5 декабря 2014 г., 16 апреля, 23 декабря 2015 г., 21 апреля 2016 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 N 1228 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода", на основании статьи 52.1 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" на 2015 - 2017 годы (далее - программа).
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Никонова В.А.
Глава администрации города |
О.А. Кондрашов |
Муниципальная программа
города Нижнего Новгорода "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности"
(утв. постановлением администрации города от 18 сентября 2014 г. N 3732)
5 декабря 2014 г., 16 апреля, 23 декабря 2015 г., 21 апреля 2016 г.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21 апреля 2016 г. N 1104 раздел 1 настоящей Программы изложен в новой редакции
1. Паспорт муниципальной программы
Наименование программы |
Муниципальная программа города Нижнего Новгорода "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" |
|||
Ответственный исполнитель программы |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода |
|||
Соисполнители программы |
Управление делами администрации города Нижнего Новгорода |
|||
Цели программы |
Создание благоприятных условий для развития внешних связей города, обеспечивающих гармоничное вхождение Нижнего Новгорода в систему международного экономического сотрудничества, эффективное использование конкурентных преимуществ города при осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности; продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом. |
|||
Задачи программы |
Определение приоритетных направлений развития международных и внешнеэкономических связей города Нижнего Новгорода; повышение результативности осуществления внешних связей города Нижнего Новгорода; укрепление экономической и политической привлекательности города Нижнего Новгорода с учетом отечественного и зарубежного опыта; содействие созданию новых рабочих мест и продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки; увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода; эффективное использование побратимских и партнерских отношений для формирования устойчивых информационных каналов и установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами |
|||
Сроки реализации программы |
2015 - 2017 г.г. |
|||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода |
1 480 070 руб. |
|||
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (Управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
370 070 |
750 000 |
360 000 |
|
Индикаторы достижения цели |
1. Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и внешнеэкономическую деятельность администрации города Нижнего Новгорода - 18 субъектов (на конец 2017 года). 2. Количество российских и зарубежных участников мероприятий внешнеэкономического характера, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода в процентах к 2014 году - 100% (на конец 2017 года). 3. Количество упоминаний о Нижнем Новгороде в СМИ городов-побратимов и партнеров в процентах к 2014 году - 100% (на конец 2017 года). 4. Доля участников международных и внешнеэкономических мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия (по опросам) - 50% (на конец 2017 года). |
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 22.08.2004, 22.07.2005, 02.02.2006, 03.11.2010, 08.12.2010, 11.07.2011, 06.12.2011, 28.07.2012, 30.11.2013), Законом Нижегородской области от 16 апреля 2001 г. N 181-3 "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области" (с изменениями от 07.09.2007), Стратегией развития Нижегородской области до 2030 года, Положением о комитете внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным Постановлением администрации города Нижнего Новгорода N 1613 от 27.04.2011 г.
В условиях современной реальности, когда во всем мире все большее значение приобретают процессы сотрудничества, интеграции и создания единых экономических пространств, интенсификация международной и внешнеэкономической деятельности Нижнего Новгорода становится одним из ключевых условий успешного и устойчивого развития города, его гармоничного вхождения в систему международного экономического сотрудничества.
В этой связи основной целью настоящей программы является формирование нового, современного подхода к развитию внешних связей Нижнего Новгорода, определение приоритетных направлений и создание благоприятных условий для развития международного и внешнеэкономического сотрудничества, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом, а также эффективное использование конкурентных преимуществ города при осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности.
Программа предлагает систему мероприятий, нацеленных на успешное и результативное развитие международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода, обоснование необходимости которой основывается на проведенном анализе существующего уровня и перспектив развития внешних связей города, выявлении конкурентных преимуществ Нижнего Новгорода и имеющихся недостатков.
Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
2.1.1. Международное сотрудничество - текущее состояние и имеющийся потенциал.
Международные связи Нижнего Новгорода начали интенсивно развиваться в 1991 году, когда город был открыт для иностранных гостей. С этого момента началось формирование и укрепление международного престижа Нижнего Новгорода как одного из крупнейших промышленных, научных и культурно-образовательных центров России. В настоящее время повышение авторитета на международном и российском уровне, создание положительного имиджа города у иностранных партнеров, формирование благоприятного делового климата для совершенствования международной и внешнеэкономической деятельности входит в разряд приоритетных направлений деятельности администрации города.
