, где наиболее часто совершаются экстремистские преступления.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения числа подобных преступлений: в 2013 году на территории Нижегородской области (далее, в том числе - область, регион) зарегистрировано 7 преступлений экстремистской направленности (против 14 за аналогичный период прошлого года), за первое полугодие 2014 года - 3 преступления экстремистской направленности. Убийств и причинений тяжких телесных повреждений по мотивам национальной и религиозной ненависти не зарегистрировано.
По инициативе Правительства Нижегородской области в социологические исследования, проводимые в регионе, включены вопросы об оценке населением межнациональных отношений, которые в целом показывают, что более 75% опрошенных удовлетворены сложившимися отношениями.
В 2013 году был проведен мониторинг социально-политической ситуации в Нижегородской области, в рамках которого задавались вопросы, касающиеся межнациональных отношений.
Мониторинг показал, что отношения между людьми различных национальностей в Нижегородской области традиционно стабильные. Ярко выраженных конфликтов, по мнению большинства населения, нет. 47% жителей области положительным образом оценивали отношения между людьми различных национальностей и не считали их напряженными. Ситуацию как конфликтную определяли лишь 17% опрошенных граждан.
В апреле - мае 2014 года в рамках исследования эффективности деятельности органов местного самоуправления задавались вопросы об удовлетворенности межнациональными и межконфессиональными отношениями.
Опрос был проведен в 24 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области (не менее 250 человек в каждом муниципальном образовании). Всего было опрошено 7000 человек.
Данные исследования показали, что большинство населения (от 83,6 до 91,6% опрошенных граждан) в целом удовлетворены сложившимися межнациональными и межконфессиональными отношениями.
Наибольшее раздражение и неприязнь коренных жителей вызывают в мигрантах их манера поведения и общения, возможность создание ими многочисленных диаспор, а также стремление перевезти в Россию своих родственников и друзей. Более трети жителей области раздражает активная демонстрация специфических национальных религиозных обычаев и традиций. Факторами неприязни выступают также внешний вид, плохое знание русского языка и сплоченность национальных диаспор. Относительно мало волнуют коренных жителей области монополизация землячествами конкретных сфер бизнеса и готовность выполнять малооплачиваемую работу. Редко негативно оценивается замкнутость национальных групп.
На территории региона 35 муниципальных образований области имеют места проживания выходцев из Северокавказских республик, Закавказья и Средней Азии численностью более 10 человек. В целом, взаимоотношения с коренным населением носят нейтральный характер.
Национальное многообразие Нижегородской области является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей и этнических групп, проживающих в области, созданы все условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций.
В местах компактного проживания коренных народов Нижегородской области созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из них удостоены звания "народный". При муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, этнографические музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.
В Нижегородской области стали традиционными такие мероприятия, как Дни национальных культур, межрегиональные национальные фестивали-конкурсы, областные праздники мордовской, татарской, чувашской и марийской культур, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам.
Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.
По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области на 1 июля 2014 года в Нижегородской области официально зарегистрировано 39 национальных общественных объединений граждан, включая 18 национально-культурных автономий:
- региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области;
- региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области;
- региональная еврейская национально-культурная автономия Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Нижнего Новгорода;
- местная корейская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тонкинского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тоншаевского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Шарангского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия татар города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия татар города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия мордвы Лукояновского района Нижегородской области "Лисьмапря";
- местная национально-культурная автономия марийцев города Нижнего Новгорода;
- местная чувашская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная еврейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная корейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия кыргызов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия курдов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Дзержинска.
Правительство Нижегородской области ведет активное взаимодействие с национальными объединениями, всесторонне оказывая им содействие в их общественной социально-значимой и культурно-просветительской деятельности по гармонизации межнациональных отношений, популяризации и развитии культур народов, проживающих в Нижегородской области.
В целях профилактики экстремизма и этносепаратизма, своевременного выявления и предупреждения возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Правительством Нижегородской области совместно с правоохранительными органами и различными институтами гражданского общества реализуются программы профилактики преступлений, терроризма и экстремизма в Нижегородской области.
Вместе с тем интенсивные миграционные процессы последних десятилетий повлекли за собой определенные изменения в социальной и демографической структуре населения Нижегородской области. Наблюдается увеличение численности представителей народов Кавказа и Средней Азии.
В настоящее время на территории муниципальных образований региона постоянно проживают представители нетрадиционных для Нижегородской области народов, в том числе выходцы из стран СНГ и республик Северного Кавказа.
Этнокультурные различия между коренным населением и указанными этническими общностями формируют потенциальную основу для возникновения межнациональной напряженности.
