В целях совершенствования методологии бухгалтерского учета и отчетности, для установки единого порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в министерстве социальной политики Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об инвентаризационной комиссии министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Положение).
2. Инвентаризационной комиссии министерства социальной политики Нижегородской области при проведении инвентаризаций руководствоваться утвержденным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления финансового учета и бюджетной политики М.А. Чернову.
И.о. министра |
С.Н. Кошелева |
Утверждено
приказом министерства социальной
политики Нижегородской области
от 5 октября 2016 г. N 538
Положение
об инвентаризационной комиссии министерства социальной политики Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Инвентаризационная комиссия министерства социальной политики Нижегородской области (далее - инвентаризационная комиссия) - это профессиональное объединение сотрудников, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по выявлению фактического наличия и оценке состояния имущества министерства социальной политики Нижегородской области (далее - министерство), которые сопоставляются с данными бухгалтерского учета.
1.2. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (Государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, приказом министерства от 17.03.2016 N 138 "Об организации единого учетного процесса".
2. Цели деятельности инвентаризационной комиссии
2.1. Основными целями деятельности инвентаризационной комиссии являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- обеспечение контроля за сохранностью бюджетных средств;
- проверка достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
3. Организация работы инвентаризационной комиссии
3.1. Инвентаризационная комиссия действует на базе министерства.
3.2. В состав инвентаризационной комиссии включаются сотрудники министерства.
3.3. Состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом министерства.
3.4. Руководитель министерства создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
3.5. В отчетном году может быть проведено несколько инвентаризаций, при этом дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем министерства, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризация основных средств, товарно-материальных ценностей, имущества казны, имущества, числящегося на балансовых счетах, проводится по состоянию на 1 ноября текущего года, инвентаризация финансовых обязательств по состоянию на 1 января года, следующего за годом проведения проверки. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3.6. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
От материально ответственных лиц получаются расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Аналогичные расписки предоставляют и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
3.7. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, всех видов финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
3.8. Результаты инвентаризации оформляются в инвентаризационной описи (сличительные ведомости). Инвентаризационные описи подписывают члены инвентаризационной комиссии. На основании инвентаризационных описей составляются ведомости расхождений по результатам инвентаризации.
По окончании инвентаризации оформляются акты о результатах инвентаризации, подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии.
3.9. Комиссия правомочна осуществлять свои функции при наличии на момент проведения инвентаризации не менее половины членов инвентаризационной комиссии.
4. Формы актов инвентаризации
4.1. При проведении инвентаризации имущества всех видов финансовых обязательств в министерстве используются следующие регистры:
- акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15 (ф. 0317013);
- инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) (ф. 0504083);
- инвентаризационная опись бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
- инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
- инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
- ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
5. Инвентаризация нефинансовых активов
5.1. Под нефинансовыми активами понимаются все средства бюджетного учреждения, имеющие материально-вещественную форму, в том числе:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материальные запасы.
5.2. До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:
- наличие и состояние инвентарных карточек,
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые министерством в аренду или на хранение. При отсутствии документов, необходимо обеспечить их получение или оформление.
5.3. При инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации жилых помещений инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в казне Нижегородской области.
5.4. Объекты основных средств, находящихся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи предметы вносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность (порча, полный износ и т.п.).
Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета (перевешивания или перемеривания). Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц.
5.5. Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости бухгалтерскими записями. При оприходовании объектов основных средств оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Одновременно на объект заводится Инвентарная карточка учета основных средств. Материально ответственное лицо, за которым закрепляется данный объект, должно расписаться в его получении, с указанием даты оприходования, и включить в инвентарный список основных средств.
5.6. Списание недостач основных средств, образовавшихся вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, оформляется принятыми бухгалтерскими записями по балансовой стоимости.
Списание основных средств вследствие недостачи, установленной при инвентаризации, отнесенных за счет виновных лиц, производится следующей схемой проводок:
начисляются доходы в связи с недостачей, хищениями и др., отнесенными за счет виновных лиц, по рыночной стоимости;
- производится списание стоимости объекта с баланса.
5.7. Выбытие основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104).
6. Инвентаризация всех видов финансовых обязательств
6.1. По наличным денежным средствам составляется Акт инвентаризации наличных денежных средств.
В сроки, установленные Учетной политикой министерства, а также при смене кассира производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
По задолженности работникам министерства выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу.
6.2. При плановой инвентаризации расчетов министерство должно провести также инвентаризацию своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками. В ходе инвентаризации должны быть выявлены причины образования кредиторской задолженности с последующим ее урегулированием. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, не реальные для взыскания, должны списываться по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя министерства.
6.3. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
- правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности.
Суммы, поступившие в возмещение причиненного ущерба, оформляются бухгалтерской записью в зависимости от того, на какой счет поступили суммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 5 октября 2016 г. N 538 "Об утверждении Положения об инвентаризационной комиссии министерства социальной политики Нижегородской области"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 1 ноября 2018 г. N Сл-318-20275/18
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2018 г.