Органы местного самоуправления Нижнего Новгорода проводят активную политику установления побратимских и партнерских отношений с зарубежными городами. В настоящее время Нижний Новгород имеет 12 городов-побратимов:
Эссен (ФРГ) - с 1991 г.;
Филадельфия (США) - с 1992 г.;
Линц (Австрия) - с 1993 г.;
Цзинань (КНР) - с 1994 г.;
Тампере (Финляндия) - с 1995 г.;
Харьков (Украина) - с 2001 г.;
Матансас (Куба) - с 2004 г.;
Сувон (Республика Корея) - с 2005 г.;
Нови Сад (Сербия) - с 2006 г.;
Минск (Белоруссия) - с 2007 г.;
Сант Бой де Льобрегат (Испания) - с 2009 г.;
Дьер (Венгрия) - с 2013 г.
Партнерами Нижнего Новгорода являются Южно-Моравский край (Чехия), Сухум (Абхазия), Лейпциг (ФРГ) и Болонья (Италия).
Таким образом, наряду с городами дальнего зарубежья (Европы, Азии и Америки) Нижний Новгород успешно сотрудничает с городами стран СНГ, традиционно считающихся братскими - Украины и Белоруссии. Совместно с Харьковом регулярно реализуются проекты, связанные с культурной сферой. Сотрудничество с Минском осуществляется преимущественно в области экономики, достаточно большое количество нижегородских предприятий активно взаимодействует с белорусскими партнерами. Немаловажным фактором является наличие в Нижнем Новгороде отделения Посольства Республики Беларусь в РФ. Кроме того, углубление связей между Нижним Новгородом и Минском пользуется поддержкой региональных властей, которые, в свою очередь, заинтересованы в развитии отношений с Белоруссией.
В настоящий момент прорабатывается вопрос об установлении побратимских отношений с тремя новыми городами, представляющими Словакию, Словению и Хорватию.
Укреплению международных контактов Нижнего Новгорода способствует деятельность Японского, Немецкого, Чешского, Испанского, Американского, Турецкого культурно-образовательного центров, Австрийской и Итальянской библиотек, центра французского языка и культуры "Альянс Франсез", Регионального центра французского языка, Общества ингерманландских финнов и Корейской национальной культурной автономии.
В последнее время в городе стал активно развиваться институт почетного консульства. В настоящий момент в Нижнем Новгороде работают почетные консулы семи иностранных государств (Австрийской Республики, Венгрии, Корейской Народно-Демократической Республики, Королевства Швеции, Республики Абхазии, Республики Словении, Французской Республики).
С 1997 года в Нижнем Новгороде действует Организация Международного Сообщества (ICANN), целью которой является налаживание контактов с представителями местной администрации и создание благоприятных условий для эффективного ведения бизнеса в регионе и в России в целом. Международное деловое сообщество на нижегородской земле представляют такие всемирно известные компании как группа Фройденберг, Раффайзенбанк, ИБИС, ИКЕА, Интел, КПМГ, Либхерр - Нижний Новгород, Мерседес-Бенц РУС, РОСБАНК Сосьете Женераль Груп, РусВинил, Тросифоль, Фольксваген Груп Рус и др.
В настоящее время в Нижнем Новгороде работает несколько десятков крупных предприятий с участием иностранного капитала, активно развиваются международные торговые сети: Eurospar, Ramstore, Metro Cash & Carry, Amway, IKEA, OBI, Ashan, Coca-Cola и др.
Нижний Новгород - один из ведущих центров российской индустрии информационных технологий. Нижегородская лаборатория Intel, основанная в 2000 году, выполняет функции маркетингового и исследовательского центра корпорации в России, Казахстане и Украине. Основными международными партнерами нижегородских компаний, работающих в сфере информационных технологий, являются также корпорации MERA Networks, Teleca Russia, IBM, MATRA и др.