По данным социологических исследований более 30% опрошенных нижегородцев отрицательно относятся к проживанию в их местности мигрантов из стран ближнего зарубежья, что может говорить о достаточно высоком уровне скрытой "ксенофобии" в обществе.
Как правило, в числе основных причин, вызывающих раздражение, отмечается неуважительное, презрительное и вызывающее поведение приезжих по отношению к местным жителям.
Кроме того, на развитие межнациональной ситуации в регионе оказывают влияния и факторы общероссийского порядка:
- массовая миграция выходцев из Северокавказских республик (Дагестан, Ингушетия, Чечня) в другие регионы России, низкая степень их интеграции в принимающее местное сообщество, вытеснение коренного населения из экономической сферы жизни;
- активизация националистических настроений в российском обществе, вызванная интенсивными миграционными процессами последних десятилетий и неспособностью правоохранительных органов защитить права коренного населения и остановить рост этнической преступности в стране;
- возросшая политическая активность со стороны общественно-политических организаций экстремистского и деструктивного толка.
Разработка и принятие государственной программы обусловлены необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в вопросах гармонизации межнациональных отношений, согласованного противодействия возникновению конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на развитие межнациональной ситуации.
Подготовка государственной программы и последующая ее реализация также вызвана необходимостью перехода от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере гармонизации межнациональных отношений.
Программа обеспечит координацию государственной национальной политики на территории Нижегородской области, выработку региональной стратегии этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.
Реализация государственной программы будет способствовать укреплению единства многонационального народа Нижегородской области, преодолению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений и развитию этнокультурного многообразия.
В ходе исполнения государственной программы существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных социально значимых проектов и мероприятий, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты ее реализации. Возможны также риски, связанные с недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей.
В ходе реализации государственной программы в нее могут быть внесены дополнительные изменения, связанные как с включением новых мероприятий, так и с исключением отдельных проектов.
В процессе исполнения государственная программа подлежит корректировке в связи с изменением объемов финансирования.
2.2. Цели, задачи
Целью государственной программы является укрепление единства многонационального народа Нижегородской области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области;
- содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области.
Решение задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области достигается путем реализации и поддержки соответствующих проектов (программ), а также проведением информационной кампании, направленной на усиление гражданского патриотизма, популяризацию идей единства и дружбы народов, пропаганду межэтнической толерантности, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Нижегородской области и России. Указанная задача реализуется в рамках подпрограммы 1 государственной программы.
Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов Нижегородской области предусматривает поддержку и организацию проектов и программ (мероприятий), направленных на содействие, развитие и популяризацию национальных традиций и культуры народов региона. Указанная задача реализуется в рамках подпрограммы 2 государственной программы.
2.3. Сроки и этапы реализации государственной программы
Программа реализуется в 2015 - 2020 годах в один этап.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 2.4 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.4. Перечень основных мероприятий государственной программы
таблица 1
N п/п |
Наименование мероприятия |
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы) |
Сроки исполнения |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
|||||
Цель государственной программы: укрепление единства многонационального народа Нижегородской области | |||||||||||
Государственная программа "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области" |
45122,6 |
13575,0 |
10195,0 |
13575,0 |
13575,0 |
13575,0 |
109617,6 |
||||
Подпрограмма 1 "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области" |
3575,0 |
3575,0 |
195,0 |
3575,0 |
3575,0 |
3575,0 |
18070,0 |
||||
1 |
Основное мероприятие 1.1. Создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующейся на диверсификации источников информации и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Нижегородской области |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 |
Основное мероприятие 1.2. Обеспечение деятельности в структуре министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области колл-центра по приему информации о конфликтных ситуациях |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3 |
Основное мероприятие 1.3. Создание и обеспечение деятельности рабочей группы оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Нижегородской области |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Основное мероприятие 1.4. Проведение социологических исследований с целью определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также выявления уровня конфликтогенности и конфликтогенных факторов |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
400,0 |
400,0 |
0,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
2000,0 |
5 |
Основное мероприятие 1.5. Проведение совещаний работников органов и учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, национальных культурных центров) по предупреждению межнациональных конфликтов |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство культуры Нижегородской области Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
Основное мероприятие 1.6. Привлечение к работе в общественных советах, иных экспертно-консультативных органах при органах исполнительной власти Нижегородской области представителей национальных общественных объединений |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7 |
Основное мероприятие 1.7. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8 |
Основное мероприятие 1.8. Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
1830,0 |
1830,0 |
0,0 |
1830,0 |
1830,0 |
1830,0 |
9150,0 |
9 |
Основное мероприятие 1.9. Повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10 |
Основное мероприятие 1.10. Реализация образовательных мероприятий, направленных на распространение знаний о народах России, формирование гражданского патриотизма, укрепление традиционных духовных и нравственных ценностей, противодействие фальсификации истории |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство образования Нижегородской области, министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