Нижний Новгород - один из центров выставочной деятельности. Ежегодно на территории ВЗАО "Нижегородская ярмарка", одного из крупнейших выставочных комплексов России, проходит целый ряд всероссийских и международных тематических выставок, в том числе, Международный научно-промышленный форум "Великие реки", Российский архитектурно-строительный форум, Автофорум.
Динамично развиваются школьные, студенческие и академические обмены с зарубежными странами. Творческие коллективы города (хоровые и музыкальные коллективы, коллективы народного творчества, театральные группы и др.) ведут достаточно активную гастрольную деятельность за рубежом, участвуют в престижных международных конкурсах.
Нижний Новгород является членом ряда организаций, специализирующихся в области развития международных и межрегиональных связей, в том числе, Международной Ассоциации "Породненные города" (МАПГ), "Ассоциации городов Поволжья" (АГП), "Международной Ассамблеи столиц и крупных городов" (МАГ), "Союза российских городов" (СРГ).
Существующие договоренности и членство Нижнего Новгорода в организациях, занимающихся межрегиональной деятельностью, должны стать основой для планомерного развития разностороннего взаимовыгодного сотрудничества с городами регионов России с использованием всех имеющихся возможностей и форм взаимодействия. Восстановление и успешное, результативное развитие межрегиональных связей является в условиях современных реалий одним из существенных факторов динамичного развития города в целом.
2.1.2. Внешнеэкономическая деятельность - основные показатели и динамика за последние 3 года.
На сегодняшний день нет точных данных муниципальной статистики по внешнеэкономической деятельности предприятий Нижнего Новгорода. Однако, принимая во внимание, что большинство крупных промышленных предприятий Нижегородской области расположены на территории города, можно говорить о тенденциях в целом на основании таможенной статистики Нижегородской области.
Основными показателями, характеризующими внешнеэкономическую деятельность, являются внешнеторговый оборот, объем экспорта, импорта и сальдо внешнеторгового оборота.
2011 г. |
В % к 2010 г. |
2012 г. |
В % к 2011 г. |
2013 г. |
В % к 2012 г. |
Внешнеторговый оборот, млн долл. США | |||||
9 631 |
190 |
8 839 |
91,8 |
8365 |
94,6 |
Экспорт, млн долл. США | |||||
6 077 |
240 |
5 288 |
87,1 |
4 989 |
94,3 |
Импорт, млн долл. США | |||||
3 554 |
140 |
3 551 |
99,9 |
3 376 |
93,4 |
Сальдо, млн долл. США | |||||
2 522 |
|
1 737 |
|
1 613 |
|
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в последние три года наблюдается неуклонное снижение внешнеторгового оборота Нижегородской области. При этом темпы снижения объемов импорта в среднем ниже темпов снижения объемов экспорта, что приводит к постепенному уменьшению сальдо торгового баланса.
В целях коренного изменения сложившейся ситуации, оживления внешнеэкономической деятельности как одного из ключевых факторов успешного и устойчивого развития Нижнего Новгорода, должна быть разработана и принята специальная система мер, направленная, прежде всего, на оказание организационно-методической помощи предприятиям и организациям города, реализующим проекты и программы внешнеэкономического характера, оказание содействия приоритетному развитию промышленных предприятий, производящих ориентированную на экспорт и импортозамещающую продукцию, и, в целом, на поддержку местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внешний рынок.