1170,0 |
11 |
Основное мероприятие 1.11. Предоставление государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Нижегородская государственная областная телерадиокомпания "ННТВ" субсидии на производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, ориентированных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и религиозной толерантности, недопущение проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
325,0 |
325,0 |
0,0 |
325,0 |
325,0 |
325,0 |
1625,0 |
12 |
Основное мероприятие 1.12. Создание и трансляция специализированных рубрик и тематических передач в программах региональных радиокомпаний, посвященных этнокультурным проблемам |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
325,0 |
325,0 |
0,0 |
325,0 |
325,0 |
325,0 |
1625,0 |
13 |
Основное мероприятие 1.13. Проведение Конгресса народов России |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
500,0 |
500,0 |
0,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
2500,0 |
Подпрограмма 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" |
41547,6 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
91547,6 |
||||
14 |
Основное мероприятие 2.1. Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летия пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
5247,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5247,6 |
15 |
Основное мероприятие 2.2. Содействие развитию региональной инфраструктуры этнокультурной сферы: поддержка деятельности центров традиционной русской культуры, центров этнокультурного развития, этнокультурных комплексов |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство культуры Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
16 |
Основное мероприятие 2.3. Содействие проведению торжественных мероприятий, приуроченных к национальным праздникам, памятным и юбилейным датам в истории народов Нижегородской области |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
17 |
Основное мероприятие 2.4. Предоставление субсидий религиозным организациям на реставрацию, содержание и охрану зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры Нижегородской области |
Прочие расходы |
2015 - 2020 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
36000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
86000,0 |
18 |
Основное мероприятие 2.5. Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси |
Прочие расходы |
2015 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Перечень основных мероприятий государственной программы также приводится в приложении 1 к государственной программе.
2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации государственной программы
таблица 2
N п/п |
Наименование индикатора/ непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значение индикатора/непосредственного результата |
|||||||
Отчетный год 2013 |
Текущий год 2014 |
Очередной год 2015 |
Первый год планового периода 2016 |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
Подпрограмма 1 "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области" | ||||||||||
|
Индикатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов) |
% |
65 |
67 |
69 |
72 |
75 |
79 |
82 |
85 |
|
Непосредственный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
количество реализованных общественно-полезных программ и проектов в сфере гармонизации межнациональных отношений в рамках программы |
ед. |
15 |
20 |
25 |
27 |
29 |
31 |
33 |
34 |
Подпрограмма 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" | ||||||||||
|
Индикатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области (по данным социологических опросов) |
% |
47 |
49 |
52 |
55 |
58 |
61 |
64 |
67 |
|
Непосредственный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Нижегородской области; |
тыс. чел. |
8 |
10 |
12 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Целевые показатели (индикаторы) реализации государственной программы и методика их расчета также приводятся в приложении 2 к государственной программе.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 2.6 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.6. Меры правового регулирования
таблица 3
N п/п |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Подпрограмма 1 "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области" | ||||
1. |
Приказ министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
Утверждение состава и положения о деятельности рабочей группы оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в сфере межнациональных отношений |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
2015 год |
2. |
Приказ министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
Создание в структуре министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области колл-центра по приему информации о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных отношений |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
2015 год |
3. |
Приказ министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
Проведение конкурса на право получения грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
ежегодно |
4. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области |
Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
ежегодно |
Подпрограмма 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" | ||||
1. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области |
Предоставление субсидий религиозным организациям на реставрацию, содержание и охрану зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры Нижегородской области |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
ежегодно |
2. |
Приказ министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
Проведение конкурса на право получения грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летия пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
2015 год |
3. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области |
Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летия пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
2015 год |
4. |
Распоряжение Правительства Нижегородской области |
Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области |
2015 год |
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых в Нижегородской области в целях реализации государственной программы, приводится в приложении 3 к государственной программе.
2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках государственной программы
В рамках государственной программы предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области не планируется.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 2.8 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.8. Участие в реализации государственной программы государственных унитарных предприятий, акционерных обществ и иных организаций
В реализации государственной программы принимают участие социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).