Товарная структура экспорта
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Минеральные продукты - 72,5%, машиностроительная продукция - 9,9%, металлы и изделия из них - 7,7% |
Минеральные продукты - 73,6%, машиностроительная продукция - 11,3%, продукция химической промышленности, каучук - 5% |
Минеральные продукты - 72,5%, машиностроительная продукция - 11,6%, продукция химической промышленности, каучук - 5,7% |
Товарная структура импорта
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Машиностроительная продукция - 38,6%, продукция химической промышленности, каучук - 23,3%, металлы и изделия из них - 20,6%, продовольственные товары и сырье - 8,8% |
Машиностроительная продукция - 50,5%, продукция химической промышленности, каучук - 19,3%, металлы и изделия из них - 12,6%, продовольственные товары и сырье -8,4% |
Машиностроительная продукция - 51,1%, продукция химической промышленности, каучук - 21,3%, продовольственные товары и сырье - 10,0%, металлы и изделия из них - 8,0% |
Основные торговые партнеры
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Общее количество - 135 стран Крупнейшие при экспорте: Нидерланды (51,2%), Украина (8,6%), Финляндия (7,2%), Афганистан (3,4%), США (3,4%), Индия (2,6%), Германия (1,5%), Латвия (1,5%), Венесуэла (1,4%), Швеция (1,3%), Бельгия (1,3%), Франция (1,3%); при импорте: Германия (21,8%), Франция (12,7%), Китай (10,6%), Украина (8,2%), Финляндия (4,2%), Италия (4,2%), Бельгия (3,1%), Япония (3,1%), США (2,8%), Индонезия (2,4%), Польша (2,2%), Ирландия (2,1%), Турция (1,9%), Чехия (1,8%), Соединенное королевство (1,8%). |
Общее количество - 142 страны Крупнейшие при экспорте: Нидерланды (60,6%), Украина (6,8%), Бельгия (3,4%), Венесуэла (3%), Германия (2,2%), Туркмения (2,1%), Индия (2,1%), Узбекистан (1,5%), США (1,4%), Франция (1,3%), Турция (1,2%); при импорте: Германия (19,4%), Франция (12,7%), Китай (11,6%), Украина (5,9%), Италия (4,9%), Финляндия (3,2%), Польша (3,1%), США (2,9%), Соединенное королевство (2,5%), Швейцария (2,5%), Турция (2,5%), Япония (2,5%), Чехия (2,4%), Республика Корея (2,1%), Бельгия (2%), Индонезия (1,6%), Нидерланды (1,6%), Дания (1,3%). |
Общее количество - 146 стран Крупнейшие при экспорте: Нидерланды (47,2%), Украина (6,4%), Бельгия (4,3%), Дания (3,4%), Индия (2,9), Италия (2,8%), Франция (2,5%), Германия (2,5%), Азербайджан (2,3%), США (2,2%), Туркмения (1,9%), Египет (1,4%), Польша (1,4%), Узбекистан (1,4%), Гибралтар (1,3%); при импорте: Германия (19,4%), Китай (13,3%), Италия (6,5%), Франция (6,5%), Украина (4,3%), Польша (3,8%), США (3,7%), Финляндия (3,3%), Чехия (3,0%), Республика Корея (2,9%), Япония (2,8%), Индонезия (2,7%), Соединенное Королевство (2,6%), Турция (2,4%), Нидерланды (2,3%), Бельгия (1,8%). |
Анализируя товарную структуру экспорта и импорта, можно сделать вывод о том, что в последние годы в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, машиностроительная продукция и продукция химической промышленности, каучук.
В импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, каучук, продовольственные товары и сырье, металлы и изделия из них.
Количество торговых партнеров Нижегородской области с каждым годом растет. В качестве главных торговых партнеров традиционно выступают страны дальнего зарубежья. Так, в 2013 году их доля в товарообороте области составила 90,5%, в том числе в экспорте - 87,1%, в импорте - 95,5%.