В рамках государственной программы предусмотрено предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 9 июня 2010 года N 345 "О финансовой поддержке религиозных организаций в Нижегородской области" предусмотрено предоставление субсидий религиозным организациям.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 2.9 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета
таблица 4
Статус |
Наименование государственной программы |
Государственный заказчик-координатор, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа |
"Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области" |
Всего |
45122,6 |
13575,0 |
10195,0 |
13575,0 |
13575,0 |
13575,0 |
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (управление делами Правительства Нижегородской области) |
44277,6 |
12730,0 |
10000,0 |
12730,0 |
12730,0 |
12730,0 |
||
Министерство образования Нижегородской области |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
||
Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области |
650,0 |
650,0 |
0,0 |
650,0 |
650,0 |
650,0 |
||
"Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области" |
Всего |
3575,0 |
3575,0 |
195,0 |
3575,0 |
3575,0 |
3575,0 |
|
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (управление делами Правительства Нижегородской области) |
2730,0 |
2730,0 |
0,0 |
2730,0 |
2730,0 |
2730,0 |
||
Министерство образования Нижегородской области |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
195,0 |
||
Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области |
650,0 |
650,0 |
0,0 |
650,0 |
650,0 |
650,0 |
||
"Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" |
Всего |
41547,6 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
|
Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (управление делами Правительства Нижегородской области) |
41547,6 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
Прогнозная оценка расходов на реализацию государственной программы за счет всех источников
таблица 5
Объемы финансовых ресурсов на реализацию мероприятий государственной программы также приводятся в приложении 4.
2.10. Анализ рисков государственной программы
Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей.
Для оценки достижения постановленной цели в государственной программе будут учитываться финансовые, социально-экономические и организационные риски.
1. Финансовые риски:
- существенное сокращение объемов финансирования государственной программы, что приведет к сдержанному развитию сферы, нарушит внутреннюю логику программы и снизит кумулятивный эффект предусмотренных ею мероприятий;
- нерегулярное поступление финансирования;
- нецелевое расходование средств исполнителями конкретных мероприятий.
2. Организационные риски:
- несогласованность действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, вовлеченных в процесс реализации государственной программы;
- пассивность участия в реализации государственной программы некоммерческих организаций Нижегородской области;
- дефицит квалифицированных управленческих кадров.
3. Социально-экономические риски:
- замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности;
- рост инфляции, существенно выходящий за пределы прогнозных оценок.
В качестве мероприятий, обеспечивающих снижение негативного влияния указанных факторов на реализацию государственной программы, планируется подготовка предложений, направленных на:
- финансирование мероприятий в полном объеме;
- целевое расходование средств исполнителями программы;
- консолидацию действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, принимающих участие в реализации программы;
- активное участие в реализации государственной программы органов местного самоуправления муниципальных образований и некоммерческих организаций Нижегородской области;
- развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике.
3. Подпрограммы государственной программы
3.1. Подпрограмма 1 "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области"
3.1.1. Паспорт Подпрограммы "Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области" (далее - Подпрограмма 1)
3.1.2. Текстовая часть Подпрограммы 1
3.1.2.1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 1
Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 92,9%), с другой стороны, в Нижегородской области проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.
К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (3109,7 тыс. чел.), татары (44,1 тыс. чел.), мордва (19,1 тыс. чел.), чуваши (9,8 тыс. чел.), марийцы (6,4 тыс. чел.) (по данным Переписи 2010 года). В настоящее время существуют муниципальные районы с компактным проживанием коренных национальностей.
Исключительное влияние на численный состав населения области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.
Нижегородская область занимает вторую позицию в Приволжском федеральном округе по привлекательности для трудовых мигрантов. Рост миграционного потока в Нижегородскую область происходит преимущественно за счет увеличения количества трудовых мигрантов. В 2011 году их доля в общем потоке мигрантов составляла 35,2% (24183 чел.), в 2012 году - 47,3% (39710 чел.), в 2013 году - 59% (59388 чел.).
В целом, на территории Нижегородской области ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.
В 2009 году Генеральная прокуратура Российской Федерации включила Нижегородскую область в число регионов, где наиболее часто совершаются экстремистские преступления.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения числа подобных преступлений: в 2013 году на территории Нижегородской области (далее, в том числе - область, регион) зарегистрировано 7 преступлений экстремистской направленности (против 14 за аналогичный период прошлого года), за первое полугодие 2014 года - 3 преступления экстремистской направленности. Убийств и причинений тяжких телесных повреждений по мотивам национальной и религиозной ненависти не зарегистрировано.
По инициативе Правительства Нижегородской области в социологические исследования, проводимые в регионе, включены вопросы об оценке населением межнациональных отношений, которые в целом показывают, что более 75% опрошенных удовлетворены сложившимися отношениями.
В 2013 году был проведен мониторинг социально-политической ситуации в Нижегородской области, в рамках которого задавались вопросы, касающиеся межнациональных отношений.
Мониторинг показал, что отношения между людьми различных национальностей в Нижегородской области традиционно стабильные. Ярко выраженных конфликтов, по мнению большинства населения, нет. 47% жителей области положительным образом оценивали отношения между людьми различных национальностей и не считали их напряженными. Ситуацию как конфликтную определяли лишь 17% опрошенных граждан.