2.1.3. SWOT-анализ города Нижнего Новгорода с точки зрения развития международной и внешнеэкономической деятельности.
Сильные и слабые стороны Нижнего Новгорода
Фактор |
Сильные стороны (преимущества) |
Слабые стороны (недостатки) |
Экономико-географическое положение |
Центральное положение на внутрироссийском рынке, мощный транспортный узел на пересечении направлений Центр - Восток и Север - Юг России. |
Отсутствие прямого выхода за рубеж. |
Транспортно-логистическая инфраструктура |
Наличие комплексного транспортного узла: большая протяженность и высокая плотность автомобильных дорог (более 12 тысяч км автомобильных дорог с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России); автодороги федерального значения М7 и Р158; 1300 км железных дорог при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; один из ходов Транссибирской магистрали; речной грузовой узел и пассажирский порт с выходом ко всем морям, омывающим Европейскую часть России (около 900 км внутренних водных путей, несколько причалов для перевалки грузов); вхождение в два транс-европейских транспортных коридора: N 2 "Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород" и N 9 "Север Европы - Средиземноморский бассейн" (речной компонент); международный аэропорт. |
Недостаток современных логистических центров, терминальных комплексов международного уровня, включающих эффективные таможенно-складские мощности. Ограниченный доступ в северные районы Нижегородской области и северные регионы Российской Федерации из центра вследствие "разорванности" области по реке (единственный на 300-километровом участке реки Волга автомобильно-железнодорожный мост способен обеспечить не более 50% пиковых нагрузок). Перегруженность автотранспортной системы Нижнего Новгорода транзитным транспортом вследствие отсутствия удобного объездного пути, что приводит к вынужденным простоям транспорта и ухудшению экологической обстановки. Неразвитая инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок аэропорта Нижнего Новгорода. |
Геополитическое положение, уровень известности, имидж |
Общенациональное оборонно-промышленное и научно-инновационное значение. Имидж "опорного края державы". Историческая функция Нижнего Новгорода как торгового центра. Мировая историческая и культурная ценность Н.Новгорода. Относительная политическая стабильность. |
Близость других экономически развитых промышленных центров. |
Потребительский потенциал |
Привлекательный потребительский рынок с тенденцией к росту емкости по основным товарным группам |
Периферийное значение потребительского рынка |
Население и условия для жизни |
Высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения. Относительно развитая природоохранная инфраструктура. Глубокие технологические традиции: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Качество жилищных условий находится на среднероссийском уровне. |
Сокращение численности населения и средней продолжительности жизни, снижение доли трудоспособного населения и экономически активного населения, отставание социальной сферы, сильная имущественная дифференциация населения. Ограниченные возможности по предоставлению доступного жилья. Ограниченные возможности проведения досуга по сравнению с мировым уровнем. |
Образовательный и научно-исследовательский комплекс |
Один из ведущих в России образовательных центров, в котором обучается свыше 150000 студентов. 45 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и 5 институтов Российской Академии Наук. |
|
Условия хозяйственной деятельности |
Налоговые льготы предпринимателям. Благожелательность и гибкость администрации города по отношению к инвесторам. Стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли в Н.Новгороде ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов европейской части России. Относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала в сравнении с другими регионами. |
Административные барьеры для предпринимательства. Рост цен и тарифов естественных монополий. Отсутствие комплексной системы привлечения инвестиций. Недостаточная инвестиционная активность иностранного бизнеса. Отсутствие информационной базы по внешним связям предприятий. |
Производственный потенциал |
Наличие ряда высокотехнологичных и наукоемких отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. |
Неконкурентоспособность многих отраслей. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов. Низкий уровень производительности труда. |
Международное и внешнеэкономическое сотрудничество |
Достаточно развитая инфраструктура зарубежных (в том числе, побратимских) связей. Наличие городской и областной структур, регулирующих международную и внешнеэкономическую деятельность. Размещение в Нижнем Новгороде зарубежных почетных Консульств, дипломатических и коммерческих представительств. Наличие большого числа зарубежных образовательных и культурных центров. Наличие у администрации города опыта проведения международных и межрегиональных экономических миссий, форумов, конференций, выставок, ярмарок, иных мероприятий. |
Нехватка информации о городе на мировом уровне. Отсутствие продуманной стратегической системы развития международной и внешнеэкономической деятельности. Недостаточное развитие инвестопроводящей структуры. Недостаток собственных инвестиционных ресурсов. |
Природная среда и возможности рекреации |
Наличие региональных рекреационных зон. Потенциальный центр отечественного и зарубежного туризма. |
Напряженная экологическая ситуация. Высокий уровень выбросов в водно-воздушный бассейн, шумовой нагрузки, радиационного загрязнения. Высокая вероятность техногенных экологических катастроф. |
Возможности и угрозы для развития Нижнего Новгорода
Возможности |
Угрозы |
Стабилизация экономической ситуации в стране |
Финансовый кризис |
Политическая стабильность |
Наличие достаточных преимуществ у городов -ближайших конкурентов |
Усиление стратегии государства по привлечению иностранных инвестиций |
Ограниченность прав местного самоуправления в области привлечения инвестиций, кредитов и т.п. и, как следствие, низкая инвестиционная активность |
Реализация международных транспортных проектов (развитие международных транспортных коридоров) |
Критический уровень дифференциации доходов населения, нестабильный обменный курс, рост ставки процента, рост уровня инфляции |
Развитие новых сфер бизнеса |
Вывоз капитала |
Интеграция в европейскую и мировую экономику, слом коммуникационных барьеров между странами |
Рост конкуренции для отраслей региона со стороны ведущих мировых участников рынка |
Наличие высококвалифицированной и дешевой рабочей силы |
"Утечка мозгов" |
2.1.4. Основные приоритеты в развитии международных и внешнеэкономических связей. Создание благоприятных условий для развития внешних связей города Нижнего Новгорода.