В апреле - мае 2014 года в рамках исследования эффективности деятельности органов местного самоуправления задавались вопросы об удовлетворенности межнациональными и межконфессиональными отношениями.
Опрос был проведен в 24 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области (не менее 250 человек в каждом муниципальном образовании). Всего было опрошено 7000 человек.
Данные исследования показали, что большинство населения (от 83,6 до 91,6% опрошенных граждан) в целом удовлетворены сложившимися межнациональными и межконфессиональными отношениями.
Наибольшее раздражение и неприязнь коренных жителей вызывают в мигрантах их манера поведения и общения, возможность создание ими многочисленных диаспор, а также стремление перевезти в Россию своих родственников и друзей. Более трети жителей области раздражает активная демонстрация специфических национальных религиозных обычаев и традиций. Факторами неприязни выступают также внешний вид, плохое знание русского языка и сплоченность национальных диаспор. Относительно мало волнуют коренных жителей области монополизация землячествами конкретных сфер бизнеса и готовность выполнять малооплачиваемую работу. Редко негативно оценивается замкнутость национальных групп.
На территории региона 35 муниципальных образований области имеют места проживания выходцев из Северокавказских республик, Закавказья и Средней Азии численностью более 10 человек. В целом, взаимоотношения с коренным населением носят нейтральный характер.
Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.
По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области на 1 июля 2014 года в Нижегородской области официально зарегистрировано 39 национальных общественных объединений граждан, включая 18 национально-культурных автономий:
- региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области;
- региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области;
- региональная еврейская национально-культурная автономия Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Нижнего Новгорода;
- местная корейская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тонкинского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тоншаевского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Шарангского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия татар города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия татар города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия мордвы Лукояновского района Нижегородской области "Лисьмапря";
- местная национально-культурная автономия марийцев города Нижнего Новгорода;
- местная чувашская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная еврейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная корейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия кыргызов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия курдов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Дзержинска.
Правительство Нижегородской области ведет активное взаимодействие с национальными объединениями, всесторонне оказывая им содействие в их общественной социально-значимой и культурно-просветительской деятельности по гармонизации межнациональных отношений.
В целях профилактики экстремизма и этносепаратизма, своевременного выявления и предупреждения возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Правительством Нижегородской области совместно с правоохранительными органами и различными институтами гражданского общества реализуются программы профилактики преступлений, терроризма и экстремизма в Нижегородской области.
Вместе с тем интенсивные миграционные процессы последних десятилетий повлекли за собой определенные изменения в социальной и демографической структуре населения Нижегородской области. Наблюдается увеличение численности представителей народов Кавказа и Средней Азии.
В настоящее время на территории муниципальных образований региона постоянно проживают представители нетрадиционных для Нижегородской области народов, в том числе выходцы из стран СНГ и республик Северного Кавказа.
Этнокультурные различия между коренным населением и указанными этническими общностями формируют потенциальную основу для возникновения межнациональной напряженности.
По данным социологических исследований более 30% опрошенных нижегородцев отрицательно относятся к проживанию в их местности мигрантов из стран ближнего зарубежья, что может говорить о достаточно высоком уровне скрытой "ксенофобии" в обществе.
Как правило, в числе основных причин, вызывающих раздражение, отмечается неуважительное, презрительное и вызывающее поведение приезжих по отношению к местным жителям.
Кроме того, на развитие межнациональной ситуации в регионе оказывают влияния и факторы общероссийского порядка:
- массовая миграция выходцев из Северокавказских республик (Дагестан, Ингушетия, Чечня) в другие регионы России, низкая степень их интеграции в принимающее местное сообщество, вытеснение коренного населения из экономической сферы жизни;
- активизация националистических настроений в российском обществе, вызванная интенсивными миграционными процессами последних десятилетий и неспособностью правоохранительных органов защитить права коренного населения и остановить рост этнической преступности в стране;
- возросшая политическая активность со стороны общественно-политических организаций экстремистского и деструктивного толка.
Подпрограмма 1 обеспечит координацию государственной национальной политики на территории области, взаимодействие с социально ориентированными НКО в сфере реализации совместных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в регионе, создание системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтов и реализацию мер информационного характера по укреплению общегражданской российской идентичности.
Реализация Подпрограммы 1 будет способствовать укреплению единства многонационального народа Нижегородской области и преодолению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений.
В ходе исполнения Подпрограммы 1 существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных социально значимых проектов и мероприятий, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты ее реализации. Возможны также риски, связанные с недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей.
В ходе реализации Подпрограммы 1 в нее могут быть внесены дополнительные изменения, связанные как с включением новых мероприятий, так и с исключением отдельных проектов.
В процессе исполнения Подпрограмма 1 подлежит корректировке в связи с изменением объемов финансирования.
3.1.2.2. Цели, задачи Подпрограммы 1
Основной целью Подпрограммы 1 является содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Нижегородской области.
Задачами Подпрограммы 1 являются:
1. Совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Нижегородской области.
2. Объединение усилий органов исполнительной власти и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа и достижения межнационального мира и согласия.
3. Создание системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтов;
4. Реализация мер информационного характера в сфере укрепления общегражданской российской идентичности и гармонизации межнациональных отношений в регионе.
3.1.2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы 1
Подпрограмма 1 реализуется в 2015 - 2020 годах.
Подпрограмма 1 реализуется в один этап
3.1.2.4. Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 представлен в таблице 1 текстовой части государственной программы.
3.1.2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты Подпрограммы 1
Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты Подпрограммы 1 представлены в таблице 2 текстовой части государственной программы.
3.1.2.6. Меры правового регулирования
Меры правового регулирования представлены в таблице 3 текстовой части государственной программы.
3.1.2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках Подпрограммы 1
В рамках Подпрограммы 1 предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области не планируется.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 3.1.2.8 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.1.2.8. Участие в реализации Подпрограммы 1 государственных унитарных предприятий, акционерных обществ и иных организаций.
В реализации Подпрограммы 1 принимают участие социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).
В рамках подпрограммы предусмотрено предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
Грантовая поддержка будет предоставляться социально ориентированным некоммерческим организациям по итогам конкурса на право получения грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.
3.1.2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 1 за счет средств областного бюджета представлено в таблице 4 текстовой части государственной программы. Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы 1 за счет всех источников финансирования представлена в таблице 5 текстовой части государственной программы.
3.1.2.10. Анализ рисков Подпрограммы 1
Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей.
Для оценки достижения постановленной цели в Подпрограмме 1 будут учитываться финансовые, социально-экономические и организационные риски.
1. Финансовые риски:
- существенное сокращение объемов финансирования Подпрограммы 1, что приведет к сдержанному развитию сферы, нарушит внутреннюю логику программы и снизит кумулятивный эффект предусмотренных ею мероприятий;
- нерегулярное поступление финансирования;
- нецелевое расходование средств исполнителями конкретных мероприятий.
2. Организационные риски:
- несогласованность действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, вовлеченных в процесс реализации Подпрограммы 1;
- пассивность участия в реализации Подпрограммы 1 некоммерческих организаций Нижегородской области;
- дефицит квалифицированных управленческих кадров.
3. Социально-экономические риски:
- замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности;
- рост инфляции, существенно выходящий за пределы прогнозных оценок.
В качестве мероприятий, обеспечивающих снижение негативного влияния указанных факторов на реализацию Подпрограммы 1, планируется подготовка предложений, направленных на:
- финансирование мероприятий в полном объеме;
- целевое расходование средств исполнителями Подпрограммы 1;
- консолидацию действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, принимающих участие в реализации Подпрограммы 1;
- активное участие в реализации Подпрограммы 1 органов местного самоуправления муниципальных образований и некоммерческих организаций Нижегородской области;
- развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике.
3.2. Подпрограмма 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области"
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 3.2.1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.2.1. Паспорт Подпрограммы "Содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области" (далее - Подпрограмма 2)
3.2.2. Текстовая часть Подпрограммы 2
3.2.2.1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 2
Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 92,9%), с другой стороны, в Нижегородском регионе проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.
К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (3109,7 тыс. чел.), татары (44,1 тыс. чел.), мордва (19,1 тыс. чел.), чуваши (9,8 тыс. чел.), марийцы (6,4 тыс. чел.) (по данным Переписи 2010 года). В настоящее время существуют муниципальные районы с компактным проживанием коренных национальностей.
В целом, на территории Нижегородской области ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.
Национальное многообразие Нижегородской области является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей и этнических групп, проживающих в области, созданы все условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций.
В местах компактного проживания коренных народов Нижегородской области созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из них удостоены звания "народный". При муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, этнографические музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.
В Нижегородской области стали традиционными такие мероприятия, как Дни национальных культур, межрегиональные национальные фестивали-конкурсы, областные праздники мордовской, татарской, чувашской и марийской культур, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам.
Значимую роль в сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.