Успешное и устойчивое развитие города в условиях глобализации, интеграции и создания единых экономических пространств невозможно без его гармоничного вхождения в систему мирохозяйственных связей.
В этой связи необходимо сформировать целенаправленную стратегию развития международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода, предусматривающую:
1) поддержку местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внешний рынок;
2) оказание содействия приоритетному развитию предприятий, производящих ориентированную на экспорт и конкурентоспособную импортозамещающую продукцию;
3) оказание организационно-методической помощи предприятиям и организациям города, реализующим проекты и программы международного и внешнеэкономического характера;
4) оказание содействия нижегородским и зарубежным предприятиям, организациям, научным и образовательным учреждениям в установлении и развитии образовательного и научно-технического сотрудничества.
Необходимо также создавать благоприятные условия для развития внешних связей Нижнего Новгорода путем создания привлекательного имиджа Нижнего Новгорода как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, научным, образовательным и культурным потенциалом:
- разработки и реализации программ и мероприятий по повышению политической и экономической привлекательности Нижнего Новгорода с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- организации и проведения в Нижнем Новгороде конгрессов, выставок, конференций, форумов по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран с целью укрепления международного имиджа Нижнего Новгорода;
- организации и проведения в Нижнем Новгороде конгрессно-выставочных мероприятий, направленных на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, с целью формирования имиджа Нижнего Новгорода как конгрессного центра Поволжья;
- проведения презентаций экономического, научного и культурного потенциала Нижнего Новгорода и иных имиджевых мероприятий в России и за рубежом;
- создания, регулярного обновления и организации распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде в печатной, электронной и иных формах на русском и иностранных языках;
- включения информации о международных и внешнеэкономических проектах, реализуемых на территории Нижнего Новгорода, в общероссийские и международные коммуникационные сети;
- публикации информационно-аналитических материалов о международной и внешнеэкономической деятельности на территории города в отечественной и зарубежной прессе;
- проведения конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов и иных мероприятий, направленных на совершенствование сферы гостеприимства Нижнего Новгорода, повышение профессиональной квалификации специалистов данной сферы.
Соблюдение указанных приоритетов в развитии международных и внешнеэкономических связей города Нижнего Новгорода положено в основу мероприятий, предусмотренных настоящей муниципальной программой.
2.2. Цели, задачи
Цель программы: создание благоприятных условий для развития внешних связей города, обеспечивающих гармоничное вхождение Нижнего Новгорода в систему международного экономического сотрудничества, эффективное использование конкурентных преимуществ города при осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности; продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом.
Достижение указанной цели должно осуществляться на основе комплексной программной проработки с учетом всех возможностей и форм сотрудничества, что и определяет круг задач, на решение которых направлена настоящая муниципальная программа.
Основными задачами муниципальной программы являются:
- определение приоритетных направлений развития международных и внешнеэкономических связей города Нижнего Новгорода;
- повышение результативности осуществления внешних связей города Нижнего Новгорода;
- укрепление экономической и политической привлекательности города Нижнего Новгорода с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- содействие созданию новых рабочих мест и продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки;
- увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода;
- эффективное использование побратимских и партнерских отношений для формирования устойчивых информационных каналов и установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами.
2.3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация программы будет осуществляться в 2015 - 2017 гг.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 23 декабря 2015 г. N 2925 подраздел 2.4 раздела 2 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
2.4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Таблица 1. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Наименование мероприятия |
Категория расходов |
Сроки выполнения |
Ответственный исполнитель |
Краткое описание мероприятия |
1. Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в посольствах иностранных государств в Москве, в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Презентация экономического, научного, образовательного и культурного потенциала Нижнего Новгорода; выставки фотографий и работ нижегородских художников; выставка народных художественных промыслов; выступление нижегородского творческого коллектива; вручение презентационных материалов о Нижнем Новгороде. Организация визитов официальных делегаций Нижнего Новгорода в города-побратимы и партнеры |
2. Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Участие в работе форума, конференции, выставки, семинара, презентация города Нижнего Новгорода и его потенциала, проведение переговоров с потенциальными партнерами, установление непосредственных контактов между нижегородскими и иностранными хозяйствующими субъектами. Организация Дней культуры Нижнего Новгорода, зарубежных выступлений нижегородских творческих коллективов, мастер-классов, участия нижегородских спортсменов в международных соревнованиях, чемпионатах, спортивных фестивалях, участия представителей Нижнего Новгорода в зарубежных мастер-классах, конкурсах и иных мероприятиях в области совершенствования сферы гостеприимства и иного участия представителей Нижнего Новгорода в международных мероприятиях за рубежом |
3. Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий публичного (массового) характера по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Организация и проведение конгрессно-выставочных мероприятий по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран Организация и проведение конгрессно-выставочных мероприятий, направленных на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, в сотрудничестве с АГП. Проведение переговоров с потенциальными партнерами, установление непосредственных контактов между нижегородскими и иностранными хозяйствующими субъектами. Проведение в Нижнем Новгороде международных молодежных лагерей, форумов, конференций, дней культуры, конкурсов, фестивалей, выставок, соревнований, чемпионатов, спортивных фестивалей и пр. с участием городов-побратимов и партнеров Проведение в Нижнем Новгороде кулинарных мастер-классов и фестивалей, конкурса "Нижегородское гостеприимство", конкурсов для студентов ВУЗов, направленных на совершенствование нижегородской сферы гостеприимства, с участием городов-побратимов и партнеров. Организация участия представителей городов-побратимов и партнеров в праздновании Дня города Нижнего Новгорода, в Фестивале народных художественных промыслов, Фестивале национальных культур и иных мероприятиях |
4. Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Создание, обновление электронной презентации города Нижнего Новгорода и электронного каталога; создание и выпуск печатных презентационных материалов о Нижнем Новгороде; создание и обновление презентационных фильмов о Нижнем Новгороде |
5. Организация мероприятий по реализации международных образовательных проектов |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Организация школьных, студенческих и академических обменов, а также мероприятий по международному сотрудничеству с молодежными организациями Организация обучения за рубежом специалистов предприятий и учреждений Нижнего Новгорода, обеспечивающих жизнедеятельность города |
6. Сотрудничество с международными организациями, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом, а также с иностранными и российскими структурами, отвечающими за развитие международных и межрегиональных связей |
Прочие расходы |
2015 - 2017 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей |
Сотрудничество с Международной Ассоциацией "Породненные города", Ассоциацией городов Поволжья, Союзом российских городов, Представительством МИД России в Нижнем Новгороде, почетными консульствами иностранных государств, аккредитованными в Нижнем Новгороде, национальными культурными центрами и пр. Оплата членских взносов в МАГ, МАПГ и другие российские и международные организации, членами которых является Нижний Новгород |
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16 апреля 2015 г. N 686 подраздел 2.5 раздела 2 настоящей Программы изложен в новой редакции
См. текст подраздела в предыдущей редакции
2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации муниципальной программы
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах
N п/п |
Наименование индикатора / непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значение индикатора / непосредственного результата |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Муниципальная программа города Нижнего Новгорода "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" | |||||||
|
Индикатор 1. Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и внешнеэкономическую деятельность администрации города Нижнего Новгорода |
шт. |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
|
Индикатор 2. Количество российских и зарубежных участников мероприятий внешнеэкономического характера, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода в процентах к 2014 году |
% |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Индикатор 3. Количество упоминаний о Нижнем Новгороде в СМИ городов-побратимов и партнеров в процентах к 2014 году |
% |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Индикатор 4. Доля участников международных и внешнеэкономических мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия (по опросам) |
% |
- |
- |
20 |
35 |
50 |
|
Непосредственный результат 1. Количество иностранных делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода |
ед. |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Непосредственный результат 2. Количество международных публичных (массовых) мероприятий, в которых приняли участие представители Нижнего Новгорода |
ед. |
70 |
70 |
45 |
45 |
45 |
|
Непосредственный результат 3. Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенных при содействии администрации города Н.Новгорода |
ед. |
80 |
80 |
50 |
50 |
50 |
2.6. Меры правового регулирования
Принятие новых правовых актов не предусмотрено.