По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области на 1 июля 2014 года в Нижегородской области официально зарегистрировано 39 национальных общественных объединений граждан, включая 18 национально-культурных автономий:
- региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области;
- региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области;
- региональная еврейская национально-культурная автономия Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Нижнего Новгорода;
- местная корейская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тонкинского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Тоншаевского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия марийцев Шарангского района Нижегородской области;
- местная национально-культурная автономия татар города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия татар города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия мордвы Лукояновского района Нижегородской области "Лисьмапря";
- местная национально-культурная автономия марийцев города Нижнего Новгорода;
- местная чувашская национально-культурная автономия города Нижнего Новгорода;
- местная еврейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная корейская национально-культурная автономия города Дзержинска;
- местная национально-культурная автономия кыргызов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия курдов города Нижнего Новгорода;
- местная национально-культурная автономия азербайджанцев города Дзержинска.
Правительство Нижегородской области ведет активное взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, всесторонне оказывая им содействие в их общественной социально-значимой и культурно-просветительской деятельности по сохранению, развитию и популяризации этнокультурных традиций народов Нижегородской области.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных органов и органов местного самоуправления, являются:
- сохранение и развитие культур и языков Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
- обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Подпрограмма 2 обеспечит взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере реализации совместных проектов, направленных на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Нижегородской области, а также будет способствовать созданию организационных и материальных условий для максимально возможного учета в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Нижегородской области.
В ходе исполнения Подпрограммы 2 существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных социально значимых проектов и мероприятий, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты ее реализации. Возможны также риски, связанные с недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей.
В ходе реализации Подпрограммы 2 в нее могут быть внесены дополнительные изменения, связанные как с включением новых мероприятий, так и с исключением отдельных проектов.
В процессе исполнения Подпрограмма 2 подлежит корректировке в связи с изменением объемов финансирования.
3.2.2.2. Цели, задачи Подпрограммы 2
Основной целью Подпрограммы 2 является содействие этнокультурному многообразию народов Нижегородской области.
Задачами Подпрограммы 2 являются:
1. Обеспечение организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Нижегородской области.
2. Вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельность по сохранению, развитию и популяризации этнокультурных традиций народов Нижегородской области.
3.2.2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы 2
Подпрограмма 2 реализуется в 2015 - 2020 годах.
Подпрограмма 2 реализуется в один этап.
3.2.2.4. Перечень основных мероприятий Подпрограммы 2
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 2 представлен в таблице 1 текстовой части государственной программы.
3.2.2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты
Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты Подпрограммы 2 представлены в таблице 2 текстовой части государственной программы.
3.2.2.6. Меры правового регулирования
Меры правового регулирования представлены в таблице 3 текстовой части государственной программы.
3.2.2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках Подпрограммы 2
В рамках Подпрограммы 2 предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области не планируется.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в подраздел 3.2.2.8 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.2.2.8. Участие в реализации Подпрограммы 2 государственных унитарных предприятий, акционерных обществ и иных организаций.
В реализации Подпрограммы 2 принимают участие социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).
В рамках Подпрограммы 2 предусмотрено предоставление субсидий религиозным организациям на реставрацию, содержание и охрану зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры Нижегородской области, и предоставление грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации культурно-просветительских проектов, приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летию пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле, и проектов, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси.
Гранты в форме субсидий в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, будут предоставляться социально ориентированным некоммерческим организациям по итогам конкурса на право получения грантов в форме субсидий на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере реализации проектов, приуроченных к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 650-летию пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле, и проектов, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 9 июня 2010 года N 345 "О финансовой поддержке религиозных организаций в Нижегородской области" предусмотрено предоставление субсидий религиозным организациям на реставрацию, содержание и охрану зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры Нижегородской области.
Субсидия предоставляется по итогам решения комиссии по вопросам религиозных организаций совета при Губернаторе Нижегородской области по вопросам некоммерческих организаций.
3.2.2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 2 за счет средств областного бюджета представлено в таблице 4 текстовой части государственной программы. Прогнозная оценка расходов на реализацию Подпрограммы 2 за счет всех источников финансирования представлена в таблице 5 текстовой части государственной программы.
3.2.2.10. Анализ рисков Подпрограммы 2
Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей.
Для оценки достижения постановленной цели в Подпрограмме 2 будут учитываться финансовые, социально-экономические и организационные риски.
1. Финансовые риски:
- существенное сокращение объемов финансирования Подпрограммы 2, что приведет к сдержанному развитию сферы, нарушит внутреннюю логику программы и снизит кумулятивный эффект предусмотренных ею мероприятий;
- нерегулярное поступление финансирования;
- нецелевое расходование средств исполнителями конкретных мероприятий.
2. Организационные риски:
- несогласованность действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, вовлеченных в процесс реализации Подпрограммы 2;
- пассивность участия в реализации Подпрограммы 2 некоммерческих организаций Нижегородской области;
- дефицит квалифицированных управленческих кадров.