2.7. Участие в реализации муниципальной программы муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Нижнего Новгорода, общественных, научных и иных организаций не предусмотрено.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21 апреля 2016 г. N 1104 подраздел 2.8 раздела 2 настоящей Программы изложен в новой редакции
2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода
Статус |
Наименование |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (руб.), годы |
|||
2014 год** (справочно) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Муниципальная программа города Нижнего Новгорода |
"Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" |
всего |
600000 |
370070 |
750000 |
360000 |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
600000 |
370070 |
750000 |
360000 |
||
Основное мероприятие 1 |
Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в посольствах иностранных государств в Москве, в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
130000 |
0 |
||
Основное мероприятие 2 |
Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
50000 |
0 |
100000 |
|
Основное мероприятие 3 |
Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий публичного (массового) характера по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
400000 |
370070 |
600000 |
360000 |
Основное мероприятие 4 |
Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
0 |
0 |
50000 |
|
Основное мероприятие 5 |
Организация мероприятий по реализации международных образовательных проектов |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
20000 |
0 |
||
Основное мероприятие 6 |
Сотрудничество с международными организациями, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом, а также с иностранными и российскими структурами, отвечающими за развитие международных и межрегиональных связей |
Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (управление делами администрации города Нижнего Новгорода) |
0 |
0 |
*- мероприятия реализуются в случае выделения дополнительных средств из бюджета города Нижнего Новгорода.
** - в данном столбце указываются сведения о реализации мероприятий в рамках текущей деятельности исполнителей программы, являющихся аналогичными мероприятиям программы.
Таблица 5. Прогнозная оценка расходов на реализацию муниципальной программы за счет всех источников
Статус/наименование |
Ответственный исполнитель |
Расходы (руб.) годы |
|||
2014 год* (справочно) |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
МП "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" |
600 000 |
370 070 |
750 000 |
360 000 |
|
(1) собственные городские средства |
600 000 |
370 070 |
750 000 |
360 000 |
|
(2) расходы областного бюджета |
|
|
|
|
|
(3) расходы федерального бюджета |
|
|
|
|
|
(4) прочие источники |
|
|
|
|
* - в данном столбце указываются сведения о реализации мероприятий в рамках текущей деятельности исполнителей программы, являющихся аналогичными мероприятиям программы.
2.9. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Вид риска |
Механизм минимизации риска |
Недостаточное бюджетное финансирование |
Привлечение средств из внебюджетных источников |
Форс-мажор, человеческий фактор (низкая активность потенциальных участников мероприятий муниципальной программы) |
Постоянный мониторинг активности, корректировка мероприятий, направленных на ее повышение |
Более высокий рост цен на отдельные виды работ, услуг, предусмотренные в рамках программных мероприятий |
Постоянный мониторинг цен, тщательный анализ рынка |
3. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы выражается в:
- повышении международной и внешнеэкономической активности города Нижнего Новгорода, расширении круга географических рамок и взаимодействующих субъектов;
- увеличении объемов внешнеэкономической деятельности;
- укреплении имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, образовательным, научным и культурным потенциалом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 18 сентября 2014 г. N 3732 "Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности" на 2015 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "День города. Нижний Новгород" от 26 сентября 2014 г. N 77
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14 декабря 2016 г. N 4250 настоящее постановление отменено с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 1 июня 2016 г. N 1524
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 21 апреля 2016 г. N 1104
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 23 декабря 2015 г. N 2925
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16 апреля 2015 г. N 686
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 декабря 2014 г. N 5059