3. Социально-экономические риски:
- замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности;
- рост инфляции, существенно выходящий за пределы прогнозных оценок.
В качестве мероприятий, обеспечивающих снижение негативного влияния указанных факторов на реализацию Подпрограммы 2, планируется подготовка предложений, направленных на:
- финансирование мероприятий в полном объеме;
- целевое расходование средств исполнителями Подпрограммы 2;
- консолидацию действий органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, принимающих участие в реализации Подпрограммы 2;
- активное участие в реализации Подпрограммы 2 органов местного самоуправления муниципальных образований и некоммерческих организаций Нижегородской области;
- развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике.
4. Оценка планируемой эффективности государственной программы
Социально-экономический эффект от реализации государственной программы выражается:
- в укреплении единства многонационального народа Нижегородской области;
- в прогнозировании межнациональных и межрелигиозных конфликтов, конфликтных ситуаций;
- в снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
- в росте эффективности использования этнокультурного потенциала Нижегородской области;
- в улучшении этнокультурного и социального самочувствия коренных народов России.
Реализация мероприятий государственной программы приведет к достижению следующих конечных результатов к концу 2020 года:
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области, составит 67%;
- уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85%;
- численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Нижегородской области, нарастающим итогом составит 18000 человек;
- количество реализованных общественно-полезных программ и проектов в сфере гармонизации межнациональных отношений составит 34.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов, утвержденных государственной программой.
Эффективность реализации программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых количественных значений индикаторов и непосредственных результатов.
Эффективность реализации государственной программы определяется по формуле:
ЭФ= 1/n хИФ/ИП х 100%
где:
n - количество индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы;
ИФ - фактически достигнутое по итогам значение целевого индикатора и непосредственного результата реализации программы;
ИП - предусмотренное на текущий год плановое значение индикатора и показателя непосредственного результата.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к государственной программе
"Гармонизация межнациональных
отношений в Нижегородской области"
Перечень
основных мероприятий государственной программы
19 мая 2015 г.
Приложение 2
к государственной программе
"Гармонизация межнациональных
отношений в Нижегородской области"
Целевые показатели
(индикаторы) результативности государственной программы
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель, 2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области (по данным социологических опросов) |
% |
49 |
52 |
55 |
58 |
61 |
64 |
67 |
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов) |
% |
67 |
69 |
72 |
75 |
79 |
82 |
85 |
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Нижегородской области |
тыс. человек |
10 |
12 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
количество реализованных общественно-полезных программ и проектов в сфере гармонизации межнациональных отношений в рамках программы |
ед. |
20 |
25 |
27 |
29 |
31 |
33 |
34 |
Методика
расчета целевых показателей и индикаторов результативности государственной программы
1. Настоящая методика определяет порядок расчета целевых индикаторов и показателей государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области".
2. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (И1), определяется по формуле:
где:
- количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в Нижегородской области стали более терпимыми;
- количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в Нижегородской области не изменились;
- общее количество опрошенных.
Количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в России стали более терпимыми и количество граждан, признавших, что за последние годы межнациональные отношения в России не изменились, определяется по итогам социологического опроса общественного мнения по вопросу: "Как, на Ваш взгляд, за последние годы изменились межнациональные отношения в России?" на основании репрезентативной выборки при количестве опрошенных не менее 1200 человек.
3. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (И*) определяется по формуле:
где:
- количество граждан, отрицающих раздражение или неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности (определяется по итогам социологического опроса общественного мнения по вопросу: "Чувствуете ли Вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей?" на основании репрезентативной выборки при количестве опрошенных не менее 1200 человек).
4. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Нижегородской области, определяется суммой участников всех мероприятий, реализуемых в рамках государственной программы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к государственной программе
"Гармонизация межнациональных
отношений в Нижегородской области"
Перечень
правовых актов, принимаемых в Нижегородской области в целях реализации государственной программы
19 мая 2015 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к государственной программе
"Гармонизация межнациональных
отношений в Нижегородской области"
Объемы
финансовых ресурсов на реализацию мероприятий государственной программы
21 января, 19 мая 2015 г.
тыс. рублей в ценах соответствующих лет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 г. N 717 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора и Правительства Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2017 г. N 866
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 июля 2017 г. N 508
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2017 г. N 225
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 февраля 2017 г. N 45
Постановление Правительства Нижегородской области от 6 октября 2016 г. N 684
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 сентября 2016 г. N 623
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 июня 2016 г. N 342
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 мая 2016 г. N 299
Постановление Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2016 г. N 34
Постановление Правительства Нижегородской области от 18 сентября 2015 г. N 596
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 августа 2015 г. N 539
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 июля 2015 г. N 457
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 июня 2015 г. N 391
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 310
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2015 г. N 22